Искусство учиться: как стать лучшим в любом деле

Джош Вайцкин: «Лучше всего я овладел искусством учиться»

Мы уверены в том, что наши постоянные читатели просто не могут не заниматься самообразованием, узнавать новое, то есть постоянно учиться. Им в помощь предлагаем ознакомиться с основными идеями, изложенными в недавно вышедшей книге под названием «Искусство учиться. Как стать лучшим в любом деле». А для того, чтобы мотивировать их на это, расскажем немного об авторе.

Издание представляет собой автобиографию Джоша Вайцкина. Этот удивительный американец с детства отличался такими недюжинными умственными способностями и твердой целеустремленностью, что в 9 лет он был 8-ми кратным чемпионом США по шахматам, в 11 — вничью сыграл с Гарри Каспаровым, в 17 – стал прототипом главного героя фильма «В поисках Бобби Фишера», номинированного на «Оскар». Но этого Джошу показалось недостаточно, и в 22 года он переквалифицировался с шахмат как интеллектуального вида спорта в спорт боевых искусств (тайское единоборство – тайчи), где тоже добился немалых результатов, 13 раз одержав победу на различных чемпионатах и уже в 28 лет став чемпионом мира.

Как и всякая автобиография, книга строится по хронологическому принципу. В первой части Вайцкин описывает события своей жизни после появления в ней шахмат. Без утайки рассказывает о тех победах и поражениях, которые сформировали автора как личность и заложили основы его отношения к обучению. Вторая часть посвящена «периоду тайчи», в процессе занятием которым Джош успешно применял принципы обучения, наработанные в «период шахмат».

Однако основной посыл, или как модно сейчас говорить «message», содержится в третьей части. Это те самые универсальные принципы обучения, благодаря которым Джон Вайцкин смог добиться столь поразительных успехов во всем, за что брался. Делая основной упор на психологическую составляющую обучения и дальнейшего развития, автор говорит про себя: «Я понял, что лучше всего овладел не тайцзицюань и не шахматами ― лучше всего я овладел искусством учиться».

Надеемся, что фактическая сторона жизни автора убедила вас, уважаемые читатели, в том, что к его советам есть смысл прислушаться. Итак, кратко излагаем главные принципы обучения от Джоша Вайцкина.

Всегда помнить, что всему можно научиться. Этот принцип касается прежде всего родителей. Если они с самого детства будут формировать в ребенке уверенность в том, что ему все по плечу, он сможет упорным трудом много достичь. Эксперты выделяют две концепции интеллекта: теорию заданности, по которой развить способности очень тяжело и для всего «должен быть талант», и теорию приращения, в соответствии с которой любой навык можно развить. Исследования показывают, что дети, воспитанные по принципам второй теории, достигают больших результатов, так как, попав в сложную ситуацию, демонстрируют ориентацию на овладение необходимыми знаниями в отличие от детей, считающих себя просто умными или глупыми, а также способными или неспособными на что-то.

Не замечать отвлекающие факторы. Мир вокруг живет своей жизнью, и ему совершенно безразлично, что в данный момент вы сконцентрированы на решении текущей задачи. Только в идеальном мире вас ничто не может оторвать от процесса обучения, в реальном же у вас – начальник, жена, дети, которые требуют вашего внимания. Но только в полной концентрации во время процесса обучения можно достичь определенных высот. На время обучения намеренно усиливайте «раздражающие» факторы (например, включайте громкую музыку) и преодолевайте их, советует Вайцкин.

Быстро возвращаться в «себя» после поражения. Автор призывает не зацикливаться на временных неудачах, сохраняя присутствие духа и ясность мысли после поражения. Это связано с тем, что первая ошибка редко ведет к катастрофе, но если за ней следуют вторая, третья и четвертая, то они запускают разрушительную цепную реакцию. Можно визуализировать это с помощью двух линий, стремящихся друг к другу, но не пересекающихся. Одна из этих линий ― время, а вторая ― восприятие нами текущего момента. Когда мы адекватно оцениваем происходящее, наше восприятие идет наравне с движением времени, но если совершаем ошибку и фиксируемся на ней, то отстаем от хода времени и остаемся в прошлом. При этом разрыв между временем и восприятием постоянно увеличивается: время идет, а мы остаемся на месте.

Не бояться ошибок. Нужно помнить, что бывают периоды временного спада результатов. И это абсолютно нормально. Порою во время таких спадов мы понимаем о себе даже больше, чем во время побед. Даже великие спортсмены, например, Майкл Джоржан, иногда позволяют себе тратить время без непосредственной пользы для своей карьеры, а также находить время на то, чтобы, фигурально выражаясь, «наточить мечи» для продолжения битвы.

Воспитать в себе «оптимистическую компетентность». Другими словами, чем проще вы относитесь к обучению, тем лучше. Нужно постоянно помнить, что это игра, это живой процесс, в котором неизбежны ошибки. Представьте себе свою жизнь в виде спортивного бревна. Когда вы были маленьким, вы не боялись упасть, бревно казалось широким и надежным, а детская беспечность подталкивала к творческим изысканиям и помогала быстро учиться. Когда человек взрослеет, бревно может превратиться в натянутый канат. Стоит чуть-чуть поскользнуться, и это уже катастрофа. Ключевым аспектом высокоэффективного обучения является способность воспитать в себе оптимистическую компетентность, которая с успехом заменяет игривую беспечность в старшем возрасте.

Учиться новому через противоположное. Проведите аналогию с методом даосских учителей, которые призывают «изучать твердое с позиций мягкого». В большинстве рутинных ежедневных событий можно проследить тонкую связь между противоположностями: по принципу «сытый голодного не разумеет» или «что имеем – не храним, потерявши плачем». «Кто больше ценит воду, чем человек, умирающий от жажды в пустыне?», — спрашивает автор и призывает использовать склонность человеческого ума оценивать вещи друг относительно друга.

Верить интуиции. Интуиция ― наш самый ценный компас в этом мире. Это мост между сознанием и подсознанием, и крайне важно влиять на подсознание через него. Если нас так увлекает самовлюбленный академический реализм, что мы способны объявить интуицию несуществующей только потому, что не вполне понимаем механизм ее действия, или если мы близоруко считаем подсознание частью системы, загадочным образом функционирующей в области, с которой не имеем связи, то теряем отличную возможность установить контакт с неиссякаемым источником творческой энергии.

Разрешить себе быть лучшим. По мнению автора, между мало-мальски пристойным уровнем, по-настоящему хорошим уровнем, одним из лучших и самым высшим уровнями существуют четкие различия. Средний уровень подразумевает достаточно высокий лимит на ошибки. Если вы хотите стать лучшим, то рискуйте тогда, когда другие избегают риска, извлекайте уроки и учитесь в любой ситуации использовать неблагоприятную ситуацию к своей выгоде. Чтобы попасть на самый верх, требуется увлеченность и ищущий склад ума. Такие люди воспринимают препятствия как дополнительный толчок к новым поискам и обучению чему-то новому, что только укрепляет решимость. Любую травму или потерю легче пережить, если не сдаваться. «Не бойтесь стать лучше. Не бойтесь быть лучшими», — призывает Джон Вайцкин.

Вот как позиционируется книга на одном из «книжных» авторских блогов (http://alisa-alexeewa.com/). «Книга Джона Вайцкина «Искусство учиться. Как стать лучшим в любом деле» — отличный автобиографический роман плюс интересный «живой», работающий материал о том, как стать лучшим. Многим не понравится, потому, как нужно работать и дружить с головой, а многие не хотят ни одного, ни другого. Печально. Скучно, наверное, до безумия».

Нам с вами, дорогие читатели, совсем не скучно, ведь мы постоянно находимся в поисках новых знаний. Остается только «по-белому» позавидовать талантам, целеустремленности и работоспособности Джона Вайцкина и поблагодарить автора за его стремление поделиться своим опытом жизни и самосовершенствования с другими и преподать им урок того, что всего можно добиться через упорную работу над собой, своими психологическими установками и привычками. Но, как говорится в одной китайской пословице, учителя только открывают двери, дальше вы идете сами. В чем мы и желаем всем всяческих успехов!

verushinblog

Цитаты из книги «Искусство учиться. Как стать лучшим в любом деле» Джош Вайцкин

Некоторые люди способны понять принцип действия, досконально изучив всего один предмет или событие… Предметы и люди подчинены одному и тому же правилу. Если вы разбираетесь в чем-то одном, то разберетесь и в другом, по крайней мере в основных и общих чертах.
Эр Ченг Иши, XI век

Совершенствоваться можно, только преодолевая сопротивление. Мы учимся, только прилагая усилия и достигая самых дальних рубежей собственного сознания.

Читать еще:  Как бороться с навязчивыми мыслями, страхами и фобиями

…древней индийской притчи, которая долгое время играла большую роль в моей жизни. Человек хотел прогуляться по лужайке, но земля там была усеяна шипами. У него было две возможности: замостить собственную дорогу, пролегающую через лужайку, и окультурить природу и — надеть сандалии. Надевание сандалий — это внутреннее решение. …такое решение не ставит достижение конечной цели в зависимость от содействия окружающего мира или огромной силы; скорее оно предполагает тщательную подготовку и культивируемую гибкость.

Я называю этот метод «найти решение внутри себя» мы замечаем события вокруг нас, которые служат стимулами для дальнейшего роста или создают для него условия. Затем можно воспроизвести последствия этих событий, не дожидаясь их реального возникновения. Таким образом, проблема становится мощным толчком к дальнейшему творческому развитию.

Мое понимание процесса обучения сводилось к тому, что следует найти отклик в сердце для того, что изучаешь, а уже после этого изучать технические аспекты.

Сначала вы изучаете основы, усваиваете принципы своего искусства, затем расширяете и совершенствуете арсенал приемов и методов, отобранных в соответствии с вашими собственными предпочтениями, и все это время не теряете связи, пусть и абстрактной, с тем, что, по вашим ощущениям, является сердцевиной искусства. В результате формируется массив глубоко усвоенных, взаимосвязанных знаний, в центре которого находитесь вы. Управление этим массивом и его использование для генерирования творческих озарений осуществляются на основе интуиции.

В любом виде деятельности способность сохранять ясную голову, вовлеченность, спокойствие «под огнем» — это именно то, что отличает лучшего из лучших от посредственного специалиста.

Эта проблема присутствует и в том случае, если речь идет об индивидуальных по своей сути занятиях, таких как писательский труд, живопись, наука или обучение, — правда, проявляется несколько иначе. При отсутствии постоянного внешнего воздействия нам приходится самим следить за собственными действиями, и лучший показатель эффективности такого контроля — степень сосредоточенности. Нельзя надеяться достичь совершенства, если считать нормой жизни формальное выполнение своих обязанностей. Если глубокая и гибкая сосредоточенность становится второй натурой, то жизнь, искусство и обучение достигают таких высот, которые способны восхитить и потрясти. Преуспевают, как правило, те, кто стремится каждую секунду жизни прожить максимально полно и творчески. Для этих мастеров полной жизни степень вовлеченности в ежедневный процесс обучения настолько высока, что остальным удается к ней приблизиться лишь изредка, когда обстоятельства складываются наилучшим образом.

Но секрет состоит в том, что обстоятельства всегда складываются наилучшим образом. Чем выше степень вовлеченности в повседневные тренировки, тем выше она будет и во время турнирного боя, в совещательной комнате совета директоров, на экзамене, за пультом управления, на сцене. Если у нас есть хотя бы малая надежда достичь совершенства, не стоит жаловаться на обстоятельства; мы должны привыкнуть жить в постоянном напряжении. Сосредоточенность должна стать такой же естественной, как дыхание.

Если вы действительно хотите достичь совершенства, могу порекомендовать вам использовать режим чередования нагрузок и восстановления во всех аспектах жизни. По правде говоря, именно на этом основан мой подход к обучению — на разрушении искусственных барьеров между различными видами деятельности и обобщении опыта, полученного в каждом из них.

Реальность существенно отличается от голливудских фильмов, где развязка наступает в тот момент, когда мы этого хотим; да и яркие моменты в настоящей жизни случаются реже, чем обычные серые будничные часы, дни, месяцы и даже годы. В таком случае можно ли подготовиться к решающему моменту в жизни, если он все равно наступает неожиданно?

Мой ответ исходит из того, что вопрос поставлен неправильно. Мы не только должны научиться быть готовыми ко всему во время ожидания — нам это должно нравиться. Потому что ожидание — это не просто ожидание, это и есть наша жизнь. Слишком многие живут, не используя всех своих возможностей, в ожидании того момента, когда начнется настоящая яркая жизнь. Годы проходят в тоске, но это нас не страшит: когда появится наша настоящая любовь или мы найдем наконец свое истинное призвание, жизнь начнется сначала. К сожалению, истина такова: если мы не в состоянии жить полной жизнью постоянно, настоящая любовь может прийти и уйти, а мы этого даже не заметим. И вдруг внезапно мы не станем кем-то, отличным от нас, способным любить и понимать. Я верю в то, что способность видеть и ценить простые ежедневные вещи, глубоко погружаться в банальные дела и чувствовать скрытую красоту жизни неизбежно сопутствует успеху — не говоря уже о счастье.

Мы созданы так, что максимум способностей проявляем перед лицом опасности, но защищенность современной жизни привела к тому, что мы разучились усилием воли направлять энергию на приоритетные дела. Вместо того чтобы бежать от собственных эмоций или сдаваться на их милость, следует научиться сосуществовать с ними, позитивно воспринимать их различные оттенки и находить с их помощью глубинные источники вдохновения. Оказалось, это естественно, если выработать устойчивость к потрясениям и больше не зависеть от эмоциональных всплесков; их можно обуздать и даже подобрать скорость движения в зависимости от их крутизны.

Если я и научился чему-то за свои двадцать девять лет, то в первую очередь тому, что нельзя наперед просчитать важные состязания, приключения или любовь. Единственное, на что твердо можно рассчитывать, — на очередной жизненный сюрприз. Не важно, сколько сил мы потратим на то, чтобы подготовиться к неожиданностям; когда они придут, мы все равно окажемся неготовыми. Возможно, это случится в неблагоприятных и неспокойных условиях. И нам покажется, что весь мир ополчился на нас. Именно в этой ситуации надо действовать намного эффективнее, чем мы могли представить. Я считаю, что самое главное — готовиться так, чтобы оставалось место для вдохновения, чтобы можно было заложить основы для творчества даже под самым жестким давлением.

В заключение хочу сказать, что мастерство включает поиск информации, наиболее точно соответствующей нашим потребностям, и ее полное включение в систему наших взглядов приводит к тому, что она перестает существовать отдельно от нас, а мы обретаем свободу полета.

Как овладеть полезным искусством учиться

Умеем ли мы учиться? Странная постановка вопроса, согласитесь. Многим почему-то кажется, что это врождённое умение, присущее каждому человеку, однако это не совсем так. Умение учиться — это искусство, которым можно овладеть, о чём и рассказывает книга «Искусство учиться».

Автобиография Джошуа Вайцкина «Искусство учиться. Как стать лучшим в любом деле» написана им в 30 лет. К этому возрасту американец сделал карьеру шахматиста и стал чемпионом мира в боевом искусстве тайцзи. Он пришел к выводу, что огромное количество его побед и достижений стали возможны не только благодаря врожденным талантам или характеру.

Джош Вайцкин основывается на том, что успех приходит в результате эффективной деятельности и использования правильных психологических установок. Книга посвящена тому, как развивать гибкость мышления, концентрацию внимания, самоконтроль, как бороться с напряжением и губительной чередой ошибок, терпеть дискомфорт и усталость, переживать эмоциональные потрясения.

По мнению Джоша Вайцкина, суть искусства обучения состоит в том, чтобы человек научился выдерживать самые большие испытания, как победы, так и поражения. Для наглядности он рассказывает о двух подходах к обучению, которые ведут к противоположным результатам — о теории заданности и теории приращения:

Дети, которых родители или учителя научили мыслить в духе теории заданности, склонны использовать такие обороты, как «у меня к этому талант», и приписывать успех или провал врожденным, не поддающимся развитию способностям. Они считают свои способности к тому или иному виду деятельности или науке заданной и неизменной величиной.

Дети, наученные мыслить в духе теории приращения, используют другой подход. Они склонны высказываться примерно так: «Я это усвоил, потому что упорно трудился» или «Мне следовало приложить больше стараний». Ребенок, воспитываемый в духе этой теории, считает, что при условии упорного труда можно освоить даже трудный материал, что, шаг за шагом приращивая свои знания, новичок может достичь уровня мастера. Очень способные дети, воспитанные в соответствии с теорией заданности, оказываются намного менее стойкими в ситуации вызова, чем далеко не такие способные дети, воспитанные в духе теории обучения.

Читать еще:  Заявление о возврате госпошлины в налоговую

Автор книги «Искусство учиться» подчеркивает, как уникальные особенности характера могут оказать влияние на индивидуальный стиль человека:

Я чувствую себя лучше всего в обстановке относительного хаоса. Я всегда любил грозу, снежную бурю, ураган, бурные моря, глубокие воды, где обитают акулы. С самого детства суровые условия придавали мне сил, и, будучи юным участником шахматных соревнований, я частенько обострял игру и заводил ее в тупик, не сомневаясь в том, что смогу найти из него выход быстрее и эффективнее соперников. Если на доске завязывалась упорная борьба, то мои соперники оказывались эмоционально неподготовленными. Мне же, наоборот, трудности даже нравились.

Используйте подсознание для гибкости мышления

Гибкость мышления возможно развивать, если работать со всем потенциалом мозга, как с сознанием, так и подсознанием. Соотношение работы сознания и подсознания равняется 10% к 90%, поэтому сознание может обрабатывать в отрезок времени лишь ограниченный объем информации. В критической ситуации мозг работает эффективнее, включая резервы подсознания.

Джош Вайцкин рассказывает о случае, который произошел с ним с Индии на большом шахматном турнире. Во время раздумий над сложным и важным шагом случилось землетрясение. Погас свет, здание, где проходили соревнования, затряслось, люди в панике начали выбегать из здания. В это время к игроку пришло понимание, какой шаг необходимо сделать. Когда турнир продолжился, шахматист использовал знание, полученное в критический момент, и выиграл матч:

Оказавшись перед выбором «жизнь или смерть», человеческий мозг концентрируется на решении очень узкого круга вопросов. Появляется ощущение замедления хода времени, поскольку мы инстинктивно сосредотачиваемся на маленьком блоке критически важной информации, которую наш мозг может быстро обработать.

Но разум человека редко переходит в состояние повышенной восприимчивости, потому что в большинстве ситуаций необходимо осознавать, что происходит вокруг, и мозг работает в режиме многозадачности. Этот «плюс» становится «минусом» при необходимости концентрации для решения сложных вопросов.

Путем тренировок Джош Вайцкин предлагает провоцировать работу подсознания, использовать потенциал своего мозга не только в самые напряженные моменты жизни перед лицом опасности.

В книге много внимания уделяется тому, что самая сложная ментальная и психологическая борьба ведется на уровне подсознания. Опытные бойцы на ринге реагируют на микродвижение глаз, дыхание, язык тела противника. Акулы бизнеса в сфере недвижимости хмурят брови, демонстрируют нетерпение, без конца смотрят на часы, чтобы побудить покупателей согласиться на сомнительную сделку.

В процессе многократного и надежного усвоения материала и навыков новая информация уходит в подсознание. Формируется массив глубоко усвоенных, взаимосвязанных знаний. Интуиция помогает управлять этим массивом и использовать его для генерирования творческих озарений. Интуиция, соединяя сознание и подсознание, по мнению автора книги, является «нашим самым ценным компасом в этом мире».

Способность чередовать расслабление с мобилизацией сил ― это краеугольный камень, формирующий основу долговременного и эффективного функционирования. Если вы потратите несколько месяцев на тренировку приемов расслабления и мобилизации сил, пригодных для повседневного употребления, то заложите физиологическую основу долговременного и надежного сопротивления давлению.

Как мозг хранит и обрабатывает информацию

Пакетирование информации ― это способность мозга объединять большие объемы информации в своеобразные пакеты в соответствии с определенными моделями или принципами. Пакетирование связано со способностью человеческого мозга обрабатывать большой объем информации, находить критерий систематизации и логическую нить, а затем структурировать в один ментальный файл, который можно обрабатывать как единый блок информации.

Процесс создания пакетов информации и управления ими составляет нейронный проводящий путь. Вот как этот процесс выглядит в практике мастера боевого искусства тайцзи Джоша Вайцкина.

Практикуясь, я создаю все больше и больше пакетов информации и объединяю их в нейронные сети, а они эффективно принимают и обрабатывают огромные объемы данных, перебрасывая их на мой мощный процессор ― часть мозга, отвечающую за подсознание. Когда бросок [противника] казался мгновенным, мой мозг пытался воспринять его на уровне сознания и сделать какие-то логические выводы.

Сейчас моими действиями руководит подсознание, мобилизуя для этого колоссальный массив объединенных в пакеты данных о технической стороне приема. Зато мое сознание свободно от рутины и способно сосредоточиться на важных деталях, которые, благодаря их простоте, я мог различить с большой точностью, как будто блеск в глазах моего соперника длился несколько секунд.

Поскольку я ограничиваю поле зрения, в одну и ту же единицу времени в моем сознании возникают сотни кадров, а у моего противника ― в лучшем случае несколько десятков (поскольку его сознание блокировано огромным объемом данных, который он не умеет перенаправлять в подсознание). Таким образом, я получаю информацию с тех кадров, что он даже не видит. Большие мастера приучили себя воспринимать и действовать во временных интервалах, попросту не воспринимаемых неподготовленным мозгом.

Как «приручить» эмоции

Контроль эмоций в условиях сильного прессинга позволяет человеку выявить определенное состояние ума, которое порождает гораздо больше творческих открытий, чем другие состояния. У каждого есть эмоциональное состояние, которое в наибольшей мере способствует достижению высоких результатов. Постепенно можно научиться наблюдать действие эмоций со стороны и ощущать, как «они наполняют каждый момент жизни творчеством, свежим восприятием или, наоборот, темнотой».

Я неоднократно замечал, что лучшие исполнители переключают свои эмоции на достижение стабильно высоких результатов. Устойчивые психологически люди используют происки соперников для воодушевления, а не выхода из равновесия. Высококлассные исполнители используют всю силу чувства для того, чтобы, выждав момент, направить их на решение проблемы и тем самым вызвать мощный импульс креативности.

Закалить свою психологическую устойчивость можно, используя отвлекающие факторы себе на пользу. Например, Джош Вайцкин тренировался игре в шахматы под музыку, которая его раздражала. Постепенно раздражение от навязчивой музыки, сигаретного дыма, перешептываний прошло.

Нисходящая спираль ошибок

Первая ошибка не бывает катастрофической, но может породить последующие, и они дезорганизуют усилия. Накапливание ошибок можно предотвратить несколькими глубокими вдохами, умыванием водой, короткой пробежкой, то есть каким-то образом взбодриться:

Музыканты, актеры, атлеты, философы, ученые, писатели понимают, что великие произведения иногда рождаются из небольших ошибок. Проблемы появляются скорее тогда, когда артист стремится создать безупречно совершенное произведение или копирует чужое. Тогда ошибки приводят к появлению страха, неопределенности, отчужденности или растерянности, мешающих принятию правильных решений.

Опасность ошибки состоит в том, что она порождает тревожное ощущение того, что ситуация изменилась к худшему. Прежде трезво мысливший человек приходит в смятение, и поток мышления прерывается. Когда человек адекватно воспринимает происходящее, восприятие идет наравне с движением времени, но если внимание фиксируется на ошибке, то «мы отстаем от хода времени и остаемся в прошлом».

Сосредоточиться на поставленной цели поможет тренировка по переходу в зону комфорта. Для начала нужно разработать последовательность действий из 5-6-ти шагов: например, полезный перекус, 15-минутный контроль дыхания, 10-минутка физических упражнений, прослушивание приятной музыки. Выработанную последовательность важно тренировать, постепенно сокращая время, чтобы быстро сбрасывать напряжение. Таким образом можно сформировать устойчивую связь между рутинной последовательностью расслабляющих операций и следующей за ними деятельностью.

Кто становится первым

Один из важных уроков этой книги, который мне очень понравился, состоит в том, что мы учимся на примере результата, для достижения которого приложили максимум усилий, в такие моменты мы достигаем самых дальних рубежей собственного сознания.

Если вы хотите отсидеться где-нибудь в середине, то лимит на ошибки у вас достаточно высок. Можно впасть в депрессию, если вас уволили, а потом целыми днями слоняться по квартире, ожидая звонка с новым предложением работы. Поранив палец на ноге, можно взять больничный на шесть недель и провести их перед телевизором, хрустя чипсами. При таком мировоззрении люди воспринимают травмы как отступления на предыдущие позиции ― а с этим можно справиться или преодолеть.

Практически после любого повреждения я возвращался в спортзал не позднее, чем на следующий день, да еще и с мыслью о том, как можно использовать ситуацию для совершенствования своих навыков.

Если я хочу быть лучшим, то должен рисковать тогда, когда другие избегают риска, извлекать уроки и учиться в любой ситуации использовать неблагоприятную ситуацию к своей выгоде. Да, действительно, бывают времена, когда тело нуждается в исцелении; но именно в такие моменты появляются возможности глубже изучить ментальные, технические и психологические аспекты боевого искусства.

Лучшего из лучших от посредственного специалиста отличает способность сохранять ясную голову, вовлеченность, спокойствие «под огнем». Для мастеров полной жизни степень вовлеченности в ежедневный процесс обучения настолько высока, что остальным удается к ней приблизиться лишь изредка, когда обстоятельства складываются наилучшим образом.

Читать еще:  Инфобизнес: зарабатываем на продаже информации

Эта книга может быть полезна как тем, кто хочет что-то понять лично для себя в процессе обучения и сделать его более эффективным, так и тем, кто учит других, потому что понимание механизмов, стоящих за качественным обучением, позволит создавать в классе и на уроках нужную атмосферу и поощрять в учениках нужные качества.

Как стать лучшим в любом деле?

Книга «Искусство учиться» (Как стать лучшим в любом деле) Джоша Вайцкина — отличный пример автоиографии с полезными выводами. Джош — шахматист и мастер боевых искусств. В 12 лет он сыграл вничью с великим русским шахматистом Гарри Каспаровым, а в 16 лет и сам получил звание международного гроссмейстера по шахматам.

Автор книги подчеркивает актуальную проблему современного мира: люди ленятся учиться. Сколько раз вы слышали, а может и говорили сами: я уже слишком стар, чтобы начать что-то делать. И неважно что: разобраться в устройстве нового оборудования, игре на саксофоне или может мотоспортом. Буду откровенен, на первых курсах университета я и сам потерял свою детскую мечту — стать великим хоккеистом. В детстве я играл в хоккей с мячом, а переехав в Санкт-Петербург, решил заняться хоккеем с шайбой. Но во всех спортшколах мне говорили, что набирают «чемпионов» с 7 лет. Я пробовал поступить в 2 школы, но безрезультатно. Сейчас я понимаю, что будь я более уверен, я бы смог поступить и быть тем, кем и желал. Время прошло и сейчас я потерял интерес к профессиональному хоккею. Зато обрел невиданную тягу и желание к предпринимательству, путешествиям и парашютному спорту. Эх, если бы я прочел книгу Джоша раньше…

Джош Вайцкин рассказывает, как без всякой предрасположенности он сумел завоевать свой высокий титул в боевом искусстве тайцзицюань. Один из примеров, которые он приводит в книге: когда он стоял на ринге напротив более сильного соперника, Джош воспользовался слабым местом правил и сталкивал противника с ринга. Тем самым одержал техническую победу. А кто вообще говорил, что есть лишь единственный путь к победе? Пробуйте и, что еще главнее, думайте СВОЕЙ головой!

Мягкая зона

В одной из глав автор рассказывает на своем примере о том, как следует концентрироваться на своей деятельности. В этой же главе он вводит термин Мягкая зона, описывая ту самую способность правильно реагировать на любую ситуацию. Пишет:

Представьте себе мягкую зону как уровень эффективности вашей деятельности. Вы сконцентрированы на решении текущей задачи ― не важно, будет ли это исполнение музыкального произведения, подготовка юридического или финансового документа, управление автомобилем или что угодно другое. Затем случается нечто непредвиденное. Возможно, ваша супруга возвращается домой; ребенок просыпается и начинает плакать; звонит босс с необоснованными претензиями; у шедшего перед вами грузовика лопается шина. Характер концентрации определит вашу первую реакцию: если вы напряжены, заткнули пальцами уши и все тело сжалось в попытке сохранить концентрацию, значит, вы находитесь в твердой зоне, и обязательным условием продолжения выполнения задачи является содействие внешнего мира. Как сухостой в степи, вы очень хрупки и готовы сломаться под давлением. Этому есть альтернатива: вы спокойны, предельно сосредоточены и явно расслаблены; сохраняете безмятежное выражение лица, но внутри бушуют потоки сознания. Вы не противитесь протекающим в пространстве потокам и вовлекаете все проявления жизни в ваш ментальный поток. Мягкая зона отличается гибкостью, как пучок травы, который гнется от маленького ветерка, но способен пережить порывы урагана.

Постарайтесь найти вашу Мягкую зону и контролировать свое сознание. Более того, это особенно заметно на ваших страхах. В следующем примере автор приводит понятную метафору, объясняющую природу страха:

Я думаю, что жизнь честолюбивого человека подобна хождению по спортивному бревну. У ребенка нет страха, нет боязни падения. Бревно кажется широким и надежным, а детская беспечность подталкивает к творческим изысканиям и помогает быстро учиться. Вы можете прыгать, кувыркаться, и любовь к открытиям и всему новому гонит вас к новым свершениям. Если вдруг упадете ― ничего страшного, просто встанете и вернетесь к своему занятию. Но чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, что можно получить травму. Можно разбить голову или повредить колено. Бревно узкое, и надо на нем удержаться. Падение может оказаться опасным. Ключевым аспектом высокоэффективного обучения является способность воспитать в себе оптимистическую компетентность, которая с успехом заменяет игривую беспечность в старшем возрасте.

Как становятся чемпионом

Когда вы были ребенком, вы с удовольствием брались за все неизведанное. Спустя года, общество поставило сотню штампов в вашей светлой голове. К примеру, в моем увлечении — скайдайвинге. Никто не пытается разобраться в том, насколько безопасен этот спорт. Ежедневно тысячи людей гибнут в автокатастрофах, и в этом нет ничего удивительного. А вот разбившийся парашютист вызывает куда больший скандал. Все это, конечно же, сказывается на тех, кто хочет сделать свой первый прыжок. Они боятся того, чего на самом деле нет. И если снять эту мантию социального опасения, единственное, что может ускорять кровь в ваших венах, так это неизвестность. Вы просто НЕ ЗНАЕТЕ, ЧЕГО БОЯТЬСЯ! Неизвестность — вот, что может пугать. Когда вы смотрите с высоты 4000 метров на землю — это не страшнее, чем взгляд на Google Maps. Но разум диктует страх смерти, который здорово развило СМИ. Поэтому если хотите стать чемпионом, придется смотреть в лицо страху. А его преодоление, уж поверьте, доставит вам исполинское удовлетворение. Ну а при регулярных тренировках вы будете чувствовать себя закаленным и полностью контролирующим ситуацию. Вот, что по этому поводу писал автор:

Во-первых, я постепенно привык получать удары от Эвана и перестал их бояться. Мое тело выработало устойчивость по отношению к ним, научилось поглощать их силу; теперь я знал, что смогу выдержать то, что он может мне предложить. По мере того как под ударами я становился более расслабленным, движения Эвана в моем сознании становились более медленными. Я начал замечать, что чувствую его атаку еще до того, как он ее начал. Я научился угадывать его намерения и убираться с траектории удара до того, как он успевал замахнуться. Мне все лучше удавалось нейтрализовывать атаки, и скоро стали заметны слабости противника и способы их использования. Иногда я даже ловил себя на том, что спокойно наблюдаю за медленно пролетающим мимо ударом.

Именно так, «привык и перестал бояться». Только истинный труд и старания способны поднять вас на пьедестал:

На самый верх люди взбираются не благодаря знанию секретных приемов, а скорее благодаря совершенному владению их базовым набором. Глубина всегда побеждает широту охвата, поскольку открывает путь для нематериальных, бессознательных, творческих составляющих нашего скрытого потенциала.

Все ошибаются

Каждый, кто хочет добиться успеха в своем деле, будет ошибаться. КАЖДЫЙ пройдет через череду роковых ошибок. Это естественный путь становления чемпиона. Неуязвимых людей не существует. Не думайте, что великие не ошибались. Джош приводит яркий пример в лице Гарри Каспарова:

В какой-то момент после проигрыша важной партии, когда Гарри чувствовал себя слабым и уязвимым, отец спросил, как он собирается бороться с недостатком уверенности в себе в следующей игре. Гарри ответил, что собирается играть так же, как делал бы это, будучи полностью уверенным в успехе. Он притворится уверенным, и, возможно, это поможет ему обрести уверенность.

Притворись уверенным и иди к своей цели!

В отличие от многих других книг, что я прочел, эта книга практически полностью посвящена описанию жизни автора. У господина Вайцкина можно много чему поучиться, но по моему мнению, в книге слишком много описательных сцен, которые трудно спроецировать на собственную жизнь. В моем личном рейтинг книг о саморазвитии она получила 4,25 баллов из 10 возможных. Тем не менее, в книге содержатся серьезные рассуждения и высказывания, которые мне бы хотелось выделить в отдельную статью Лучшие цитаты из книги «Искусство учиться».

Читайте книги и делитесь вашими знаниями. Помните, вы знаете то, чего не знают другие!

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector