Карта мыслей, или Как составить интеллект-карту

Интеллект-карты или Mind Maps. Зачем нужны и как составлять

Современный мир – это сплошной поток информации. И зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно.

А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам, в простой и наглядной форме.

Данная статья посвящена майнд (интеллект)-картам – инструменту, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации — сегодня в современном информационном мире никто не сомневается в важности этого навыка.

Сейчас существует множество вариантов перевода термина MindMaps.

Ниже приведен список самых часто встречающихся вариантов:

  • ментальные карты
  • интеллект-карты
  • карты ума
  • мыслительные карты
  • карты мозга
  • концепт-карты
  • карты знаний
  • карты памяти
  • ассоциативные карты

MindMaps — это лучший инструмент на сегодняшний день для структурирования и обработки информации.

Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминаемой информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и научить ребенка учиться.

Как правильно использовать, составлять карты и в каких случаях они особенно нужны?

В настоящий момент создание интеллект-карт как самого эффективного способа обучения игyорируют лишь… государственные образовательные структуры (школы, колледжи, институты)

О данном инструменте нет информации ни в одном школьном учебнике и ни один предмет в рамках образовательных программ не предполагает объяснение и проработку с помощью интеллект-карт.

Интеллект-карты упорно игнорируются при обучении детей и студентов в школе, институте и активно используются в учреждениях, которые подготавливают некоторые категории специалистов: разведчиков, сотрудников спецслужб, военных.

Лишь некоторые педагоги, самостоятельно освоив данный инструмент и убедившись в полезности и актуальности используют его.

В основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное или нелинейное мышление, визуализация мысленных образов и целостное восприятие.

Области применения карт

  • Создание ясных и понятных конспектов
  • Максимальная отдача от прочтения книг/учебников
  • Написание рефератов, курсовых проектов, дипломов подготовка сочинения, изложения
  • Структурирование любого материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
  • Анализ текста учебника (ниже представлена карта по Биологии, 7 класс)

Запоминание

  • Подготовка к экзаменам/ЕГЭ/зачетам
  • Запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
  • Запомнить смысл статьи, параграфа. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
  • Запоминание речи, текста выступления
  • Запоминание больших объемов данных

Планирование

  • Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь… Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план сбалансирован.
  • Разработка сложных проектов: нового бизнеса, нового направления, новой должности, новой работы, нового места жительства.
  • Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании.
  • Планирование бюджета. Когда бюджет прорисован в виде карты – видна вся картина целиком. Легко проставить приоритеты по важности затрат.

Презентации и мозговой штурм

  • Проведение деловых встреч и переговоров эффективно (вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают
  • Мозговой штурм (генерация новых идей, творчество)
  • Коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение (Интеллект-карты позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.)

Как создать карты?

Законы содержания и оформления карт по Тони Бьюзену

  • Всегда используйте визуальный образ, пиктограммы.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.

Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

Вырабатывайте собственный стиль.

Быстро научиться создавать «правильные карты ума» и овладеть самым мощным образовательным инструментом Вы можете на нашем новом тренинге «Все об интеллект-картах за 1 день»

За 1 день тренинга Вы научитесь использовать интеллект-карты в самых разных областях своей деятельности и узнаете, как с помощью карт сократить время на уроки ребенка в два раза.

Благодаря этому инструменту вы получите возможность значительно улучшить свою жизнь и структурировать многие ее сферы от личной карьеры и образования до обучения детей.

Тренинг носит практический характер.

Объяснение будет проходить простым, ясным, доступным языком, с множеством практики и примеров.

Тренинг будет проходить 13 мая 2018 с 10:00 по мск и до разбора всех вопросов. Ориентировочно 4-5 часов.

Участие в прямом эфире тренинга бесплтаное.

Как использовать карты мыслей в учёбе

Майндмэпинг помогает разбирать сложные темы, делать проекты, готовиться к экзаменам и решать множество других ежедневных задач школьников. О том, как это работает, пойдёт речь в нашей статье.

Что это такое

Карта мыслей — это способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу.

Синонимичные термины: диаграмма связей, ментальная карта, интеллект-карта, ассоциативная карта, майндмэп, mind map.

Наше мышление не линейно, а радиантно. Одна мысль порождает ряд других, любую идею можно развивать практически бесконечно во все стороны. Ключевая идея порождает несколько основных крупных идей, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких идей. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать.

Как составить

Составление карты мыслей можно разделить на несколько этапов.

  1. Мозговой штурм. Он направлен на поиск предмета размышления — базовой темы. Это то, что обычно располагается в центре карты. Также можно начать формирование карты с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Кому как удобнее.
  2. Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, нужно выделить относящиеся к ней ключевые темы. Они должны иметь короткие названия и формировать иерархию карты. Если категории слишком абстрактны, прикрепите к ним изображения. Это создаст ассоциации и позволит быстро распределять идеи. Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Темы второго уровня тоже должны состоять из одного-двух слов. Но если карта довольно простая (не более трёх уровней), второй уровень может быть представлен предложениями или заметками.
  3. Конкретизация. Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Здесь уже можно задействовать описательные фразы, заметки и выноски. На этом этапе можно прочерчивать связи между элементами карты. Например, можно связывать различные идеи, заметки и выноски на разных уровнях. Так карта становится более логичной.
Читать еще:  Как стать общительным человеком и легко заводить друзей

Где составлять

Карты мыслей можно составлять на бумаге или в мобильных приложениях. В отличие от скетчноутинга, работать от руки не слишком удобно. Обычно в процессе наполнения и детализации майндмэпа ветки много раз перемещаются и изменяются. Приложения позволяют делать это буквально в один-два клика.

Вот лишь несколько приложений для работы с интеллект-картами.

  • Bubble.us
  • Coogle
  • FreeMind
  • iMindMap
  • MindManager
  • Mindomo
  • Popplet
  • Scapple
  • SpiderScribe
  • XMind

Как использовать в учёбе

С помощью майндмэпов удобно обрабатывать и структурировать информацию, полученную на уроках. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.

Майндмэпы помогают собирать все материалы по определенной теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях.

Интеллект-карты используют на разных ступенях обучения. При помощи них можно использовать конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты.

Учащиеся Домашней школы Фоксфорда часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и английскому языку.

Я очень люблю интеллект-карты — они отлично развивают логику и стратегию, и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). Благодаря современным технологиям, в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс всё эти элементы можно передвигать.

Ольга Зуева, заведующая кафедрой английского языка Домашней школы Фоксфорда

Приведём пример, как с помощью карты мыслей можно изучать новые иностранные слова.

  1. Мозговой штурм. Сформулируем и запишем в центре главную тему. Например, магазин.
  2. Наполнение. Выпишем подтемы, отделы магазина: продукты, одежда, обувь, канцелярия и так далее. На втором уровне разделим каждую подтему на более мелкую. Одежда → женская, мужская, детская, и так по всем подтемам.
  3. Конкретизация. Напишим слова, относящиеся к каждой теме второго уровня. Например, мужская одежда — это рубашка, брюки, пиджак, галстук.

С помощью интеллект-карты можно зафиксировать порядка ста слов одной темы. При этом они будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре лексику будет легко повторять.

Блог Студланса о студлансе!

Курсовые / рефераты / решение задач

Доступные цены! Сроки от 1 дня!

Mind map: чем помогут студенту интеллект-карты

Интеллект-карты — это удобный и относительно простой инструмент для систематизации данных. Использовать mind map можно в самых разных целях. Инструмент уже получил признание среди профессоров, дизайнеров, творческих людей. Разумеется, майндмэппинг будет полезен и простым студентам, а студлансерам он пригодится при решении рабочих задач.

Проблемы конспектирования

Почти все люди хоть раз в жизни имели дело с конспектами. Этот способ ведения записей является традиционным, но он имеет несколько недостатков:

— конспекты сложны по структуре;
— эти записи отнимают много времени;
— запомнить что-то на основе конспектов сложно.

Основной недостаток традиционных записей — сложная структура и отсутствие выделенных главных категорий. Выглядят конспекты, как простыни из текста. Да, отдельные вещи в них можно выделить, но это мало поможет. Главные понятия всегда скрыты за большими объемами текста.

Главные понятия мы запоминаем, ориентируясь на некие ключевые слова, которые служат опорными точками. В конспекте их найти очень тяжело. Приходится иметь дело с тяжеловесными фразами.

Хорошо еще, если почерк понятный. Если же почерк подобен медицинской вязи, то расшифровка таких криптограмм потребует дополнительных усилий.

Преимущества интеллект-карт

Интеллект-карты были созданы Тони Бьюзеном в противовес традиционным способам конспектирования и ведения записей. Бьюзен — психолог, который хорошо разобрался в особенностях восприятия информации индивидами. Он убрал из конспектов все лишнее и предложил очень простую систему, которую до него уже использовали. Просто Тони Бьюзен открыл ее заново.

— простой и удобный способ структурирования информации;
— записи, которые легко воспринимаются;
— наличие выделенных главных понятий и категорий, опорных точек;
— минимальное количество текста;
— понятная структура.

Интеллект-карты создаются на листе бумаги, который обычно располагается горизонтально. Вместо простой линейной записи здесь используется радиальный способ. Все ключевые слова размещаются на ветках, причем рекомендуется использовать одно слова для каждой ветки, а не целые фразы. Человеку, который ведет такую запись, нужно всего лишь выбирать самые яркие и запоминающиеся понятия, которые он будет использовать в качестве опорных точек.

Рекомендации специалистов

При создании интеллект-карт важно помнить, что ведение таких записей — это больше, чем просто конспектирование. Майндмэппинг можно отнести скорее к творчеству, чем к сухому изложению лекций на бумаге. Со временем у каждого человека, который работает с mind map, появляется свой стиль ведения записей. А на первых этапах стоит придерживаться простых рекомендаций.

Одна линия — одно слово. На каждой из линий, исходящих их центра, а также на ответвлениях, которые идут от основных линий, Тони Бьюзен рекомендует размещать только одно слово. По его словам, именно такой способ помогает сосредоточиться на запоминании информации. Одно слово дает возможность для дополнительных образов и ассоциаций.

Карта — не схема. Эксперты повторяют за Тони Бьюзеном, что интеллект-карта не должна напоминать традиционную схему. Слова нужно располагать непосредственно на ветках, не помещая из в разные прямоугольники и другие графические фигуры. Не надо брать линейку и выводить строгую схему, ветви mind map должны быть живыми.

Печатный шрифт предпочтителен. Составляя интеллект-карту, лучше использовать печатные буквы. Карта, записи на которой сделаны печатными буквами, выглядит более аккуратной. К тому же обычное письмо может быть неразборчивым. Это повлияет на восприятие информации.

Горизонтальные карты удобнее. Для создания mind map лучше располагать лист бумаги горизонтально, а не вертикально. Некоторые «креативные личности» даже пытаются писать, располагая лист каким-нибудь причудливым образом. Это лишний труд, который не окупается. Интеллект-карта — вещь творческая, но она несет сугубо практический функцию.

Работа с цветом и размером. В интеллект-карте можно выделить более и менее важные опорные точки, всего лишь изменяя цвет при записи слова, используя другой размер шрифта или делая некоторые слова более заметными. Это одно из важных преимуществ майндмэппинга. Здесь возможности при записи ничем не ограничены.

Буквы или графика? В интеллект-картах можно активно использовать рисунки и графику. Причем для центрального понятия, которое расположено в самом сердце карты, картинка нужна всегда. Это может быть изображение, распечатанное с компьютера или рисунок от руки. Насколько автор владеет навыками рисования — не имеет значения, вам не нужно быть вторым Сальвадором Дали. Тони Бьюзен даже утверждает, что вся интеллект-карта может полностью состоять из рисунков. Студентам в учебных целях желательно использовать как емкие понятия в виде слов, так и графику.

Игра цветом. Для разных ветвей mind map необходимо использовать разные цвета. Вам точно пригодится набор фломастеров, цветных ручек или маркеров. Все зависит от размера вашей карты и плотности бумаги.

Читать еще:  Камеральная налоговая проверка: порядок проведения и последствия

Оптимальный формат. Ментальная карта, сделанная правильно, не содержит пустот. Одновременно ветки и слова на ней не сжаты на ограниченном пространстве. Для создания mind map следует выбрать лист бумаги подходящего размера. Традиционно для небольшой карты используют популярный формат А4. Для большой ментальной карты подойдет лист А3.

Где использовать mind map

Майндмэппинг очень удобен:

— при обучении, создании конспектов лекций и книг;
— при решении различных задач творческого характера;
— при мозговых штурмах;
— в процессе подготовки материалов по сложным темам;
— в планировании;
— для обобщения и структуризации имеющихся знаний;
— при подготовке к презентациям.

Также считается, что работа с картами усиливает интеллектуальные способности. Недостаток у mind map тоже есть: ментальные карты сосредоточены на одном-единственном понятии, которое располагается в середине схемы.

Mind map и изучение иностранных языков

Ментальные карты помогут разобраться не только в лекции по философии, но и в иностранном языке. Сегодня не так много людей используют этот метод для работы с языком, но популярность самой технологии постепенно растет. Интеллект-карты можно использовать, например, для разбора текста. Существует два подхода к разбору иностранного текста с помощью mind map, один рассчитан на новичкой, другой — на продвинутых пользователей.

Метод для начинающих

Начиная работать с иностранным текстом, можно глубже проникнуть в суть языка, используя ментальные карты. Суть метода очень простая:

  1. Сначала рекомендуется разделить весь текст на абзацы.
  2. Составляя карту, в ее центре в качестве основного понятия надо поместить номер абзаца.
  3. От этого номера будут идти ветви, обозначающие предложения.
  4. На самой ветви, которая обозначает предложение, писать ничего не надо. Слова и их перевод размещаются на дополнительных ответвлениях.

Посмотрев на такую ментальную карту абзаца, можно увидеть в нем дополнительные смыслы.

Метод для продолжающих

Для продвинутых есть другая схема составления интеллект-карт. Опытным пользователям надо разбить текст на абзацы, ориентируясь на смысл и содержание. Каждый отрывок должен иметь некую центральную тему.

  1. Центральная тема отрывка помещается при составлении майнд мэп в самый центр. Для обозначения темы надо подобрать одно яркое ключевое слово.
  2. От центральной темы вы должны провести ветки, которые будут обозначать основные мысли, заключенные в отрывке.
  3. На ветках создаются дополнительные ответвления с ключевыми словами (опорными точками).
  4. Переводом здесь сопровождаются только новые слова или непонятные выражения.

Почему такой метод принесет пользу? Казалось бы, намного проще изучать текст на иностранном, просто работая со словарем и переписывая все новые выражения или слова. На самом деле традиционная техника ведения словарика не так эффективна. Ведь мы запоминаем иностранные слова и выражения только в контексте. Чем больше мы работаем с контекстами, тем лучше мы понимаем нюансы чужого языка. Именно поэтому интеллект-карты и приносят такую пользу в изучении иностранного.

Теоретическую базу по иностранному языку тоже можно наглядно представить в виде интеллект-карт. Многие изучающие пользуются простыми традиционными конспектами, но толку от них мало. В таких конспектах слишком много текста и совсем не видно центральных понятий.

Визуализация как основа майндмэппинга

Интеллект-карты эффективны хотя бы потому, что они задействуют оба полушария мозга. Если при изучении стандартных и привычных уже конспектов студент включает левое полушарие в работу, то при работе с интеллект-картами начинает усиленно функционировать еще и правое полушарие.

Причем мозг во время составления и изучения ментальных карт не напрягается, а скорее расслабляется. Материал не усиленно штудируется и заучивается, как в при чтении конспектов. Происходит нечто, близкое к визуализации.

При изучении любой темы мы стремимся охватить как можно больший объем материала в максимально короткий промежуток времени. Когда перед нами уже не конспект или книга, а mind map, скорость восприятия несколько замедляется, зато происходит расширение смыслов, погружение в суть. Это очень полезно при глубоком изучении темы. Иногда перед студентов открываются новые смыслы и появляются свежие мысли.

Как создаются интеллект-карты

Интеллект-карты можно рисовать вручную или с помощью специальных программ, которые есть в Интернете. Для начала стоит поэкспериментировать с нарисованными от руки картами. Позже уже есть смысл перейти на приложения, если будет такое желание. Ментальные карты, которые сделаны вручную, отличаются от созданных в программах только эстетически. Они не настолько идеальны. Но схемы и не должны отличаться выверенностью каждой линии.

Итак, для создания карты нужно:

— взять лист бумаги формата А 4 или А3;
— в центре листа разместить главную концепцию, понятие, проблему и картинку, которая бы символизировала рассматриваемый вопрос;
— центральное понятие заключается в кружок или рамку;
— от главной мысли надо сделать несколько ответвлений;
— от каждой ветки можно вести новые ответвления.

Таким способом шаг за шагом вы разберете проблему на составляющие. Некоторые люди создают ментальные карты с помощью карандаша, ведь такие записи можно исправлять, стирая лишнее. Однако основатель системы не рекомендует так поступать. Лучше оставить «историю развития мысли», не убирая погрешности. Их можно отметить, как несущественные, используя специальный маркер или просто перечеркнув.

На каждой ветке надо написать по одному ключевому слову. Если русские слова не подходят, то всегда найдутся аналоги на английском. Русские слова подчас слишком длинные для отображения отдельных понятий.

При составлении ментальных карт не надо слишком запутывать схему. Многоуровневые ответвления только помешают увидеть главное. Порой легче составить сразу несколько ментальных карт, чем втискивать все понятия в один лист.

Программы для mind map стоит использовать уже опытным пользователям отчасти по той причине, что новичку необходимо освоить майндмэппинг и его основные принципы. И только потом он уже может применять графические средства для работы.

Основные принципы работы интеллект-карт

«Мы живем в век информации». Это утверждение мы слышим отовсюду все чаще и чаще, и оно уже набило многим оскомину. Большинство людей уже не обращают на него никакого внимания. Кроме тех, кто действительно понимает, насколько серьезно обстоят дела.

Количество офисных сотрудников растет. Представители бизнеса, начиная с металлургических заводов и заканчивая консалтинговыми компаниями, обмениваются отчетами, письмами, коммерческими предложениями. Все участвуют в презентациях, совещаниях, конференциях, готовят и проводят их. Все большее число компаний переходят к проектной системе управления как более эффективной, где чуть ли не каждый сотрудник становится руководителем проекта. Обмен информацией становится с каждым годом все интенсивнее. По данным исследователей, количество электронной информации, получаемой среднестатистическим офисным сотрудником, удваивается раз в 2–3 года! Но есть ли у нас время обращать на это внимание?

Если 15 лет назад рабочий стол менеджера был завален кучей бумаг и документов, так как они были основным источником получения необходимой информации, то сейчас на рабочем столе может находиться только компьютер. Однако это нисколько не уменьшило стресс от работы с информацией, так как стоит менеджеру открыть компьютер, как на него обрушивается огромный поток сообщений, документов, задач и планов, что часто превращает рабочий день в хаос.

Как успешно справляться с потоком поступающей информации? Как тратить на обработку, анализ и принятие решения по полученной информации минимум времени и сил? Как превратить умение быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию (и принимать на ее основе правильные решения) в свое главное конкурентное преимущество в век агрессивно атакующей нас со всех сторон информации?

Читать еще:  Кто такой визуал, описание психотипа визуала

Ответ на этот вопрос дают современные технологии майнд-менеджмента, которые начали набирать популярность в современном мире в 70-е годы XX века.

История появления интеллект-карт

Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.

Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!» 1

Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших этот метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в России.

Правила построения интеллект-карт

Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью. самой интеллект-карты (рис. 1).


Рис. 1. Правила построения интеллект-карт

Прокомментируем представленные правила более подробно.

1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.

1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

2. Центральный образ

Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Оформляйте!

Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector