Как улучшить память и запоминать больше

Как развить память

Хорошая память — это дар с рождения, а феноменальная — результат тренировок! Забываешь, зачем подошел к холодильнику, с трудом запоминаешь номера телефонов и постоянно опаздываешь на встречи, потому что совсем о них не помнишь? Не переживай, память не только можно, но и нужно развивать! Ведь тот, кто владеет информацией, владеет миром. А для этого твой мозг должен работать максимально продуктивно. В этой статье ты познакомишься с простыми приемами, которые помогут «пробудить» твою память. Запоминать сложные цифровые комбинации, конечно, не обещаем, но улучшить память — вполне!

Виды памяти

Существует несколько классификаций и разновидностей памяти. Выделим три популярных критерия.

По продолжительности:

Кратковременная. Небольшое количество информации быстро запоминается и так же быстро улетучивается. Данные хранятся примерно до 30 секунд и без повторения могут исчезнуть навсегда.

Долговременная. Информация может храниться достаточно долго: от нескольких часов до нескольких лет. Но банальная зубрежка без качественной проработки материала здесь не помогает. Долговременная память требует осознанного детального изучения, мысленной интерпретации и ассоциаций с уже имеющимися знаниями.

Оперативная. Память хранится определенный отрезок времени, пока совершаются процессы или действия. От кратковременной отличается тем, что регулирует определенную деятельность и задействована для удержания ее промежуточных результатов.

Непроизвольная. Отсутствие цели для запоминания. Информация впитывается даже если она совсем не нужна.

Произвольная. Запоминание материала — целенаправленный процесс.

По психической активности

Двигательная. Характеризуется запоминанием действий, движений. Отличительные черты — физическая ловкость и сноровка в труде.

Эмоциональная. Память на пережитые чувства, яркие моменты и другие эмоционально окрашенные события.

Образная. Память на звуки, вкусы, запахи, пейзажи и картины из жизни. Например, тонкий шлейф духов от прохожего на улице может перенести в детство и напомнить о первой влюбленности, о том состоянии, в котором ты находился в тот момент.

10 упражнений для тренировки памяти

Создавай ассоциации

Соединяй в своем воображении сразу несколько зрительных образов. Мозг быстро фиксирует эту взаимосвязь и спустя время обязательно выдаст тебе один из них. А память затем воспроизведет остальное.

Произноси слова наоборот

Это замечательно тренирует зрительную память и внимание! Причем фразы можешь брать из головы. Выпиши на бумагу несколько слов, а затем прочитай их наоборот.

Развивай правое полушарие

Считается, что у левшей память лучше. Если же ты правша, попробуй подключить левую руку в те сферы жизни, которые ранее доверял только правой руке. Расписывайся в документах, мой посуду, пользуйся компьютерной мышкой, расчесывайся и чисти зубы левой рукой! А еще можешь заняться изучением иностранных языков. Это позволит тебе не только свободно выражать свои мысли находясь в чужой стране, но и отлично разовьет правое полушарие мозга.

Читай больше

Самый простой способ взбодрить память. Читая книги, твой мозг старается запомнить детали и визуализировать картинки. Это развивает и фантазию, и внимание.

Метод Айвазовского в действии

Иметь достойную фотографическую память дано не каждому. Но ты можешь все исправить! Пристально смотри на объект, который требуется запомнить, в течение пяти минут, примечай его нюансы и детали. Затем закрой глаза и как можно точнее воспроизведи увиденное. Регулярные тренировки приведут тебя к успеху!

Просвещайся!

Почему в школе задавали учить длинные стихи? Да чтобы во взрослой жизни твоя память не хромала! Поэтому вспомни былое и начни учить стихи классиков или современных поэтов. Не важно. Главное, чтобы они тебе нравились!

Повторение — мать учения

В течение дня старайся повторять и перечитывать материал. Бездумно зубрить не нужно, просто освежи информацию в памяти, и она обязательно отложится в долговременном «отделе».

Меняй маршруты

Возвращаясь с учебы, работы или ресторана люди часто совершают одну и ту же ошибку для своего мозга: идут по проторенной дорожке. Хочешь научиться запоминать еще лучше? Ходи разными путями, открывай для себя новые маршруты, изучай билборды и вывески магазинов… Посещение новых мест усиливает мозговую деятельность!

Придумывай истории

В день происходит столько дел и событий, что не можешь о них вспомнить без записи в ежедневнике? Сочиняй истории с последовательным и логичным сюжетом! Рисуй соответствующие образы в голове. Такой способ запоминания подходит и детям, и взрослым.

Читай вслух

Новая информация, произнесенная вслух, лучше запоминается и усваивается. Не веришь? Проверь, прочитав эту статью своему другу.

Приложения для развития памяти

Каждый день мозг получает массу нужной и ненужной информации из соцсетей, книг и других источников. Чтобы справиться с потоком данных и избежать мозгового сбоя, необходимо тренировать свою память. Приложения для смартфонов тебе в помощь!

Peak

Комплекс мозговых тренировок включает упражнения на память, быстрый подбор слов, взаимодействие с геометрическими фигурами, ловкость, работу с числами и прочее.

Brain+

Тренировки полностью построены на интерактиве. Здесь и реальные персонажи, и полноценные мини-игры. Тебе придется запоминать имена и фамилии собеседников, прокладывать оптимальный путь от одного объекта до другого, а также решать простые головоломки.

«Таблица Шульте»

Один из самых эффективных способов развить внимательность, зрительную память и стать более сосредоточенным. Таблица представляет собой хаотичное размещение на квадратном поле цифр или букв, которые требуется сложить в нужном порядке: по возрастанию или убыванию.

Brain wars

Если хочешь, чтобы на принятие важных решений уходило меньше времени, а внимательность стала твоим коньком, качай это приложение! 30 уникальных заданий направлены на проработку почти всех способностей мозга.

«Математум»

Не зря когда-то великий Гаусс сказал, что математика — царица наук. Ведь именно работа с цифрами и числами является лучшей тренировкой для мозга! Данное приложение предлагает действенные упражнения для развития навыков в сфере быстрых арифметический вычислений.

NeuroNation

Комплексный тренажер состоит из всевозможных упражнений на логику, внимание и память. Несколько уровней сложности, подсчет статистики, возможность соревноваться с другими игроками по сети, полный анализ результатов — чем не личный тренер для твоего мозга?

«Логика чисел»

С трудом удается подсчитать счет в кафе? Тогда это приложение для тебя! Оно поможет развить стратегическое мышление и подтянуть математику, заново вспомнив таблицу умножения.

Elevate

Приложение направлено на развитие памяти и математических способностей, концентрацию внимания и умение анализировать. Перед запуском будет предложен короткий тест, определяющий твой уровень. Кстати, все вопросы и задания на английском!

Пять простых способов как лучше запоминать информацию/улучшить память.

Основные принципы усвоения информации. Как лучше запоминать

«Все улучшение памяти состоит из правильного способа записи фактов»
Доктор Уильям Джеймс, отец американской психологии

О том как развивать память и лучше запоминать мы уже писали в статье Как улучшить память? Там есть очень действенные упражнения и хорошие советы. Но, поскольку копилку фишек по улучшению памяти и других способностей нужно всегда пополнять, рекомендуем вам еще несколько простых советов.

Один из самых главных принципов запоминания — запомнить логику рассуждений. Это запоминание мысли, сути, а не дословный бездумный пересказ. Бездумное запоминание называется «зубрежкой». Такая информация в голове надолго не задержится. Но не везде этот принцип применим, поскольку цифры, формулы, иностранные слова и прочее невозможно запомнить с помощью обычной логики , здесь нужен креатив. Так, как же, лучше запоминать прочитанное? Как запоминать числа и даты, которые никак не запоминаются, потому что ни с чем не ассоциируются? Как учить, если не запоминается? Как запоминать большой объем информации? Кредитнаякарта

Проблемы воспроизведения информации. Как можно улучшить память.

Большинство из нас время от времени жалуются на нашу память. Конечно, каждый хочет запоминать информацию лучше и как можно дольше, ведь от этого может зависеть наша жизнь, как об этом показано в одном из психологических фильмов (смотрите подборку ). Когда мы говорим о плохой памяти, мы, в действительности говорим о затруднении в воспроизведении информации. Здесь надо понимать, что информация попадая в мозг не обязательно там остаётся. Она может там побывать и бесследно исчезнуть. Чаще всего именно так и происходит. Вот почему Уильям Джеймс и многие другие (включая мнемонистов) делают упор на то КАК мы записываем что-то в нашу память.

Что же может повлиять на сохранение информации? Всё очень просто. Механизм «загрузки» информации зависит от её ценности для человека. А что мозг будет считать ценным? Для него ценность начинает представлять лишь та информация к которой вы обращаетесь неоднократно, та, которая имеет эмоциональную окраску и та, которую вы тщательно и с разных сторон рассматриваете, прокручиваете, анализируете, ассоциируете и прочее.

Читать еще:  Как правильно распоряжаться деньгами

Информация попавшая в мозг без своеобразного мысленного прокручивания забудется гораздо быстрее хорошо осмысленной. Ну, а если ваш внутренний голос говорит вам: «Ну-у-у-у, это тебе больше никогда не понадобится»- , то можете быть уверены, что всё увиденное или услышанное будет быстро выброшено из головы. Зачем мозгу мусор? Он стремится занять своё хранилище максимально полезной информацией.

Стресс также отрицательно влияет на воспроизведение (даже сохранённой в памяти) информации. В период переживания стрессовой ситуации поток сильных отрицательных (и даже положительных) эмоций препятствует анализу, концентрации внимания и другим интеллектуальным действиям. У мозга есть определенные запасы энергии, которые он может потратить на какие-либо работы и превысить эти объемы он не может. Что происходит во время стресса? Мозг работает на пределе и вместо интеллектуальных операций он вынужден заниматься реакцией на внешние или внутренние раздражители. Это могут быть состояния: беспокойства , обиды , чувство неудовлетворенности и т.д. Поэтому сложно что-то вспомнить в состоянии стресса или глубокой депрессии . Верно и обратное оптимисты гораздо лучше усваивают информацию, так как чаще всего обучение ассоциируется у них с положительными эмоциями.

Решение проблем со стрессом и удержанием (сохранением) информации.

Чтобы информация в вашей голове хранилась как можно дольше необходимо время от времени к ней возвращаться. Перечитывать, пересматривать, переосмысливать. Так сказать быть в в этой теме. Со стрессом справляться тоже можно. Ведь стресс — это ответная реакция организма на какое-то воздействие. Хочу напомнить что сила этой реакции, а значит и стрессового напряжения, зависит от взглядов и установок человека. В одной и той же ситуации одни люди могут чувствовать себя более комфортно, а другие менее. Чтобы реагировать спокойнее и испытывать меньшее напряжение во время стрессовой ситуации необходимо менять отрицательные установки и отношение к людям, вещам, событиям на положительные. Также есть определенные методики снятия напряжения и восстановления после стресса.

Методы запоминания (как научиться запоминать)

1. Деление/ дробление

Возможно, деление информации — самый старый метод, используемый при запоминании. В этом методе элементы, которые нужно запомнить, делятся на маленькие и легко запоминаемые куски или группы. Особенно хорошо этот метод работает , когда порядок элементов не очень важен.
Он подходит для запоминания многозначных чисел (например, идентификационных и телефонных номеров, очень длинных слов и других символов.
Примеры:

1. Номер 472627607 можно легче запомнить, если он сгруппирован как 472, 627, 607 или 47, 26, 27, 607.
Затем эти куски можно уже учить наизусть. Обучение и удержание значительно облегчаются, если вы найдёте некоторую взаимосвязь между этими разными кусками. Некоторые люди еще в юном возрасте дают имена цифрам (мама-1, папа-2, семья-3, приехать-4 и так далее). Если у каждой цифры есть имя известное только вам, вам буде значительно легче придумывая пароли хранить их в памяти, а также вы будете запоминать достаточно длинные ряды цифр, составляя из них осмысленные предложения.

2. Слова, вроде «дезоксирибонуклеиновая кислота» или «Навуходоносор» можно запомнить разбив их на две или три части: дезокси-, рибо-, нуклеиновая; Наву-, ходо-, носор. Повторите эти три составных новообразовавшихся слова скороговоркой подряд несколько раз и вся эта «абракадабра» нормально уложится в вашей голове.

3. Список покупок: яблоко, огурец, бумага, чернила, капуста, банан, виноград, бобы, степлер, апельсин можно лучше запомнить, переставляя и применяя куски как: 4 плода, 3 овоща и 3 стационарных предмета.

Если возможно, организуйте материал настолько значимо, насколько сможете, и придумайте отношения между каждой группой. Это не только улучшает обучаемость и удержание, но и помогает быстро и легко запомнить.

Психологи, занимающиеся исследованиями в области памяти человека, обнаружили, что способность кратковременной памяти (рабочая память) для людей составляет 7 ± 2, что составляет от 5 до 9 единиц. Поэтому вы должны позаботиться о том, чтобы созданные вами группы информации находились в данных пределах.

2. Рифмование.

Это также один из популярных и достаточно старых методов запоминания. Этот метод использует тот факт, что у нас есть естественная тенденция запоминать рифмы и ритмы. Ниже приведен пример:

Тридцать дней в сентябре,
Апреле, июне, ноябре,

В остальных тридцать один,
Исключение — один

В феврале лишь двадцать восемь.
Если он не високосен.

Создавайте такие рифмы, и это поможет не только улучшить вашу память, но и ваши творческие способности.

3. Ассоциации

Свойства памяти во многом зависят от организации системы ассоциаций, а именно от таких параметров ассоциаций, как их прочность и количество.
Чем прочнее ассоциация (давняя взаимосвязь объектов) и большее их количество, тем больше взаимосвязей, которые крепко соединены меду собой. Если сравнить двух людей, пользующихся разными методами, то тот, кто обдумывает и связывает новую информацию с уже имеющейся будет запоминать гораздо лучше, больше и на дольше, чем тот, кто полагается на количество повторений и неосмысленное заучивание.

Метод запоминания заключающийся в установлении ассоциаций подразумевает создание так называемого моста между понятиями. Часто цитируемым экспертами по памяти, является запоминание столиц. К примеру возьмём Польшу. Столицей Польши является Варшава. Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу. Таким образом, этот блок информации может быть организован как «Польша — Варшава- Вторая Мировая война».

Здесь пара слов, которые будут соединены вместе, — это Польша и Варшава. Дополнительная информация о Второй мировой войне используется в качестве моста или посредника при объединении этих двух слов. Кстати, когда в общении в следующий раз возникнет тема второй мировой войны, заодно вы вспомните и эту информацию.

5. Подготовка ко сну

В этом методе вы проводите свое выступление или учитесь прямо перед сном. Ум в процессе сна будет организовывать информацию систематически и эффективно, когда вы спите. Психологи также обнаружили, что если вы перед сном думаете о своей проблеме, то шанс, что вы придете к мудрому решению на следующее утро увеличивается. Об этом же говорит и поговорка «Утро вечера мудренее».

Дополнительные шаги по улучшению памяти

1. Будьте в расслабленном настроении
2. Запишите вещи, которые вы должны запомнить на листе бумаги.
3. Прочитайте его вслух (если возможно) один или два раза, затем произнесите по памяти два-три раза.
Теперь идите спать, не беспокоясь и не думая ни о чем. Вы, несомненно, сохраните элемент дольше и найдете его более легким, чтобы вспомнить его при необходимости.

4. Попытка не пытаться

Все мы применяем этот метод сознательно или неосознанно. Иногда, когда вы пытаетесь вспомнить, вы не можете это сделать, даже если уверены, что знаете это очень хорошо. У вас есть блокировка, которая не позволяет вам отозвать информацию. Обычно вы пытаетесь снова и снова попробовать, но напрасно. Чтобы справиться с этой ситуацией, вы просто избегаете попытки вспомнить и сделать что-то еще; к вашему приятному удивлению, информация автоматически появляется в вашем сознании через некоторое время. Это происходит потому, что даже если вы перестали пытаться, ум ищет эту информацию и доводит ее до осознания, когда обнаруживает.

Если вы очень озабочены или находитесь в стрессовом состоянии, то можете столкнуться с этим типом блокировки очень часто. В этом случае настоятельно рекомендуется практиковать какую-то технику релаксации и, таким образом, сохранять свое спокойствие. Это очень важно, потому физиология стресса такова, что препятствует нормально мыслить и может привести к множеству нежелательных психологических и физиологических последствий. Поэтому для желающих иметь хорошую память важно прочитать Как уснуть если бессонница? 6 правил как заснуть быстро и легко.

Учитесь с радостью и интересом, находите полезное и увлекательное в том, что вы узнаёте, планируйте, где примените и с кем поделитесь тем, что узнали и ваша память улучшится в разы!

9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией, причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.

1. Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

Читать еще:  Как правильно подготовиться к собеседованию

2. Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

3. Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

5. Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

7. Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами». Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник

Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
  2. Рифмуйте информацию, которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой «ABC song». И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.
Читать еще:  Кассовая книга (форма КО-4)

9. Структурирование информации

Всем известная техника, заключающаяся в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания. При этом важно грамотно структурировать материал, сгруппировав блоки по темам и подтемам.

Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

  • сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
  • разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.

Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.

Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.

И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:

  1. Делайте перерыв каждые 20 минут, ведь мозгу тоже необходим отдых. Ударные темпы освоения материала в итоге приведут к тому, что Вы забудете даже то, что знали до этого.
  2. Не отвлекайтесь на посторонние дела. Выделите 2 часа свободного времени исключительно на изучение информации, а вот в перерыве можете выпить чаю или послушать спокойную расслабляющую музыку.
  3. Помните о том, что мозг наиболее активно работает в период с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера. К тому же во время сна активно осуществляется синтез информации. Вот почему повторяемый перед сном материал запоминается лучше, а вовсе не потому, что мы кладем книгу под подушку.
  4. Ходите: это усилит кровообращение и обогатит мозг кислородом, что положительно скажется на процессе запоминания.
  5. Не тратьте силы на обучение, если плохо себя чувствуете, или у Вас болит голова. Вы все равно ничего не запомните, сколько бы ни учили.
  6. Если Вы устали, поспите. Даже получасовой сон повышает эффективность запоминания материала в 2 – 3 раза.
  7. Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Грамотно распределите время, чтобы ежедневно осваивать равное количество информации, а не в ночь перед экзаменом стараться прыгнуть выше головы.

Наконец, не бойтесь трудных задач, которые максимально тренируют мозг.
Глаза боятся, а руки делают.

Как улучшить память и запоминать больше.

Человек счастлив, когда управляет своей памятью: помнит то, что хочет запомнить и забывает то, что следует забыть.

Как устроена память? За счет чего что-то мы запоминаем хорошо и надолго, даже если хотели бы забыть, а что-то другое с трудом задерживается в нашей памяти? Эта статья о том, как помнить то, что мы хотим запомнить, и о том, что мешает запоминанию.

Память состоит из трех стадий. Хорошая память – это хорошее кодирование, хорошее хранение и хорошее воспроизведение. На первой стадии человек воспринимает (кодирует) в виде звуков, зрительных образов или в виде какого-то значения, смысла. На первой стадии решающим для качественного запоминания становится внимание и интерес к тому, что нужно запомнить. Другими словами, нужно максимально сосредоточиться на том, что мы хотим запомнить и больше ни на что не отвлекаться.

У кого-то лучше развито зрительное восприятие, у кого-то слуховое — узнать какое кодирование (восприятие) ведущее можно с помощью специальных тестов. Но в любом случае не лишним будет услышать, увидеть или мысленно представить, и даже записать (моторная память) то, что нужно запомнить. Все это будет способствовать лучшему запоминанию.

Внимание и интерес необходимы для кратковременной памяти. Это рабочая, оперативная память необходимая для мышления, немедленного реагирования на какую-то ситуацию или принятия решения. Но чтобы информация запомнилась надолго, т.е. перешла в стадию хранения нужно что-то большее. И это большее – это эмоциональная заряженность информации. Дело в том, что об эмоционально насыщенных ситуациях мы склонны чаще или часто задумываться, потому что они нам не безразличны. Ведь сильные эмоции как раз говорят о важности какого-то события или информации. И, как известно, то, что часто повторяется, быстрее и надежнее переносится в долговременную память.

Итак, что способствует запоминанию на продолжительное время:

1. сильные или яркие переживания,
2. многократное повторение
3. и важность, значимость произошедшего события или нужность информации.

Таким образом, любая информация подпадающая под эти три условия надолго останется в нашей памяти, хотим мы того или нет. Допустим, что нам нужно запомнить какую-то информацию, но она не удовлетворяет всем вышеперечисленным трем требованиям. Как же искусственно улучшить память и запомнить надолго то, что мы хотим запомнить?

В базе памяти любого человека есть важная или необходимая для ежедневного применения информация, которую он помнит всегда – например, адрес, где он живет, дата рождения – своя и близких, имена людей, с которыми он постоянно общается и т.д. Необходимо связать новую информацию с уже существующей при помощи наводящих вопросов, зрительных образов, ассоциаций.

Например, набор бессвязных на первый взгляд слов легче запомнить, если составить из них предложение со смыслом или небольшой рассказ, а набор незнакомых цифр – если вспомнить похожие, уже известные вам цифры (набор цифр) или произвести над ними простые арифметические операции и образовать совокупность цифр, которую легче запомнить.

Также для лучшего запоминания может помочь укрупнение — например, если вы читаете новый документ, то первым делом стоит посмотреть его главы или подзаголовки, чтобы иметь общее представление и только потом перейти к внимательному подробному чтению. После прочтения целесообразно задать себе вопросы: кто, где, когда, почему, как? Это способствует лучшей организации новой информации, а значит переносу в долговременную память.

Также информация хранится дольше и вспоминается лучше, если упорядочить ее по классам, видам, определенным признакам.

В памяти человека хранится очень много информации, но иногда мы не можем воспроизвести, вспомнить нужные нам сведения не потому что забыли, а потому что не можем ухватиться за нужный “кончик”. Такое явление называется интерференция. Слишком много мыслей-воспоминаний и все не о том. В таком случае поможет детализация или наводящая информация. Надо постараться вспомнить, что еще присутствовало, имело место быть при восприятии и использовании той самой информации, которую сейчас нужно вспомнить – это могут быть звуки, запахи, зрительные картинки, определенные эмоции и т.д.

Например, если вы хотите вспомнить имя какого-то человека, сосредоточьтесь на том, в какой обстановке вас познакомили, кто там был еще, что вы делали, о чем говорили, что при этом почувствовали. В ходе социологического исследования выяснилось, что многие тридцатилетние-сорокалетние не могли вспомнить имена всех своих одноклассников, но после того как прогулялись по коридорам-классам родной школы припомнили большинство имен. Таким образом соответствующая обстановка или, как еще говорят контекст, способствует воспоминанию забытой на первый взгляд информации.

И именно поэтому определенные эмоции могут напомнить нам какие-то события в прошлом, когда мы чувствовали то же самое. И так вольно невольно, если никто и ничто не остановит поток воспоминаний, можно вспомнить все схожие события с похожими переживаниями. Главное в таком случае, чтобы эти эмоции были положительными , в противном случае надо найти в воспоминаниях хотя бы одно приятное событие, как можно четче и яснее его представить и за следующими приятными воспоминаниями дело не встанет.

Что еще поможет помешать извлечению из памяти нужной информации? Это конечно волнение и тревога. Дело в том, что оперативная память мозга в таком случае занята прокручиванием беспокойных мыслей. Например, на экзамене бывает сложно что-то вспомнить именно из-за беспокойства, страха провалить экзамен. Такие мысли не дают сосредоточиться и “выловить” из памяти нужные знания, хотя они там есть и могут вспомниться уже после экзамена. В таком случае очень важно успокоиться: либо понизить значимость результатов – “этот экзамен еще не конец света”, либо при помощи самовнушения — “все будет хорошо”, либо глубоко и медленно подышать в течение минуты, остановив взгляд на одной точке.

Итак для развития памяти и лучшего запоминания нужно:

— быть предельно внимательным и заинтересованным на стадии кодирования (восприятия) информации.

— связать новую информацию с уже имеющейся, упорядочить ее, придать ей смысловое значение, чтобы информация перешла из кратковременной памяти в долговременную.

— чтобы вспомнить нужную информацию, надо припомнить контекст в которой эта информация поступала (зрительные образы, конкретные предметы, звуки, запахи, эмоции и т.д.).

Сильные и яркие эмоции помогают запоминанию (восприятию) информации, но мешают ее воспроизведению (припоминанию) — поэтому целесообразно научиться управлять своим эмоциональным состоянием.

Как улучшить память и запоминать больше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector