Содержание

Как подготовить, написать и защитить диссертацию

Речь на защиту магистерской диссертации

Написание и подготовка речи для защиты магистерской диссертации не отличается от подготовленной магистрантом речи на защиту дипломной работы. Разница лишь только в том, что магистерское исследование становится более глубоким. Структура диссера наиболее похожа на защитный проект кандидатской диссертации (диссертационный проект).

Как написать вступительную речь на защиту магистерской диссертации

Написать и подготовить защитную речь не так сложно как кажется. На защитную речь магистранту отводится 7-10 минут. Приблизительно объем текста составит 5 страниц. Доклад следует набрать на компьютере и оформить его в соответствии с требованиями ГОСТ.

Совет! Не забудьте распечатать речь для себя и еще пару копий, если комиссия потребует ознакомиться с Вашей речью.

Не следует читать доклад с листочка. Задача магистранта — показать, что он хорошо разбирается в выбранной теме, а также в изучаемом предмете.

Совет! Перед выступлением потренируйтесь дома, включив секундомер. На защите магистр должен говорить уверено, стараться не волноваться.

Обычно члены комиссии не успевают ознакомиться со всей магистерской диссертацией докладчика. Поэтому вопросы, которые они будут задавать, зависят от полноты доклада магистранта.

Перед защитой магистранту следует изучить отзыв, который предоставляет на комиссию ваш научный руководитель и внешний рецензент. Рецензирование проводится как дипломной, магистерской, так и диссертационной работы. Рецензент – это специалист в выбранной магистром теме. В основной внешний рецензент изучает только автореферат магистерской диссертации.

В ряде случаев магистр обязан самостоятельно писать и готовить рецензию

Когда магистр воспроизведет свою речь на защите, комиссия может уточнить у магистранта, как он устранил замечания из рецензии привести пример внесенных изменений.

Доклад на защите диссертации должен сопровождаться раздаточными материалами. Это могут быть распечатанные стандартные бумажные листы (не более 10) или компьютерная презентация на 10-15 слайдов. Готовить их следует внимательно, не допуская опечаток и ошибок.

Структура речи на защиту магистерской диссертации

Магистратура отличается от бакалавриата только более серьезными выводами и проведенными исследованиями в диссертационной работе. Помимо доклада магистранту необходимо подготовить медийную презентацию или написать раздаточные материалы. В докладе следует кратко изложить актуальность темы исследования, цель и задачи работы, охарактеризовать полученные результаты, сформировать полученные рекомендации и выводы.

Образец речи на защиту магистерской диссертации

«Уважаемый Председатель, Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии! Вашему вниманию предлагается магистерская диссертация на тему «Антикризисное управление в негосударственном пенсионном фонде».

Актуальность нашего исследования.

Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с тяжелыми общеэкономическими условиями развития в стране, которые вызваны в первую очередь последствиями негативного влияния мирового финансового кризиса 2008 года и политической обстановкой в 2014-2015 гг. Результатом этих кризисных явлений стало увеличение количества отечественных организаций, которые имеют серьезные проблемы с платежеспособностью, ряд предприятий стоит на грани банкротства, а значительное количество уже обанкротилось. В таких условиях требуется создание адекватного перечисленным обстоятельствам механизма управления предприятием, каким может являться система антикризисного управления.

Цель исследования –разработка теоретических и методологических положений организации и построение процесса антикризисного управления, выявлении оптимальных стратегий его управления на предприятии.

Объект исследования – общая система антикризисного управления.

Предмет исследования – являются методы, механизмы, показатели и закономерности формирования системы антикризисного управления на предприятиях.

Антикризисное управление занимает ключевое место в развитии и осуществлении основной деятельности любой организации. Целью осуществления антикризисной политики в организации является выработка эффективных решений для достижения целей и задач (утвержденных в уставе, концепции или стратегии развития фонда), а также определение мер направленных на достижение финансовой устойчивости организации.

Методологической основой исследования послужил разработанный диалектический подход, который раскрывает возможности исследования вопросов финансового менеджмента и управления финансовыми ресурсами предприятия в целях определения антикризисной политики. Системный подход к предмету исследования реализован посредством таких общенаучных методов, как методы анализа и синтеза, научной абстракции, сравнения, моделирования, логического и графического, статистического анализа и метод экспертных оценок.

Информационной базой исследования послужили данные официальные сайты органов государственной власти, статистическая база и др.

  • Финансовые менеджеры компании должны публиковать стратегию управления рисками, которая:
  • Идентифицирует все материальные риски компании, в том числе операционные риски (например, риск административных ошибок, информационных ошибок и сбоев, стихийные бедствия, мошенничество, правовые риски, услуги сторонних организаций и пр.) и инвестиционные риски (в том числе рыночные риски, риски процентных ставок, риск ликвидности и — в соответствующих случаях – финансовые риски);
  • Оценивает вероятность и последствия каждого из рисков.
  • Излагает механизмы контроля для каждого риска.
  • Показывает, как они будут контролироваться на постоянной основе.

Финансовый кризис в 2008-2009 гг. еще раз продемонстрировал опасность осуществления деятельности компаний без надлежащего контроля, в том числе количественного и качественного пруденциального регулирования и надзора.

Разработанная инвестиционная и финансовая стратегия компании должна подчеркнуть, что инвестировать возможно только в активы и финансовые инструменты, которые компания может правильно контролировать, управлять и понимать свою ответственность. Это особенно относится к альтернативным инвестициям, которые позволяют получить более высокую доходность.

Внутренний контроль в компании должен осуществляться на каждом уровне и быть неотъемлемой частью повседневной деятельности: в верхнем уровень управления, а также в каждом отделе — состоящим из финансовых менеджеров управления, а также осуществление проверки на соблюдение пределов воздействия, а также систем проверки и примирения и т.д.

Ядро этих механизмов является обеспечением принятия эффективных и результативных решений, функции выполнения и проверки должны быть отнесены к различным сотрудникам и иметь соответствующую надзор. Принятие решений по защите активов должны быть отнесены также к различным сотрудникам. Это позволяет выявлять непреднамеренные ошибки. Проведенный анализ показал, что внутренний контроль в компании является неэффективным, где один человек выполняет две функции одновременно.

Ключевой элемент системы управления риском и мониторингом — внутренний аудит. Природа и объем аудита должен соответствовать деятельности и соответствовать уставу компании.

Руководители компании могут оценить работу отдела внутреннего аудита путем анализа его рабочих документов, в том числе методологии, используемой для выявления, измерения, контроля и риска. Если руководство компании согласно с качеством работы департамента внутреннего аудита, руководители могут использовать отчеты внутренних аудиторов в качестве первичного механизма определения задач управления, или для определения областей потенциального риска, что аудиторы должны еще рассмотреть. Однако следует отметить, что чем меньше руководитель рассчитывает на внутренний (или внешний) аудит, тем наиболее эффективнее и результативнее осуществляется деятельность компании.

Именно руководители выступают в качестве единственных внешних аудиторов: их исследования и анализ является универсальным, стремясь установить общую картину строения и управления рисками, где в качестве внутреннего оперативного аудит может сосредоточиться только несколько мероприятий.»

Структура защитной речи не так сложна, как кажется. Если магистр хорошо изучил выбранную им тему, написал выводы в своем исследовании, то готовить речь будет легко.

Выступление на защите диссертации

Итогом поступления и обучения в докторантуре или аспирантуре является написанное и принятое к рассмотрению диссертационным советом, научное исследование. Учитывая требования Министерства образования и науки Российской Федерации, допуск диссертации к защите возможен только при принятии ее советом.

Готовясь выступать, соискатель должен, прежде всего, присутствовать хотя бы на одной защите, в том совете, где планируется защита его диссертации. Ему следует обращать внимание не только на то, как выступали иные претенденты, но и на то, как вели себя члены совета, учесть те вопросы, на которые отвечали диссертанты.

Читать еще:  Как поехать на стажировку за границу

На государственном уровне, защита кандидатской и докторской диссертации, в том числе по юриспруденции, закреплена в соответствующем приказе профильного министерства по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Она начинается на заседании совета, где во вступлении, председательствующий объявляет о защите диссертации, озвучивается тема работы и имя претендента-соискателя. Им же указываются данные официальных оппонентов, руководитель и ведущая организация.

Далее вступительное слово берет ученый секретарь совета, который оглашает сведения, содержащиеся в представленных автором материалах. Он же кратко представляет биографию соискателя. Сообщается об отзывах, которые поданы в совет, размещены на сайте и поступили на электронный адрес образовательной организации, на диссертацию и автореферат докторской или кандидатской, по актам внедрения результатов научного исследования. После выступления ученого секретаря, выразив ему благодарность за это, начинает свою защитную речь сам соискатель.

Примером речи на защиту диссертации может быть выступление в совете по юриспруденции.

Как показывает практика, защитное выступление осуществляется в произвольной форме, соискателем представляются основные научные и итоговые положения исследования. Изложение не должно в точности совпадать с текстом автореферата, поскольку многими членами совета он был изучен до начала выступления соискателя или же время процедуры.

Пример структуры речи на защите диссертации

Условно речь выступления на защите диссертации можно разделить на три основные части:

1) вводная часть;

2) основная часть;

3) заключительная часть.

Во вводной (вступительной) части, автору необходимо начать представить с актуальности выбранной темы и вести этому подтверждение. Здесь же исследователем должен быть охарактеризован объект и предмет диссертационной работы, с акцентом на используемую методологию. Итогом этой части становится четкое формулирование научных положений, выносимых на защиту, и раскрытие их научной новизны.

В основной части, имеющей самый большой объем, должны быть отражены результаты теоретических и практических разработок, их проведенный анализ, подтверждающий положения, вынесенные на защиту. В своем выступлении, диссертант должен опираться на основные результаты и выводы, которые отражены в завершении каждой главы, сопровождая их иллюстрациями. Этим самым у всех слушателей формируется положительное восприятие результатов работы. Подбирая иллюстративные материалы, можно остановиться на различных и графиках и таблицах, объединив их фрагменты из самого научного исследования.

Диссертантом должны быть продуманы все тезисы выступления, чтобы не допустить таких вопросов, на которые ему невозможно было бы ответить.

В итоге заседания совета, соискатель должен выразить благодарность всем участникам.

Заключительная часть основывается на выводах исследования. В этой части должны быть озвучены все важнейшие результаты достижений автора работы, значимость исследования с точки зрения теории и практики для науки Российской Федерации и для прикладных отраслей. Примером может быть отражение достижений автора в методике преподавания дисциплин юриспруденции. Если у автора имело место внедрение каких-либо разработок по кандидатской диссертации, то автору выгодно именно это указать в заключительной части доклада, с названиями организаций или предприятий на территории РФ, где это произошло, с указанием перспектив дальнейшего применения. Достаточно впечатляющим фактом на защите кандидатской считаются сведения о полученных и представленных автором патентах и авторских свидетельствах и о написанных научных работах, если таковые имеются. Наличие монографий, публикаций в рецензируемых научных журналах РФ и зарубежных по направлению исследования и сборниках научных трудов НИИ и университетов Москвы и России, а также за рубежом, могут говорить о том, что соискатель имеет высокие достижения известные научной общественности. Необходимо также упомянуть о педагогическом опыте, если он имеется.

Рекомендации к речи на защите диссертации

Публичная защита результатов исследования – явление волнительное для диссертанта. И, несмотря на то, что опыт публичных выступлений у соискателей ученой степени доктора наук часто больше, чем у соискателей степени кандидата, высота ставок и уровень усталости нередко оказывают самое серьезное, и негативное, влияние на речевое поведение более опытного оратора.

Образец выступления по докторской диссертации

Именно поэтому, считаем целесообразной, начать заблаговременно подготовку всего текста выступления:

1) для целей хронометрирования;

2) на случай, если волнение не даст говорить без бумажки.

Тезисы же выступления есть основа речи. Именно их содержание является необходимым и достаточным для публичного устного изложения результатов исследования.

На защите речь претендента на ученую степень должна отличаться спокойствием, неторопливостью, ясностью, грамотностью и уверенностью, что позволит сделать выступление более официальным и понятным для присутствующих. Не допускается торопливость, «проглатывание» окончаний, запинание и повторение слов. Написанный доклад не должен быть написан слишком просто. В нем должны пересекаться элементы научной строгости с доступностью понимания специалистами совета рассматриваемых на защите вопросов.

Необходимо принять во внимание, что во время доклада не допустимо повторять существительные и избегать местоимения.

Текст публичного выступления должен базироваться на умении подать себя и свой доклад так, чтобы действительно убедить слушателей в своей научной зрелости и значимости научной работы с точки зрения практической применимости. Для подобного доклада диссертанту отводится 15-20 минут. Не желательно говорить во время выступления больше или меньше по времени. В качестве совета можно рекомендовать обязательно ознакомить с защитной речью своего руководителя.

В последнем слове соискатель должен выступить и обязательно выразить благодарность всем присутствующим, поблагодарить своего научного руководителя.

Пример отзыва научного руководителя

Так же сказать спасибо официальным оппонентам.

Образец отзыва оппонента

Образец речи на защиту диссертации.

Таким образом, вступительное слово и грамотно составленная речь выступающего диссертанта, является залогом успешной защиты.

Советы, как защитить докторскую диссертацию

Докторская диссертация – это важнейшая работа в жизни ученого. После успешной защиты он получает серьезный профессиональный статус и может сотрудничать с лучшими университетами.

Возможно, в скором времени система получения научных степеней в России претерпит значительные изменения, в частности, вероятно, с 2023 года получить статус доктора наук невозможно будет без докторантуры, но в данной статье мы рассмотрим то, как получение степени происходит в настоящий момент.

Что нужно для защиты докторской диссертации в 2020 году

Сама по себе подготовка исследования – сложнейшая работа, требующая концентрации внимания и сил. Для защиты ученому необходимо подготовить пакет документов:

  • документ с утвержденным списком оппонентов;
  • заявление о защите докторской диссертации;
  • две заверенные копии присуждения кандидатской степени;
  • текст диссертации, число копий определяет секретариат;
  • заключение о возможности опубликования автореферата, подписанное экспертной комиссией;
  • распечатка интернет-страницы, подтверждающая публикацию диссертации;
  • готовый автореферат в печатном и электронном виде;
  • отзывы оппонентов из различных организаций.

Следует оформить все документы в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 842 от 24.09.2013 «О порядке присуждения ученых степеней» и правильно выбрать оппонентов. Законодательно запрещено привлекать к этой работе членов ВАК и диссертационной комиссии, госслужащих, научных руководителей и консультантов.

«Средний возраст защиты докторской диссертации в России выше, чем в Европейских странах. Докторам наук в нашей стране в среднем 62 года». (Данные «Независимой газеты» за 21.05.2019, http://www.ng.ru/science/2019-05-21/13_7578_demand.html.)

Как подготовиться к защите

Положение о защите докторских диссертаций содержит подробное описание процесса. Подготовка соискателя состоит из нескольких этапов:

  • пишется доклад, который будет зачитан перед комиссией;
  • проверяются факты и достоверность предоставляемых данных;
  • готовятся наглядные пособия, демонстрирующие основные выводы работы, – презентации, схемы, модели, опытные образцы и чертежи;
  • производится репетиция произносимой речи (с замером времени).

Написанию доклада нужно уделить особенное внимание, ведь от его качества будет зависеть положительный или отрицательный отклик комиссии. При подготовке презентации и пояснительных схем обязательно нужно привязывать их к соответствующим главам диссертационного исследования.

Время предстоящего доклада нужно правильно распределить, чтобы речь произносилась равномерно без ускорений и упущения важных выводов. Нужно учесть, что представители комиссии обязательно будут задавать вопросы по выводам, указанным в автореферате. Стоит подготовиться к этому и предположить, о чем именно они будут спрашивать и подготовить возможные ответы. Для эффективной подготовки рекомендуется посетить близкие по тематике заседания, после чего станет понятно, чего ожидать и как действовать.

Читать еще:  Как открыть столовую с нуля

Как ученый защищает докторскую диссертацию

После того как исследовательская работа готова и одобрена научным консультантом, нужно начать подготовку к выступлению. На начальном этапе необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями по защите докторских диссертаций, которые издает вуз для помощи соискателям. Методическое пособие можно взять на кафедре или в библиотеке вуза/НИИ.

Перед защитой докторской диссертации проводится предзащита. С ее помощью определяются и корректируются недочеты, содержащиеся в работе. Затем, не менее чем за 3 месяца, на официальном сайте ВАК должна быть размещена информация о дате предстоящей защиты. К этому обращению прикрепляется готовый, оформленный согласно ГОСТу автореферат. Докторанту нужно прибыть к месту защиты заранее, чтобы:

  • подготовить аудиторию;
  • распределить раздаточный материал;
  • настроить показ презентации;
  • установить прочие демонстрационные элементы.

В назначенное время осуществляется заслушивание доклада. На него выделяется не больше 20 минут. После речи будущего доктора не менее трех оппонентов высказываются о содержании диссертации. Далее члены комиссии задают вопросы по теме, а будущий доктор наук предоставляет точные содержательные ответы на них.

Все обсуждение не занимает более 20 минут, однако этот период жестко не регулируется. Во время защиты происходит видео- и аудиозапись.

Что делать после защиты

Когда ученый прошел через все испытания и защитил докторскую диссертацию на тему, встает вопрос, как действовать дальше. При положительном решении, вуз предоставляет ученому новый документ государственного образца, его подлинность заверяет ВАК. Для его оформления соискатель ученой степени должен в течение месяца обратиться в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и сдать аттестационное дело. Получаемый на финальном этапе документ содержит описание ценности полученных в докторской диссертации выводов, которые необходимы для науки.

Если есть сомнения, зачем писать докторскую диссертацию, помните, что она определяет карьерный рост в науке и позволяет повысить профессиональный статус. Кроме того, в нашей стране без степени доктора фактически занять должность ректора или руководителя национального научного проекта невозможно.

Что надо знать о защите диссертации и как правильно подготовиться

3 мая 2018 в 11:00

В конце семестра и перед началом защит студенческих выпускных работ The Village поговорил с Аркадием Перловым — директором Высшей школы европейских культур факультета культурологии РГГУ, который занимается методологией гуманитарных исследований и более 20 лет работает в диссертационных комиссиях. Как правильно организовать оставшееся время, чтобы подготовить хорошую работу и успешно выступить на защите, о чем будет спрашивать комиссия и что можно ответить — многие советы для выпускников-магистров могут пригодиться и бакалаврам.

Виктория Сафронова

Когда все должно быть готово?

Самый идеальный вариант — это когда, для того, чтобы привести выпускную работу в товарный вид, у вас есть столько же времени, сколько вы ее писали, или хотя бы в два раза меньше. Текст уже готов, и вы дали ему отлежаться. Теперь постарайтесь посмотреть со стороны на то, что у вас получилось. И в зависимости от результата начинайте работать над составными частями текста: возможно, нужно будет написать введение и заключение к отдельным параграфам и главам, переписать общие введение и заключение, дописать какие-то куски. Потом текст нужно будет снова тотально вычитать.

Если говорить реалистичнее, то все должно быть готово к тому времени, когда вам нужно сдать работу рецензентам. Но учитывайте: если надо отправить, например, за неделю до защиты, еще за неделю все должно быть готово в варианте беловика. Вы уже не должны переписывать крупные и средние части текста, нужно заниматься только окончательной правкой. На это обязательно нужно заложить время.

Что будет на предзащите и как к этому подготовиться?

Предзащита будет обязательно. Но формально она может называться по-другому: например, отчетом по выполнению преддипломной практики. Кафедры заинтересованы в том, чтобы не выпускать на защиту те работы, за которые придется поставить двойку без альтернатив.

На кафедре вам расскажут об основных требованиях: к тексту, выступлению, презентации. Не бойтесь спрашивать у сотрудников (от методиста до завкафедрой) все, что вам непонятно: объяснить это — их обязанность, и они сами заинтересованы в эффективной предзащите.

На предзащите вы должны будете представить текст, который у вас есть: черновой вариант, уже законченный или отдельные части. Комиссия должна оценить, как лучше организовать дописание работы, не стоит ли отказаться от каких-то слишком масштабных или устаревших планов, и даже не лучше ли ее снять уже на этом этапе.

На каждой кафедре свои сроки и особенности предзащиты. Где-то в конце апреля достаточно принести введение и наброски первой главы, другие попросят весь материал. На факультете культурологии РГГУ мы требуем от студентов четкого обозначения структуры работы с характеристикой состояния готовности каждого куска — это часто встречается на многих предзащитах. Членам комиссии важно, чтобы студент ясно видел замысел работы и представил бы состояние готовности каждого отдельного блока.

Ваше выступление здесь не так важно, как это будет на защите. На предзащите основное внимание уделят обсуждению работы. Вы должны будете рассказать об «основных положениях» — то есть результатах каждой части исследования. Вас попросят представить обзор источников, историографию, рассказать о методах. Важно, как каждая часть текста работает для диссертации в целом.

Постарайтесь поменьше увертываться. Вы можете обещать что-то доделать, но не стоит врать о состоянии проделанной работы. Это важно в первую очередь для вас же — показать свои реальные результаты и представить дальнейший план.

Будьте готовы спокойно воспринимать критику. Это нормально, если вам посоветуют, например, отсечь какие-то части работы, чтобы успеть ее сдать. На предзащите пытаются определить оптимальный контур работы — что вы еще можете успеть сделать до защиты и не подставиться.

Очень полезно сходить на предзащиту и защиту выпускников вашей кафедры. Это поможет понять нормы, которые будут работать и в вашей ситуации: риторику доброжелательности или критичности, серьезность вопросов, склонность к содержательным обсуждениям, соотношение между публичной дискуссией и оценкой, которую комиссия ставит за защиту. Если вы учитесь не на выпускном курсе, воспользуйтесь этой возможностью.

Как правильно организовать последние дни до защиты?

Давайте начнем со сдачи работы рецензентам: официально это примерно неделя — десять дней до защиты. К этому времени текст должен быть полностью вычитан и оформлен. Обязательно покажите научному руководителю последний вариант. Закладывайте время на то, чтобы получить от него обратную связь и учесть замечания.

Чтобы подготовить текст и презентацию для защиты, достаточно даже пары дней. Но лучше прибавьте к этому время на обсуждение вашего выступления с научным руководителем.

Главное, о чем нужно помнить: выступление должно быть понятным. Если вы привыкли читать по бумаге, не надо впервые пытаться не делать этого на защите — читайте. Только тщательно проработайте письменный текст: он не должен быть сложным. Есть чисто техническое средство — статистика удобочитаемости в Word. Количественный показатель должен быть не больше 12, но лучше еще меньше.

Готовьтесь читать и говорить не быстро, с расстановкой. Члены комиссии должны успевать понимать смысл. Заранее позаботьтесь о том, чтобы не превысить регламент. Учтите, что реально на защите у вас уйдет раза в полтора больше времени, чем при репетиции дома в спокойной обстановке. Члены комиссии будут заходить и выходить, откашливаться, переспрашивать, или вы сами можете начать нервничать и запинаться, может подвести техника. Готовьте выступление так, чтобы с его любого момента вы могли перейти к выводам исследования и заключительной части диссертации.

Какие вопросы комиссия будет задавать на защите и как на них можно ответить?

Типы вопросов, которые вам будут задавать на защите, зависят от специальности. Я хорошо знаю ситуацию культурологов, историков, филологов, философов и других гуманитариев, поэтому расскажу о ней.

Что вы выяснили такого, чего не знали до начала исследования? Что вы выяснили такого, чего не знал никто?

Этими словами вопросы зададут вряд ли, но сформулируют их иначе: через состояние историографии, через ваш вклад в исследование проблемы. По сути это вопросы о том, что вы сделали такого, ради чего работу стоило писать. Иногда вполне можно сказать, что работа квалификационная: у вас была задача показать навыки, а не искать новую истину.

Читать еще:  Как открыть магазин одежды для беременных

Что именно вы утверждаете в своей работе?

Вопрос о положениях, которые вы выносите на защиту. Если вы не утверждаете ничего, а просто описываете, это, скорее, минус.

Почему вы выбрали эту тему?

Формальный проходной вопрос. Чаще всего его задают, когда спросить совсем не о чем или вы неубедительно обосновали тему. Но какой-то вариант ответа на него все равно надо подготовить заранее.

Почему вы использовали именно эти источники и литературу?

Нужно уметь объяснить, по какому принципу вы отбирали источники и литературу. У вас вряд ли спросят именно этими словами «почему вы читали эти книжки, а не другие». Но зададут иначе: например, знаете ли вы о других текстах по вашей теме, обращали ли внимание на какие-либо конкретные книги и методологии.

Если вы осознанно отказались от использования каких-либо источников, литературы или методов, объясните, почему. Можете сказать, что не развивали конкретный подход, потому что хотели сосредоточиться на использовании других, что это связано с такими-то причинами. Если совсем не знаете, о каких книгах вас спрашивают, используйте заранее заготовленные для таких ситуаций фразы. «Нет, к сожалению, этот подход в моей работе отражения не нашел» — вот пример простого короткого ответа: вы признаете ситуацию, не раскрывая сути. Не надо самим признаваться в том, что вы услышали об этом в первый раз — по крайней мере, до тех пор, пока вам не придется это сказать.

Что вы научились делать такого, чего не могли раньше?

Это вопрос о приросте знаний и навыков. Нужно уметь дать на него довольно четкий ответ. Он рифмуется с той частью работы, в которой вы формулировали проблему. Вы должны показать, что за все время на кафедре вас чему-то научили: начиная от выбора темы и профессиональной формулировки проблемы и работы с источником и заканчивая устным выступлением и умением слушать вопросы и понимать их смысл при обсуждении научной проблемы. Комиссия в итоге смотрит именно на это — как мы научили студента: хорошо, плохо или вообще не научили — и это влияет на оценку.

Самые распространенные ошибки на защите и как их не допустить?

Самая частая, и она же самая неприятная ошибка студентов на защите — это очень буквальные и подробные ответы на абсолютно все вопросы: и на серьезные, и на те, которые задают ради галочки. Это можно понять: дипломник хочет дать все возможные объяснения тому, о чем его спрашивают. Но это лишнее. Избавиться от такого желания можно, только если у вас есть серьезный опыт своих выступлений и наблюдений за чужими.

Надо понимать, что вопросы и замечания бывают совершенно разного веса. Да, на главные из них нужен серьезный, вдумчивый ответ. Но все второстепенные можно просто накопить, поблагодарить за них и дать один короткий общий ответ, не вдаваясь в подробности. Можно сказать, что вы учтете их в дальнейшей работе, или же предложить обсудить в кулуарах.

Самый надежный признак вопроса, на который нужен развернутый ответ, — это то, что о нем говорит сам задающий. Если член комиссии обозначает его как технический или уточняющий, то, скорее всего, это и есть намек на его второстепенность. У главных вопросов такой преамбулы не будет. Не давайте на вопросы пространные ответы, говорите самое главное и по делу.

Некоторые студенты хотят отстоять каждую букву своей работы. Они пытаются объяснить, что на самом деле были серьезные причины допустить то, в связи с чем им сделали замечание. Это скорее раздражает и воспринимается как ненужная потеря времени.

При этом абсолютный конформизм тоже невыгоден: он оставляет впечатление, что дипломнику интересно не исследование, а только оценка. Самая правильная стратегия: часть критических замечаний оспорить, а часть — с благодарностью принять.

Еще один тип ошибок связан с неумением укладываться в регламент. Если вас попросили заканчивать выступление, не волнуйтесь и плавно переходите к выводам. Довольно часто студенты нервничают и все равно продолжают зачитывать свой текст, иногда до невообразимости убыстряя темп речи. Такое демонстративное пренебрежение регламентом крайне нежелательно, но и резкий обрыв мысли также производит не очень выгодное впечатление. Нужно уметь спокойно и благожелательно закончить свою речь за несколько минут с любого места выступления, на котором вас остановили.

Если попросили заканчивать, когда вы еще планировали продолжить, переключитесь и дайте понять комиссии, что сворачиваете мысль. «Пожалуй, к этому аспекту я вернусь, если будут вопросы», «Тогда при желании можем продолжить обсуждение в кулуарах» — заготовьте себе подобные переходы на этот случай и после этих слов переходите к коротким выводам: сначала по главе, на которой вас остановили, затем по работе в целом. Дайте понять, что вы контролируете ситуацию.

Если на защите у рецензента или научного руководителя вдруг возникли вопросы, которых раньше не было, знайте, что это абсолютно нормальная ситуация. До этого они были наедине с текстом, а теперь во время обсуждения услышали другие отзывы, начали сопоставлять различные мнения со своим и посчитали нужным озвучить мысль. Если услышали такие экспромты, не нервничайте: это рабочий момент.

Если вам начинает казаться, что что-то начинает идти не так, не додумывайте. 95 % таких историй студенты придумывают сами и потом начинают нервничать по этому поводу. Для преподавателей все, что происходит, — рабочая ситуация. Каждый год они видят множество и сильных, и слабых работ. К тому же вас знают несколько лет, и даже если сейчас вы вдруг начали отвечать невпопад, отношение к вам вряд ли уже сильно изменится. Старайтесь просто внимательно слушать и понимать все, о чем вас спрашивают. В идеале — еще и зачем. Попытайтесь заранее представить, какую информацию от вас хотят получить.

Обычно оценки ставят не после каждой защиты, а в конце дня, когда уже можно сравнить работы и выступления. Нужно понимать, что все члены комиссии (кроме научного руководителя и официальных рецензентов), скорее всего, составили впечатление о работе по итогам 10–15 минут вашего выступления и пролистывания текста. За это время можно успеть посмотреть только введение и заключение, а остальное — только полистать. Именно поэтому большую роль играет внешний вид работы. Если ее открывают в случайном месте и видят следы поспешной грамматической или стилистической правки (или даже ее отсутствия), неправильное оформление ссылок, то даже этот беглый взгляд оставит очень негативное впечатление.

Скорее всего, решение будут принимать заведующий кафедрой, рецензенты и научный руководитель. Если их точки зрения расходятся, то сыграют роль и впечатление, которое возникло у других членов комиссии во время защиты, и репутация студента на протяжении его обучения.

В целом все зависит от стандартов конкретного вуза и кафедры. Нужно понимать, в чем именно заинтересован университет: выпустить максимум студентов и поставить высокие оценки вне зависимости от качества работы или же сформировать и сохранить репутацию и не пропустить слабые работы.

Постарайтесь отнестись к тому, что будет происходить, не как к истязанию, а как к празднику. Это день, к которому вы шли несколько лет, и, в конце концов, он должен быть значительным. Удачи!

Полезные материалы для подготовки дипломов, диссертаций и других студенческих работ:

«Исследование: 16 уроков для начинающих авторов». Уэйн К. Бут, Грегори Дж. Коломб, Джозеф М. Уильямс.

«Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил». Вадим Радаев.

«Как написать дипломную работу». Умберто Эко.

Материалы курса «Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям».

(Выбрать «Зайти гостем», пароль: student)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector