История успеха Луи Рено, создателя бренда Renault

Луи Рено. Человек, который так и не стал легендой

За каждой легендарной компанией обязательно стоит легендарная личность, чаще всего эту компанию и основавшая. Личность талантливейшая, трудолюбивая, с незаурядными способностями. Именно такие люди вершили судьбы знаменитых брендов. Именно таким человеком и был Луи Рено.

Его часто называют «французским Фордом», намекая на то, что он посадил за руль Францию, как Генри Форд посадил за руль Америку. Но если имя Форда любой американец произносит с гордостью, то имя Рено французы постарались забыть, насколько это возможно. И это при том, что во время Первой Мировой войны он получил в народе почетное звание «спаситель Франции».

Родился Луи 21 февраля 1877 года в Париже. Семья его была из довольно зажиточных, владеющих собственным делом — фабрикой по производству различной галантерейной продукции. Но маленького Луи куда больше чем «тряпки», привлекала техника. Он не был единственным ребенком в семье и рос под присмотром любящих старших – двух братьев и двух сестер. Отец постарался дать сыну превосходное по тем временам образование, но тщетно — Луи учиться не желал. В результате, его забрали в армию. Трудно сказать, пошла ли армейская дисциплина на пользу будущему создателю легендарных автомобилей. О том, как он служил, мало что известно (да и мало кому интересно).

Отслужив, Луи возвращается домой и тут же приобретает себе автомобиль “Де Дион-Бутон”. Откровенно сказать, автомобилем в полном смысле этого слова творение сие назвать можно было лишь с определенной натяжкой. Этакая самоходная трехколесная тележка. Луи с жаром взялся за ее переделку. Талантливый француз, не имеющий ни одного диплома, сумел не просто переделать покупку, но, по сути, создать принципиально новое устройство. Прежде всего, получившееся творение было четырехколесным. А самое главное – в нем впервые была применена прямая передача, когда взамен ненадежных цепей использовался карданный вал. Этим изобретением Луи совершил настоящую революцию в деле автомобилестроения. Чудо техники успешно выдерживает «испытания» на довольно крутой улице Монмартр, чем привлекает к себе пристальное внимание потенциальных покупателей. В результате Луи решает основать собственную компанию. В этом ему помогают братья, уже имеющие богатый опыт в бизнесе. В результате мир узнает о компании «Братья Рено», главным лицом в которой был Луи.

Renault Voiturette — первый серийный автомобиль компании

Всего Рено получил более 500 патентов. Он впервые применил полностью закрытый кузов, а также рулевое колесо, взамен громоздких и не слишком удобных рычагов. Именно на его машинах был впервые применен турбонагнетатель. Проще говоря, переоценить роль, которую сыграл этот человек в деле автомобиле строения невозможно.

Победы на поприще бизнеса следуют одна за другой. Компания стремительно развивается, выпуская все новые и новые модели, одна лучше другой. Немалую роль сыграли и победы этих экипажей в автогонках. Хотя именно автогонки и унесли жизнь старшего брата Марселя, они обеспечили Renault превосходной рекламой и отличной репутацией. В 27 лет Луи становится богатейшим автопромышленником Европы; славу его продукции поют как во Франции, так и за рубежом. К примеру, филиал компании появляется и в России. Начинается «золотая эра» Renault.

Еще большую роль в деле становления компании сыграла Первая Мировая война. Будучи человеком прозорливым, Луи предвидел вероятность войны и начал расширять свое производство и в направлении военной техники заранее. Когда же война началась, производство полностью переключаются на фронтовые нужды — двигатели, грузовики, танки. Танки Renault FT-17 зарекомендовали себя просто великолепно. А история, когда благодаря сотне машин парижского такси (а это были модели Renault) удалось перебросить внушительное количество войск и остановить наступление кайзеровских войск на Париж, стала настоящей легендой. Именно тогда простые обыватели назвали Луи «спасителем Франции». Доля истины в этих словах есть — ведь падение Парижа повлекло бы за собой падение всей Франции. Но думается, что Луи размышлял не только с точки зрения патриота. Ведь война приносила колоссальные доходы. Хотел ли он победы над Германией? Естественно! Но помимо патриотических чувств в нем говорил и голос промышленника, причем полностью преданного своему делу. Что и говорить, после войны Renault меняет свой логотип — теперь на нем горделиво изображен танк.

Renault FT-17

Период между войнами мало интересен. Луи, ставший миллионером, постоянно находится в поисках земных развлечений. Его любовные похождения удивляли даже видавших виды парижан. Основатель компании уже не был молод, но всё ещё обладал достаточным здоровьем, позволявшим ему подобные выходки. Так продолжалось до начала Второй мировой войны.

Поражение Франции во Второй Мировой войне произошло столь стремительно, что многих повергло в шок. Молниеносным ударом гитлеровские войска, фактически, прошлись победным маршем, нигде не встречая серьезного сопротивления. Хорошо скоординированные немцы проходили до полсотни километров в день, не оставляя никаких шансов французам, чьи командиры не могли договориться между собой и организовать сколь-нибудь приемлемую оборону. На захват страны и почти полное уничтожение ее армии потребовалось около двух месяцев.

По некоторым сведениям, Луи еще до начала войны не верил в то, что Франция сумеет устоять. Есть сведения, что он уже тогда начал переговоры о том, что оккупанты не тронут его заводы. Так оно и вышло. До освобождения Франции, заводы Renault активно работали на гитлеровскую военную машину. Руководящие должности получили немцы, до этого трудившиеся во славу Mercedes. Танки, некогда служившие символом героической обороны страны, теперь использовались немцами для патрулирования городов и подавления восстаний.

Читать еще:  Должностная инструкция начальника производства

После крушения фашистского режима и прихода к власти легендарного генерала Шарля де Голля, ненависть народных масс обернулась не только против вчерашних поработителей, но и против тех, кого они считали предателями. А таковых было немало, и подавляющее число из них — люди высшего света. В число таких попал и Луи Рено. Престарелого изобретателя бросили в тюрьму, где он провел несколько месяцев, пока не скончался в 1944 году, ещё до окнчания войны. Причиной его смерти называют жестокие избиения, которым подвергался вчерашний спаситель родины. По другой информации, Луи все же был освобожден, однако его здоровье было сильно подорвано тюремной камерой и прожив на свободе несколько дней, он скончался. На похоронах вчерашнего миллионера присутствовали лишь его близкие родственники.

Но стоило ли так сурово осуждать этого человека? Упаднический дух французской правящей верхушки, чуть ли не восхищавшейся гитлеровским режимом, тогда витал над страной. Святая вера в непреодолимость линии Мажино и страх перед собственным народом (призрак коммунизма в те годы не был пустым звуком) сыграли свою роль, уничтожив их волю к серьезному сопротивлению. Знающие люди наверняка прекрасно понимали, чем для Франции закончится война. Луи лишь хотел сохранить своё производство, свою империю, на которой трудилось тогда около 30.000 человек. Постаревший, он не мог бросить все и бежать или просто наблюдать за крушением дела всей своей жизни. Договор с фашистами обеспечил ему и его заводам неприкосновенность. Впрочем, заводы все равно подвергались бомбардировкам. Но вот только со стороны союзников (после одного из таких налётов у Луи Рено случился нервный припадок, после которого он уже не мог нормально разговаривать). К моменту окончания войны, уцелела лишь незначительная их часть. Компания была национализирована. При этом никто из родственников Рено не получил никакой денежной компенсации.

Renault 4CV (1947 год) — первый послевоенный серийный автомобиль компании

На официальном сайте Renault основателю компании посвящено минимум информации — ровно столько, сколько этого требуют исторические факты. Полностью стереть память о таком человеке невозможно, но освободители постарались сделать это насколько возможно. И, как мне кажется, совершенно напрасно.

Ставший государственным предприятием, Renault не только устоял, но и превратился в одного из ведущих производителей авто в мире. Но это уже совсем другая история, в которой нет места для Луи Рено.

Триумф и крах Луи Рено: от спасителя нации до предателя Франции

Бренд, который несут на себе автомобили крупнейшей французской компании – не просто фамилия основателя. Луи Рено стал тем, кто определил пути развития самого популярного транспорта ХХ столетия. Между тем, он пришел в автопром в его самые первые годы, когда разномастные самобеглые коляски наматывали свои первые тысячи километров, а для их производителя самым главным было просто выжить на рынке.

Чем бы дитя не тешилось…

Младшему сыну парижского промышленника Альфреда Рено и его почтенной супруги мадам Луизы-Берте на роду было написано стать коммерсантом: семья потомственных галантерейщиков располагала галантерейной фабрикой, торговым домом в Париже и заграничными филиалами.

На фото: Маленький Луи Рено с родителями

Но никто не думал, что младший из пяти детей променяет дамские кружева и гламурную фурнитуру на коптящие и стреляющие дымом утлые тележки со спицованными колесами.

Заметим – мальчишка родился в 1877 году, на дворе стоял конец ХIХ века, период особо интенсивного развития прикладной науки и техники. Биографы Рено любят рассказывать, как в одиннадцатилетнем возрасте он оборудовал свою детскую комнату электрическим освещением с лампой мощностью в 4 свечи, причем управлять работой кислотной аккумуляторной батареи можно было, не вставая из теплой постели – подумайте только, это был 1888 год!

Не отличаясь прилежанием в учебе, Луи еще в школьном возрасте сбегал с уроков, чтобы при посредничестве знакомого кочегара съездить в дальний рейс на паровозе – настолько не терпелось ему разобраться с устройством паровой машины. Но наступили уже 1890-е, в Германии Карл Бенц вовсю выпускал товарные образцы своего автомобиля с бензиновым мотором внутреннего сгорания, такие же двигатели Готлиба Даймлера ставили на лодки и дирижабли… И ДВС стали следующим объектом интереса для младшего сына потомственного галантерейщика.

На фото: Марсель Рено за рулем Voiturette

К счастью, несмотря на весьма скромные достижения в школьных делах, Луи рос башковитым парнишкой, посему его увлечение техникой семья посчитала оправданным и перспективным. Тяга младшенького к технике получила, так сказать, организационную и финансовую поддержку. Отец выделил сыну сарай в саду их загородного дома недалеко от Парижа, где тот мог бы заниматься своими шумными и неприятно пахнущими экспериментами. А в качестве объекта для них был специально куплен старый двигатель внутреннего сгорания марки Panhard.

Также Рено-старший познакомил своего любознательного ребенка – к тому времени уже выпускника школы – с известным конструктором паромобилей Леоном Серполле, который стал наставником начинающего великого технаря. Взамен юноша пообещал отцу, что получит хорошее – пусть даже и техническое – образование. Но выполнить обещанное не смог, и по причине целиком уважительной: проводя все свое время в мастерской Серполле и вышеупомянутом садовом сарае, абитуриент оказался не готов к поступлению в Высшую техническую школу и завалил все экзамены, кроме черчения. После чего был призван в армию. Службу в которой смог поставить на пользу своему увлечению.

На фото: Renault Type C 3 ½ HP Tonneau

Читать еще:  Как богатые люди мотивируют себя зарабатывать деньги

По-взрослому

Во время военной службы Луи смог накопить денег, чтобы после возвращения «на гражданку» в 1898 году приобрести еще один «материал» для своих упражнений. Теперь им стал французский трицикл De Dion-Bouton c одноцилиндровым бензиновым моторчиком. Это был серийный образец, считавшийся по тем временам совершенным, но молодой изобретатель подверг его решительным доработкам.

Помимо мелкого апгрейда, он добавил ему четвертое колесо и создал полностью новую трансмиссию. На продуваемой всеми ветрами тележке появилась настоящая коробка передач – трехвальная, с кулачковым зацеплением шестерен. Это решало ключевую по тем временам проблему автомобилизма – невозможность преодолевать подъемы из-за недостатка тяги на ведущих колесах. Благодаря трехступенчатой трансмиссии хиленький моторчик получил возможность уверенно тащить машину по дорогам любого профиля. Еще одно принципиальное новшество на первом детище Луи Рено – карданный вал для передачи крутящего момента на заднюю ось, тогда как в ту пору традиционной была цепная передача, недолговечная и ненадежная.

На фото: Конвейер на предприятии Renault

Реальную отдачу от своих «механических практик» самодеятельный конструктор получил совсем скоро. За ужином в рождественский вечер Луи поспорил с друзьями, что его модернизированное детище сможет самостоятельно одолеть улицу Лепик на парижском Монмартре, известную своим крутым подъемом. Проверять отправились тут же, и пари разрешилось в пользу конструктора: автомобиль легко одолел непростой рельеф. Выигранные деньги были не главным обретением того вечера – не сходя с места Рено получил сразу 12 заказов на невиданный автомобиль, способный преодолевать крутые горки. Первый экземпляр был передан одному из клиентов незамедлительно, с еще не остывшим после штурма холма мотором. Так что день 24 декабря 1898 года можно считать историческим для всего мирового автопрома – машины перестали бояться подъемов и покупатели по достоинству оценили это.

На фото: Три брата Рено – Луи, Фернан и Марсель

Запах денег, точнее – больших денег – мигом учуяли потомственные коммерсанты из семьи Рено. Два старших брата Луи ссудили ему по 30 тыс. франков каждый и все вместе заргистрировали фирму Société Renault Frères – Общество братьев Рено. Старшие Фернан и Марсель отвечали за коммерческую часть предприятия, Луи взвалил на себя все технические вопросы. Старый сарай в саду загородной виллы превратился в первый сборочный цех, затем братья построили настоящую фабрику. Через четыре года Марсель погиб в «кровавой гонке» Париж – Мадрид-1903, в которой разбились насмерть десять человек и десятки серьезно пострадали. А в 1908 года по состоянию здоровья отошел от дел Фернан, и компанией, получившей вскоре имя Automobiles Renault («Автомобили Рено»), стал распоряжаться единолично Луи.

Продвижение

С первых дней выпуска своих авто Рено исповедовал идею легких и доступных машин. Он с братьями был искренне убежден, что динамика должна достигаться не литражом и мощностью двигателя, а компактностью и рациональностью конструкции. На заре автомобильной эпохи, когда все повально увлекались гонками и скоростью, братья Рено смогли показать всем, что легкий экономичный автомобиль может побеждать громоздких многолитровых монстров. Двое из них – Луи и Марсель – понимая важность рекламы, сами были страстными пилотами, активно выступали в гонках и часто побеждали.

На фото: Renault Type AX

Продажи росли – только победа в гонке Париж-Бордо принесла молодой компании 350 заказов на автомобили. Невиданный тираж для Европы на рубеже ХХ столетия! Между тем, автомобили с брендом Renault, быстрые в спорте, были удобными и практичными в повседневном пользовании.

Луи Рено, как и его заокеанский коллега и конкурент Генри Форд, в отличие от прочих современников, стремился зарабатывать не на дорогих и роскошных, а на простых и доступных автомобилях, и все модернизации на его производстве были подчинены идее снижения цены. А в чем-то великий француз оказался прозорливее Форда – если американец в то время «упирался» в свою одну-единственную утилитарную модель Ford Т, то Renault присутствовал и в сегменте роскошных престижных авто. В 1910-х годах каталоги моделей французской марки охватывали все тогдашние классы машин, для чего было создано, как сейчас бы сказали, 10 базовых платформ. К 1913-му году на заводах Рено было занято 5200 работников, выпускавших ежемесячно около 1000 автомобилей.

Луи Рено: история о том, как хулиган превратился в спасителя нации

История жизни создателя марки Renault — пример страстной любви к своему делу. Даже в предсмертной агонии, находясь в тюремной камере, он умолял представителей фашистской Германии дать ему возможность заниматься любимым делом. Вы должны это прочитать.

Маленький Луи вырос в семье богатого коммерсанта и ни в чём не нуждался. Его отец сколотил состояние на галантерее и аксессуарах для дам, однако юный Луи никогда не интересовался семейным бизнесом. Малыш был постоянно окружен вниманием родителей, многочисленной прислуги, а также своих старших братьев и сестёр, что в значительной мере способствовало тому, что Луи рос избалованным или лучше даже сказать ленивым мальчиком — для него неудовлетворительные оценки являлись нормой. Уже в 11 лет для того, чтобы «оптимизировать процесс освещения в комнате» и не вставать с кровати, Луи сконструировал гальваническую батарею – тянешь за верёвку, и пластины опускаются в кислоту, вырабатывая электричество для лампочки. А еще через некоторое время Луи сбежал из дома и, уговорив знакомого кочегара, прокатился в локомотиве до Руана, изучая принцип работы паровой машины.

Отрочество и юность

Видя, что младшенький явно не собирается продолжать отцовское дело, Альфредо предлагает мальчику такой компромисс: он покупает сыну для экспериментов старый мотор фирмы Panhard и знакомит с известнейшим конструктором паромобилей тех лет, Леоном Серполле, а Луи, в свою очередь, должен получить техническое образование. Спустя некоторое время, невзирая на свой уровень подготовки, Рено провалит экзамен в техническую школу и пойдёт защищать родину. Вернувшись домой, Рено вновь бросится с головой в своё увлечение. От моторов молодой человек перейдёт непосредственно к автомобилям — скопив достаточную сумму денег, в 1898 году он приобретёт «самодвижущийся экипаж» фирмы De Dion-Bouton и примется за его основательную реконструкцию.

Читать еще:  Единый социальный налог (ЕСН)

Нужно сказать, что на доработку обратили внимание инженеры, и Луи решил начать постройку собственных автомобилей, однако пока в обычном сарае. На Type A, именно так называлась первая модель Рено, впервые в истории был установлен карданный вал для передачи усилия на заднюю ось. Машина была оснащена полноценным рулём и трансмиссией с прямой передачей.

Следующая модель Рено тоже стала прорывной: Type B был первым в истории автомобилем с закрытым кузовом, а ведь с момента изобретения самой конструкции талантливыми немцами не прошло и пяти лет! Фактически, именно с этого момента начинается карьера молодого автопроизводителя.

Луи гордился своим творением, однако далеко не все поверили в то, что его машина принципиально отличается от изначального варианта, и спор превратился в пари. Луи поспорил, что его автомобиль сможет проехать по одной из самых крутых улочек Монмартра — Лепик. Этот спор он выиграл, получив внушительную сумму денег, а также заказ на 12 подобных автомобилей. Собственно, машина, которая была главной виновницей спора, также была продана. Говорят, что одним из зрителей своеобразного эксперимента был приятель отца Луи: после того, как он убедился в способностях нового устройства, он потребовал продать ему его. Видя, что увлечение начинает переходить в, если пока ещё не массовое, но уже не штучное производство, Луи захотел основать свою компанию и обратился за помощью к старшим братьям. Они, в отличие от младшего брата, получили хорошее образование и уже были «подкованы» в бизнесе, работая с отцом. Марсель и Фернан взяли на себя руководство фирмой, то есть занимались административной и коммерческой работой, а Луи конструировал и изобретал. Несмотря на отсутствие образования, таланта Луи было не занимать. Довольно быстро он получил патенты на новые изобретения, которые дали автомобилестроению сильный толчок. Нужно сказать, что часть его изобретений применяется и по сей день.

Последующие успехи компании на рынке были тесно связаны с автоспортом, который в те годы стремительно набирал популярность. Автомобили теперь уже семейного предприятия братьев Рено одержали несколько ярких побед, а заказы начали сыпаться в огромных количествах. Да, именно в начале ХХ века и возникла великая спортивная марка, которая спустя годы стала непобедимой в «Формуле-1». А ведь Луи Рено едва не отказался от участия в соревнованиях, и повод у него был очень серьёзный: в 1903 году в гонке погиб его брат Марсель, и Луи дал себе обещание обходить автоспорт стороной. К счастью, этот внутренний запрет продержался недолго — изобретатель понял, что лучшего полигона для испытаний новой техники, чем трек, быть не может.

Падение гения

Накануне Первой мировой войны Луи довольно быстро сообразил, что мощности его заводов можно переориентировать на нужды армии. Он выпустил авиационные двигатели, автомобили медицинской службы, автобусы и даже танки. Славу ему принесли две модели: легкий танк F-17 оказался настолько удачным, что его применяли вплоть до Второй мировой войны (по некоторым данным, последний раз его использовали в 1944 или даже в 1945 году), а сотни такси с кузовом «ландоле» позволили перебросить четыре тысячи солдат на передовую и остановить наступление кайзеровских войск на Париж. После этого французы стали называть Рено «спасителем нации».

Но в 1939 году на Берлинском автосалоне Рено познакомился с Адольфом Гитлером, который посоветовал французскому конструктору наладить выпуск доступной малолитражки 4CV. Предполагалось, что после войны Франция станет бедной страной, и ей будут нужны дешёвые автомобили.

Луи Рено поступил как успешный предприниматель, который старался защитить своё производство. После того, как Франция была оккупирована, он договорился с немцами о том, что его заводы не будут разрушены. В итоге, целая империя Renault в годы Второй мировой войны работала на немцев. Самому Рено оставили лишь номинальную должность — компанией руководили представители Германии, но позже было сказано, что «спаситель нации» предал страну ради своих автомобилей.

Отметим, что в 1942 году авиация союзников разбомбила большую часть заводов Renault, а Луи Рено так тяжело это переживал, что у него начались проблемы со здоровьем и он потерял способность нормально говорить. Однако это не останавливало его — после победы бывший предприниматель сам пришёл к французским властям для того, чтобы обсудить будущее — там его арестовали, бросили в тюрьму, предъявили обвинения в измене и сотрудничестве с оккупантами. По некоторым данным, престарелого предпринимателя жестоко пытали. Как такового серьёзного расследования и судебного рассмотрения дела не было — через несколько месяцев, проведённых в тюрьме, Луи Рено скончался. Единственным свидетелем, который общался с Луи незадолго до его смерти, стала тюремная медсестра. Находясь в предсмертной агонии, старик умолял её передать властям свою просьбу, оставить ему хотя бы один цех, где бы он мог собирать автомобили. Ему не нужно богатство — он был готов отдать компанию, но только не возможность заниматься любимым делом. Однако Франция отвернулась от своего героя, зато с удовольствием воспользовалась его творениями — уже через год после окончания войны по дорогам страны «забегали» народные Juvaquatres…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector