Как управлять 10 магазинами, путешествуя на парусной яхте с семьей

Как путешествовать по Европе на яхте недорого и сплотить семью

Личный опыт Дмитрия Арутюнова

Вопреки стереотипам посмотреть Европу можно не только передвигаясь на машине, автобусе или круизном лайнере. Генеральный директор «АРТ-ТУР» Дмитрий Арутюнов полюбил делать это за штурвалом речной яхты, причем даже без водительских прав. В интервью HotLine.travel он объяснил, почему аренда яхт в Европе доступнее, чем кажется, в чем прелесть самостоятельных речных круизов и как они могут стать идеальным тимбилдингом для всей семьи.

Как вы стали фанатом речных путешествий?

29 лет назад, только поженившись, мы с женой гостили в Бельгии у друзей, и тогда я впервые увидел, как по каналу проплывают небольшие кораблики, которые можно было взять в аренду без специальной лицензии шкипера или капитана. Мы заинтересовались и с тех пор, дождавшись, пока чуть подрастут дети, уже около 23 лет подряд ежегодно выбираемся в Европу, чтобы отдохнуть таким образом. Обычно это Франция, так как именно там создана наиболее развитая сеть каналов и есть четыре большие реки – Сена, Рона, Гаронна и Луара. В Средние века по ним перевозили грузы – а сейчас реки и каналы облюбовали туристы. В Европе это очень распространенный отдых. У кого-то своя лодка, но большинство берет их в аренду. «АРТ-ТУР» уже 4 года представляет в России LeBoat – крупнейшую в мире компанию по прокату речных судов для самостоятельной навигации.

А почему стоит взять в аренду именно лодку, а не автомобиль?

Когда путешествуешь на машине, с дороги мало что увидишь – трасса зачастую огорожена. Чтобы посетить какое-нибудь интересное место, надо съезжать, искать парковку. Передвижение по каналам и рекам дает совсем другое ощущение от страны. Старинные замки и мосты, колоритные деревушки и пейзажи – всё будет рядом. Скорость не превышает 8–10 км/ч. Тут задача не гнать, а, наоборот, наслаждаться моментом, любоваться пейзажами. Почти всегда, если нет запрещающего знака, можно причалить к берегу и заняться осмотром окрестностей.

В городах оборудованы порты, причем часто прямо в историческом центре, как например, в Брюгге или Каркасоне. В Эльзасе вы можете сойти на берег и посетить Международный фестиваль классической музыки, который ежегодно организует в Кольмаре Владимир Спиваков. Свобода перемещения и планирования, разнообразие маршрутов и вариантов отдыха – главные плюсы путешествия по рекам и каналам Европы. Берешь лодку, например, на неделю, и далее сам решаешь, где и сколько времени потратить. Для вашего удобства все самые интересные точки и события будут отмечены в брошюре, которую туристам выдает компания.

Лодка – это и ваш плавучий отель. Именно поэтому речные яхты, которые сдают в аренду туристам, еще называют хаусботами. Они бывают разных размеров и стоимости, но даже самый базовый вариант включает всё необходимое, как в квартире. Есть кухня, туалет, посуда, постельные принадлежности. В каютах под плеск воды отлично спится. А утром всегда можно приготовить себе что-нибудь вкусное из местных фермерских продуктов или выпить на палубе кофе с круассаном и видом на замок. Так что путешествие по реке позволяет экономить на отелях и ресторанах.

При этом в отличие от автотуризма вы избавлены от упаковки и распаковки вещей каждый раз, когда переезжаете на новое место.

Трудно ли управлять яхтой?

Легко. Никаких особых навыков не нужно, поэтому нигде в Европе, за исключением Германии, для аренды не нужна лицензия.

Когда я первый раз брал лодку, расписание было такое: прибытие в порт – в 15:45, инструктаж – в 16:00, отплытие – в 16:15. Из отведенных 15 минут десять потратили на погрузку велосипедов и мангала. Так что управление можно освоить всего за несколько минут. Новичкам, конечно, помогают: показывают, как разворачиваться и выходить из порта.

Тоже ничего сложного. Во-первых, они бывают автоматическими. А во-вторых, там, где нужно поработать руками, справляются даже бабушки и дедушки. На мой взгляд, прохождение шлюзов – это потрясающий тимбилдинг, позволяющий распределить обязанности, продемонстрировать взаимовыручку: кто-то подтягивает корабль, кто-то крутит ручку. Заодно можно прикупить фруктов, молодого вина и сыра у фермеров, которые часто караулят туристов у шлюзов.

Каким туристам можно рекомендовать такой отдых?

Тем, кто хочет увидеть настоящую Европу, а не только ее крупные города и туристические центры. Мне как франкофилу очень обидно, когда туристы едут в Париж или Ниццу в разгар сезона и возвращаются разочарованными. Настоящая Франция в деревне! Именно в провинции нужно пробовать настоящую французскую кухню в небольших семейных ресторанах, где готовит сам хозяин, а его дети – работают официантами.

Путешествие по реке – это отличный семейный отдых. Совместное планирование дня и выполнение несложных обязанностей вроде прохождения шлюзов очень сплачивает. Родители проводят время со своими детьми, на что дома у них зачастую его не хватает. В отпуск можно отправиться и с друзьями, взяв, например две лодки. Это очень интересный опыт. Мы в «АРТ-ТУР», когда проводим выезды для друзей-коллег-агентов, заказываем сразу 8–12 кораблей.

Каждый вечер устраиваем совет капитанов. Там планируем следующий день, решаем, кто выходит первым и занимается разведкой, выясняя, где лучше пейзаж, работает ли ярмарка, и проверяя, где стоит встать на якорь всей «эскадре» под флагами России и «АРТ-ТУР».

А кому противопоказаны самостоятельные речные путешествия?

По нашему опыту продаж могу сказать, что, единожды попробовав, туристам, как правило, хочется еще. Очень многие возвращаются снова. Но, действительно, есть исключения. Например, если вы видите, что супруги начинают ссориться у вас в офисе уже на этапе выбора тура, вряд ли стоит отправлять их на одну лодку. Иначе это плохо кончится.

Некоторые туристы начинают интересоваться, можно ли заказать услуги шкипера или повара. Можно. Но зачем? Человеку нужно будет выделить каюту, кроме того, это разрушит приватность отдыха. Весь прикол в том, что в вашем распоряжении целый корабль и вы сами им управляете! Этим надо пользоваться! Да, никто, кроме ваших близких, не подаст кофе в постель, не сделает уборку. Но мне кажется, что посещение маленьких аутентичных деревень, созерцание окружающих красот в компании с близкими людьми имеет куда бо́льшую ценность, чем сервис. Во всём мире уже отошли от понимания роскоши как заискивания и наличия золотых унитазов. В тренде сейчас простота, simple luxury. Это – именно такой вариант!

Кстати, какова цена аренды и что включено в стоимость?

Простые лодки на 2-3 человек стоят от 819 € за неделю за всю лодку. Классом выше – от 1059. К этой цене нужно добавить 200–300 € за топливо, а также страховку, расходы на организованные стоянки в портах (10–30 € за ночь). Как видите, цена очень привлекательная, особенно если добавить до 25 % скидки (!) за раннее бронирование, которая действует до 12 февраля.

Надо иметь в виду, что путешествия на лодках очень популярны в Европе. Поэтому предложение ограничено и все самые хорошие варианты бронируют в первую же очередь. Но являясь официальным представителем LeBoat в России, мы почти всегда можем что-то подыскать.

Почему вы выбрали в партнеры именно LeBoat?

Туристы ценят разнообразие, а у LeBoat самая обширная сеть маршрутов и большой флот – около 1000 лодок. Кроме Франции, самостоятельные речные путешествия возможны по Бельгии, Голландии, Италии, Англии, Шотландии, Ирландии, Германии (в этой стране, правда, понадобится лицензия на управление речным судном). А с прошлого года – еще и в Канаде.

А в чем преимущества «АРТ-ТУР» как туроператора и почему агентствам стоит сотрудничать с вашей компанией по организации таких индивидуальных речных круизов?

Повторюсь, что «АРТ-ТУР» – официальный партнер LeBoat, мы работаем по их ценам, сайт – это отдельный портал и онлайн-поисковик, полностью интегрированный с системой бронирования LeBoat. Мы знаем продукт и готовы проконсультировать по аренде и помочь подобрать нужный вариант. Кстати, тот факт, что у туристов возникают вопросы, – это большой плюс для агентств. Простые услуги вроде аренды автомобилей и бронирования отелей туристы в последнее время зачастую заказывают себе сами. Другое дело – спланировать самостоятельный речной круиз, добавить к нему посещение замков, проживание в отелях до и после круиза, перелеты и переезды. Тут нужна информация, экспертные знания, чтобы правильно выстроить логистику. Всем этим, а также высокой комиссией мы всегда готовы поделиться с агентствами. При этом у клиента есть полная гарантия покупки тура по официальной цене LeBoat.

Я, моя семья и многие мои коллеги уже давно влюблены в этот замечательный вид отдыха. С удовольствием «заразим» нашей любовью коллег и их клиентов, обращайтесь!

На яхте вокруг света: 6 блогов путешественников, достойных внимания

Вокруг света на яхте — под парусами или даже с веслами — идут самые разные люди: состоятельные и не очень, семейные и свободные, профаны и профи в яхтинге. Редакция itBoat собрала несколько блогов, которые ведут российские путешественники — многодетная семья, не побоявшаяся длительного путешествия с маленькими детьми на борту, профессиональный моряк, задумавший весельную кругосветку, семья психолога, который рассказывает о своих экзистенциальных потрясениях в открытом море и первые религиозные активисты, получившие на свое путешествие одобрение Русской Православной Церкви.

Международный клуб семейного путешествия

Дата и место старта: Январь 2015, город Сан — Диего, США

Экипаж: Семья из Иркутска, во главе с папой (ледовым скульптором) и мамой (переводчиком-фрилансером) решили популяризовать традицию семейных кругосветных путешествий. Вместе с родителями путешествуют двое детей — дочь Айгуль и сын Дамир.

Читать еще:  Как привлечь специфическую целевую аудиторию на сайт

Цель путешествия: На собственном примере убедить семьи, что кругосветное путешествие с детьми реально и может быть предельно безопасно. Как мы знаем, у этого вопроса есть как единомышленники, так и противники.

О блоге: Мама Елена ведет блог, в котором можно проследить за передвижением героев, посмотреть красочные фотоотчеты и прочитать, где на острове Манихи поесть самые вкусные багеты. На сайте есть раздел «Справочник», в нем публикации героев для удобства разбиты по темам: достопримечательности, традиции, кухни мира и др., также имеется информация по детально разработанному маршруту и свой видеоканал. Все желающие могут напрямую связаться с Еленой и, если есть вопросы, прежде всего о путешествиях с детьми, задать их. Также есть возможность присоединиться к экипажу на одном из этапов кругосветки.

Маршрут: За 3–4 года семья планирует пройти на парусной яхте Lady Arisha кругосветный маршрут, общей протяженностью более 40000 км. Маршрут разбит на 10 этапов и будет пролегать, в основном, по Южному полушарию, включая Мексику, Центральную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Малайзию, Филиппины, Индостан, Африку, Южную Америку, Карибский бассейн и другие. Если все пойдет по плану, финиш планируется в декабре 2018 года.

Яхта «Гагарин»

Дата и место старта: Июнь 2013, остров Тенерифе, Канары

Экипаж: Свою яхту экипаж назвал в честь первого космонавта: «Юрий Гагарин первым полетел в космос, а мы — первые из непрофессионалов, кто решился дважды обойти на яхте Землю и показать всем, что это возможно». Сами себя они называют офисным планктоном, не имеющим опыта в яхтинге. Постоянный участник у экипажа один — это главный идеолог кругосветки Максим Печеник, который и заварил всю эту кашу. Ему пришлось пойти на многое, чтобы отправиться в это путешествие. Старший помощник на яхте — Екатерина Куянова. Периодически на «Гагарин» подсаживались попутчики.

Цель путешествия: Экипаж стремится обогнуть земной шар дважды — один раз в спокойном режиме, во второй раз, набравшись опыта, в более экстремальном (это, прежде всего, касается маршрута). Цель «гагаринцев» — не просто обойти вокруг «шарика», а вдумчиво исследовать каждое место стоянки, которое приглянется, пройтись как по туристическим, так и по неизведанным тропам. «Мы хотим доказать, что путешествовать по всему свету и жить в целом мире — это не удел профессионалов и богачей, а то, что доступно каждому, у кого есть хотя бы просто желание так жить» — так звучит официальный манифест экипажа. В конце путешествия участники хотят опубликовать книгу об экспедиции.

О блоге: На сайте проекта участники рассказывают о своей жизни максимально подробно: регулярно публикуют текстовые, фото и видеоотчеты о том, как проходит плавание, а также о том, с какими трудностями приходится сталкиваться экипажу, путешествуя на воде. На YouTube-канале проекта можно посмотреть короткие видеозаметки о достопримечательностях. Также, помимо основного сайта, обо всех своих приключениях экипаж сообщает в cоцсетях «ВКонтакте» и Facebook.

Маршрут: За время своего путешествия, яхта «Гагарин» успела побывать в таких местах как Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис, Сен-Мартен, Сен-Барт, а также совершить переходы вдоль Доминиканской республики, Гаити и на полуостров Юкатан, побывать на Ямайке и Кубе, проплыть вдоль стран Центральной Америки и Панамского канала. В июне 2015 команда решила взять тайм-аут и поставить яхту в сухой док в Панаме до февраля 2016 года. В перерыве команда собирается отдохнуть и поправить здоровье, а также разобрать и подгрузить на сайт свежие фото и видеоматериалы, так что за блогом по-прежнему есть смысл следить.

Вместе под парусом

Дата и место старта: Март 2002, Сьютаделья, Менорка

Экипаж: Молодая пара в 2001 году решила оставить суету большого города и перебраться жить на яхту. С тех пор пятнадцатиметровый катамаран «Зангези» стал для семьи вторым домом и главным местом, где началось детство их дочери Cофии. За девять лет непрерывных путешествий мама, папа и дочь прошли свыше 35000 морских миль, успели побывать во многих странах и испытать различные приключения.

Секреты правильного выбора яхты!

Покупка собственной яхты – очень яркое событие в жизни, и путь к нему у каждого свой. Страсть к морю и приключением – вот что объединяет всех владельцев яхт, неважно, как долго они ходят под парусом или заводят мотор.

Покупка собственной яхты – очень яркое событие в жизни, и путь к нему у каждого свой. Страсть к морю и приключением – вот что объединяет всех владельцев яхт, неважно, как долго они ходят под парусом или заводят мотор.

Какой же должна быть правильная яхта? Отечественная или зарубежная, парусная или моторная — любая требует особого отношения, и у каждой – свой характер.

Планируете вы редкие морские прогулки или трансатлантические переходы –идеальная яхта должна быть прежде всего функциональной и надежной. Чтобы судно служило долгие годы, а каждый выход в море был для вас праздником, к выбору стоит подойти максимально серьезно. Мы подготовили ответы на основные вопросы по выбору судна. Как выбрать правильную яхту – читайте в нашей статье.

Эксклюзив или серийное производство?

Многие думают, что лучшая яхта – та, что построена по индивидуальному проекту с учетом индивидуальных потребностей и жизненных пристрастий своего владельца. С применением высоких технологий, искусный мастер способен воплотить в жизнь любые ваши представления об идеальном судне. Если выбор сделан в пользу индивидуального проекта – выбирайте верфь и мастера по рекомендациям, так вы обезопасите себя от лишних рисков и разочарования. В зависимости от требований к эксплуатационным качествам судна, его внешним данным и вашим финансовым возможностям, можно рассмотреть отечественных и зарубежных производителей.

Мировыми лидерами в области яхтостроения признаны:

· немецкая верфь Blohm & Voss,

· итальянские Benetti и Perini Navi Group,

· голландские Oceanco, Amels, Feadship и Heesen,

· американские Christensen и Trinity Yachts.

При желании можно заказать яхту и отечественно производства – стоить будет в разы дешевле, не придется переплачивать за мировой бренд, а также оплачивать сборы и пошлины за доставку. Плюсом является и то, что многие российские производители адаптируют яхты с учетом климатических и навигационных особенностей наших широт. Судостроительная копания из Санкт-Петербурга Morozov Yachts изготавливает двухмачтовые и одномачтовые яхты длиной до 30 метров, компания из Калининградской области Ушаковские Верфи производит люксовые стальные водоизмещающие яхты длиной до 20 метров.

Конечно, яхта, построенная в единственном экземпляре, отражает в полной мере и характер, и жизненные устремления своего владельца. Как бы там ни было, сам факт того, что ваше судно построено по индивидуальному проекту, не означает, что путешествия на нем будут яркими, море – ласковым, семь футов – под килем.

Для чего вам нужна яхта?

Если на воплощение индивидуального проекта нет времени или желания, выбрать достойную яхту можно из уже существующих новых моделей. Так вы сэкономите и время, и деньги. Однако в этом случае важно максимально точно сформулировать требования, которым должно отвечать готовое судно. Вам ведь нужна яхта, которую вы сможете с легкостью эксплуатировать, без труда содержать, а по истечении времени – выгодно продать.

Выбирая яхту, необходимо определиться со сценарием её дальнейшей эксплуатации, от этого зависят её эксплуатационные качества и цена.

К примеру, семейная яхта для навигации во внутренних водах обычно используется для непродолжительных путешествий по выходным в спокойных погодных условиях. Лучше всего для таких целей подойдет моторная яхта длиной от 38 футов.

От количества людей на борту зависит количество отдельных кают и дополнительных спальных мест. Если вы планируете приглашать на судно гостей, рекомендуем обратить внимание на возможность организации дополнительных спальных мест в кокпите. Часто уже в стандартной комплектации некоторых моделей такая функция предусмотрена, если нет – будет достаточно трансформируемой обеденной зоны.

Если вы не планируете управлять судном самостоятельно, вам понадобится шкипер, а значит и яхта с предусмотренным для него пространством. На среднеразмерных моторных яхтах его каюта с отдельным выходом на палубу находится на корме

Парусная или моторная?

Романтика парусов

Фанаты парусных яхт моторных не признают. Принято считать, что паруса выбирают романтики, отчасти так оно и есть, ведь что может быть прекраснее алых парусов в лучах заката? На самом деле, и моторные и парусные яхты имеют своих почитателей из-за преимуществ и недостатков обоих конструкций. К примеру, многие профессиональные яхтсмены отдают предпочтение парусным яхтам, и дело не только в романтике: покупка или аренда парусной яхты зачастую дешевле моторной, за счет повышенной устойчивости парусник легче справляется со штормом и боковым ветром, а менее ощутимая качка на борту такого судна делает его популярным среди людей, страдающих морской болезнью. Поскольку парусная яхта обладает большей автономностью, вы сможете совершать более длительные переходы, не тратя время на заходы в марины.

По скорости парусное судно, конечно, уступает моторному, да и требует от капитана большей сноровки и физической силы – на поворотах сильно кренится, так что яхтсмену всегда нужно оставаться в тонусе. Лишь управляя парусником, можно испытать себя по полной, ощутить стихии ветра и воды и вдоволь насладиться морем.

Драйв мотора

Главным преимуществом моторных яхт принято считать комфортабельность и способность развивать высокую скорость. На таких яхтах больше свободного пространства, потому именно их выбирают для проведения роскошных вечеринок. По внутреннему убранству моторные яхты могут составить конкуренцию именитым пятизвездочным отелям, они по душе любителям драйва и тем, кому не мешает ни запах сгораемого топлива, ни рев мотора при глиссировании. Несмотря на то, что стоит моторная яхта дороже парусной, она экономичнее в эксплуатации.

По статистике более 80% покупателей выбирают моторные яхты. Это обусловлено, в первую очередь тем, что управление таким судном не требует ни наличия большого и высококвалифицированного экипажа, ни особой физической сноровки капитана

Читать еще:  Кто такой экстраверт: особенности личности и взаимодействие с ним

При выборе моторной яхты обратите внимание на тип двигателя: Volvo-Penta (Швеция) и MerCruiser (США) — наиболее распространенные, а значит их сервисное обслуживание организовано лучше.

Какие яхты наиболее популярны?

Поскольку яхты различаются по своим функциональным и эстетическим характеристикам, по размерам и назначению, сложно однозначно ответить на вопрос, какие из них наиболее популярны. Если выбираете яхту для семьи, то в зависимости от её состава, характеров и индивидуальных особенностей ваших близких, обратите внимание на следующие типы яхт:

1.Флайбриджная

В качестве идеального судна для семейного отдыха можно рассмотреть круизные яхты флайбриджного и спортивного типов. На судне флайбриджного типа пост управления расположен сверху, это особенно удобно – легче швартоваться и загорать в солнечную погоду. Если вам требуется дополнительное пространство, флайбриджная яхта — оптимальный вариант.

2.Спортивная

В отличии от флайбриджных, спортивные яхты верхним постом управления не оборудованы, поэтому при той же длине имеют чуть меньшую площадь, зато они динамичнее в управлении, и как правило, дешевле. Что важнее: драйв от вождения или дополнительная площадь на борту – решать, конечно, вам. Бывают спортивные яхты с хардтопом (сдвигающейся жесткой крышей), такие модели имеют некоторые преимущества: по сравнению с традиционным тентом хардтоп выглядит эстетичнее, при этом отлично защищает от ветра и дождя. Важной опцией является наличие кормовых дверей, изолирующих салон, они позволяют сохранить постоянную комфортную температуру внутри.

3.Водоизмещающая

Яхты водоизмещающего типа экономичны, при относительно небольших габаритах имеют много свободного пространства. Один нюанс – они не в состоянии развивать высокую скорость, поэтому подойдут для неспешных морских прогулок и понравятся людям спокойным, любящим наслаждаться тишиной и морским пейзажем.

4.Круизный катамаран

Современные моторные катамараны выглядят достаточно громоздко, но славятся значительными внутренними пространствами. Такие двухкорпусные яхты очень популярны, смотрятся эффектно и довольно экономичны. Идеально подходят для отдыха в кругу семьи и непродолжительных морских путешествий.

Новая или подержанная?

Покупка новой белоснежной яхты — это полная свобода и ни с чем не сравнимое удовольствие! Однако при выборе первой яхты, можно рассмотреть и вторичный рынок. Во-первых, так вы существенно сэкономите, ведь не придется провозить новое судно через границу с оплатой всех сборов и пошлин. А во-вторых, вы сможете отправиться в путешествие гораздо быстрее, ведь вам не придется месяцами томительно ожидать изготовления вашей новой яхты. Это особенно актуально, когда сезон навигации в самом разгаре.

Если вы опытный яхтсмен и хотите получить более продвинутую модель взамен уже имеющейся, многие дилеры готовы будут предложить вам «трейд-ин». В этом случае обращайтесь только к надежным дилерам, а лучше – по рекомендациям, и обязательно узнавайте все подробности технического обслуживания судна. За последние 10 лет рынок вторичных яхт в России значительно вырос и стал вполне цивилизованным, поэтому вы точно сможете выбрать судно, подходящее вам по всем параметрам.

Как не ошибиться при покупке?

Выбор яхты – дело ответственное. В ожидании заветной покупки излишнее волнение и нетерпеливость могут привести к досадным ошибкам.

1.Спонтанность

Чего точно делать не стоит, так это торопиться. Необдуманная покупка принесет одни разочарования. Купив яхту, поддавшись эмоциям, вы не заметите её недостатков, очевидных при взвешенном и разумном подходе. Маркетинговые уловки и вопиюще выгодная цена – не аргумент.

2.Отсутствие финансового планирования

Приобретая яхту, ошибочно полагать, что денежные траты ограничатся лишь её покупкой. Как автомобиль, мотоцикл и любое движимое имущество, яхта нуждается в постоянном уходе, а значит во вложениях. Вам точно не обойтись без затрат на ремонт и прохождение технического осмотра – это как минимум. А ведь каждый выход в море предполагает техническую подготовку судна и его полноценное оснащение. Если вы не располагаете оборудованным эллингом для хранения яхты, необходимо будет оплачивать охраняемую яхтенную стоянку.

3.Покупка неликвида

Покупая яхту на вторичном рынке, важно осознавать все плюсы и минусы такого приобретения. Осознанная покупка подержанной яхты действительно может быть выгодным приобретением, но бывает так, что под внешним глянцем недобросовестные дилеры скрывают серьезные технические недостатки. Если не выявить дефекты до покупки, через непродолжительное время они проявятся, и это приведет к серьезным тратам и прочим неприятностям. Только тщательный осмотр подержанного судна и его техническая экспертиза в купе с хорошей репутацией дилера могут застраховать вас от покупки заведомо неликвидного и даже опасного судна.

4. Переплата

Обычно спрос на яхты существенно повышается с началом сезона навигации. Конечно, это приводит к резкому скачку цен. Если вопрос приобретение яхты не является для вас безотлагательным, дождитесь подходящего момента, ведь ближе к концу сезона вы сможете купить яхту по вполне справедливой цене. Отличным способом сэкономить, не идя на компромиссы, является покупка судна во время специализированных выставок, ярмарок и бот-шоу, когда производители предлагают акции и скидки.

Угроза переплат существует не только в разгар сезона. Бывает, что в угоду амбиций и по неопытности начинающие яхтсмены выбирают модный бренд в ущерб реальным характеристикам судна и личным потребностям. Такие ошибки дорого обходятся: модная яхта не всегда соответствует реальным потребностям владельца, а неожиданно дорогие запчасти к ней часто делают её эксплуатацию вовсе нецелесообразной.

Если вы в полной мере осознаете, какое именно судно и для каких целей вам необходимо – при всем многообразии предложений, вы сделаете правильный выбор и никогда о нем не пожалеете.

Душа требует ветра. Как научиться ходить на яхте

Яхта — это лодка, парус и управляющий ими человек. Хождение под парусом не удел детей богатых родителей, а хобби, по затратам сопоставимое с путешествием по суше. «Сноб» и представители нескольких яхтенных школ составили подробный гид для начинающих

Поделиться:

Кого берут в яхтсмены?

Яхтинг — это бесконечный мир контрастов между экстримом и расслабленным отдыхом, насыщенными гонками и неспешным пересечением огромных водных просторов, жарой и холодом, безудержным весельем и напряжением. Этот вид отдыха максимально демократичен. «Заправским капитаном можно стать, имея самые скромные физические данные или будучи в возрасте, — говорит управляющий партнер яхтенной школы “Сила ветра” Александр Сколков. — Давно пора забыть о том, что яхтинг — для солидных господ: на европейские вечеринки Yacht Week приезжают толпы подростков, как будто это рейв на воде; стоимость недели чартерного плавания сравнима с неделей проживания в среднем по цене отеле».

Яхтенные права начального уровня выдаются с 18 лет. Условия для их получения — не быть дальтоником и уметь плавать. Директор по развитию «Парусной Академии» Денис Шаповалов говорит, что среди выпускников школы есть люди, которые начали ходить под парусом в 60 лет и сейчас участвуют в гонках в России и за рубежом.

С чего начать?

Для начала походите на самой маленькой лодке по ближайшему водохранилищу — научитесь тягать шкоты (снасти, которые регулируют направление паруса) и уворачиваться от гика, почувствуете силу ветра и получите первую порцию брызг в лицо. Найдите яхт-клуб в вашем городе и возьмите несколько уроков с инструктором. Для первого шага нужен минимум экипировки: ветровка, самые простые перчатки, закрытая непромокаемая обувь со светлой подошвой и крем от загара. 1-2-часовое занятие стоит 2-4 тысячи рублей. Можно сходить в учебную регату, стоимость участия в ней будет стоить столько же или немногим дороже.

Определитесь, что вас больше привлекает: парусные гонки или путешествия. Если первый вариант — записывайтесь в секцию парусного спорта. Если второй — в яхтенную школу; получив сертификат шкипера, вы сможете арендовать лодку и самостоятельно ею управлять.

Как набраться знаний и практики?

Наиболее авантюрный способ получить опыт — найти людей, которые собираются в путешествие под парусом и набирают команду. Некоторые берут пассажиров без опыта, которые могут оказать посильную помощь: пошкурить, покрасить, сшить и т.д. Обычно владельцы лодок не стремятся нажиться на новичках и предлагают разделение затрат на круиз.

Больше шансов присоединиться к экипажу у тех, кто обладает компетенцией матроса — для этого стоит получить сертификат Competent Crew или International Crew в яхтенной школе. Соответствующая учебная программа предназначена для того, чтобы с нуля освоить вязку узлов, управление судном в дневное время, ведение бортового журнала, основы ухода за лодкой и правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Курс длится в среднем около недели и проходит исключительно на борту. За это время вы, возможно, поймете, что ваша любовь к морским приключениям осталась на берегу.

Сертификат Bareboat Skipper Sail — это следующий шаг. Его получение сравнимо со сдачей на автомобильные права: нужно выучить теорию, пробыть порядка 10 дней в открытом море и пройти около 200 морских миль. Практический опыт — главное для яхтсмена: ситуации на воде никогда не повторяются, у каждой модели лодки своя специфика, каждый маршрут требует определенных навыков. «Хороший и ответственный шкипер, выходя в море, должен понимать, что стихия может в любой момент подкинуть задачу, для решения которой потребуется весь его опыт, и даже больше, — говорит инструктор и владелец “Школы капитанов” Александр Подсветов. — Часто первый опыт дает ложное чувство уверенности в своих силах, и в этом таится одна из опасностей парусного спорта».

Итак, чтобы стать шкипером, потребуется знание устройства яхты, терминологии, правил предупреждения столкновений, метеорологии, навигации и прочего — теоретический курс укладывается в среднем в 32 часа и подкрепляется примерно недельной практикой в открытом море. Александр Подсветов не рекомендует записываться на интенсивы, проходить экспресс-курсы и обучаться заочно: «Ну, может, капитанку такой новоиспеченный шкипер и научится носить, но вот безопасно ходить в море — нет. Хороший результат дает такая система обучения: одна неделя в море — теоретический курс — еще одна неделя в море». Грубо говоря, это сумма знаний, полученная на курсах Competent Crew и Bareboat Skipper Sail.

Читать еще:  Книги для повышения финансовой грамотности

Некоторые сразу после обучения арендуют лодку за рубежом и отправляются куда глаза глядят, но преподаватели рекомендуют пойти в круиз сначала под присмотром компетентного капитана, а потом собираться в самостоятельный чартер по уже пройденным местам. «Даже живя на собственной яхте безвылазно, вы набиваете шишки и получаете новые знания. Качественный и полный опыт приходит после пяти лет непрерывного движения под парусом», — говорит руководитель школы Sailing Time Глеб Семеренко.

Шкиперские курсы в разных яхтенных школах отличаются ценой, которая зависит от сезона, региона и расходов школы на содержание лодок, а также типом сертификата, который выдают после экзамена. Курс Bareboat Skipper Sail стоит от 1000 до 1600 евро. По стандартам обучения в стоимость должно быть включено все, кроме вашего перелета и питания на борту во время учебы. Все остальные затраты — стоянки, топливо, оформление документов и содержание яхты — должна брать на себя школа. О сертификатах стоит рассказать отдельно.

Разбираемся в аббревиатурах на сертификатах

В яхтенных школах занятия ведутся по одной из учебных систем, разработанных компаниями и организациями, речь о которых пойдет ниже. Сложно сказать, какой сертификат лучше — на эту тему ведутся бесконечные дебаты на форумах, и в спорах участвуют не только люди, которые уже получили право аренды яхты и рассекают по волнам, но и заинтересованные лица в виде представителей школ, которые привлекают новичков.

RYA (Royal Yachting Association). Занятия в учебных центрах общественной организации «Английская королевская ассоциация яхтинга» ведутся на английском языке. Дипломы учебных центров RYA выдаются во многих местах земного шара; отличительная особенность этой системы обучения состоит в том, что программ две: одна подразумевает практику в приливно-отливных акваториях, другая — в акваториях, где нет приливов и отливов. Поэтому, обучившись, например, в яхтенной школе RYA, расположенной на Средиземном море, вы получите сертификат на право управления парусным судном только в неприливной зоне (non-tidal). Сертификаты RYA законодательно одобрены в официальном документе, называемом Blue Code MCA, но действие этого документа распространяется исключительно на яхты, зарегистрированные в странах — участниках Британского Содружества. Впрочем, сертификат позволяет самостоятельно брать яхту в чартер во всем мире, и на основании этого документа можно автоматически получить европейские «яхтенные права» ICC, о которых расскажем ниже.

Стоит отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Центры обучения RYA есть как в России, так и в популярных у российских яхтсменов Хорватии, Греции, Турции и на Канарских островах.

IYT (International Yacht Training) — частная корпорация со штаб-квартирой в Канаде — мировой лидер по выдаче яхтенных сертификатов: более 150 авторизованных учебных центров проводят обучение в 58 странах. Сертификаты, выдаваемые яхтенными школами IYT, признаются большинством ведущих чартерных и страховых компаний.

В отличие от Royal Yachting Association, система IYT позволяет проводить учебные курсы на родном языке обучающихся. Практически во всех российских яхтенных школах, авторизованных IYT, обучение идет на русском языке, но обязательным условием сдачи экзамена является применение морской терминологии на английском. Лицензия IYT дает право арендовать яхты в Евросоюзе.

ISSA (International Sailing School Association) — международная некоммерческая организация, занимающаяся разработкой требований и рекомендаций для проведения обучения в области парусного спорта и отдыха, а также виндсерфинга. Сегодня аккредитация ISSA есть у девяти яхтенных школ, имеющих свои представительства в Турции, Польше, России, Черногории и Ливане. Сертификация ISSA распространяется на управление только парусными яхтами.

По сравнению с сертификатами IYT и RYA, свидетельства ISSA принимаются меньшим количеством чартерных служб — например, в Хорватии ISSA не признают. Важно знать, что некоторые яхтенные школы ISSA имеют не самую лучшую репутацию: на этот сертификат, в частности, перешли пара российских и турецких школ, которые потеряли аккредитацию IYT за различные нарушения в процессе обучения и экзаменации.

ICC (International Certificate of Competence) — Международный Сертификат Компетенции представляет собой набор стандартов, разработанных Комитетом экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Европы. Он признан во всем мире и имеет категории, охватывающие парусные лодки и моторные лодки (до 24 м) во внутренних и открытых водах.

Сертификат признается абсолютно во всех странах Евросоюза и во всех странах мира, подписавших международную морскую конвенцию. ICC позволяет управлять следующими типами судов: водным мотоциклом (скутером), мотолодкой, RIB-ботом, мощным катером и спидботом до 10 метров без ограничения мощности двигателя, моторной яхтой и парусной яхтой длиной до 24 метров.

ВФПС — квалификационное удостоверение (диплом), выдаваемый Всероссийской Федерацией Парусного Спорта. Выпускается на двух языках и принимается иностранными чартерными компаниями. Эта программа адаптирована именно на парусный спорт, а не круизный яхтинг, в отличие от зарубежных программ.

Нужно понимать главное: для будущего шкипера важен не столько сертификат, сколько репутация школы и адекватность инструктора, так что читайте отзывы о школах и конкретных преподавателях и общайтесь с выпускниками.

Стоит ли для обучения ехать за границу?

Многие российские яхтенные школы вывозят новичков за рубеж для освоения практического курса. «Одна из причин проведения учебных практик за рубежом — отличная инфраструктура для яхтинга и отсутствие проблем с пограничниками. Все эти трудности есть в России. И как бы мы ни лоббировали снижение пошлин, облегчение входа яхт в территориальные воды России и выход их них, обустройство нормальных марин — все это остается на словах и на бумаге», — говорит Денис Шаповалов.

Ехать именно за границу необязательно — можно пройти практику хоть в Крыму, хоть в Петербурге. Но, вероятно, первую лодку вы возьмете в аренду в Европе: там более насыщенное движение, другие нравы местных моряков, другие лодки, другая навигационная обстановка и погодные приметы. Учиться лучше там, где вы будете в дальнейшем ходить под парусом. Локальные ветра, глубины, рельеф дна, течения и особенности швартовки — все это будет различаться в каждом новом месте.

«Чтобы получить внутрироссийские права, достаточно практики в водных акваториях России, но для получения международных прав необходимо обязательно выезжать за рубеж», — говорит основатель школы «Клуб яхтенных капитанов» Александр Рубцов.

Где и когда ходить под парусом?

В России яхтсмены все активнее осваивают московские водохранилища, самое популярное место — Пироговский рукав Клязьминского водохранилища или попросту «Пироговка». Здесь базируется около 500 парусных яхт.

Второй город по уровню развития яхтинга — Владивосток: там каждый местный житель знает, где находится яхт-клуб. Все большую популярность набирает парусный спорт в Санкт-Петербурге. Но главный недостаток отечественных акваторий — короткий сезон, который длится с мая по сентябрь.

Поэтому многие российские любители путешествий под парусом едут в Грецию, Черногорию, Хорватию, Турцию — в этих странах довольно демократичные цены на аренду лодок. Все европейское побережье Средиземного моря охвачено индустрией чартера яхт и предлагает развитую инфраструктуру для занятий парусным спортом. Сезон здесь длится с апреля по ноябрь, но есть места, где ходить можно круглый год: зима в Турции не сильно отличается от лета на Балтийском море. Зимним яхтингом стоит заниматься в Таиланде и странах Карибского бассейна, а вот летом и осенью там сезон ураганов. Абсолютно круглый год можно ходить на яхте на Канарских островах.

Впрочем, для некоторых любителей парусных путешествий понятие «сезон» практически отсутствует. «В Исландии яхтсмены ходят под парусом, бросая якорь в местных фьордах, загружают горные лыжи в тузик (надувную лодку) и отправляются на берег, чтобы подняться в горы и к вечеру спуститься вниз. Для отчаянного моряка интересно не пересечь океан с попутными ветрами, занимаясь чтением и рыбалкой, а обойти мыс Горн, где плохая погода 330 дней в году, побывать там, где нужно бороться за жизнь, а не там, где можно любоваться на мачты, попивая Просекко, — говорит Глеб Семеренко. — По мне, лучше быть залитым волной и бороться с ветром, чем сидеть на яхте в +45 без ветра, умирая от духоты».

Обычная миграция бывалого яхтсмена выглядит так. Весной он отправляется в самые теплые уголки Средиземноморья: на Мальту, Корсику, Сардинию или в Мармарис. С приближением лета он поднимается выше — на север Греции, в Хорватию, Испанию. В середине лета летит туда, где сезон длится один месяц, а погода, как зимой, — в Норвегию, Шотландию, Исландию. Осенью он возвращается на Средиземноморье, где вода очень теплая, а температура воздуха снова комфортная. С наступлением зимы он уходит из Европы на Канары и пересекает Атлантику, чтобы перезимовать на Карибах.

Самые искушенные ходят под парусом в Австралии или Новой Зеландии. В Таиланде и Малайзии акватории также подходят для опытных яхтсменов, поскольку там практически нет обустроенных яхтенных гаваней. Но экзотичность этих мест для многих перевешивает риски навигации в водах, для которых даже сейчас нет внятных карт.

Нужно ли покупать яхту?

Яхта морского класса в хорошем состоянии стоит от 50 до 400 тысяч евро. О покупке стоит задуматься только после того как вы попробовали несколько типов яхт, походили в нескольких морях в разные времена года и поняли, что хотите жить на яхте и путешествовать на ней не менее 6 месяцев в году. Если же вы собираетесь ходить в небольшие круизы 1-4 раза в год, то покупка яхты совершенно не оправдана — берите лодку в аренду. Однако если вы хотите участвовать в гонках, например в классе «ОПЕН-800», и у вас есть команда, вы готовы ездить на все этапы и намерены выигрывать, то надо покупать свою яхту и постоянно ее совершенствовать.

«Человек бывает счастлив дважды. Первый раз, когда покупает яхту, второй — когда продает», — смеется Глеб Семеренко. «Покупать яхту нужно тогда, когда есть непреодолимое желание ее купить и есть для этого возможность. В конце концов, купить яхту — это лучший способ потратить деньги», — замечает Александр Подсветов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector