Как передать и защитить авторские права

Нужно ли регистрировать права на текст и фотографии?

Я веду блог в интернете и не хочу, чтобы мои статьи использовали без моего разрешения. Нужно ли мне как-то регистрировать права на текст и фото?

Текст и фотографии — это объекты авторского права. По общему правилу регистрировать их нигде не нужно. Дело в том, что авторское право на произведение возникает в момент его создания и не требует какой-то дополнительной регистрации. Это правило относится к любому тексту: статье в журнале, текстам на сайте компании, кандидатской диссертации или вашей заметке в блоге, — и к любым фотографиям.

В законе напрямую указано, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Но возникновение права — это одно, а доказывание в суде — другое.

Если дойдет до суда

В суде нужно будет доказать, что вы создали свое произведение раньше, чем скопировавший у вас нарушитель. Когда можно показать оригинальный экземпляр произведения, сложностей с этим не возникает. В напечатанной книге, например, стоит дата публикации и ISBN, а на фотографиях обычно ставят водяной знак автора и сохраняют исходный RAW-файл с заполненными EXIF-данными : где и на какое оборудование сделали фотографию. С публикациями в интернете все немного сложнее.

Простая публикация статьи в интернете не считается подтверждением даты создания произведения. Суд может не принять скриншот публикации в интернете в качестве подтверждения, потому что достоверно установить дату публикации статьи на сервере невозможно. Если нарушитель сам не признает в суде, что скопировал ваше произведение, то суд может отказать вам в иске, сославшись на то, что вы не смогли доказать, что выступаете автором, а нарушитель — нарушителем.

Зато когда истец доказывает суду наличие прав на произведение, суд взыскивает компенсации легко и непринужденно. Вот пример: в августе 2018 года суд взыскал 500 тысяч рублей с нарушителя, который скопировал чужой сайт.

Поэтому, несмотря на то что авторское право не нужно регистрировать, в суде нужно будет доказать, что авторское право принадлежит именно вам. Если вы дорожите своим произведением настолько, что собираетесь в случае чего отстаивать права в суде, то стоит зафиксировать момент возникновения у вас авторского права. Для этого есть несколько надежных способов, в которых суд точно не усомнится.

Как зафиксировать дату создания произведения

Нотариус может заверить вашу подпись и дату подписи на распечатке текста. В среднем это стоит одну-две тысячи рублей, в зависимости от региона и ставок нотариальной палаты. В итоге вы получите оригинал вашего произведения, на котором будет стоять дата, подпись и штамп нотариуса.

Ограничений на объем заверяемого материала нет. Если вам принципиально заверять авторство ваших статей, можно, например, разом заверять все материалы, вышедшие за месяц или за три месяца.

Российское авторское общество (РАО) и «Копирус» — эти организации выступают депозитарием для произведений. По сути, это архив, в который вы отдаете копию произведения, а вам выдают свидетельство, подтверждающее, что вы передали экземпляр своего произведения в определенный день. В целом смысл тот же, что и в заверке подписи у нотариуса, только здесь выдают свидетельство, красивую бумажку, которую тоже, если что, примут в суде. Стоит такое депонирование около 3500 рублей, более точную цену можно посчитать, например, на сайте «Копируса». Если заверять статьи раз в месяц, то 3500 рублей — не так уж и много.

Частными депозитариями я бы пользоваться не советовал. Частные депозитарии — это организации, которые предлагают сохранить у себя копию вашего произведения и в случае чего подтвердить, что получили ее в определенную дату. Но, в отличие от РАО и «Копируса», они не имеют никакой аккредитации или договора с Российской книжной палатой. Я еще не встречал судебной практики, где автор ссылался бы на такой депозитарий и суд принимал бы это в качестве доказательства. Возможно, когда-нибудь мы напишем статью о частных депозитариях в нашей рубрике «Под прищуром», слишком уж подозрительно они выглядят.

Почта использовалась для подтверждения авторства еще в середине двадцатого века. Автор печатает произведение, ставит дату и подпись, кладет в конверт и отправляет письмом сам себе. Полученный конверт с почтовыми штемпелями не вскрывается и впоследствии, если что, представляется в суде. Такое письмо считается доказательством существования произведения на указанную в почтовом штемпеле дату. Этот способ доказательства авторства вполне допустим и равнозначен предыдущим способам, хоть и несколько архаичен.

В общем, регистрировать авторское право на текст и фотографии не нужно, но если вы собираетесь в случае нарушения отстаивать свои права в суде, то лучше заранее зафиксировать их с помощью депозитария, нотариуса или хотя бы почтой.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Авторские права: что под защитой?

Украсть можно что угодно: деньги, машину или книгу. С книгой всё понятно — украли или нет, а с правами на книгу сложнее.

Книгу можно скачать из интернета и продавать самому, скачать и заменить автора на себя, а можно взять идею книги и написать свою. Не всё из этого нарушение авторских прав.

Нельзя на сто процентов сказать, что считать нарушением. В законе есть условия, как использовать чужую работу, при этом есть способы обойти условия, и это примет суд. С авторскими правами включается принцип: два юриста и три мнения.

Что защищает авторское право

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

Закон защищает автора с момента создания творения. Чтобы стать автором, не надо платить госпошлину, заполнять заявления и стоять в очереди. Создайте что-нибудь и будьте автором.

Что считать «созданием», в законе четко не сказано, но есть оговорка, что это результат творческого труда. В юридической практике так:

Создал = поработал головой и руками.

Вы придумали костюм для Валерия Леонтьева и сделали эскиз — отлично, вы под защитой.

Под защитой почти всё — от твита до подводной лодки. На юридическом называется так: произведение, результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и услуг. Для не-юриста это не важно.

Например, человек нарисовал картинку — это произведение. Компания зарегистрировала картинку как товарный знак — и это средство индивидуализации.

Что под защитой

Произведение науки, литературы и искусства

Статья, комикс, сценарий, лекция

Отзыв на услугу, селфи в инстаграме, комментарий в фейсбуке под постом

Фотография утюга на сайте магазина, инфографика, скульптура, чертеж моста

Программы, базы данных

Сайты, программный код, операционная система

Исполнения и фонограммы

Любые мелодии, постановки, варианты их исполнения

Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач

Изобретения, полезные модели и промышленные образцы

Метод зонной плавки металлов, газогенераторный твердотопливный котел, табурет

Топологии интегральных микросхем

Схема процессора, транзистора, трансформатора

Секреты производства (ноу-хау)

Всё, что под грифом «коммерческая тайна»

Фирменные наименования, товарный знак и знаки обслуживания, коммерческое обозначение

Названия компаний и продуктов, указатели в холле компании

Наименования мест происхождения товаров

Вологодское масло, шампанское, коньяк, пармезан

Морковь Каротель, свекла Бордо 237

Закону плевать на значимость, он защищает любое творение: комментарий в фейсбуке «Да ты олень» и исходный код Гугла. Еще для закона не важен размер — защищать целое творение или часть. Поэтому под защиту попадает любой куплет «Шкалят датчики» из песни Земфиры и песня целиком.

Что закон не защищает

Закон защищает не все творения, есть исключения.

Исключения

Закон, судебные решения, конституция

Государственные и муниципальные символы

Флаги, ордена, гербы

Народные сказки, легенды, тосты, анекдоты

Сообщения о фактах, открытиях, геологическая информация о недрах

Расписание электричек, объявление в зале аэропорта, открытие Америки

Паскаль, Ява, Питон

Идеи, концепции, методы и принципы решения задач

Сложение, вычитание, деление

С исключениями не всё так просто, потому что есть пограничные случаи и работает принцип: «два юриста — три мнения».

Язык программирования — это исключение. Но если вы написали компилятор или интерпретатор для чужого языка, он войдет в категорию «программа для ЭВМ». Закон защищает эту категорию произведений.

Читать еще:  Как отражать в бухгалтерском учете операции с электронными деньгами

Договор — это официальный документ, казалось, бы авторских прав на него нет. Это не всегда так. Допустим, юрист взял договор не из интернета, а составил свой: отказался от актов, сократил привычные юризмы, сверстал на страницу вместо десяти. Юрист сам создал договор, поэтому закон такой договор защищает.

Анекдоты — тоже исключение, а авторская шутка нет. Денис Чужой пошутил у себя в твитере, а портал «Адми» забрал шутку себе. Если шутка — авторское произведение, а не народный анекдот, использовать ее просто так нельзя. При использовании надо сослаться на автора и источник. Не факт, что суд будет на стороне Дениса, но попытаться можно.

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

На других примерах принцип работает так:

Идея без защиты
Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Картина «Крик» Эдварда Мунка

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

Редактор предложил описать тарифы банка с заботой. Так, будто банк объясняет их друзьям, а не врагам, которые засудят банк за любую букву

«Идея на минус миллион» — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Но если бы идею защищали авторские права, в мире стало бы скучно. Раз использовать идею нельзя, не было был книг о любви после Ромео и Джульетты, ноутбуков после Эпла и парков после Диснея.

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

Прочитать комикс о человеке-Пауке, вдохновиться и нарисовать свой, но о человеке-Логике. В левой руке у него бритва Хэнлона, в правой — скальпель Оккама, на голове — чайник Рассела.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Процитировать 5 секунд рекламного ролика на лекции «Особенности создания сценариев для производителей прохладительных напитков» факультета рекламы

Вырезать 5 секунд ролика Кока-Колы и вставить в ролик, который рекламирует квас «Веселье»

Проиллюстрировать статью «8 комиксов из жизни с неожиданной развязкой» комик-стрипами Портшери

Отсканировать комиксы и выложить на сайт

Доказать правоту в споре о роли союзников во Второй мировой войне с помощью цитат современных историков

Написать реферат, где половина текста — цитаты историков, а ссылок на них нет

При цитировании нужна ссылка на источник, как в курсовых. Допустим, блогер нашел статью Дела и решил ее процитировать, правильно сделать так:

В цитате лучше использовать только часть произведения. Закон не говорит, как определить часть, зато говорит вот что: «в объеме, оправданном целью цитирования». Это значит, конкурент может опубликовать половину книги, но если автор подаст в суд, ему придется обосновать длину цитаты.

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Как зарегистрировать и как защитить авторские права на книгу? Описание разных способов

Каждый начинающий и уже публикующийся писатель мечтает о том, чтобы его книга имела успех. Закон защищает интеллектуальную собственность, но в связи с отсутствием обязательной регистрации и признанием права автора из-за одного наличия у него произведения случается множество правонарушений: плагиат, распространение копий книг без разрешения создателя и т.д.

Несмотря на это, существуют и юрисдикционные, и неюрисдикционные способы отстоять авторское право на литературное произведение.

Для чего необходима регистрация?

И международные законодательные акты (Бернская конвенция 1886 г.), и гражданское законодательство закрепляют положения о том, что авторское право не имеет обязательной регистрации, и что сам факт создания произведения наделяет лицо правомочиями по использованию объекта интеллектуальной собственности.

Однако закон не устанавливает прямого запрета на депонирование, нотариальное заверение или использование иных способов указать себя в качестве автора: в дальнейшем, при возникновении спорных ситуаций в процессе создания, во время или после издания книги у автора будут доказательства для предъявления претензий или иска нарушителю его авторских и исключительных прав.

Законодательная база

Авторское право и, в частности, право на издание литературного произведения, можно разделить на две категории регуляторов:

  • международное законодательство (представлено рядом конвенций и договоров, в которых участвует РФ);
  • национальное законодательство (часть четвертая ГК РФ, отдельные законодательные и подзаконные нормативные акты).
Читать еще:  Как открыть свой магазин посуды

Среди международных договоров важное значение имеют:

  1. Бернская конвенция 1886 года по охране литературных и художественных произведений.Данный документ является одним из самых главных регуляторов авторских и смежных прав во всем мире, несмотря на то, что ему уже много лет. В качестве регулятора авторских прав на книгу конвенция утверждает следующие положения:
    • какое именно произведение считается опубликованным;
    • права авторов, являющихся гражданами стран-участниц конвенции и не являющихся таковыми;
    • регулирование исключительных прав автора литературного произведения и т.д.

Конвенция позволяет уступки национальным законодательствам стран-участниц в некоторых вопросах, например, в установлении своего срока действия авторского права после смерти создателя произведения (50 лет по данной конвенции).

  • Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г.).Эта конвенция является более современной версией Бернской конвенции. Она не отменяет свою предшественницу, но дополняет ее отдельными положениями и устанавливает менее строгие стандарты (например, снижает минимальный срок действия авторского права после смерти автора до 25 лет, при этом не запрещая национальному законодательству устанавливать свой, более долгий срок).Нормы данного документа не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на произведения, написанные до присоединения государства к конвенции.
  • Договор ВОИС по авторскому праву (1996 г.).Договор об авторском праве (его второе наименование) признает действие Бернской конвенции в настоящее время, устанавливает необходимый в современных реалиях запрет распространения произведения в сети «Интернет» без ведома автора и т.д.
  • Соглашение ТРИПС (1994 г.).Распространение данного договора относится к Всемирной торговой организации. К его основным принципам также относится признание юридической силы Бернской конвенции, но в отличие от нее соглашение ТРИПС защищает авторские права не только граждан стран-участниц соглашения, но и авторов по всему миру вообще.
  • Необходимо выделить и нормативные акты, регулирующие ответственность за нарушение авторских прав:

    • КоАП РФ (ст. 7.12 регулирует ответственность за незаконное использование авторских произведений, а ч. 2 ст. 14.33 регулирует недобросовестную конкуренцию в области оборота результатов интеллектуальной собственности, в том числе книг).
    • УК РФ (ст. 146 УК РФ регулирует ответственность за плагиат в крупном (более ста тысяч рублей) размере и незаконное использование произведения, принесшее нарушителю доход в крупном или особо крупном (более 1 млн рублей) размере).

    Если состав нарушения авторских прав на книгу совпадает с вышеуказанными составами, лицу необходимо обратиться не в судебные, а в правоохранительные органы:

    1. Для возбуждения дела по административному правонарушению – в органы МВД.
    2. Для возбуждения уголовного дела – в следственный отдел СК РФ по месту жительства.

    Срок действия

    В соответствии со ст. 1281 ГК РФ авторское право действует в течение всей жизни автора книги и 70 лет после его смерти. Исчисление срока начинается с 1 января года, следующего за годом смерти лица.

    Несколько иначе регулируется течение срока авторского права на произведения, изданные анонимно или под псевдонимом (когда настоящая личность писателя неизвестна). Он начинается с 1 января, следующего за годом обнародования произведения, и продолжается в течение 70 лет.

    Как защитить?

    Автор литературного произведения вправе выбрать любой способ защиты своих прав: и досудебный, и исковой. Обе формы предполагают следующий исход для лица, если оно обладает достаточным количеством доказательств:

    • признание права за автором;
    • пресечение дальнейшего совершения нарушения оппонентом;
    • возмещение им убытков, причиненных автору;
    • компенсация вреда;
    • изъятие контрафакта.

    Досудебная защита

    Данный вид защиты иначе называют претензионным. Автор произведения составляет письмо лицу, нарушившему его права, которое должно содержать:

    1. ФИО (или наименование организации) и адрес нарушителя.
    2. ФИО и адрес лица, чье право было нарушено.
    3. Наименование документа («Претензия о нарушении авторских прав»).
    4. Основания претензии (суть нарушения).
    5. Ссылки на законодательство.
    6. Сведения, доказывающие факт нарушения.
    7. Требования автора (сумма ущерба, в том числе и морального, требование прекратить совершать те или иные действия и т.д.).
    8. Список документов в приложении к претензии (если таковые имеются).
    9. Дата и подпись автора.
    • Скачать бланк письма-претензии при нарушении авторских прав на книгу
    • Скачать образец письма-претензии при нарушении авторских прав на книгу

    Так как претензионный порядок не обязателен в защите авторских прав, лицо вправе обратиться в суд сразу или после того, как получит отказ от выполнения условий претензионного письма.

    Право интеллектуальной собственности выделяет следующие судебные способы защиты:

    • признание авторского права – позволяет установить истинного правообладателя интеллектуальной собственности (произведения);
    • требование компенсации – обозначение суммы, рассчитываемой с учетом степени вины нарушителя, продолжительности правонарушения и т.д.);
    • возмещение ущерба – признается альтернативой компенсационных требований, чаще всего выдвигается при использовании ответчиком произведения без лицензионного договора, что причинило ущерб автору и впоследствии привело к упущенной выгоде;
    • пресечение совершения дальнейшего правонарушения;
    • изъятие контрафактных экземпляров книги;
    • публикация решения суда в СМИ – является дополнительным подтверждением признания авторского права, чтобы избежать споров в дальнейшем.

    Доказывание

    Для того чтобы избежать судебных споров и решить все в претензионном порядке или вовсе обойтись без подобных проблем автору произведения рекомендуется зарегистрировать или иным способом официально подтвердить свое отношение к написанному произведению. Почему именно рекомендуется? Отечественное законодательство признает за писателем его права с момента создания произведения.

    О том, как получить авторские права на:

    читайте в статьях по ссылкам.

    Депонирование

    Под процедурой депонирования понимается передача специализированной организации копии произведения на хранение. Таким образом фиксируется дата получения произведения, и в суде будет иметь значение, кто раньше подтвердил свои права на книгу.

    Депонирование, кроме даты, фиксирует:

    • факт существования литературного произведения в том виде, в котором принес его автор;
    • авторские права лица, предоставившего книгу (в соответствии со ст. 1257 ГК РФ).

    Для того чтобы произвести депонирование, автору необходимо:

    1. Подать заявление в выбранную автором организацию по депонированию.
    2. Заключить с такой организацией договор хранения копии произведения.
    3. Подготовить необходимые документы, в данном случае – распечатку книги.
    4. Оплатить регистрацию депонирования (каждая организация устанавливает свою цену).
    5. Получить свидетельство о регистрации.

    Депонирование в РАО

    В настоящий момент Российское авторское общество не занимается услугами депонирования, но выделяет организации, с которыми активно сотрудничает и доверяет:

    • АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности».
    • ООО «Айрег».

    Отсутствие возможности депонирования не исключает возможности зарегистрировать свое произведение в РАО, о чем подробнее будет сказано ниже.

    Другие способы

    Существуют и иные способы подтвердить авторское право на литературное произведение:

    1. Нотариальное заверение. В действительности, данная процедура будет носить название «удостоверение времени предъявления документа» ст. 85 Основ законодательства РФ о нотариате, т.е., вновь автор сможет доказать, что написал книгу раньше. Для осуществления данной процедуры необходимо:
      • предоставить паспорт и 2 экземпляра произведения, в конце каждого оставив достаточно места для нотариальной печати;
      • квитанцию об оплате нотариального тарифа (цена устанавливается нотариусом самостоятельно, с учетом Основ законодательства РФ о нотариате).
    2. Отправление письма самому себе. Создатель литературного произведения может отправить через почту заказное письмо или посылку, что позволит ему вновь зарегистрировать дату отправления. Данный способ допустим и в электронном варианте, посредством отправления самому себе электронного письма или сообщения в социальной сети.
    3. Публичное обнародование произведения. Данный способ является рискованным. Если книгу «украдет» и зарегистрирует у нотариуса или задепонирует другое лицо, суд скорее всего примет его сторону. Обнародование лучше произвести после регистрационных процедур.

    Как зарегистрировать в РАО?

    Российское авторское общество создано для оказания помощи начинающим и уже публикующимся авторам. Регистрация осуществляется в соответствии с локальным актом: Положение «О порядке учета правообладателей, регистрации произведений и прав на них».

    Необходимые документы

    Для регистрации книги необходимо предоставить:

    • заявление, содержащее наименование произведения, ФИО автора и соавторов;
    • паспорт гражданина РФ (если предоставляется копия, она должна быть нотариально заверена) или свидетельство о рождении, если автор не достиг 14 лет, при наличии разрешения от родителей;
    • при наличии – СНИЛС и ИНН автора;
    • разрешение на обработку и распространение персональных данных;
    • подписанный лицом договор с РАО;
    • экземпляр произведения с подписью автора и ее расшифровкой.

    Существует разница в оформлении распечатанных и электронных документов. Все электронные документы должны содержать квалифицированную электронную подпись.

    Если подача производится через представителя путем посещения организации, к документам необходимо приложить доверенность.

    Пошаговая инструкция: как оформить?

    1. Подача документов. Ее можно осуществить несколькими способами:
      • лично (посетив организацию в Москве по ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1) или через представителя;
      • почтовым отправлением;
      • по электронной почте, предварительно уточнив все детали (E-mail: srp@rao.ru).
    2. Предоставить оригиналы некоторых документов по требованию РАО.
    3. Занесение сведений в базу РАО.

    В Российской книжной палате

    Российская книжная палата позволяет авторам произведений зарегистрировать их у себя, что в дальнейшем также сможет послужить доказательством авторских прав. Депонирование производится сроком на 10 лет. Кроме него лицо, написавшее и еще не опубликовавшее книгу получает:

    • подтверждение авторского права;
    • библиографическую обработку произведения.

    Как таковой РКП в настоящий момент не существует. Организация ликвидирована, все ее полномочия переданы агентству ИТАР-ТАСС.

    Необходимые документы

    Для регистрации понадобятся:

    • заявка;
    • копия паспорта;
    • СНИЛС;
    • ИНН;
    • экземпляр произведения с подписью автора.

    При отправлении в электронном виде сканы документов должны также иметь подписи автора.

    Пошаговая инструкция: как сделать?

    1. Подачу заявления и документов можно осуществить при личном посещении, почтой (Москва, Звездный бульвар, дом 17, строение 1. комн. 302 (административное здание, 3 этаж) или в электронном виде (podpiska_rkp@tass.ru).
    2. После получения всех необходимых документов осуществляется регистрация произведения. Информация в том числе отображается на сайте ИТАР-ТАСС.

    Для авторов существует множество способов зарегистрировать свою книгу: это и отправление письма самому себе, и нотариальное заверение, и депонирование, и обращение в организации, работающие с авторами. Каждый писатель может выбрать наиболее удобный для себя способ и в любом случае окажется в выигрыше при возникновении спорных ситуаций.

    Ваше право: Почему договоров о передаче авторства не бывает

    Даже если ваш сценарий полностью переписали, у вас есть два выхода. О простых правилах работы автора с правом на сценарий рассказывает юрист Елена Марина

    • 29 июля 2019
    • 1820
    • Елена Марина

    Популярное

    Camera! Action!: что происходит в российском кино

    Костюмы «Маленьких женщин» и политизированный «Оскар»

    Что не так с «Хищными птицами: Потрясающая история Харли Квинн»: запутанный сюжет, невнятная хронология, странный злодей и блистательная Марго Робби

    7 фильмов, снятых «одним кадром»: от «Веревки» до «1917»

    Магия «Форреста Гампа»: как создавались визуальные и специальные эффекты в фильме

    Все права авторов можно разделить на два вида — имущественные права и личные неимущественные права.

    Отчуждаемые имущественные права могут переходить по договору к другим лицам, которые будут называться правообладателями. К таким правам относится исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ).

    Личные неимущественные права связаны с личностью автора. Их называют неотчуждаемыми (исходя из идеи неразрывной связи с личностью автора), хотя в ряде случаев они могут быть переданы автором другим лицам по договору.

    К личным неимущественным правам относятся:

    • Право авторства и право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ).
    • Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений (ст. 1266 ГК РФ).
    • Право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ).
    • Право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

    Рассмотрим все права авторов более подробно.

    Право авторства (ст. 1265 ГК РФ)

    Право авторства — это право признаваться автором произведения. Право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ) — это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Указанные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при переходе исключительного права на произведение по договору к другому лицу. Отказ от этих прав ничтожен. Права охраняются бессрочно.


    Кадр из фильма «Взрослый мир» (2013) / Фото: IFC Films

    Что означает все вышеизложенное на практике? Например, вы заключили договор авторского заказа на создание сценария или договор об отчуждении исключительных прав на готовый сценарий. В обоих случаях вы остаетесь автором произведения. Это право невозможно передать другому лицу, а если в договоре будет указан переход авторства другому лицу, указанное положение не будет иметь юридической силы. Таким образом вы не теряете право на указание в титрах фильма в качестве автора сценария.

    Исключением из этого правила будет переработка вашего сценария правообладателем в новое произведение (сценарий) на основе вашего. В этом случае вы можете быть не указаны в качестве автора сценария в титрах. Я более подробно рассмотрю указанную ситуацию далее.

    Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений (ст. 1266 ГК РФ)

    Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

    На практике это означает, что если вы заключили договор об отчуждении исключительных прав на сценарий или договор авторского заказа на создание сценария и в нем не была указана передача вами права на внесение изменений в сценарий, то никаких изменений в сценарий вносится не может. Передача исключительного права на сценарий по договору не предусматривает возможность вносить в него изменения, это должно быть указано отдельно.


    Кадры из фильма «Обед нагишом» (1991) / Фото: 20th Century Fox

    Никаких изменений, сокращений или дополнений не может быть внесено в ваши тексты, сценарии, тритменты и заявки без вашего письменного согласия в договоре.

    Право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ)

    Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

    При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.


    Кадр из фильма «Интимный дневник» (1995) / Фото: Lions Gate Films

    Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

    То есть если вы заключили договор с другим лицом (договор авторского заказа, лицензионный договор, договор об отчуждении исключительных прав на произведение) — это означает, что право на обнародование произведения перешло к правообладателю. Это может быть не указано прямо в договоре, но это подразумевается законом.

    А вот без письменного договора обнародовать ваше произведение нельзя.

    Есть только одного исключение из этого правила. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме (п. 2 ст. 1286 ГК РФ).

    Право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ)

    Автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, убытков, причиненных таким решением.

    Указанные правила не применяются к служебным произведениям (если вы работаете по трудовому договору) и к произведениям, вошедшим в сложный объект (например, фильм).

    Исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ)

    Это отчуждаемое имущественное право на использование произведения в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

    Например, продажа или иное отчуждение прав на сценарий, перевод или другая переработка сценария, доведение сценария до всеобщего сведения и т.д.


    Кадр из фильма «Обед нагишом» (1991) / Фото: 20th Century Fox

    Еще раз обращаю внимание, что исключительное право не включает внесение каких-либо изменений в сценарий или иной авторский текст.

    Если вы заключили договор об отчуждении исключительного права на сценарий, то он может быть переработан в новое произведение — новый сценарий на основе вашего. Это не новый драфт вашего сценария, а именно новое произведение. В этом случае вы можете быть не указаны в качестве автора сценария в титрах фильма, так как вы являетесь автором произведения, которое легло в основу производного произведения (п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ).

    Но если правообладатель после приобретения исключительных прав на ваш сценарий сделал новую редакцию сценария — это не переработка, а внесение изменений в ваш сценарий (при условии, что вы передали правообладателю это право) и в этом случае вы должны быть указаны в титрах в качестве соавтора сценария (если новая редакция сценария была написана другим сценаристом).


    Кадр из фильма «Игрок» (1992) / Фото: Warner Bros.

    Что можно предусмотреть в договоре с правообладателем, если вы передаете исключительные права на сценарий с учетом возможности его переработки в новое произведение? Можно, например, предложить внести положение в договор, предусматривающее, что в случае переработки вашего сценария в новое произведение вы должны быть указаны в титрах фильма в качестве автора сюжета или автора идеи.

    Такой же вариант вы можете предложить продюсеру и в случае отчуждения исключительных прав на тритмент. Обязательно закрепляйте все достигнутые договоренности в договоре.

    Подведем итоги:

    1. Ваше право авторства и право автора на имя неотчуждаемо и непередаваемо, любое указание в договоре о передаче данного права ничтожно.
    2. Без вашего письменного согласия в договоре не могут быть внесены никакие изменения в ваш сценарий, тритмент или другие произведения.
    3. Передача исключительного права на произведение включает возможность его переработки, то есть создания нового (производного) произведения на основе вашего, но не предусматривает создание нового драфта, редакции вашего сценария или иного произведения.
    4. Если вы отчуждаете права на сценарий и создана новая редакция сценария другим лицом, то вы будете соавтором и вас обязаны указать в титрах. Если создано новое произведение на основе вашего сценария, то вы не являетесь соавтором, но можете предусмотреть этот случай в договоре (вы сохраняете за собой право в случае переработки быть указанными в титрах в качестве автора идеи или автора сюжета).

    Обложка: кадр из фильма «Гений» (2016) / Summit Entertainment

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector