Как удержать внимание аудитории во время выступления и чего категорически не стоит говорить

Как удержать внимание аудитории во время выступления и чего категорически не стоит говорить

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: «Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих». Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

Именно поэтому существует проблема «образа оратора». Много пишут и говорят о «личности оратора», о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории.

В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.

Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание.

Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это – проявление послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример – ораторы древности, которых слушали по 5–6 часов).

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение «уважаемые присутствующие» достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь «присутствующие». Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода гонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда

легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: «Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают «.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта «Критика чистого разума «. Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: «Дружище Кант, мне бы твои заботы!» Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, «избежать ситуации, когда четверть слушателей занята «перевариванием» содержания выступления, а три четверти борются со сном»?

Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению – его содержательность, т.е. новая. Неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.

Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека».

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками?», «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?» Но лучше вопрос сформулировать по-другому: «Как руки могут мне помочь?».

Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих друзей.

По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и Вы сразу же ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей.

Вот интересный пример. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но тем не менее регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: «Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь,вы поняли все,что я сказал?»– «Господин пастор, – ответил старик, – с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!» Этот пример показывает, что когда вы выступаете,

у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Но лишь глухие рады чрезмерной жестикуляции.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

Читать еще:  Как самостоятельно развить женскую интуицию

При этом необходимо считаться со следующими правилами.

  1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о золотом венке: «Представьте себе: стены рушатся, град падает,

дома в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции «.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

Однако чувство юмора – природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки – парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.

Например, характеризуя особенности формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: «Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее». Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: «Ну, ничего, не стоит так оправдываться».

Однако, -прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство».

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. «Глаза не только «слушают» – они и «отвечают», – замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. «Ваши глаза должны помочь в претворении в

жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей», – советует Ф. Снелл.

Как удержать внимание аудитории во время выступления и чего категорически не стоит говорить

Вы удивитесь, когда узнаете, сколько времени необходимо человеку, чтобы оценить привлекательность и полезность поступающей информации. Всего 8 секунд! Не смогли «зацепить» публику? Миссия провалена! Люди погрузятся в гаджеты, любовные переживания или мечты о грядущем отпуске. Их мысли будут заняты чем угодно, только не вашим выступлением. Хотите удержать внимание аудитории? Мы подготовили 9 советов, которые вам в этом помогут.

1. Прорекламируйте пользу

Начните с того, что сообщите,какую пользу люди получат от вашей презентации. «Сегодня вы узнаете 5 методов бесплатного эффективного продвижения Вконтакте» или «К концу моего выступления вы поймете, как в 3 раза увеличить число лояльных постоянных клиентов». Очень часто спикеры забывают поговорить о важности своей информации, а ведь это хороший крючок, чтобы удержать внимание зрителя. Особенно если ваши советы и лайфхаки перекликаются с «болью» аудитории – проблемами, которые им необходимо решить.

2. Расскажите историю

Многие бренды и эксперты давно оценили преимущества сторителлинга. Рассказы про конкретных героев и их приключения помогают лучше донести ваши мысли до аудитории. Вы, конечно, можете просто сухо описать проблему и ее решение, как в школьной задачке по математике, где дано 6 яблок, три из которых испортились и спрашивается,сколько яблок осталось? А можете придумать повесть о том, как из-за невнимательности Саши, который с утра собрал 6 яблок в саду и хотел поделиться ими с Машей, 3 плода поклевали птицы и они испортились. Таким образом, осталось всего 3 яблока: одно зеленое и два красных. Как же теперь герои будут их делить? И может Саша уже передумал угощать Машу?

Сторителлинг — искусство донесения информации с помощью рассказов и историй, которые несут в себе яркие эмоции. Его главная задача — удержать внимание зрителя с первых секунд, заинтересовать динамикой событий,вызвать симпатию к главному герою.

3. Смотрите в глаза

Еще один способ «достучаться» до аудитории – зрительный контакт. Вы рассказываете для людей, делитесь пользой, перечисляете интересные факты, а потому не забывайте смотреть им в глаза. Так они будут меньше отвлекаться, станут более сосредоточенны на вас и вашем контенте.

4. Изменяйте голос

Как вы, наверное, заметили, большинство выступающих меняют свой голос в зависимости от темы. Представьте, что вы слушаете монотонную речь человека, который говорит несколько минут подряд. Такое чувство, что перед вами робот-автомат. Ужасно скучно, правда? А потому – меняйте тон, играйте тембром.Не давайте зрителям уставать от без эмоциональной подачи. Чем больше в вашей речи личного, будь то интонации или переживания, тем больше это будет цеплять аудиторию.

Голосом можно выделить ключевые слова, обратить внимание на важную информацию. В такие моменты говорите немного мягче, доверительным тоном.Обычно так сообщают секреты, люди подсознательно реагируют и проявляют большую заинтересованность.

5. Делайте паузы

Предположим, вы объясняете кому-то сложную ситуацию или проблему и потом моментально переключаетесь на другую историю. Где же пауза,чтобы люди могли проанализировать и «переварить» полученную информацию? Да хотя бы элементарно сказать вам «угу», в подтверждении того, что они вас поняли.

Когда вы высказываете очередной тезис, важно подождать и понаблюдать – как зрители отреагировали на новое сообщение. Не забрасывайте их информацией, словно строчите из пулемета, стремясь доказать свою компетентность и экспертность. Иначе будете подавлять и угнетать публику, что в конечном итоге вызовет потерю интереса.

Читать еще:  Как сделать карьеру: 7 правил для продвижения по карьерной лестнице

6. Добавляйте юмор

Творческая и забавная презентация– половина успеха. Она намного проще и приятнее для восприятия, чем, например,красиво оформленные слайды со скучными цифрами. Ваша задача – придумать, чем эти самые скучные цифры разбавить. Будут ли это гифки, мемы или анекдоты? Шутки про погоду, политику или самого себя? У вас есть огромный простор для творчества. Не пренебрегайте юмором, поделитесь своим настроением с публикой и таким образом вы завоюете ее внимание.

7. Устраивайте опросы

Вы когда-нибудь задумывались,почему ораторы говорят такие вещи, как «Поднимите руки, если вы согласны» или«Поднимите руки те, кто делали также»? Эти простые вопросы помогают наладить взаимодействие со зрителями. Вы также можете провести онлайн-опрос, для участия в котором надо воспользоваться смартфонами. А результаты голосования – вывести на экран. Так вы узнаете, какой процент аудитории вас слушает и о чем рассказать, исходя из предпочтений публики.

Такой прием помогает сплотить аудиторию, разбить «лед недоверия» к вам – как к новому человеку. Разве вы не чувствуете себя более комфортно, когда слушаете друга, а не незнакомца? Здесь тот же эффект. Как только аудитория расслабится и почувствует себя спокойно, вы заметите, как возросло внимание к вашим словам.

8. Восторгайтесь и делитесь эмоциями

Не ожидайте, что вашей аудитории понравится презентация, если она не нравится вам самим. Подумайте, что вам интересно в вашей работе, о чем вы хотите рассказать публике, что вас вдохновляет в рамках темы? И вперед!Помните, что у вас есть всего 8 секунд, чтобы произвести первое впечатление. Будьте позитивны и даже восторжены, а главное – распространяйте положительные эмоции вокруг,ведь они заразительны.

9. Сократите презентацию

По словам экспертов, человек способен непрерывно воспринимать информацию не более 20 минут подряд, затем внимание притупляется, необходим перерыв. А потому – 10 слайдов в два раза лучше, чем 20. Сократите свои тезисы не только ради соблюдения тайминга, но и для комфорта публики, чтобы она не «выпала» из темы раньше времени. Лучше добавьте пару дополнительных минут на вопросы из зала.

Как видите, есть масса способов,чтобы не только завладеть вниманием публики, но и удержать его. Советуем чередовать их, используя в рамках одного выступления, также как грамотные ораторы чередуют интонации и тембры, и делают паузы, умело подогревая интерес слушателей.

27 ошибок выступающего и 8 советов, как их исправить

Публичное выступление: как удержать внимание аудитории

Вниманием аудитории легко овладеть, однако его трудно удержать. Особенно рискуют люди, которым не хватает уверенности в себе. Что делать и чего не делать во время публичного выступления? Можно ли подготовиться к речи, докладу, отчету так, чтобы он прошел с минимальными потерями и максимальной пользой?

Ошибки выступающего

Один из лучших способов укрепить уверенность в себе перед публичным выступлением — разобраться со своими страхами по данному поводу. Итак, подумайте, что отличает плохого выступающего.

Представьте, что вы на совещании и внимательно слушаете докладчика. Что заставляет вас отвлекаться и вызывает раздражение? Что производит плохое впечатление? Вот пара десятков ответов на эти вопросы, которые я собрала, опросив окружающих. Со сколькими из них вы согласны?

Выступающие часто совершают следующие ошибки:

  • опаздывают;
  • задерживают начало мероприятия;
  • говорят слишком быстро;
  • не улыбаются и не представляются;
  • дают слишком много информации;
  • не делают пауз, чтобы позволить осмыслить услышанное;
  • приводят ненужные сведения;
  • начинают диалог с кем-то одним из присутствующих;
  • не обращают внимания на реакцию аудитории;
  • слишком долго отвечают на вопросы;
  • слишком активно жестикулируют;
  • рассказывают несмешные шутки или истории;
  • крутят в руках мелкие предметы или постоянно поправляют волосы;
  • не дают нужных пояснений;
  • говорят слишком медленно;
  • говорят невнятно;
  • говорят монотонно;
  • относятся к аудитории покровительственно;
  • без необходимости критикуют людей;
  • навевают своими речами скуку;
  • сложно следить за ходом их мыслей;
  • не устанавливают визуального контакта с аудиторией;
  • говорят в основном по слайдам;
  • используют слишком много слайдов, в том числе текстовых;
  • слишком быстро меняют слайды;
  • используют спецэффекты, отвлекающие внимание аудитории;
  • не укладываются в отведенное время.

Возможно, вы не отдаете себе отчета в том, что внимание аудитории принадлежит вам ровно до тех пор, пока вы его не потеряете. В большинстве случаев, когда кто-то начинает говорить, взгляды присутствующих обращаются к нему и устанавливается выжидательная тишина. Поэтому вам остается лишь сохранить момент. Вы появляетесь на пороге, и все оборачиваются к вам в ожидании ваших слов. Неважно, пригласили вас выступить на мероприятии, попросили отчитаться о проекте или просто задали вопрос на совещании, — все будут слушать. Потерять внимание аудитории легко, если начать делать вещи из приведенного выше списка «плохого выступающего».

Итак, у вас появилась хорошая отправная точка. Просто не делайте того, что перечислено в списке, и вы по умолчанию станете хорошим спикером. А теперь еще несколько полезных навыков и характеристик, которыми вы легко можете овладеть, чтобы еще усовершенствоваться.

Подготовка и организация выступления

Не пренебрегайте «домашней работой». Подготовьтесь максимально тщательно, чтобы понять, в какой ситуации вам предстоит оказаться и в чем заключается ваша роль. Будет ли это ежедневная планерка, краткий устный отчет перед коллегами или официальное заседание совета директоров, вы должны быть уверены, что обладаете всей необходимой информацией. Не пожалейте времени на подготовку тезисов, если чувствуете, что они вам понадобятся.

Планируйте свои выступления. Не пишите доклад целиком и тем более не читайте его по бумажке. Лучше спланировать, что вы скажете и в какой последовательности. Составьте для себя краткие тезисы и выпишите ключевые рубрики, чтобы пользоваться ими как подсказками. Убедитесь, что все необходимые материалы у вас под рукой и в нужном порядке. Если вы будете демонстрировать иллюстрации, опробуйте аппаратуру заранее. Пусть у вас перед глазами будут основные статистические данные, факты и цифры, а также имена, которые вы можете забыть. Прорепетируйте речь накануне дня своего выступления.

Не переусердствуйте. Самая распространенная ошибка новичков в том, что они пытаются успеть слишком много за отведенное время. Подумайте, какой объем информации вы сами смогли бы усвоить в подобных обстоятельствах, — пусть это будет вашим критерием.

Сделайте выступление интересным. Оно должно быть разнообразным: меняйте виды деятельности, переходите от рассказа к визуальным пособиям, предлагайте выполнить какие-то задания, проанализировать что-то, расскажите забавную историю по теме и так далее. Это поможет поддержать интерес аудитории и оживит сам процесс выступления.

Относитесь к слушателям как к равным. Ваше выступление должно быть полезным и значимым для аудитории, а также соответствовать ее уровню. Не стоит углубляться в теорию или использовать без необходимости профессиональный сленг, тем более не объясняя его значение. Ваша речь должна быть на уровне подготовки слушателей — его не стоит превышать и нельзя опускаться ниже.

Используйте «правило трех». Эта техника используется в письменной и устной речи уже не одно столетие. Она очень эффективна, с ее помощью легко выделить основные мысли, сделать их более запоминающимися и убедительными. Например: «Мы можем выполнить этот проект быстрее, дешевле и в срок». Этот прием лежит в основе многих современных рекламных слоганов. Вот некоторые примеры использования «правила трех» — как исторические, так и современные:

  • Юлий Цезарь: Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»).
  • Название фильма: The Good, the Bad and the Ugly («Хороший, плохой, злой»).
  • Национальный девиз Французской республики: Liberte’, E’galite’, Fraternite’ («Свобода, равенство, братство»).
  • Самая простая техника противопожарной безопасности: Stop, Drop and Roll («Остановился, упал, откатился»).

Постарайтесь, чтобы слушатели запомнили, о чем вы говорили. Старое изречение о том, как выступать публично, гласит: «Сообщите, о чем вы собираетесь рассказывать, расскажите это, резюмируйте то, о чем рассказали». Данный совет не теряет своей актуальности, так как аудитория усваивает меньше, чем вы думаете. Заметьте, даже в этом изречении использовано «правило трех»!

Читать еще:  Как рассчитать фондоотдачу при помощи простой формулы

Подготовьте площадку для выступления. Убедитесь, что там будет все, что вам необходимо, будь то флипчарт, ручки, проектор, DVD-проигрыватель, компьютер или что-то еще. Если вы планируете использовать техническое оборудование, позаботьтесь о том, чтобы прибыть на место заранее, проверить его состояние и подготовить все к нача-лу работы.

О том, как вести себя во время выступления, мы расскажем в следующий раз.

Как завоевать и удержать внимание аудитории

Один из великих сатириков С. Джонсон как-то сказал о своем современнике: «Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих». Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным.

Именно поэтому встает проблема «образа оратора». Мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение в том, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, с множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало более простым и деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако с соблюдением дистанции. Если слушатели неизвестны, то обращение должно быть почтительным, но не раболепным, и чтобы его правильно употребить, нужны некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя,

на аудиторию. Следует избежать как их недооценки, так и переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей. Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.

Некоторые ораторы, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи присутствует определенное мнение. Оратору важно не только представить себе слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для них или же я ломлюсь в открытую дверь?

В качестве условий поддержания внимания к выступлению традиционно выделяют следующие.

  • 1. Содержательность выступления — новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, интересные идеи, анализ проблемы.
  • 2. Доступность информации — изложение материала с учетом культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного опыта. Помните: многие люди слышат только то, что хотят услышать.
  • 3. Сопереживание и доверительность — они возникают тогда, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории, связывая предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
  • 4. Непринужденная манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голос оратора.

Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Ведь во время выступления у вас есть не только слушатели, но и зрители. Лучше всего, когда поза и жесты при выступлении спокойные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жесты — первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, но помните:

  • 1) около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности;
  • 2) локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;
  • 3) жестикулируйте обеими руками. Самое трудное -начать пользоваться жестами.
  • 5. Убежденность и эмоциональность оратора, которые не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».
  • 6. Паузы — именно во время пауз происходит осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Нужно помнить, что человек может слушать активно в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

В качестве особых приемов, позволяющих не только удержать внимание слушателей во время выступления, но и донести до них основную идею, специалисты по ораторскому искусству называют следующие.

  • 1. Драматизация речи — эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
  • 2. Повтор — многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное во фразе.

Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор («никто, абсолютно никто не имеет на это права!»); частичный повтор («я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз»); расширенный повтор.

Например, Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: «Все ненавидят тебя, Пизо». Он продолжил далее, детализируя: «Сенат ненавидит тебя , римские всадники не выносят твоего вида , римский народ желает твоей гибели , вся Италия проклинает тебя».

Приведем еще один пример расширенного повтора.

«Пожалуйста, примите всерьез пашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение».

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился;

  • 3. Цитирование — ссылки на авторитеты, которые украшают речь, если цитатами не злоупотребляют.
  • 4. Противопоставление — должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: «Хрущев крикнул американцам: «Ваши внуки будут коммунистами!». Мы на это отвечаем: «Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!»».

5. Намек — эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание.

Например: «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие. «, «Вы уже знаете, к чему я клоню».

  • 6. Провокация — заявление, вызывающее несогласие аудитории (а следовательно, привлекающее ее внимание), а затем позволяющее оратору вместе со слушателями приходить к конструктивным выводам.
  • 7. Юмор — классический прием, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность.

Однако чувство юмора — природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Прибегая к шутке, не следует забывать слова Писарева: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью — тогда начинается умственное распутство».

Все перечисленные здесь приемы взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, и подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется.

Многие из выступающих употребляют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно встраивать их в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы. Действительно, они не только украшают нашу речь, но. главное, точно, кратко и выразительно способны передать самый сложный смысл: «Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал», «Если сердце черное, то и золотой язык не поможет», «Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях» и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector