История успеха корпорации Boeing

Уильям Боинг (Boeing) — создатель корпорации Boeing

Уильям Боинг родился в октябре 1881 года в городе Детройт. Закончив в 1903 году инженерный факультет Йельского университета в Сиэтле, молодой инженер ушел в бизнес: торговал древесиной в самом лесном штате Америки Вашингтоне. А затем, в 1908 году, прослышав о 1 съезде американских авиаторов в Лос-Анджелесе, Боинг поехал туда — и на всю жизнь проникся авиацией.

Тогда он даже попытался полетать на аэроплане, но никто из летчиков, участвовавших в съезде, не согласился взять настырного чайника. Неудовлетворенный Уильям Боинг вернулся в Сиэтл и решил всерьез изучить новую научную дисциплину — авиастроение.

Следующие 5 лет его увлечение носило в основном теоретический характер. В студенческом клубе он познакомился с коллегой по крови — бывшим военным моряком Джорджем Конрадом Вестервельтом, сыном переселенцев из Германии, закончившим курсы аэронавтики при Массачусетском технологическом институте. Они изучили все имевшиеся в тому времени конструкции аэропланов и даже совершили рискованный полет на одном из них. Пссажирское место на этом биплане было на крыле. Вспоминая о своем первом полете, Уильям Боинг признавался, что так и не понял, что позволило ему удержаться на этом крыле.

Но мечта оставалась неосуществленной вплоть до 1915 года, когда он повстречался с родственными душами — энтузиастами воздушных полетов лейтенантом флота Конрадом Уэстервельтом и пилотом Тирой Марони. На двухместном аэроплане Марони Уильям Боинг самостоятельно впервые поднялся в воздух, а приземлившись уже твердо осознал, что ему просто необходим свой самолет. Он отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина — непревзойденного авторитета тех лет. Оттуда он уже вернулся на собственном гидроплане.

На берегу озера Юнион Уильям Боинг переделал старый лодочный ангар для самолетов и организовал собственный клуб Pacific Aero Club, который предоставлял всем желающим возможность за небольшие деньги совершить прогулку на аэроплане. Конструкция гидроплана Мартина не устраивала Боинга, и Уильям решил сконструировать собственный самолет. Вместе с Уэстервельтом они нашли инженера-самоучку Херба Мантера, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш.

Он то и помог разработать конструкцию нового гидроплана (названного BW по первым буквам фамилий заказчиков) и построил 2 первых самолета. 15 июля 1916 года Уильям Боинг впервые взлетел на своем самолете, а через месяц зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co, основной целью которой было строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил $100 000 — гигантские по тем временам деньги.

Начал ее основатель с того, что пригласил на работу одного из немногих тогда в Штатах авиаконструкторов Цзу Вонга, а также двух способных инженеров из Университета штата Вашингтон в Сиэтле — Клэйра Эгдтведта и Филиппа Джонсона. В том же университете он взял в аренду аэродинамическую трубу — также редкость по тем временам. Это позволило организовать курсы по авиастроению и заняться подготовкой кадров.

В 1917 году корпорация Boeing насчитывала уже 28 штатных сотрудников — пилотов, инженеров-конструкторов, плотников и швей. Две последние профессии осуществляли наибольший вклад в производство самолетов: летательные аппараты представляли собой конструкцию из деревянного фюзеляжа и полотняных крыльев на деревянных рамах — железо оставалось на долю мотора и шасси. Ведущие пилоты-испытатели зарабатывали у Боинга по несколько сотен долларов в месяц, что по тем временам было отличным доходом. А когда дела у компании шли неважно, ее президент покрывал расходы из собственных средств.

Через год число работников перевалило за три сотни.И все из-за первой мировой войны. Когда Уильям Боинг узнал, что ВМФ нуждается в аэропланах для тренировки, его ведущий инженер Вонг за очень короткое время сконструировал гидроплан Model С, и вскоре два пилотных образца в разобранном виде были отправлены поездом на военно-морскую базу в Пансаколе (Флорида). Его аэропланы получили высокую оценку, и Boeing Airplane тут же получила свой первый солидный заказ на 50 гидропланов.

Но Америка вступила в мировую войну ближе к ее концу, и с 1918 года для авиастроительных фирм наступили тяжелые времена: армия в самолетах больше не нуждалась, а гражданская авиация находилась еще в зачаточном состоянии. Пришлось Боингу временно перестроиться на производство одежды, мебели и лодок — это позволяло сохранить рабочие места для плотников и швей.

До массового авиатранспорта было еще далеко, зато в самом разгаре было время авиационных рекордов. Свою лепту в историю вписала и компания Уильяма Боинга. В частности, в 1919 году он сам вместе с пилотом перевез на борту родного самолета C-700 60 писем и бандеролей из Канады в Сиэтл, открыв таким образом эру международной авиапочты.

Проблемы длились недолго: уже в начале 20-х годов высшее руководство американской армии осознало роль авиации в военном деле, и заказы пошли один за другим. Корпорации Boeing пришлось соперничать с ведущей в те времена фирмой Curtiss Aeroplane and Motor Company в споре о том, чей самолет-преследователь (прототип современных истребителей) окажется лучше. Поначалу лидировал конкурент, но затем наступил звездный час для Boeing, чья Model 15 открыла эру почти непререкаемого превосходства изделий Уильяма Боинга на рынке военной авиационной техники.

Параллельно корпорация развивала свой успех и на параллельном рынке авиапочты: самолет Model 40A выиграл конкурс федерального почтового ведомства, открыв в 1927 году первую регулярную авиапочтовую трассу Сан-Франциско-Чикаго. Успешному старту нового начинания не помешало и то, что вместо традиционной бутылки шампанского на торжественной презентации трассы из-за сухого закона была разбита бутылочка с газированным апельсиновым соком. Уже за первый год регулярных почтовых авиаперевозок компания Боинга перевезла около полутонны почтовых отправлений. А кроме того — почти 2000 пассажиров.

Самая первая пассажирка 40-й модели — корреспондентка чикагской газеты — провела весь полет в салоне размерами с крупный холодильник, а выпущенная в 1929 году трехмоторная Model 80 уже могла перевезти 12 пассажиров, которым помогали в полете первые в мире стюардессы. Это был первый самолет Боинга, рассчитанный на гражданскую авиацию.

К 1929 году корпорация, снова сменившая название — на этот раз на United Aircraft and Transportation Corporation, превратилась в лидера авиастроения в США. Более 800 человек ковали ее успех на главном заводе в Сиэтле, а также на предприятиях в Канзасе и канадской провинции Британская Колумбия, на нескольких авиалиниях и во вновь созданном центре аэронавтики в Калифорнии.

Страна была уже серьезно заражена авиацией — серьезное влияние оказал первый одиночный беспосадочный перелет через Атлантику, который совершил в 1927 году Чарльз Линдберг и вмиг стал национальным героем. А из техники героем тех дней стал цельнометаллический моноплан, окончательно отодвинувший в историю деревянные двукрылые самолетики. Компания Уильяма Боинга не привыкла быть отстающей и в 1930 году представила публике грузопассажирский Monomail, в обтекаемых очертаниях которого уже можно разглядеть очертания современных летательных аппаратов.

Но сравнительно легко преодолев период Великого кризиса, корпорация столкнулась с серьезными трудностями сразу после него. Антимонопольное законодательство 1934 года запрещало, в частности, авиастроительным компаниям одновременно быть владельцами транспортных и почтовых компаний. Пришлось делить детище Уильяма Боинга на три части: United Air Lines (авиаперевозки), United Aircraft и Boeing Aircraft Company (строительство самолетов, соответственно, на Восточном и на Западном побережье США).

К тому времени сам отец-основатель оставил авиационный бизнес и занялся разведением лошадей.

Корпорация Боинг сегодня

Уже более 40 лет компания «Боинг» является мировым лидером в области гражданского самолетостроения, а также крупнейшей аэрокосмической корпорацией.

Девяностолетняя история создания Боинга отражает весь путь мировой авиации и космонавтики от создания самолета для перевозки почты до строительства на околоземной орбите Международной Космической Станции (МКС).

Корпорация производит не только гражданские и военные самолеты, но и ракеты-носители, телекоммуникационные спутники.

После грандиозной сделки в 1997 году — слияния с компанией McDonnell Douglas — лидерство компании «Боинг» укрепилось за счет пополнения модельного ряда самолетами Douglas.

Читать еще:  История успеха и биография Ларри Эллисона

На сегодняшний день компания выпускает модели Боинг 737, Боинг 747, Боинг 767, Боинг 777 и Boeing Business Jet и активно разрабатывает новый самолет Боинг 787. Начало его коммерческой эксплуатации намечено на 2008 год. Сейчас в мире эксплуатируется более 12000 гражданских самолетов производства компании «Боинг», это примерно 75% всего мирового парка.

А еще «Боинг» является лидером в Соединенных Штатах по объемам экспортных продаж.

Персонал корпорации «Боинг» насчитывает примерно 153 000 человек. Они работают в 67 странах и 48 штатах США. Основные производственные мощности компании размещены в Сиэтле, штате Вашингтон, в штате Калифорния, в Сент-Луисе, штате Миссури.

Штаб-квартира «Боинга» находится в Чикаго, шт. Иллинойс. Компания обслуживает заказчиков в 145 странах мира.

История Boeing

В 1903 году в США произошло важное событие для истории мировой авиации: на пляже Китти-Хок в Северной Каролине аэроплан братьев Райт совершил первый в истории полет. В то же время в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, 22-летний Уильям Боинг, будущий основатель корпорации Boeing, покинул стены Йельского университета и решил заняться бизнесом.

Из университета Уильям Боинг направился «в чащу леса». В начале ХХ века лесоторговля была вторым по прибыльности после золотодобычи бизнесом в США. Лесоторговля позволила Уильяму Боингу быстро сколотить приличное состояние, и в 1909 году он уже был одним из самых уважаемых граждан Сиэтла. В конце 1909-го в Сиэтле прошла торговая выставка Аляска-Юкон-Тихий океан, во время которой жители западного побережья впервые увидели летающую машину — небольшой дирижабль.
Именно тогда Уильям Боинг понял, что сердце его принадлежит авиации. Когда несколько месяцев спустя в соседнем городке Джорджтаун состоялись показательные полеты на новом аэроплане Curtiss Reims Racer известного пионера американской авиации Чарльза Гамильтона, Боинг специально ездил посмотреть на его выступления. Полеты Гамильтона закончились аварией — 13 марта 1910 года аэроплан Гамильтона рухнул в пруд. Пилот не погиб лишь чудом. Увиденное не остудило пыл Уильяма Боинга, и следующие несколько лет он потратил на то, чтобы уговорить кого-нибудь из авиаторов взять его в полет.

Мечта оставалась неосуществленной вплоть до 1915 года, когда судьба свела Боинга с родственными душами — энтузиастами воздушных полетов лейтенантом флота Конрадом Уэстервельтом и пилотом Тирой Марони. На двухместном аэроплане Марони Боинг впервые сам поднялся в воздух, а приземлившись уже твердо знал, что ему нужен свой самолет.
Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина — непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане.

Boeing Airplane Company, США, штат Вашингтон г. Сиэтл, Дюэмиш, 1921 г.

На берегу озера Юнион Боинг перестроил старый лодочный ангар для самолетов и организовал Pacific Aero Club, который давал возможность всем желающим за небольшие деньги совершить прогулку на аэроплане. Конструкция гидроплана Мартина не устраивала Боинга, и Уильям решил создать собственный самолет. Вместе с Уэстервельтом они нашли инженера-самоучку Херба Мантера, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш. Он помог разработать конструкцию нового гидроплана (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета. 15 июля 1916 года Уильям Боинг впервые поднялся в воздух на своем самолете, а всего месяц спустя зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co. (в дальнейшем предприятие переименовали в Boeing Airplane), которая должна была строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил почти $100000 — гигантские по тем временам деньги.

Благодаря стратегии диверсификации производства Boeing Airplane освоила рынок почтовых перевозок. А в 1927 г., выиграв контракт Федерального почтового ведомства США (победу одержал самолет модели 40-А), «Boeing» стал первым в мире авиапочтальоном. Для реализации проекта почтовых и других перевозок глава компании создал первое сервисное подразделение — Boeing Air Transport. Начала функционировать и первая авиатранспортная трасса Сан-Франциско — Чикаго. Но и этого инноватору было недостаточно. В 1929 г. в небо поднялся новый трехмоторный самолет модели 80As на 12 пассажиров. На борт самолета впервые поднялись стюардессы. В 1930 г. Уильям Боинг представил на суд общественности грузопассажирскую машину Monomail (обтекаемостью форм ее напоминают современные «Боинги»).

Вскоре Boeing Airplane Company превратилась в Boeing Airplane & Transport Corporation. Появились и новые подразделения: Boeing School of Aeronautics in Oakland, Boeing Aircraft of Canada и др. Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. А 1 февраля 1929 г. на свет появился настоящий колосс — United Aircraft & Transportation Corporation. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава — одним из богатейших и преуспевающих бизнесменов Америки.
Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний. Огромный холдинг распался на:

  • United Air Lines (авиаперевозки)
  • United Aircraft;
  • Boeing Aircraft Company (строительство самолетов на восточном и на западном побережье Америки).

Пассажирский Boeing 307 Stratoliner

Уильям Боинг долгое время не мог оправиться от удара: все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера. Сломленный и уставший, магнат ушел на покой, решив наблюдать свое авиационное детище со стороны. Бразды правления были переданы друзьям и коллегам — Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Однако жизнь рантье не отвечала беспокойной натуре Боинга. В возрасте 53 лет он открыл новое дело. Его новой страстью стали чистокровные племенные лошади.

После 1934 года компания Boeing направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. В 1935-м на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10000 штук. В 1936 году Boeing заключила контракт с авиакомпанией PanAmerican и на долгие годы стала ее главным партнером. В 1938-м свет увидела пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующие 10 лет. В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.

Во время второй мировой войны компания Boeing стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами — штурмовики Douglas DC-7B. Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Boeing. Бомбардировщик, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, — это тоже детище Boeing. 1944 год вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе». В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день — рекорд, который не побит до сих пор.

Лайнер Boeing 737

После войны заказы иссякли, для Boeing опять начались тяжелые времена. В 1946 году компании пришлось уволить 70000 человек. Занявшему пост генерального директора Уильяму Аллену пришлось срочно искать пути выхода из кризиса. Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля — воздух». Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707.

В 1958 году три самолета модели 707-120 приобрели военно-воздушные силы США для президента страны и его ближайшего окружения. Этому конвою были присвоены позывные Air Force One. С тех пор в большинстве стран мира самолет президента страны называется «борт номер один».

В 1960 году корпорация Boeing начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo. В 1963 году NASA выбрало Boeing для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969-м космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.

В 1967 году в первый полет отправился лайнер 737, которому было суждено стать самым продаваемым самолетом всех времен и народов. Общее число проданных машин превысило 2000 штук. Спустя год на сцене появился самый большой в мире пассажирский лайнер 747: размах его крыльев был больше, чем протяженность первого полета братьев Райт.

Читать еще:  История успеха пивоваренной компании Bavaria

Полоса удач прервалась в 1970-1972 годах, когда из-за свертывания государственной программы по разработке сверхзвукового самолета SST, прекращения программы Apollo и начинавшегося нефтяного кризиса. Boeing пришлось сократить больше половины рабочих мест. Именно тогда местные власти почувствовали, что значит Boeing для экономики Сиэтла и всего штата Вашингтон. Тысячи безработных покинули город, а на шоссе, ведущем в центр страны, появился знаменитый плакат: «Если вы последний, кто уезжает из Сиэтла, — погасите за собой свет!» Выводить компанию из очередного кризиса пришлось уже новому генеральному директору — Торнтону Уилсону.
По мере преодоления нефтяного кризиса портфель заказов пополнялся, и дела компании снова пошли в гору. Уилсон справился с задачей по восстановлению компании и передал Boeing своему преемнику Фрэнку Шронцу, от которого пост генерального директора перешел к Филипу Кондиту.
При Кондите корпорация Boeing окончательно утвердилась как мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель гражданских и военных самолетов, основной американский подрядчик в строительстве международной космической станции, компания номер один в США по объему экспорта, гигант с годовым объемом продаж, достигающим $60 млрд. При Кондите Boeing совершила два грандиозных корпоративных приобретения: в 1996 году была куплена компания Rockwell — разработчик знаменитых «космических челноков», а в 1997-м — McDonnell Douglas, единственный американский производитель гражданских самолетов, который долгие годы составлял конкуренцию Boeing.

Штаб-квартира Boeing, США штат Вашингтон, г. Сиэтл

На границе тысячелетий корпорация Boeing вновь попала в «зону турбулентности». В 2003 году Boeing впервые в истории отдала первое место среди поставщиков гражданских самолетов европейскому концерну Airbus. В первой половине 2003 года разразился «шпионский» скандал, в ходе которого Boeing была обвинена в использовании секретов Locheed Martin; кроме того, компании пришлось выслушать обвинения в неэтичном лоббировании своих интересов в правительстве США. Эти скандалы вынудили Фила Кондита сначала отправить в отставку нескольких сотрудников из высшего руководства компании, включая финансового директора Майка Сирса, которого многие называли будущим генеральным директором компании, а затем и самому подать в отставку.
Теперь компанией будет управлять группа бывших менеджеров McDonnell Douglas, причем пост генерального менеджера достался Гарри Стоунсайферу, бывшему СЕО приобретенной компании. В Сиэтле шутят, что «McDonnell Douglas купил Boeing на деньги Boeing».

Конкуренты утверждают, что у лидера мировой авиапромышленности нет новых идей. Это не совсем так: компания Boeing готовилась к технологическому прорыву, разрабатывая модель скоростного суперлайнера Sonic Cruiser, но решила не рисковать с выводом революционного самолета и заморозила этот проект. Запущенный в срочном порядке в производство лайнер 7J7 по большому счету является революционным только с точки зрения эргономики салона и внешнего дизайна, а в качестве ответа выходящему в 2006 году суперлайнеру компании Airbus А380 Superjumbo Boeing может предложить только модифицированную версию модели 747, находящейся на пороге своего сорокалетия.
Военное подразделение Boeing проиграло компании Locheed Martin тендер на разработку истребителя пятого поколения, который оценивается в $200 млрд. Если руководство Boeing в срочном порядке не найдет путей выхода из кризиса, то компанию, чье имя стало символом успехов мировой авиации, ждет незавидное будущее.

Корпорация Boeing

«Боинг» является одной из самых крупных корпораций мира, которая занимается созданием новой авиационной техники. Также она производит военную технику и оборудование для космической отрасли. Данная компания расположена в США, а именно в городе Чикаго.

Предприятие состоит из двух огромных подразделений, которые работают над созданием различной техники. Первое подразделение компании «Боинг» обозначается как Commercial Airplanes и работает над созданием техники для гражданской эксплуатации, а второе подразделение Integrated Defense нацелено на разработку космических технологий и техники для военного использования. Также существует отдел, который занимается разработкой инновационных технологий, что позволяет компании идти в ногу со временем.

Что касается самого производства, то оно разбросано по нескольким городам США. Самые мощные центры расположены в Калифорнии и в городе Эверетт.

История создания и развития корпорации «Боинг»

Всю историю становления компании условно можно разделить на определенные временные этапы, поскольку данная фирма терпела как подъемы, так и спады в своей деятельности.

Первым этапом можно считать создание и первые шаги фирмы, он длился до 30-х годов прошлого века. Первым достижением конструкторов было создание двух гидросамолетов типа B&W, которые смогли подняться в воздух в начале лета 1916 года. Данные машины были созданы совместными усилиями двух конструкторов, а именно У. Боинга и инженера Д. Конрада. А через месяц после первого полета машин данные конструкторы организовали свою фирму с названием Pacific Aero Company. Но такое название просуществовало только до мая 1917 года, после чего его заменили на Boeing Airplane. Большим преимуществом главного конструктора У. Боинга было то, что он имел большой багаж знаний, поскольку окончил Йельский университет, а также работал некоторое время в лесной отрасли. Все это очень помогло ему при создании первых воздушных аппаратов из дерева.

Следующий этап развития занял с 1930 по 1940-е годы. Правительство США было нацелено на активное развитие и увеличение боевой мощи страны в связи со Второй мировой войной. За счет этого компания «Боинг» работала с большой продуктивностью, в основном изготовлялись бомбардировщики в больших количествах. На данный период на заводах работали практически одни женщины, поскольку мужчины принимали активное участие в военных действиях. Изготовление самолетов шло ударными темпами, каждый месяц 1944 года фирма выпускала более 350 таких машин. Что касается самого производства, то заводы были замаскированы зеленью, что позволяло уберечь их от воздушных ударов противника.

В эти годы практически все авиационные предприятия страны были объединены в одно целое, что позволило значительно быстрее и более качественно создавать боевые машины. Самыми известными самолетами компании «Боинг» были B-17 Flying и В-29, которые собирались одновременно на нескольких заводах.

С 1950 по 1970-е годы компания имела достаточно активное развитие, было разработано большое количество самолетов различного класса. В начале 50-х годов был создан первый бомбардировщик с реактивным двигателем, это стало прорывом в авиастроении. Данная машина имела обозначение Boeing B-47, также был разработан более совершенный аппарат с обозначением В-52. Именно самолет В-52 Stratofortress является символом времен холодной войны, поскольку в это время активно проводилась гонка вооружений между странами.

В средине 60-х компанией «Боинг» был создан первый реактивный самолет для перевозки пассажиров, это был Boeing 367-80. Он впервые поднялся в воздух в июле 1964 года. Именно данная модель проложила путь практически всем пассажирским авиалайнерам 700-й серии.

В это время был разработан и изготовлен пассажирский авиалайнер «Боинг 737». Он является самым массовым среди всех реактивных самолетов, предназначенных для перевозки пассажиров. До 2013 года было построено больше 7,6 тысяч таких машин. До 1969 года был готов еще один пассажирский лайнер «Боинг 747». Это был уже аппарат с двумя палубами, он имел широкий фюзеляж. Все это сделало данную машину самой большой и самой тяжелой в мире, она могла перевозить самое большое количество пассажиров. Такие показатели продержались за ним на протяжении 37 лет с момента постройки. Данный рекорд был побит только в 2005 году самолетом типа А380.

Путь успеха и падения корпорации Boeing: шокирующая причина масштабных авиакатастроф

Первый прототип самолета полетел в 1903 году. «Флайер-1» – моторный аэроплан братьев Райт смог преодолеть расстояние в 37 метров. А уже десятью годами позже на Западном побережье США, а именно в Сиэтле, началась история ведущей аэрокосмической корпорации мира – Boeing.

Начало карьеры основателя Boeing

Незаконченное обучение в Йельском университете, опыт в деревообрабатывающем бизнесе и желание летать – это весь багаж американца Уильяма Боинга на время основания компании. В 1908 году он был успешным владельцем деревообрабатывающего бизнеса в Сиэтле, который увидел на авиавыставке полет аэроплана и решил связать жизнь с авиацией.

Познакомился с единомышленником – лейтенантом Воздушных сил США Джорджем Вестервельтом. Учился в школе пилотов Глена Мартина. И летом 1916 года поднялся в небо на собственном гидроплане Boeing Model 1 – по сути, первом самолете Boeing. Успешный полет привел к основанию компании Pacific Aero Products, которая уже через год получила название Boeing Airplane Company.

Читать еще:  Как анализировать биржевой стакан котировок


Уильям Боинг

Первый клиент – американская армия. Заказ на 50 самолетов для военных обеспечил работой более трехсот человек и вернул Уильяму Боингу ранее вложенные в компанию 100 тысяч долларов. Но война закончилась, а вместе с этим отпал и спрос на самолеты. Boeing снова оказалась на отправной точке, сохранив за собой лишь команду. От безысходности пришлось производили одежду, мебель и лодки. Решение нашли, изменив концепцию перевозок.

Одним из наиболее значительных шагов Уильяма Боинга, что по сути и вывело его бизнес на государственный уровень, было решение получить контракт на доставку почты самолетами,
– рассказал историк Boeing Company Майкл Ломбарди.

Так состоялась одна из первых международных доставок почты из Канады в США. На почтовых перевозках Боинг не остановились. Уже к концу 20-х успешно изготовляли истребители и оказались в списке крупнейших авиапроизводителей США. В то же время появился Boeing Model 80 – рассчитанный на 21 человека включительно с экипажем. Фактически первый пассажирский самолет компании.

Что известно о первых стюардессах

Именно на самолете Boeing в 1929 году впервые в истории появились стюардессы. Медсестра Эллен Черч собрала команду из семи женщин. Все они работали на созданную Уильямом Боингом фирму Boeing Air Transit. Это теперешняя United Airlines – третья по величине авиалиния в мире. После трех месяцев тестового периода стюардесс начали набирать и другие авиакомпании. Зарплату предлагали довольно высокую на то время – от 100 до 120 долларов в месяц.


Первая стюардесса

Требования к кандидаткам довольно сексистские. Претендентки на должность стюардессы должны быть хорошенькими, низким, незамужними, дипломированными медсестрами в возрасте от 21 года до 26 лет, весом от 45 до 54 килограммов.

Успех компании Boeing

Настоящий успех свалился на компанию во время Второй мировой. Самолеты для военных производились бешеными темпами: к концу 44-го Boeing поставлял армии более 350 бомбардировщиков ежемесячно. Самый известный – В-17, всего таких выпустили почти 13 тысяч. И В-29, что разошелся выпуском в 4 тысячи и занимал первое место среди аналогов вплоть до 47-го года. Одна из его модификаций – самолет под названием Enola Gay 6 августа 45-го сбросил атомную бомбу на японскую Хиросиму.


Enola Gay

За следующие 20 лет Boeing отметился рядом успешных разработок: выпустил реактивный самолет Boeing 707, начал изготавливать вертолеты и приобщился к созданию сверхтяжелой ракеты Saturn-5. А в 67-м выпустили едва ли не самый важный продукт за свою историю. Boeing 737 – самый массовый пассажирский реактивный самолет.

Решение создать 747 было для Boeing необратимым со всех точек зрения. В период его создания один из гостей компании сказал Уильяму Аллену, тогдашнему ее директору: «Вы знаете, на этом самолете полетит очень много важного для компании. Интересно, что вы будете делать, если он разобьется сразу после вылета?» На что тот ответил: «Я бы хотел поговорить о чем-то более приятном – например, о ядерной войне»,
– вспомнил бизнес-консультант Джим Коллинз.

Размах крыльев 747-го – почти вдвое больше, чем протяженность полета братьев Райт – 37 против 60 метров. Этот самолет вызвал революцию в гражданской авиации. За первые полгода перевез около миллиона пассажиров.


Boeing 747

А в течение 35 лет удерживал лидерство среди крупнейших в мире пассажирских лайнеров. Над его созданием 16 месяцев работали около 50 тысяч работников. И именно для него построили гиганта Boeing Everett Factory в штате Вашингтон – крупнейший завод в мире.


Boeing Everett Factory

Площадь – 400 тысяч квадратных метров – примерно 60 футбольных полей. Высота как у 11-этажного дома. На территории даже есть собственная пожарная часть. В этих стенах построили новейшую модификацию 747-го – модель 8, которая должна была вернуть былую славу компании. На время начала разработки амбициозного проекта в 2005 году первенство среди пассажирских самолетов уверенно держал А380 главного конкурента Boeing – он и до сих пор самый большой серийный пассажирский самолет в мире. Обновленная же версия от Boeing появилась в 2012 году.

В каждом таком самолете – более 6 миллионов деталей. Их, к слову, в Эверетте не производят, а занимаются сугубо сборкой самолетов. Для снабжения каждой детали здесь отведено отдельное время. Это позволяет сэкономить – не переплачивать за хранение деталей, которые без дела лежали бы на складе.

Boeing 747 модель 8 стал главным конкурентом Airbus А380. Впрочем, популярность обоих за прошедшие годы значительно снизилась. А380 вообще снимают с производства.

Все из-за потери актуальности. Эти самолеты идеально работают в крупных хабах – уменьшают количество рейсов и снижают нагрузку на аэропорт. Все изменилось с появлением лоукостеров: люди все чаще выбирают рейсы без пересадок, а авиакомпаниям все сложнее загружать пассажирами такие большие самолеты.

Какова стоимость корпорации

По данным 2019 года стоимость корпорации Boeing составляет 186 миллиардов долларов. На компанию работают более 150 тысяч человек. В распоряжении – 9 видов гражданских лайнеров, около сорока видов военной техники и 10 разработок в космической сфере. Boeing имеет клиентов в 150 странах и сотрудничает с двадцатью тысячами поставщиков и партнеров.

Более 700 самолетов Boeing в американской бюджетной авиакомпании Southwest Airlines. Более 300 моделей номер 737 перевозят пассажиров ирландского лоукостера Ryanair. Немецкая Lufthansa имеет 19 747-х самолетов модели 8 и 13 ее предшественников – модель 400. Украинская авиакомпания МАУ пользуется 35 самолетами компании Boeing. Самые популярные самолеты Boeing – 737, 787 Dreamliner и 777.

Почему все названия пассажирских самолетов начинаются с семерки? «Инженерный отдел разделил номера моделей на блоки по 100 для каждого типа продукции: номера 300 и 400 представляли летательные аппараты, 500 использовали для турбинных двигателей, 600 для ракет, а 700 для обозначения реактивных транспортных самолетов», – рассказал историк Boeing Company Майкл Ломбарди. Остальное – дело рук маркетологов. Модель под названием 700 банально звучала менее выигрышно, чем 707.

► Какие цены на самолеты? Самый дорогой коммерческий самолет компании – Boeing 777-9 стоит 444 миллиона долларов. Цена грузового 747-8 – 419 миллионов долларов, пассажирского – 418 миллионов. Среди самых дешевых – 737-700 и 737-800 – 89 и 106 миллионов соответственно.

Масштабные авиакатастрофы

В марте 2019 года большинство мировых авиакомпаний приостановили полеты самолетов Boeing 737 MAX. Причина – две за полгода масштабные авиакатастрофы. В октябре 2018 года, когда MAX был едва ли не самым популярным лайнером в мире, а суммарное количество заказов достигло почти 5 тысяч – судно индонезийской авиакомпании Lion Air упал в Яванское море.


Падение Lion Air

Погибли 189 человек. Через полгода, в марте 2019 года в Эфиопии разбился самолет той же модели – 157 погибших. В обоих случаях причиной стали технические неисправности.


Катастрофа в Эфиопии

MCAS – система улучшения характеристик управления самолетом. Разработана специально для модели Boeing 737 MAX с целью облегчения управления самолетом в сложных условиях

Нововведение должно автоматически направлять нос самолета вниз, если тот поднялся высоковато – даже при выключенном автопилоте. О нюансах работы системы Boeing пилотам не рассказала, мол, чтобы не перегружать информацией. Те в свою очередь не могли контролировать систему, о существовании которой даже не догадывались.

Вот так за год до катастрофы в Индонезии работник Boeing в переписке с коллегой реагировал на просьбы Lion Air провести дополнительное обучение для пилотов на МАХ. В компании уверяли: если те летали на предыдущей модели 737-го, для управления МАХ могут пройти лишь короткий компьютерный курс. Причина же была скрыта в деньгах: учебное пилотирование на симуляторах недешевое, а это могло повлиять на финальную стоимость самолетов.

А вот еще одна оценка надежности 737 МАХ от самих же работников Boeing. В переписке, где обсуждали систему компьютерного управления, один из них называет самолет «созданным клоунами под наблюдением обезьян».

Сроки возобновления эксплуатации Boeing 737 MAX откладывают, временно остановили и сборку самолетов. Приняли решение отправить директора Boeing Дениса Мюленберга в отставку. Сама же компания должна выплатить миллиарды долларов компенсаций авиаперевозчикам, пилотам и родственникам погибших в катастрофах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector