Как начать издательский бизнес

Книжный бизнес с нуля: возрождение и новый виток издательского дела

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Реформа образования и повальное занятие коммерческой деятельностью привели к тому, что людям сначала просто не хватало времени на чтение, затем интерес к литературе сам собой угас, и издательский бизнес с нуля перестал быть таким популярным. Действительно, жизнь не так давно была настолько суматошной, что сил у человека еле-еле хватало на то, чтобы съесть полуфабрикат и упасть в постель.

Сегодня наблюдается противоположная тенденция. По каким причинам, неизвестно. Но год от года растет число людей, которые с удовольствием покупают и читают книги. Причем настоящие, бумажные, а не новомодные электронные устройства. Именно эта тенденция и дает возможность увлеченным людям начать сегодня книжный бизнес с нуля.

Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин

Книжный магазин не имеет ничего общего с различными торговыми точками. Следует учесть, что книги нельзя отнести к таким предметам первой необходимости, как продукты питания или одежда. Исходя из этого, перед тем, как начинать книжный бизнес с нуля, нужно проанализировать все «за» и «против» и выработать четкую политику ведения дел.

Основные моменты, которые необходимо учесть при открытии магазина:

1. Наиглавнейшее условие – расположение магазина. Если открыть любой продуктовый магазинчик можно прямо в жилом доме, то с выбором места под книжную лавку следует постараться. Место должно быть проходным и находиться на виду, чтобы туда могли заходить не только завсегдатаи, но и случайные покупатели. К таким местам можно отнести вокзалы, аэропорты, метро или места, расположенные в центре города. Совсем необязательно покупать или арендовать большие площади. Можно просто подобрать интересный ассортимент литературы.

2. Второе по важности условие – ассортимент. Как понять, какие именно книги стоит продавать, и что из предлагаемой литературы будет пользоваться спросом. Для этого важно досконально изучить рынок, понять, чем интересуются разные слои населения. Лучше всего придерживаться золотого правила: иметь в продаже классику, детективы, и многочисленные, так любимые молодежью, книги в стиле фэнтези и мистику.

3. Вопрос закупки литературы почему-то никогда не возникает. Когда же владелец начинает искать и закупать нужные книги, он сталкивается с трудностями в виде довольно высоких цен. Закупать книги для вашего магазина выгоднее всего прямо у издательств. Причем в зависимости от издательства стоимость может существенно варьироваться. Кроме того, на стоимость влияют транспортные расходы, так что вопрос доставки также лучше продумать заблаговременно.

4. Различные виды услуг и продажа сопутствующих товаров помогут получить дополнительную прибыль и привлечь новых покупателей. В качестве услуг можно предложить прием на комиссию подержанных книг, а также их последующую продажу с минимальной наценкой. Многие небольшие магазинчики, собственно, с этих доходов и существуют. Причем долгие годы. Кроме этого, в магазине можно поставить копировальный аппарат, установить брошюровщик. Что касается продажи сопутствующих товаров, то здесь все зависит от вашей фантазии. Продавать можно все что угодно: пазлы, календари, настольные и развивающие игры для детей.

5. Если вы решили подойти к открытию магазина более основательно и планируете занять под него большое помещение, стоит задуматься над проведением тематических вечеров, детских праздников и презентаций книг различных писателей.

В принципе, открыть книжный бизнес с нуля не так уж сложно. Но именно в этом случае необходимо иметь некоторый стартовый капитал (например, для закупки книг или аренды помещения). Выгода в открытии подобного магазина заключается в том, что при небольших наценках, вы получаете стабильный поток клиентов. Еще хотелось бы отметить, что книжные магазины, однажды открывшись, крайне редко закрываются!

Как открыть собственное издательство

У многих понятие издательства ассоциируется с типографией, то есть местом, где печатают различные газеты, журналы и бланки. На самом деле типография является одним из подразделений издательства. Если раньше открыть издательство могли позволить себе только состоятельные люди, то сегодня все намного проще. Итак, что важно знать, чтобы открыть издательский бизнес с нуля:

1. Так как издательский бизнес в первую очередь подразумевает работу с авторами, следует заняться поисками новых авторов или заинтересовать маститых писателей. Что касается раскрученных авторов, то заинтересовать их могут только наиболее выгодные гонорары. Работа с новыми авторами, даже не очень известными, часто чревата тем, что прибыль от продаж спланировать невозможно.

2. На что ориентироваться при выборе автора? Конечно, на охват аудитории. Чем шире потенциальный круг покупателей, тем выше прибыль. Вот почему сегодня полки магазинов ломятся от определенного сорта литературы, которую покупают, чтобы один раз прочитать и поставить на полку.

3. Работа с авторами заключается не только в подписании договоров. Очень часто издательства приобретают права на то или иное произведение, которые затем перепродаются более крупным издательствам. Кроме того, произведения, поступающие в издательство, должны подвергаться вычитке и редактуре. Это даст возможность отфильтровать наиболее слабые труды соискателей. Именно поэтому сразу же необходимо заполучить в штат хорошего редактора.

4. Очень часто среди начинающих писателей попадаются действительно перспективные авторы. Удержать их можно только подписанием эксклюзивного контракта. Если писатель очень хорош, стоит попытаться заключить контракт сразу на несколько произведений в перспективе.

5. Очень часто люди, организующие издательский бизнес с нуля, пытаются охватить сразу все: продумать концепцию издательского дома, арендовать типографию, обустроить офис. На самом деле, в начале издательской деятельности собственная типография вам будет не нужна, это повлечет только лишние расходы. Самое главное – сосредоточиться на привлечении к сотрудничеству авторов.

В дополнение хотелось бы отметить, что издавать можно не только книги. Начинать издательский бизнес с нуля вполне можно и нужно, издавая различные журналы. Сюда относятся как научно-популярные издания, так и разнообразные развлекательные журналы. Начинать свой бизнес в сфере издательства нужно, имея достаточно серьезный капитал, который позволит на первых порах арендовать необходимые площади, а также оплачивать гонорары авторам и сотрудникам.

Для того чтобы ваши вложения окупились сторицей, еще до открытия книжного дела, важно четко сформировать концепцию, который вы будете придерживаться. Например, основным видом деятельности можно выбрать выпуск детской литературы или учебников для школы, дополнительными видами – выпуск научно-популярной литературы. Четкая расстановка приоритетов позволит вам избежать лишних затрат.

Как начать издательский бизнес

Как начать издательский бизнес

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок — издание одной книги стоит не больше $5-10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой.

Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес, а «благое намерение» возместить существующий пробел на рынке. Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.

Читать еще:  Как организовать издательский бизнес

Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия — страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

Цена входа на этот рынок достаточно низкая. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5-10 тыс.

Но рассчитывать придется преимущественно на собственные ресурсы. Банки издательский бизнес не кредитуют, потому что книгоиздательство считается высокорискованным бизнесом. Риски здесь следующие – новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка.

В издательском деле используют два варианта финансирования новых проектов. Первый – это привлечение частных инвесторов. Второй, — сотрудничество с крупными издательскими компаниями. Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую сеть. Прибыль делят пополам.

Начинающим изданиям такое сотрудничество выгодно, они получают финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны.

В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% — художественная, детская и подростковая и по 7-8% — фантастика и фэнтези, современная проза и бизнеслитература.

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку такие проблемы не потянуть.

Оптимальная модель стартапа — выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д. В узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством.

Для начинающего издательства самой сложной задачей является поиск новых авторов. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы. Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. В- третьих, просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. В крупные издательства ежегодно поступает до 2 тыс. рукописей, и только 400 из них издаются, и лишь единицы становятся бестселлерами. А прибыль от продажи этих 400 авторов крайне незначительна.

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам — человек номер два после редактора.

Чтобы быть эффективным издательством не обязательно иметь огромный штат, как в некоторых крупных издательствах. Достаточно нескольких человек, которые разрабатывают концепцию книги и занимаются ее мерчендайзингом, все остальные процессы может выполнять издательство- подрядчик. Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку. Такая схема работы, например в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», они работают без штата, всю основную работу там выполняют трое учредителей.

Вторая основная проблема рынка после проблемы с авторами –это отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибуторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. Шансы на то, что дистрибутор захочет работать с новичком, невелики. И даже согласие оптовика взять новую книгу на реализацию, не гарантирует ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Оптимальный выход — заняться продвижением собственной книги самому. Это единственный способ преуспеть в издательском бизнесе. Налаживайте контакты с ритейлерами, убедите магазин, что вашу книгу стоит взять на реализацию, проконтролируйте, как она будет выставлена в торговом зале, купите рекламное место перед магазином и т. д. Важный момент: рассчитывать нужно на все магазины и в Москве, и в регионах. Не стоит сосредотачивать усилия только на трех самых известных московских магазина. По опыту опытных издателей, продажи даже бестселлеров через них не превышают 1-2% от всего тиража, обычные же книги они и вовсе продают единичнымиэкземплярами.

Главные риски для издателя связаны с авторами. Перечень возможных форсмажорных ситуаций необычайно широк и разнообразен: разногласия с авторами, перекупка его конкурентами, автор «исписывается», перестает быть популярным и т.п.

Также, начиная бизнес, следует знать два важных момента. Во-первых, технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет. Успех книг невозможно точно просчитать. Во-вторых, продать издательский бизнес крайне сложно. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

Как открыть свое издательство

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок — издание одной книги стоит не больше $5-10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Потребление продуктов питания весьма лимитировано, больше определенного количества пива или молока человек просто физически потребить не может. Поэтому перед ним неизбежно встает дилемма: купить продукт X или его конкурента, продукт Y.

Потребление же книг организовано по-иному. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой. Скажем, появился «Гарри Поттер» — рынок детской литературы моментально вырос в разы, нет- на рынке начинается стагнация.

Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес. Некоторые из них начались с такой мотивации: «Я сталкивался с проблемой — книги, которые были нужны мне по предыдущему бизнесу или которые нравились мне, имели либо плохой перевод, либо плохое оформление, либо я вовсе не мог их купить в России. Решил своими силами компенсировать пробел». Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.

Читать еще:  Как не нарваться на подделку при покупке франшизы

Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия — страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

Инвестиции

На руку новому издателю сыграет и достаточно низкая цена входа на рынок. Больших инвестиций издание одной-двух книг не потребует. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5-10 тыс.

Правда, придется рассчитывать преимущественно на собственные ресурсы. Я не помню примеров участия, например, банков в начинающих издателях. Им это не интересно, поскольку книгоиздательство — высокорискованный бизнес.

Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства — обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна.

На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса — все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят.

Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибьюторскую сеть.

Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

Специализация

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы.

Оптимальная модель стартапа — выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т.д.

В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% — художественная, детская и подростковая и по 7-8% — фантастика и фэнтези, современная проза и бизнес-литература. Из структуры рынка видно, что нехудожественная литература — шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней.

Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает в основном детские книги, BBPG — только книги по вину, «Армада» — только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Поиск новых авторов — возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы. Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс.

Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков — издателя и автора. Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором. Тандем оказался успешным. А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору — Паоло Коэльо.

Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2-4 тыс. экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше — один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один — это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам — человек номер два.

Но я не случайно говорил, что издательский рынок очень специфический. Да, крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата. Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем сегодня нет. Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

Дистрибьюция

Больших средств, как я говорил, издание книги не требует. Производство занимает немного времени — от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем три-четыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка — отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибьюторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибьютор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж — в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Читать еще:  Как научиться говорить «нет» и избавиться от синдрома «матери Терезы»

Оптимальный выход — заняться продвижением собственной книги самому. Лучше вас этого никто не сделает. Некоторые мои знакомые, пробовавшие себя в издательском бизнесе, оказались весьма успешны благодаря тому, что во главу угла они ставили вопрос реализации: налаживали контакты с ритейлерами, договаривались о поддержке своих книг рекламными материалами и т.д. Убедите магазин, что вашу книгу стоит взять на реализацию, проконтролируйте, как она будет выставлена в торговом зале, купите рекламное место перед магазином и т.д. К счастью, в отечественной книжной рознице нет практики брать деньги за место на полке, поэтому самостоятельное продвижение будет стоить копейки.

Важный момент: рассчитывать нужно на все магазины и в Москве, и в регионах. Концентрировать все усилия только на трех-пяти самых известных московских не стоит. Могу сказать по собственному опыту: продажи даже бестселлеров через них не превышают 1-2% от всего тиража, обычные же книги они и вовсе продают единичными экземплярами.

Главные риски для издателя — авторы, с которыми он работает. Перечень возможных форсмажорных ситуаций необычайно широк и разнообразен.

Например, сделало издательство себе имя на одном авторе. С одной стороны, для издателя это хорошо — не приходится распыляться на нескольких писателей, публика привыкает к одному имени и т.д. С другой — издатель попадает в зависимость от успехов или неуспехов своего главного пера.

Между тем любой автор имеет свой жизненный цикл. У кого-то он может длиться два года, у кого-то десятилетиями, но рано или поздно продажи любого автора начинают снижаться: появился новый, более интересный автор, или ваш автор «исписывается» и т.д. Если издательство не смогло диверсифицироваться, оно остается ни с чем. Весьма типичная ситуация для нашего бизнеса.

Могут начаться разногласия с авторами. Например, писателя перестанут устраивать условия работы или ему захочется творческих экспериментов, результаты которых не будут устраивать издателя, поскольку окажутся невостребованными читателем. В лучшем случае издатель может потребовать возврата аванса за будущие книги, однако оперативно найти замену автору практически невозможно.

В конце концов, автор может быть перекуплен конкурентом. Законодательство в этом вопросе полностью на стороне авторов, так как издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому инструментов для удержания писателей практически никаких. Тем более что небольшое издательство не может предложить авторам таких гонораров (около 10-12% от продаж тиража) и продвижения, как крупные игроки.

Также, начиная бизнес, не стоит забывать два важных момента. Во-первых, успех книг непросчитываем. Весьма распространенная ситуация: по всем критериям книга должна стать бестселлером — автор известный, сюжет интересный, язык хороший. А продаж нет! Все технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет.

Во-вторых, шансов продать бизнес крайне мало. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

Олег Новиков, издательство «Эксмо»
Источник: Газета «Бизнес»

Как начать свое дело при ограниченных ресурсах: издательский бизнес

Говорят, что издательская индустрия находится в тотальном кризисе. На эту тему есть статистика закрытых или поглощенных издательств, это иллюстрируется малыми продажами в книжных магазинах и совершенно ничтожными авторскими гонорарами. Казалось бы, что в 2017 году организовывать собственное издательство будет либо чертовски преданный книжному миру человек, либо человек, который знает то, чего не знаем мы, либо просто сумасшедший. И если придерживаться такого мнения, то BroDude не стал бы тебе рекомендовать обращать внимание на эту сферу бизнеса, но ты все-таки читаешь этот материал, а значит, мы думаем, что не всё потеряно с книгами в нашей стране, просто книжный рынок переживает трансформацию, и из нее можно извлечь прибыль. Каким образом? Об этом расскажет Валерий Воронов, директор по развитию независимого издательства Эдитус — франшизы, которая занимается изданием книг исключительно для людей.

Порядок вещей в мире книг

Книжная индустрия действительно не первый год в кризисе. Если процент продаж электронных книг повышается (незначительно), то процент продаж реальных книг падает. Это не значит, что книга исчезнет вовсе, но, скорее всего, она переходит в другую форму — снова становится развлечением не для масс, как это уже было когда-то. Цены на книги уже стали дороже, причина в том, что тиражи упали, а чем меньше тираж, тем дороже каждый отдельный экземпляр книги — это накладывает отпечаток на дистрибуции книжной продукции, а многие крупные оптовики книг свернули свой бизнес. Мы это понимали и, разумеется, не хотели идти на дно, так и не начав бизнес, поэтому построили бизнес-модель по иному принципу, который отлично работает и по сей день: а) небольшие тиражи; б) привлечение средств авторов. И тут нет ничего плохого, потому что большинство наших заказчиков издают книги не с целью заработать — они это делают ради себя, близких, ради развития своего творчества или писательских навыков. Можно сказать, что мы относим наш продукт к категории кастомизированных подарков, как следствие — затраты на издание чего-либо значительно снижены без потери в качестве.

Полностью автоматизированное издательство, которое выпускает хорошие книги — это миф. Роботы не смогут заменить творческие профессии, они не смогут заменить корректора, дизайнера, редактора, печатника. Сейчас множество ресурсов предлагают сервисы по проверке правописания онлайн, но разве можно считать исправленный роботом текст грамотным? Сомневаемся.

Каким должен быть книгоиздатель?

Если вы намереваетесь стать издателем, то нужно понимать, что для организации издательства полного цикла нужна собственная типография, штат дизайнеров-верстальщиков, редакторов и корректоров, художников-иллюстраторов, не говоря уже об отделах маркетинга, ИТ, финансов и бухгалтерии, логистики. Всё это требует огромных финансовых вложений, а также многолетнего опыта, который будет состоять не только из побед, но и из полнейших провалов, каждый из которых может стать последним.

При этом с франчайзи снимается головная боль по поводу подготовки макетов (при необходимости), производства, логистики и маркетинга. Его основные функции — это продажа услуг издательства и сопровождение заказов. Всё остальное мы берем на себя. В паушальный взнос входят образцы книжной продукции по каждому виду, образцы бумаги и переплетного материала (в общей сложности до 100 образцов), обучение франчайзи и маркетинговые мероприятия по открытию офиса.

Отдельно заметим, что наш партнер может не заниматься холодными звонками. Весь поток обращений обеспечивает маркетинговый отдел издательства: на федеральном сайте размещается информация с контактами офиса франчайзи, создается региональная посадочная страница в поддомене общего сайта, а также обеспечивается рекламная кампания в регионе. Франчайзи предоставляется доступ к CRM и лицензии ПО для обработки заявок.

То есть всё, что мы делаем — это предоставляем помощь в открытии бизнеса и постоянное сопровождение для тех людей, которые действительно намерены заработать деньги. Партнеру нужно только влиться в наши бизнес-процессы, которые уже работают и приносят свои плоды.

Что будет дальше?

Цифровой переворот на книжном рынке сделал свое дело. Можно утверждать, что в настоящее время у небольших традиционных издательств есть перспективы развиваться в узкоспециализированных жанрах литературы. Но в целом бумажные книги стали модным персонализированным подарком, и у вас есть все возможности встать в авангарде издательств, которые создают новые правила игры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector