Денежно-кредитная система Российской Федерации - sk-mcity.ru

Денежно-кредитная система Российской Федерации

Денежно-кредитная система России

Понятие современной кредитно-денежной системы

Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

Когда говорят о кредитной системе, то обычно подразумевают две ее стороны. Одна ее сторона — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Вторая ее сторона — совокупность банков, иных кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих временно свободные денежные средства и предоставляющие их в ссуду. Безусловно, кредитная система — понятие более широкое по сравнению с банковской системой, поскольку включает в себя помимо банков, являющихся ее ведущим звеном, банковский, потребительский, коммерческий, государственный, международный кредиты со своими формами отношений и методами кредитования.

Состояние и перспективы развития денежной системы в России

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:

  • — официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;
  • — соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;
  • — исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;
  • — видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;
  • — образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;
  • — на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

  • — прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  • — установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • — установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • — определение порядка ведения кассовых операций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет — это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.

Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2002 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых — 54%, достоинством 100 рублей — 18,5%, 50 рублей — 4,5%, 5 и 10 рублей -1% .

ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.).

Денежно-кредитная система Российской Федерации

08.12.1990 было подписано «Беловежское соглашение». Советского Союза не стало, а на его месте появилось 15 независимых государств [101, с. 353].

Перед Россией встал вопрос — каким путем идти дальше? У руководства страной было два варианта дальнейших действий. Первый предусматривал сначала стабилизировать экономическую обстановку с помощью традиционных советских методов, а затем приступать к подготовке условий для либерализации экономики и проведения институциональных реформ ( «Программа 500 дней»). Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мерами, направленными на стабилизацию ситуации: ограничение бюджетного дефицита и размеров кредита с целью сдерживания инфляции [101, с. 353]. Разработчиком плана действий был министр финансов СССР В. С. Павлов

Было выбрано второй вариант.

«Реформа Павлова» носила конфискационный характер, поскольку деньги можно было обменять в течение всего 3-х дней в пределах среднемесячного заработка. В соответствии с Указом Президента М. Горбачева 23.01.1991 г.. Из обращения было изъято купюры номинальной стоимостью 50 и 100 руб. Кроме того, вводилось ограничение на выдачу вкладов из сберегательных касс, которое составило 500 руб. Таю мероприятия проводились с целью борьбы с коррумпированными чиновниками и валютными спекулянтами, хотя реально больше ударили по обычным гражданам, которые вынуждены были продавать 50-рублевые купюры за меньшую сумму, чтобы хоть что-то сохранить. Таким образом, эффективность проведения денежной реформы Павлова вызвала большие сомнения [205, с. 371; 228, с. 261].

С 02.04.1991 г.. Правительство В. С. Павлова пошел на повышение в 2-5 раз розничных цен практически на все продовольственные и промышленные товары повседневного спроса, надеясь, что это остановит ажиотажный спрос на них. При этом заработная плата повышалась в среднем на 20-30%, выдавалась также единовременная компенсация в размере 60 рублей. Кроме того, в разных уголках СССР из продажи исчезли дешевые товары широкого потребления, прилавки магазинов опустели. В стране назрела продовольственный кризис. Для обеспечения населения элементарными продуктами питания были введены талоны, при предъявлении которых в магазинах граждане могли купить необходимые предметы потребления. Талоны ограничивали количество товаров, которые можно было покупать, а на деньги без талонов практически ничего не молена было приобрести. Повышение цен и введение талонов еще более усилило социальную напряженность в обществе. С весны 1991 начался рост забастовочного движения [101, с. 354-355].

В 1991 СССР охватил масштабный экономический кризис: произошло падение жизненного уровня населения; национальный доход по сравнению с 1990 уменьшился на 20%; дефицит государственного бюджета составил 30%

ВВП; нарастания денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, то есть инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

В июне 1991 был утвержден устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В общем период с июля 1990 до декабря 1991 был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР. В ноябре 1991г. В связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР до 01.01.1992 г. Должен был принять в свое управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. 20.12.1991 г.. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банке России) [166].

Читать еще:  Доверенность на получение банковской карты

В течение 1991-1992 pp. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была сформирована широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация.

Распад СССР повлек за собой образование 15 центральных банков на территории бывшего СССР, каждый из которых мог учитывать денежную массу, предоставляя кредиты. Банки стремились перегнать друг друга в предоставлении кредитов, что вело к нестабильности денежной системы. Распад рублевой зоны стал неизбежным.

Кроме того, встал вопрос о переходе от государственной собственности к частной. Процесс приватизации в России проходил в два этапа [101, с. 355-356]:

— Первый этап — этап ваучерной приватизации (1992-1994 pp.). . В 1993 г. начали создаваться чековые инвестиционные фонды, которые правительство считало опорой при формировании будущего финансового рынка;

— Второй этап — этап приватизации (1995.), Главной особенностью которого был переход к денежной форме приватизации, привело к развертыванию основной борьбы за реальную собственность. Государство рассчитывало пополнить свой бюджет за счет продажи акций, а полученные средства направить на инвестиционные цели. Но эта схема не сработала, как сработали и многие другие решения правительства в этот период.

Всего в период реформ денежно-кредитная система Российской Федерации испытывала серьезные структурные изменения: возникали новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицировалась система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов, сложились другие пропорции в динамике государственного и частного секторов. Существенные изменения произошли и в функционировании банков: повысилась их самостоятельность и роль в народном хозяйстве, расширились функции вновь финансово-кредитных институтов; определялись пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; произошло пошукооптимальне разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; формировалось новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития страны (одними из базовых законов банковской деятельности стали Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В 1995г. Началась первая кризис банковской системы, которая была вызвана неэффективностью рынка межбанковских кредитов. С 1995 г.. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. Но в течение двух лет удалось стабилизировать рынок банковских услуг, наладить систему взаиморасчетов между банками, хотя это и привело к сокращению количества коммерческих банков [143, с. 291].

Однако, уже в августе 1998 г.. Банковская система России потерпела второе кризиса, который сопровождался значительной девальвацией национальной валюты. И 17.08.1998 г.. Было объявлено о введении «комплекса мероприятий, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики», что фактически означало дефолт и девальвацию рубля. Курс рубля упал по отношению к долл. США сразу в 1,5 раза. В этот же день банки перестали выдавать вклады, что стало причиной очередей озабоченных вкладчиков [101, с. 357].

В общем по расчетам Московского банковского союза общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 млрд. Долл. США, из них корпоративный сектор потерял 33 млрд. Долл. США, население — 19 млрд. Долл. США, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 млрд. Долл. США. Итак, в один момент рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. Темпы инфляции ускорились в 3 раза, что вместе с 4-кратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны страны, предприятий и граждан.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г.. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение деятельности коммерческих банков и повышение их ликвидности. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г.. В основном преодолел последствия кризиса [101, с. 358].

В апреле 2005 г.. Правительством РФ и Центральным банком РФ была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года», согласно которой основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005-2008 pp.) Было повышение его устойчивости и эффективности функционирования. Однако, эффективной реализации данной Программы помешала финансовый кризис 2008, которая негативно повлияла на кредитный сектор РФ и в целом на экономику страны.

Согласно опубликованной 26.11.2008 г.. Банком России отчетности о деятельности банков за октябрь совокупный убыток банковской системы России составил 39300000000, рублей: треть банков (288 банков) получили убыток, в совокупности составило 69,0 млрд, рублей (результат не учитывают показатели Внешэкономбанка, убытки которого превысили убытки всей банковской системы и составили 46,0 млрд. руб.). По состоянию на 01.11.2008 г.. Объем золотовалютных резервов в Российской Федерации составил 484 600 000 000. Долл. США.

24 и 28 ноября 2008 ЦБ РФ расширил валютный коридор на 30 коп. в обе стороны, что привело к падению рубля к корзине валют примерно на 9%. С 1 декабря ЦБ России повысил ставку рефинансирования с 12% до 13% и основные ставки по ключевым операциям.

В 2008г. Бюджетные антикризисные меры правительства России составили 1089 млрд, рублей (2,6% ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд, рублей, а на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд, рублей.

Макроэкономические условия, сформировавшиеся в конце 2008г. В Российской Федерации под влиянием мирового финансово-экономического кризиса, требовали от Банка России РФ осуществление мероприятий по снижению инфляции, сохранения устойчивости банковского сектора и создание условий для постепенного выхода экономики из кризиса. Так, было утверждено «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов».

В сентябре-октябре 2008г. Правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самого неотложного на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальным политики, которые были направлены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Меры по укреплению финансово-кредитного сектора, реализованные в 2008, включали: субординированные кредиты — 450 млрд, рублей; рекапитализацию и другие меры прямой поддержки — 335 млрд, рублей; рекапитализацию Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд, рублей; рекапитализацию банков — 75 млрд, рублей; рекапитализацию Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд, рублей. В 2009 г.. Было объявлено о бюджетных антикризисных мер на 1834770000000, рублей, из которых на укрепление финансово кредитного сектора было направлено 625 млрд, рублей.

С целью ограничения оттока капитала, стабилизации ситуации на валютном рынке и снижение инфляции Банком России дважды в феврале 2009 г.. Был повышен процентные ставки по своим операциям. В результате нижняя граница коридора процентных ставок Банка России, определялась ставкой по депозитным операциям, достигла 7,75% годовых. При этом ставка по кредиту «овернайт», что формирует верхнюю границу коридора, оставалась без изменения (13% годовых). В то же время проблемы с ликвидностью кредитных организаций в начале 2009 года требовали от Банка России действий, направленных на поддержку банковского сектора. Поэтому центральный банк продолжил реализацию мероприятий по увеличению сроков и объемов предоставляемой кредитным организациям ликвидности и расширение списка активов, принимаемых в качестве обеспечения по своим кредитам. В этих условиях, учитывая тенденцию снижения инфляции и стабилизации валютного рынка, Банк России в целях стимулирования кредитной активности и восстановление экономического роста с апреля 2009 начал последовательно снижать ставку рефинансирования и процентные ставки по своим операциям. За апрель-декабрь 2009 процентные ставки менялись 10 раз. В целом в зависимости от инструментов денежно-кредитной политики снижения ставок составило 1,5-4,5%. За этот же период минимальная процентная ставка по аукционам прямого РЕПО на 1 день снижена до 6% годовых, ставка по кредитам «овернайт» — до 8,75% годовых, ставка по депозитным операциям на условиях «том-некст», «спот- некст «и» до востребования «- до 3,5% годовых.

Читать еще:  Вложения во внеоборотные активы предприятия. Управление, анализ и учет активов организации

Такое изменение Банком России процентных ставок по операциям сделала определенное влияние на динамику процентных ставок рынка межбанковских кредитов. Активные действия Банка России по поддержанию межбанковского рынка на фоне постепенной макроэкономической стабилизации способствовали формированию с середины февраля 2009 пониженной динамики межбанковских процентных ставок. В апреле-декабре 2009г. Суммарное снижение ставки рефинансирования Банка России составило 4,25 процентных пункта, а это способствовало восстановлению российского рынка и улучшение макроэкономической ситуации в стране [101, с. 361].

В первой половине 2010 в условиях быстрого снижения инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России 4 раза принимал решение о снижении своих процентных ставок; предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансовостийким банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате проведенных мероприятий кризис ликвидности банковского сектора была погашена, удалось предотвратить массовое банкротству банков [166].

Таким образом, денежно-кредитная система России прошла серьезную эволюцию своего развития в течение длительного исторического периода и подверглась значительному реформированию под влиянием экономических и политических факторов.

Кредитная система

Существующая в нынешнее время кредитная система России представляет собой механизм взаимодействия финансовых учреждений (банковских и небанковских), которые способны влиять на экономику, а также изменять денежную массу, находящуюся в обращении, координируя, перераспределяя и предоставляя денежные средства.

Кредитная система — структура

Кредитная система считается одной из главных составляющих российской финансовой системы. Она способна влиять на баланс в народном хозяйстве, регулировать предпринимательскую активность, определять правила финансовых взаимоотношений рыночных субъектов. Финансово-кредитная система РФ является трехуровневой и включает:

  1. Центральный банк, отвечающий за выпуск национальной валюты, кредитующий коммерческие банки, контролирующий все элементы структуры;
  2. Коммерческие банки, предоставляющие финансовые услуги населению и предприятиям, выступающие посредником, обеспечивающие платежный оборот;
  3. Парабанковские организации, или кредитно-финансовые учреждения, взаимодействующие с определенными секторами хозяйственной деятельности.

На каждом из представленных уровней выполняются три основные функции финансово-кредитной системы:

  • Денежно-хозяйственная — информирование, кредитование, хранение сбережений населения,
  • Регулирующая — изменение процентов по вкладам/кредитам,
  • Регламентирующая — надзор за деятельностью финансовых учреждений.

Центральный банк как главный участник денежно-кредитной системы

Центральный банк (ЦБ), расположенный на первом уровне и находящийся в ведении государства, обладает уникальным правом эмиссии российского рубля. Кроме того, он проводит денежную политику страны, аккумулируя и сохраняя государственный золото-валютный запас и банковские резервы, определяя условия финансирования частных банков.

Предпринимательскую активность Центральный банк может стимулировать или снижать с помощью изменения ставки по кредитам. Увеличение или уменьшение ставки Центробанка приводит к соответствующему изменению процентной ставки по кредитам для населения, индивидуальных предпринимателей и предприятий. Данный механизм является одним из основных рычагов современной макроэкономики.

Количество денег Центральный банк в кредитной системе регулирует, определяя норму обязательных банковских резервов, т.е. сумму, которая должна храниться в ЦБ в виде резерва. Изменяя ее, Центробанк расширяет или ограничивает возможности коммерческих банков перераспределять деньги вкладчиков. Подобный механизм считается одним из самых эффективных инструментов управления финансовым сектором экономики.

Второй уровень кредитно-банковской системы — коммерческие банки

Организации следующего уровня осуществляют непосредственное взаимодействие с населением: с отдельными гражданами и целыми компаниями. Данные учреждения отвечают за проведение операций по кредитам и депозитам, а также принимают платежи и проводят расчеты между субъектами хозяйствования. Влияние на формирование денежной массы страны коммерческие банки в кредитной системе оказывают за счет:

  • Аккумулирования свободных финансовых ресурсов,
  • Создания кредитных ресурсов и предоставление их населению на условиях возвратности, срочности и платежности,
  • Выпуска акций/облигаций.

Кроме того, для анализа экономики, в целом, в расчет принимаются финансовые операции, осуществленные банками, по инвестированию, факторингу, лизингу и управлению капиталом клиентов.

Третий уровень кредитно-банковской системы — парабанковские организации

Выделяемые в отдельную группу финансовые организации, относящиеся к третьему уровню кредитной системы, ведут свою активность в определенном секторе. Причем их активность заключена в проведении одной–трех ключевых операций. К данной категории относят:

  • инвестиционные банки, отвечающие за эмиссию и размещение ценных бумаг различных типов;
  • инвестиционные компании ведут активность в нефинансовом секторе экономики. Работая с акциями различных компаний (преимущественно крупных) они являются связующим элементом между сбережениями частных инвесторов и предприятиями;
  • сберегательные банки, объединения собирают и перенаправляют часть финансовых сбережений населения, чаще всего, инвестируя в отрасль строительства;
  • страховые компании на сегодняшний день считаются одними из главных «помощников» долгосрочного финансирования экономики. Главным направлением их работы считается сотрудничество с торговыми, производственными и транспортными корпорациями.
  • пенсионные фонды, направляя собранные средства на приобретение акций коммерческих и государственных предприятий, осуществляют финансирование экономики в длительной перспективе.

Состояние денежно-кредитной системы оказывает непосредственное влияние на положение экономики государства, в целом. Для уравновешивания кредитной системы в современных условиях руководство страны и Центробанка вносит поправки в действующее законодательство, изменяет норму обязательных резервов и процентную ставку по кредитам для коммерческих банков, развивает новые способы ведения деятельности и регулирования.

2.1 Денежно-кредитная система России

Денежная система — тип устройства денежного обращения в стране, который закреплен законодательно и предусматривает единство различных элементов обращения денег. Денежная система устанавливает металл валюты, денежную единицу, порядок чеканки, порядок обращения денег. Основой системы является благородный металл, выполняющий функцию всеобщего эквивалента. Валютный металл определяется условиями исторической эпохи.

С начала ХХ века в капиталистических странах им стало золото вместо серебра. Национальные денежные системы начали складываться примерно с 16-17 вв. вместе с утверждением капитализма, централизованных государств и формирования национальных рынков. Денежная система любой развитой страны включает такие элементы как денежная единица, определенный вид или виды денег, масштаб цен, система эмиссии и госаппарат регулирования обращения денег. Денежная единица — количество драгоценного металла, принимаемое за масштаб цен. Наименование денежной единицы определяется государством. Масштабом цен называют выражение стоимости товара через определенное весовое содержание драгоценного металла в денежной единице. Видами денег, которые выступают законными официальными платежными средствами, являются кредитные деньги и банкноты, монеты и бумажные деньги [12].

Под эмиссионной системой понимают порядок выпуска и последующего обращения денежных знаков, установленный законодательно. Эмиссию проводит центральный банк и казначейство. Денежная система характеризуется такими общими для всех развитых стран чертами. Это отмена официального содержания золота в денежных единицах (демонетизация золота); переход к кредитным деньгам; сохранение в обращении наряду с кредитными бумажных денег; преобладание в денежном обороте безналичных денег; выпуск в обращение банкнот в порядке кредитования государства, хозяйства и под прирост золотых и валютных ресурсов; усиление госрегулирования обращения денег. Денежная система может быть представлена одним из двух ее типов.

Первый — системой металлического обращения, базирующейся на действительных деньгах (металлических из золота или серебра), при которой обращающиеся банкноты можно обменивать на действительные деньги. Второй — системой бумажно-кредитного обращения, когда действительные деньги заменяются знаками стоимости, при этом в обращении остаются только бумажные и кредитные средства обращения и платежа. Современная денежная система РФ начала формироваться после распада Союза. Сегодня денежная система и денежное обращение функционирует согласно закону о Центральном банке от 12.04.1995 года, которые определил ее правовые основы. Денежной единицей РФ (валютой) выступает рубль.

Читать еще:  Выплата зарплаты на банковскую карту сотрудника

Введение других единиц денег запрещено законом. По закону не требуется соотношения между рублями и золотом. Курс рубля по отношению к валютам развитых стран устанавливается Центробанком РФ и официально публикуется. Это необходимо для поддержания нормальных условий для экономической деятельности страны. Виды денег, имеющие силу в РФ — это банкноты и металлические монеты. Они обеспечены активами Центробанка, которые включают золотой запас, ценные бумаги, а также резервы кредитных учреждений. Центробанк утверждают образцы денежных знаков. О выпуске новых денег сообщается в средствах массовой информации. В РФ в обращении находятся наличные деньг (и монеты и банкноты) и безналичные (средства на счетах кредитных учреждений).

Поскольку рубль не связан с золотом, то фиксированных масштаб цен в РФ отсутствует. Государство официально назначает масштаб цен рубля. Центробанк для регулирования экономики с помощью кредитно-денежной политики использует такие инструменты: дисконтную политику (ставка учетного процента), нормы резервов кредитных институтов, операции открытого рынка, регламентация нормативов для кредитных институтов и др.

Выпуск новых денег происходит на основе эмиссионного разрешения, которое выдает Правление Центробанка в пределах суммы, установленной Правительством РФ.

2.2 Денежно-кредитная политика государства и ее инструменты

денежная кредитная система

Важнейшее место в жизни общества занимает денежно-кредитная политика государства. В достаточно развитых странах ее рассматривают как гибкое и оперативное дополнение бюджетной политики, в качестве инструмента «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. У такой политики есть свои отрицательные моменты, которые заключаются в оказании только косвенного влияния на коммерческие банки, целью является регулирование динамики предложения денег. Поэтому заставить напрямую их расширить или сократить кредиты не может. Помощь экономике для достижения общего уровня производства, которая характеризуется отсутствием инфляции и полной занятости, является одной из главных целей кредитно-денежной политики [9].

Денежно-кредитная политика государства является совокупностью мер по экономическому регулированию кредита и денежного обращения, которая направлена на то, чтобы обеспечить экономический рост с помощью воздействия на инвестиционную активность, динамику и уровень инфляции и прочие очень важные макроэкономические процессы. Главная цель такой политики заключена в помощи экономике достижения уровня производства, который приближен к полной занятости, а также стабильным ценам. Денежно-кредитная политика государства исполняется через Центральный банк, однако такая политика определена правительством. Инструментами, которые используются, очень часто в денежно-кредитной политике являются административные меры, установление обязательной формы резервирования, регулирование официальных учетных ставок.

Минимальные резервы на сегодняшний момент являются частью банковских активов, их все банки коммерческого типа должны хранить на счетах Центробанка. Две основные функции выполняют минимальные резервы. Во-первых, они выступают как обеспечение обязательств коммерческих банков по клиентским депозитам (как ликвидные резервы). Минимальные резервы, во-вторых, это инструменты, которые применяются Центральным банком для того, чтобы урегулировать в стране объем денежной массы. В Российской Федерации рынок государственных бумаг начал формироваться в 1993 году. Осенью девяносто восьмого года он был представлен облигациями внутреннего займа, облигациями федерального займа, государственными краткосрочными обязательствами. По ним проценты выплачивались из федерального бюджета, а для того, чтобы погасить облигации, которые ранее были выпущены, следовало имитировать все новые транши.

Денежно-кредитная политика государства плотно связывается с внешнеэкономической и фискальной политикой. Она должна учитывать взаимосвязь главных макроэкономических элементов — объема выпуска, совокупного спроса, ставки процента, денежной массы. И также ожидания покупателей (населения) и инвесторов, доверие нерезидентов и резидентов к действиям правительства. Внутренняя кредитная политика государства будет зависеть от оттока и притока иностранной валюты в страну.

От того, насколько независим Центральный банк как ветвь власти, зависит эффективность проводимой политики, а также от искусства его руководства и квалификации. Основы денежной политики государства заключены в системе «дорогих» и «дешевых» денег. Политика «дорогих» денег основана на том, что ограничивается предложение оных, то есть снижается доступность кредита и увеличение его издержек для понижения расходов и сдерживания инфляционного давления.

Обеспечить коммерческим банкам нужные резервы, то есть способность предоставления ссуд, может политика «дешевых» денег, но она не может дать гарантию того, что действительно банки могут обеспечить ссуду и увеличить предложение денег. Если сложится такая ситуация, то действия данной политики будут малоэффективными. Такое явление имеет название цикличной асимметрии.

Кредитно-денежная политика направлена на осуществление мероприятий, которые предпринимаются правительством в сфере денежных и кредитных отношений с целью регулирования экономических процессов. Координатором ее осуществления является центральный банк. Сама политика осуществляется в два этапа. Первый этап — центральный банк воздействует на параметры кредитно-денежной сферы. Второй этап — подкорректированные параметры передаются в производственную сферу. Результатом эффективного исполнения этих этапов будет служить устойчивость темпов экономического роста, достаточно низкий процент безработицы, стабильность уровня цен и характерное равновесие государственного баланса.

Приоритетом в достижении улучшения экономического состояния любого государства служит стабильность уровня цен. Основные инструменты денежно кредитной политики должны оказывать влияние на все финансовые процессы в государстве в качестве как прямых (или административных), так и косвенных (или экономических) рычагов. Это должно проявляться в контроле государством такого основного финансового показателя, как платежный баланс страны. Административные инструменты денежно-кредитной политики имеют вид предписаний, директив и инструкций, которые должны исходить из Центробанка и регулировать лимиты как на процентные ставки, так и на выдачу кредитов. Контроль за лимитом процентной ставки осуществляется с помощью определения предельного значения ссудного процента, а также депозитной процентной ставки и ставки по сберегательным вкладам.

Лимитирование объемов операций по кредитам предусматривает установление верхнего предельного значения кредитной эмиссии. Данное понятие известно и под таким названием — «кредитный потолок». Другими словами, общая сумма кредитов, которая предоставляется банковским сектором, определяет этот кредитный потолок. Одинаковые ограничения по объемам и темпам роста кредитов устанавливаются для всех коммерческих банков. Иногда ограничение кредита устанавливается только для некоторых секторов экономики и носит название селективного кредитного контроля. К такому методу регулирования относится лимитирование пределов по учету векселей и ограничение кредита на потребление. Прямые инструменты денежно кредитной политики достаточно эффективны во время кризиса кредитной системы, а также при слаборазвитом внутригосударственном финансовом рынке. Основным их недостатком является способствование оттоку денежных средств в «тень» и за рубеж.

Косвенные инструменты кредитно-денежной политики включают: изменения учетной ставки, установку объемов обязательных резервов, а также осуществление операций на открытом рынке. Одним из первых методов, участвующих в регулировании денежно-кредитных отношений, принято считать изменение учетной ставки. Суть его состоит в оказании влияния центрального банка на ликвидность других банков и общую денежную базу.

При этом под ликвидностью необходимо понимать способность банков различной формы собственности в установленные сроки осуществлять погашение всех своих финансовых обязательств. Основные инструменты денежно кредитной политики, позволяющие контролировать банковскую ликвидность, включают и определение суммы обязательных резервов. Данные резервы необходимы для гарантирования выплаты вкладов клиентам в случае банкротства банка.

Центральным банком устанавливается определенный ряд нормативов для обязательных резервов. Например, для увеличения сбережений населения центральным банком устанавливаются более низкие нормы для депозитов с небольшим сроком вклада и более высокие — для вкладов до востребования. Описанные косвенные инструменты денежно кредитной политики оказывают существенное влияние на масштаб и структуру кредитных операций. Их преимуществом является эффективное воздействие на объект регулирования, отсутствие возникновений под их воздействием диспропорций в экономических процессах. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что все инструменты денежно-кредитной политики должны служить рычагами экономического воздействия для достижения положительного макроэкономического эффекта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector