Менеджмент будущего: как устроена самая инновационная компания мира

Менеджмент будущего: как устроена самая инновационная компания мира

Блог и Новости >> Менеджмент будущего. Как устроена самая инновационная компания мира

Менеджмент будущего. Как устроена самая инновационная компания мира

Офис компании Valve ©giantbomb.com

В отчаянных попытках сохранить дух инноваций многие технологические компании экспериментируют с разными моделями управления. Но никто не зашел на этом пути так далеко, как Valve. На ее фоне Google и Facebook выглядят отвратительными бюрократическими монстрами из капиталистических антиутопий.

Созданная в середине 90-х годов ренегатами из Microsoft, Valve начинала как разработчик компьютерных игр – в ее портфолио такие вечные хиты, как Half-Life, Portal, Counter Strike и Left 4 Dead. Теперь ей также принадлежит фактический монополист рынка цифровой дистрибуции видеоигр – магазин Steam. А недавно компания объявила о намерении наконец-то воплотить главную мечту всех геймеров и создать полноценный шлем виртуальной реальности. В штаб-квартире Valve в Сиэтле работают около четырехсот человек. Forbes оценивает Valve как минимум в $3 млрд.

Всего этого Valve удалось добиться благодаря, пожалуй, самой странной корпоративной культуре, которая когда-либо формировалась в предприятии такого масштаба. По мнению некоторых экспертов, это вообще одна из самых инновационных компаний современности. Если будущее в технологиях, а будущее менеджмента в новых подходах технологичных компаний, то самое время разобраться, на каких принципах основано управление в Valve.

Принцип №1. Смерть начальникам

Основатель и духовный лидер Valve Гейб Ньюэлл был уверен, что в эпоху компьютерной революции традиционная иерархическая организация лишена всякого смысла. Она подходит военным, которым нужно отправить на смерть тысячу-другую солдат. Она подходит фабрикам и заводам, чья цель – бесконечное воспроизведение одинакового результата. Но в технологической индустрии в повторении одного и того же действия нет никакой ценности, ведь ценность здесь появляется только тогда, когда что-то делается в самый первый раз.

Ньюэлл придумал Valve как место, где нет иерархии и никакого формального менеджмента, начальников и подчиненных, должностей и карьерного роста. Некоторые сотрудники Valve вынуждены самостоятельно выдумывать название своих должностей, чтобы было что написать на визитных карточках: иначе люди из других компаний отказываются воспринимать их всерьез.

Один из первых сотрудников Valve Грек Кумер недавно заметил в беседе с журналистом изThe New York Times, что не знает, какую позицию занимает сам Ньюэлл: «Технически он, наверное, CEO. Но я не очень уверен». В недавно просочившемся в интернет пособии, которое получает каждый новичок Valve, напротив имени Ньюэлла красуется следующая надпись: «Из всех людей в компании, которые не являются вашими начальниками, Гейб не является им в НАИБОЛЬШЕЙ степени». Говорят, Гейб Ньюэлл может годами мечтать о каком-нибудь новом проекте, но совершенно не в состоянии сдвинуть дело с мертвой точки только потому, что никто в компании не хочет этим заниматься.

Принцип №2. Делай что хочешь

Почти каждый новобранец Valve на первых порах сталкивается со странной проблемой – он не знает, что ему делать. Valve не нанимает людей под конкретные задачи. Ветеран индустрии Майкл Абраш так описывает свои первые несколько недель в компании:

«Я рассчитывал, что мне сразу дадут какую-нибудь работу. Вместо этого я получил несколько ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ от коллег, которые ДУМАЛИ, что мне, ВОЗМОЖНО, следует ПРИСМОТРЕТЬСЯ к такой-то сфере… После серии подобных разговоров я понял, что мне стоит думать иначе. Что самое ценное я могу сделать для компании, что пока не делает никто другой?»

Через какое-то время Абраш решил заняться созданием очков виртуальной реальности. Теперь проект теоретически может полностью изменить судьбу Valve и ландшафт индустрии видеоигр заодно.

Принцип №3. У столов должны быть колесики

Поскольку в Valve нет фиксированных ролей и все должны сами решать, где они могут пригодиться больше всего, столы в штаб-квартире компании оборудованы колесиками. Это позволяет сотрудникам быстро передвигать их по всему офису, организуясь в команды под интересующие их проекты. Хочешь сменить занятие? Передвинь стол. Инструкция по передвижению столов в пособии для новичков гласит: «Выньте вилку из розетки. Переместите свой стол. Вставьте вилку в розетку. Возвращайтесь к работе».

Внутри команд, которые в Valve называются Cabals («Клики»), распределением обязанностей занимаются сами сотрудники. Они же решают, кто будет выполнять роль неформального лидера, задача которого – координировать усилия, держа в голове всю информацию о проекте. Лидеры служат команде, а не наоборот. При этом Valve стимулирует клики почаще менять свой состав и конфигурацию. В противном случае «бюрократические структуры неизбежно начинают преследовать собственные интересы, а не интересы пользователей».

Принцип №4. Искать людей важнее, чем дышать

Очевидно, что далеко не все готовы к стандартам свободы и персональной ответственности, установленным в Valve. Поэтому самой сложной задачей Valve является поиск новых сотрудников. В этом процессе фактически задействована вся компания. Новобранцам Valve предлагается как можно раньше начинать участвовать в собеседованиях и предлагать собственных кандидатов.

«Поиск новых сотрудников – это самая важная вещь во Вселенной. И это ваша главная работа. Это даже важнее, чем дышать! Таким образом, если вы вовлечены в цикл интервью потенциальных коллег, не обращайте внимания на все остальные задачи. Сейчас они лишены смысла и должны быть полностью проигнорированы!»

Принцип №5. Никогда не берите на работу человека, который хуже вас

Valve заинтересована в людях с необычным профессиональным бэкграундом. В таком случае они смогут привнести в культуру компании что-то новое. Поэтому в компании работают бывшая артистка кукольного театра, создатель спецэффектов для «Властелина колец» и «Кинг Конга» и авторы сатирического веб-сайта про видеоигры. Недавно компания наняла греческого экономиста Яниса Варуфакиса, так как Гейбу Ньюэллу понравился его блог про европейский финансовый кризис. Один из художников был принят на работу только после того, как в Valve случайно выяснили, что в свободное время он рисует граффити.

«Мы ценим людей с высокими навыками кооперации и коллаборации. Людей, которые могут на лету деконструировать самые сложные проблемы и понятно объяснять всем остальным, что они делают и как они это делают. Наши сотрудники также одновременно должны быть универсальны, но иметь чрезвычайно глубокие познания хотя бы в одной области. Они также должны как минимум быть не слабее нас самих. Никогда не берите на работу человека, который хуже вас!»

Принцип №6. К черту инвесторов и неудобных партнеров

Все описанное выше было бы принципиально невозможно, если бы Valve не удалось добиться полной независимости от всех внешних факторов. Когда Valve начали раздражать отношения с издателем, они создали Steam. Таким образом, компания могла самостоятельно выпускать и продавать свои игры без участия посредников. Более того, Valve была основана без привлечения денег инвесторов со стороны, и все акции компании до сих пор распределяются исключительно между работающими сотрудниками. Маловероятно, что мы когда-нибудь увидим их в свободном обращении на фондовой бирже. Почти исключена и продажа Valve другой компании. По словам Ньюэлла, значительно более вероятно, что, если дела пойдут плохо, Valve будет просто распущена.

Читать еще:  Нужны ли бизнесу визитные карточки (визитки)?

Менеджмент будущего: как устроена самая инновационная компания мира

Новости образования

В отчаянных попытках сохранить дух инноваций многие технологические компании экспериментируют с разными моделями управления. Но никто не зашел на этом пути так далеко, как Valve. На ее фоне Google и Facebook выглядят отвратительными бюрократическими монстрами из капиталистических антиутопий.

Созданная в середине 90-х годов ренегатами из Microsoft, Valve начинала как разработчик компьютерных игр — в ее портфолио такие вечные хиты, как Half-Life, Portal, Counter Strike и Left 4 Dead. Теперь ей также принадлежит фактический монополист рынка цифровой дистрибуции видеоигр — магазин Steam. А недавно компания объявила о намерении наконец-то воплотить главную мечту всех геймеров и создать полноценный шлем виртуальной реальности. В штаб-квартире Valve в Сиэтле работают около четырехсот человек. Forbes оценивает Valve как минимум в $3 млрд.

Всего этого Valve удалось добиться благодаря, пожалуй, самой странной корпоративной культуре, которая когда-либо формировалась в предприятии такого масштаба. По мнению некоторых экспертов, это вообще одна из самых инновационных компаний современности. Если будущее в технологиях, а будущее менеджмента в новых подходах технологичных компаний, то самое время разобраться, на каких принципах основано управление в Valve.

Принцип 1. Смерть начальникам

Основатель и духовный лидер Valve Гейб Ньюэлл был уверен, что в эпоху компьютерной революции традиционная иерархическая организация лишена всякого смысла. Она подходит военным, которым нужно отправить на смерть тысячу-другую солдат. Она подходит фабрикам и заводам, чья цель — бесконечное воспроизведение одинакового результата. Но в технологической индустрии в повторении одного и того же действия нет никакой ценности, ведь ценность здесь появляется только тогда, когда что-то делается в самый первый раз.

Ньюэлл придумал Valve как место, где нет иерархии и никакого формального менеджмента, начальников и подчиненных, должностей и карьерного роста. Некоторые сотрудники Valve вынуждены самостоятельно выдумывать название своих должностей, чтобы было что написать на визитных карточках: иначе люди из других компаний отказываются воспринимать их всерьез.

Один из первых сотрудников Valve Грек Кумер недавно заметил в беседе с журналистом из The New York Times, что не знает, какую позицию занимает сам Ньюэлл: «Технически он, наверное, CEO. Но я не очень уверен». В недавно просочившемся в интернет пособии, которое получает каждый новичок Valve, напротив имени Ньюэлла красуется следующая надпись: «Из всех людей в компании, которые не являются вашими начальниками, Гейб не является им в наибольшей степени». Говорят, Гейб Ньюэлл может годами мечтать о каком-нибудь новом проекте, но совершенно не в состоянии сдвинуть дело с мертвой точки только потому, что никто в компании не хочет этим заниматься.

Принцип 2. Делай что хочешь

Почти каждый новобранец Valve на первых порах сталкивается со странной проблемой — он не знает, что ему делать. Valve не нанимает людей под конкретные задачи. Ветеран индустрии Майкл Абраш так описывает свои первые несколько недель в компании: «Я рассчитывал, что мне сразу дадут какую-нибудь работу. Вместо этого я получил несколько предположений от коллег, которые думали, что мне, возможно, следует присмотреться к такой-то сфере… После серии подобных разговоров я понял, что мне стоит думать иначе. Что самое ценное я могу сделать для компании, что пока не делает никто другой?».

Через какое-то время Абраш решил заняться созданием очков виртуальной реальности. Теперь проект теоретически может полностью изменить судьбу Valve и ландшафт индустрии видеоигр заодно.

Принцип 3. У столов должны быть колесики

Поскольку в Valve нет фиксированных ролей и все должны сами решать, где они могут пригодиться больше всего, столы в штаб-квартире компании оборудованы колесиками. Это позволяет сотрудникам быстро передвигать их по всему офису, организуясь в команды под интересующие их проекты. Хочешь сменить занятие? Передвинь стол. Инструкция по передвижению столов в пособии для новичков гласит: «Выньте вилку из розетки. Переместите свой стол. Вставьте вилку в розетку. Возвращайтесь к работе».

Внутри команд, которые в Valve называются Cabals («Клики»), распределением обязанностей занимаются сами сотрудники. Они же решают, кто будет выполнять роль неформального лидера, задача которого — координировать усилия, держа в голове всю информацию о проекте. Лидеры служат команде, а не наоборот. При этом Valve стимулирует клики почаще менять свой состав и конфигурацию. В противном случае «бюрократические структуры неизбежно начинают преследовать собственные интересы, а не интересы пользователей».

Принцип 4. Искать людей важнее, чем дышать

Очевидно, что далеко не все готовы к стандартам свободы и персональной ответственности, установленным в Valve. Поэтому самой сложной задачей Valve является поиск новых сотрудников. В этом процессе фактически задействована вся компания. Новобранцам Valve предлагается как можно раньше начинать участвовать в собеседованиях и предлагать собственных кандидатов.

«Поиск новых сотрудников — это самая важная вещь во Вселенной. И это ваша главная работа. Это даже важнее, чем дышать! Таким образом, если вы вовлечены в цикл интервью потенциальных коллег, не обращайте внимания на все остальные задачи. Сейчас они лишены смысла и должны быть полностью проигнорированы!».

Принцип 5. Никогда не берите на работу человека, который хуже вас

Valve заинтересована в людях с необычным профессиональным бэкграундом. В таком случае они смогут привнести в культуру компании что-то новое. Поэтому в компании работают бывшая артистка кукольного театра, создатель спецэффектов для «Властелина колец» и «Кинг Конга» и авторы сатирического веб-сайта про видеоигры. Недавно компания наняла греческого экономиста Яниса Варуфакиса, так как Гейбу Ньюэллу понравился его блог про европейский финансовый кризис. Один из художников был принят на работу только после того, как в Valve случайно выяснили, что в свободное время он рисует граффити.

«Мы ценим людей с высокими навыками кооперации и коллаборации. Людей, которые могут на лету деконструировать самые сложные проблемы и понятно объяснять всем остальным, что они делают и как они это делают. Наши сотрудники также одновременно должны быть универсальны, но иметь чревзычайно глубокие познания хотя бы в одной области. Они также должны как минимум быть не слабее нас самих. Никогда не берите на работу человека, который хуже вас!».

Принцип 6. К черту инвесторов и неудобных партнеров

Все описанное выше было бы принципиально невозможно, если бы Valve не удалось добиться полной независимости от всех внешних факторов. Когда Vavle начали раздражать отношения с издателем, они создали Steam. Таким образом компания могла самостоятельно выпускать и продавать свои игры без участия посредников. Более того, Valve была основана без привлечения денег инвесторов со стороны, и все акции компании до сих пор распределяются исключительно между работающими сотрудниками. Маловероятно, что мы когда-нибудь увидим их в свободном обращении на фондовой бирже. Почти исключена и продажа Valve другой компании. По словам Ньюэлла, значительно более вероятно, что, если дела пойдут плохо, Valve будет просто распущена.

Менеджмент будущего

Будущее наступает быстрее, чем когда-либо раньше в человеческой истории. Оно несет с собой радикальные перемены в структуре производства и занятости, поэтому часть сегодняшних профессий уже принадлежит прошлому. Но профессия «менеджер» сохранится, — рассказали участники всероссийской конференции «Менеджмент будущего», прошедшей в Петербурге.

Читать еще:  Открытие магазина стоковой одежды, сток-магазина

Сумерки профессий

Студенты и выпускники Высшей школы менеджмента СПбГУ, организовавшие мероприятие, назвали его «конференцией талантливых студентов и ведущих российских компаний». Из 2600 заявок от российских студентов, учащихся в разных университетах страны и мира, организаторы отобрали 300, что позволило им презентовать участников как «лучших из лучших» среди отечественной молодежи. Сейчас, в отличие от «тучных времен», даже самые талантливые молодые люди сталкиваются с трудностями в поиске работы, и «Менеджмент будущего» стал одним из ответов на этот вызов.

Впрочем, спикеры, представлявшие ведущих отечественных работодателей, значительную часть своих выступлений посвятили не экономическим, а технологическим карьерным вызовам. «Машины и алгоритмы: вместе с нами или вместо нас?» — озаглавил свое выступление директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант. Технологи заставляют переосмыслить понятия «творческая работа» и «интеллектуальный труд», — отметил он. Например, созданная в «Яндексе» нейронная сетка справляется с задачами стилизации изображений лучше людей, легко рисуя картины «под Ван Гога». Также любая работа по классификации теперь не является интеллектуальной, поскольку ее могут делать машинные алгоритмы – они отличают подлинники от копий, произведения одного автора от трудов другого, здоровые клетки – от клеток, пораженных болезнью. «В итоге, профессионалы-диагносты, которые много лет анализировали, например, результаты биопсии, заменяются машинами, делающие то же самое быстрее и точнее – практически, безошибочно», — говорит А. Себрант.

На этом примере он показал, как будут отмирать профессии: «двадцать лет, потраченные высокооплачиваемым диагностом на анализ результатов исследований, теряют всякую ценность, а больше он ничего делать не умеет», — подчеркнул представитель «Яндекса». В строю останутся люди, способные грамотно ставить машинам задачи, учить их, у них учиться – словом, работать в команде. «Вам придется взаимодействовать с творческими людьми и творческими машинами», — обратился Андрей Себрант к будущим менеджерам.

Добро пожаловать в мир идиотов

За последние два года собрано 90% информации, аккумулированной человечеством в течение своей истории, — продолжила тему технологической революции профессор РАН, экс-директор НИИ Генплана Москвы Карима Нигматуллина. «Но в этой информации – мало знаний», — парировал ей президент Ассоциации интернет–издателей, завкафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ, издатель интернет-ресурсов «Частный корреспондент» и «Научкор. рф» Иван Засурский. Во-первых, значительная часть книг – до сих пор не оцифрована, — пояснил он. Во-вторых, по словам Засурского, «на той скорости, на которой происходит онлайн-коммуникация, знаний быть не может»: люди не успевают осмыслить потребляемую информацию.

Есть прямая связь между доступностью информации в Интернете и слабой образованностью россиян, — продолжил журналист. По приблизительным оценкам, порядка 16 миллионов россиян скачали свои дипломные работы, полностью или частично, из Сети. «Эти шестнадцать миллионов являются специалистами только в одном – в фальсификации данных. И где они работают? Они работают везде. Добро пожаловать в мир идиотов!», — заметил Иван Засурский, выступая на конференции. Таким образом, пока умножение количества умных машин сопровождается ростом числа глупых специалистов. «Я считаю, что, прежде всего, нам нужны нормальные люди», — резюмировал издатель.

Победители и потребители

В будущем, которое наступает очень быстро, победитель получает главный приз – интересную работу. И з-за машин, алгоритмов и в целом новейших технологий, на всех людей ее не хватит. «Эксперименты, проводимые в Швейцарии и США, по обеспечению гарантированного дохода, — это не просто попытка смоделировать возможные векторы развития общества в будущем, — сказал Андрей Себрант в комментарии РБК, — это целенаправленная подготовка разумно мыслящих правительств к тому, что скоро наступит». «Люди будут нужны экономике в основном как спрос на продукцию, а не как ее производители, — продолжил его мысль Иван Засурский. — Мы переходим к экономике избытка, в которой выгодно давать человеку специальные деньги, чтобы он много покупал». Дотации на потребление, в том числе, избавят правительства от необходимости обеспечивать каждому гражданину место на усложняющемся рынке труда.

«Срок жизни профессий – не то что старых, а уже принадлежащих цифровой эпохе – непрерывно сокращается. Профессия «веб-мастер» исчезла до того момента, как ее включили в официальный каталог специальностей, существующих в Российской Федерации. Человека надо готовить к тому, что он вряд ли доработает до пенсии по специальности, которой обучился в юности», — говорит Андрей Себрант. «И это главный футуршок, — соглашается Иван Засурский. — Люди не ожидают, что их жизнь будет состоять из череды радикальных переобучений».

Так, социальные сети, давшие возможность пользователям рассказывать и показывать новости друг другу, поставили под удар профессию журналиста. «Мы на журфаке МГУ не понимаем, для каких СМИ готовим работников. Рынок газет стремительно сокращается, расцвет телевидения – позади, — рассуждает Иван Засурский. — Выход — в том, чтобы фокусироваться на передаче навыков, которые позволят нашим выпускникам обеспечить себе занятость, не зависимо от отрасли». «Я считаю, что будет взрыв спроса на digital printing; что предстоит расцвет литературы non-fiction; что каждый профессиональный журналист должен быть способен написать стоящую книгу, снять фильм, записать радиопрограмму», — продолжает Засурский. По его мнению, профессионал новой формации – это человек с широким набором навыков, в том числе технических, готовый быть сам себе работодателем.

«Сегодняшним студентам нужно учиться понятийному мышлению – способности проанализировать информацию на тех высоких скоростях, на которых она передается, составить независимое мнение и принять самостоятельное решение. Ни одна информационная система этого не обеспечивает», — резюмирует И. Засурский.

Спрос на человека

Потребность в осмыслении террабайтов информации, заполняющих жизнь, и принятии на ее основе эффективных решений, будет только расти, поэтому профессия «менеджер» сохранится, — в этом солидарны разные эксперты. «Логистика, например, в ее сегодняшнем понимании, через 5-10 лет может исчезнуть под воздействием технологий больших данных, blockchain, 3d-принтеров и дронов, обученных доставлять товары, — комментирует первый заместитель директора Высшей школы менеджмента СПбГУ Константин Кротов. – Однако пространство менеджерских задач, наоборот, расширится». «Куда полетят дроны, и будут ли это дроны или другой способ доставки; не пора ли менять технологию, на которой базируется бизнес компании, и какие инженеры способны обеспечить такой переход, — на эти вопросы сможет ответить только хорошо подготовленный, разносторонне образованный управленец», — поясняет он.

Потребность в предпринимательских навыках также возрастет, — считают эксперты. Во-первых, по мнению Ивана Засурского, встроиться в большие организации будет сложно, ввиду высокой степени автоматизации процессов и все возрастающих требований к навыкам специалистов. Самозанятость станет выходом для многих. Во-вторых, как полагает Андрей Себрант, мы увидим выраженный потребительский спрос на продукты и услуги, произведенные малым бизнесом по традиционным технологиям. «В сети «МакДональдс» продавцов смогут заменить роботы, всю логистику возьмет на себя автоматизированная система, но качественное семейное кафе не заменит никто», — говорит представитель «Яндекса». Он поясняет: «Я приду туда не столько выпить кофе, сколько пожаловаться другому человеку на то, что у меня пропала кошка. И будет принципиально важно, что я и продавец булочек в этом кафе – мы с ним оба люди».

Читать еще:  Приходный кассовый ордер (форма КО-1)

Менеджмент будущего: как устроена самая инновационная компания мира

Дневник пользователя Исаева Кристина

Исаева Кристина

ТОП-10 компаний

ТОП-10 людей

Искать в этом блоге

Популярное

Прямой эфир

Теги блога

Как устроена самая инновационная компания мира

В отчаянных попытках сохранить дух инноваций многие технологические компании экспериментируют с разными моделями управления. Но никто не зашел на этом пути так далеко, как Valve. На ее фоне Google и Facebook выглядят отвратительными бюрократическими монстрами из капиталистических антиутопий.

Созданная в середине 90-х годов ренегатами из Microsoft, Valve начинала как разработчик компьютерных игр – в ее портфолио такие вечные хиты, как Half-Life, Portal, Counter Strike и Left 4 Dead. Теперь ей также принадлежит фактический монополист рынка цифровой дистрибуции видеоигр – магазин Steam. А недавно компания объявила о намерении наконец-то воплотить главную мечту всех геймеров и создать полноценный шлем виртуальной реальности. В штаб-квартире Valve в Сиэтле работают около четырехсот человек. Forbes оценивает Valve как минимум в $3 млрд.

Всего этого Valve удалось добиться благодаря, пожалуй, самой странной корпоративной культуре, которая когда-либо формировалась в предприятии такого масштаба. По мнению некоторых экспертов, это вообще одна из самых инновационных компаний современности. Если будущее в технологиях, а будущее менеджмента в новых подходах технологичных компаний, то самое время разобраться, на каких принципах основано управление в Valve.

Принцип №1. Смерть начальникам

Основатель и духовный лидер Valve Гейб Ньюэлл был уверен, что в эпоху компьютерной революции традиционная иерархическая организация лишена всякого смысла. Она подходит военным, которым нужно отправить на смерть тысячу-другую солдат. Она подходит фабрикам и заводам, чья цель – бесконечное воспроизведение одинакового результата. Но в технологической индустрии в повторении одного и того же действия нет никакой ценности, ведь ценность здесь появляется только тогда, когда что-то делается в самый первый раз.

Ньюэлл придумал Valve как место, где нет иерархии и никакого формального менеджмента, начальников и подчиненных, должностей и карьерного роста. Некоторые сотрудники Valve вынуждены самостоятельно выдумывать название своих должностей, чтобы было что написать на визитных карточках: иначе люди из других компаний отказываются воспринимать их всерьез.

Один из первых сотрудников Valve Грек Кумер недавно заметил в беседе с журналистом из The New York Times, что не знает, какую позицию занимает сам Ньюэлл: «Технически он, наверное, CEO. Но я не очень уверен». В недавно просочившемся в интернет пособии, которое получает каждый новичок Valve, напротив имени Ньюэлла красуется следующая надпись: «Из всех людей в компании, которые не являются вашими начальниками, Гейб не является им в НАИБОЛЬШЕЙ степени». Говорят, Гейб Ньюэлл может годами мечтать о каком-нибудь новом проекте, но совершенно не в состоянии сдвинуть дело с мертвой точки только потому, что никто в компании не хочет этим заниматься.

Принцип №2. Делай что хочешь

Почти каждый новобранец Valve на первых порах сталкивается со странной проблемой – он не знает, что ему делать. Valve не нанимает людей под конкретные задачи. Ветеран индустрии Майкл Абраш так описывает свои первые несколько недель в компании:

«Я рассчитывал, что мне сразу дадут какую-нибудь работу. Вместо этого я получил несколько ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ от коллег, которые ДУМАЛИ, что мне, ВОЗМОЖНО, следует ПРИСМОТРЕТЬСЯ к такой-то сфере. После серии подобных разговоров я понял, что мне стоит думать иначе. Что самое ценное я могу сделать для компании, что пока не делает никто другой?»

Через какое-то время Абраш решил заняться созданием очков виртуальной реальности. Теперь проект теоретически может полностью изменить судьбу Valve и ландшафт индустрии видеоигр заодно.

Принцип №3. У столов должны быть колесики

Поскольку в Valve нет фиксированных ролей и все должны сами решать, где они могут пригодиться больше всего, столы в штаб-квартире компании оборудованы колесиками. Это позволяет сотрудникам быстро передвигать их по всему офису, организуясь в команды под интересующие их проекты. Хочешь сменить занятие? Передвинь стол. Инструкция по передвижению столов в пособии для новичков гласит: «Выньте вилку из розетки. Переместите свой стол. Вставьте вилку в розетку. Возвращайтесь к работе».

Внутри команд, которые в Valve называются Cabals («Клики»), распределением обязанностей занимаются сами сотрудники. Они же решают, кто будет выполнять роль неформального лидера, задача которого – координировать усилия, держа в голове всю информацию о проекте. Лидеры служат команде, а не наоборот. При этом Valve стимулирует клики почаще менять свой состав и конфигурацию. В противном случае «бюрократические структуры неизбежно начинают преследовать собственные интересы, а не интересы пользователей».

Принцип №4. Искать людей важнее, чем дышать

Очевидно, что далеко не все готовы к стандартам свободы и персональной ответственности, установленным в Valve. Поэтому самой сложной задачей Valve является поиск новых сотрудников. В этом процессе фактически задействована вся компания. Новобранцам Valve предлагается как можно раньше начинать участвовать в собеседованиях и предлагать собственных кандидатов.

«Поиск новых сотрудников – это самая важная вещь во Вселенной. И это ваша главная работа. Это даже важнее, чем дышать! Таким образом, если вы вовлечены в цикл интервью потенциальных коллег, не обращайте внимания на все остальные задачи. Сейчас они лишены смысла и должны быть полностью проигнорированы!»

Принцип №5. Никогда не берите на работу человека, который хуже вас

Valve заинтересована в людях с необычным профессиональным бэкграундом. В таком случае они смогут привнести в культуру компании что-то новое. Поэтому в компании работают бывшая артистка кукольного театра, создатель спецэффектов для «Властелина колец» и «Кинг Конга» и авторы сатирического веб-сайта про видеоигры. Недавно компания наняла греческого экономиста Яниса Варуфакиса, так как Гейбу Ньюэллу понравился его блог про европейский финансовый кризис. Один из художников был принят на работу только после того, как в Valve случайно выяснили, что в свободное время он рисует граффити.

«Мы ценим людей с высокими навыками кооперации и коллаборации. Людей, которые могут на лету деконструировать самые сложные проблемы и понятно объяснять всем остальным, что они делают и как они это делают. Наши сотрудники также одновременно должны быть универсальны, но иметь чревзычайно глубокие познания хотя бы в одной области. Они также должны как минимум быть не слабее нас самих. Никогда не берите на работу человека, который хуже вас!»

Принцип №6. К черту инвесторов и неудобных партнеров

Все описанное выше было бы принципиально невозможно, если бы Valve не удалось добиться полной независимости от всех внешних факторов. Когда Vavle начали раздражать отношения с издателем, они создали Steam. Таким образом компания могла самостоятельно выпускать и продавать свои игры без участия посредников. Более того, Valve была основана без привлечения денег инвесторов со стороны, и все акции компании до сих пор распределяются исключительно между работающими сотрудниками. Маловероятно, что мы когда-нибудь увидим их в свободном обращении на фондовой бирже. Почти исключена и продажа Valve другой компании. По словам Ньюэлла, значительно более вероятно, что, если дела пойдут плохо, Valve будет просто распущена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector