Отказ в государственной регистрации юридического лица

Отказы в государственной регистрации юридических лиц

Решение об отказе в государственной регистрации, которое касается любого из перечисленных видов регистрации, это: первичное создание ООО ; Внесение изменений в ЕГРЮЛ ; изменение его учредительных документов; ликвидации или реорганизации юридического лица, влечет дополнительные расходы как финансовые, так и временные, потому что заверение документов у нотариуса и оплату госпошлины нужно будет в таком случае производить по новой. Наиболее вескими причинами отказа являются допущенные ошибки в подготовке документов, не заверение или неправильное заверение нотариусом документов. Встречаются случаи, когда документы заверяются исполняющим обязанности нотариуса, а он не включен в реестр его заместителей и соответственно не имеет право на совершение нотариальных действий.

В принятом решении об отказе в государственной регистрации мы часто видим следующее предложение: «Среди предоставленных на государственную регистрацию отсутствуют следующие документы:», хотя все для этого документы были представлены. На языке налогового органа это значит, что документ неправильно оформлен, т.е. содержит неверные сведения.

Федеральный закон о «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» выделяет причины, служащие основанием для отказа в регистрации, их перечень исчерпывающий. И это следующие причины:

  • Не представлены документы, без которых по закону регистрация невозможна.

На деле регистрирующие органы часто требуют предоставление документов, не являющиеся необходимыми для регистрации и за то, что они не представлены Налоговый орган выносит отказ. Но органы занимающийся регистрацией юридических лиц не должны по закону отказывать в регистрации, если не поданы документы, которые не предусматривает закон. Решения Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы в таких ситуациях можно обжаловать в Главном управлении Федеральной налоговой службы по региону РФ или, в крайнем случае, в Арбитражном суде.

  • Если Юридическое лицо ликвидируется и об этом содержится запись о нем в ЕГРЮЛ, а по нему поданы документы, касающиеся изменений его Учредительных документов. Данное действие запрещено ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП».
  • Имеется Определение суда, запрещающее любое проведение регистрационных действий по Юридическому лицу как обеспечительная мера, или постановление органов, исполняющих судебные решения о запрете регистрационных действий.
  • Документы на регистрацию направлены в регистрирующий орган, место нахождения юридического лица или его исполнительного органа неподведомственно ему. При такой причине отказа решение об отказе должно содержать информацию — в какой именно регистрирующий орган нужно подавать документы.
  • Если при регистрации заявитель или лицо, по которому которого вносятся сведения в реестр юридических лиц (это могут быть директор, участник) является дисквалифицированным лицом – лицо, которому на определенный срок (в настоящее время этот срок составляет 3 года) запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (Физическое лицо дисквалифицируется на 3 года, если оно неоднократно вносило о себе несоответствующие действительности сведения в реестр; являлось участником имеющим более половины доли от размера уставного капитала или руководителем юридического лица, исключенного из реестра юридических, в связи с тем что оно не сдавало отчетность 1 год и при этом имело долг по налогам не менее 500 000 руб.)
  • Расхождения в паспортных данных, представленных заявителем, с имеющимся у налогового органа паспортными данными заявителю. Если в заявлении на регистрацию указаны одни паспортные даны, а у налогового органа другие данные выносится отказ в регистрации. В настоящее время по этой причине отказывают в регистрации редко, потому что орган – ФМС России, который ведет учет граждан и выдает им паспорта в этой сфере взаимодействует с налоговой и по настоящему закону налоговый орган должен сам получать сведения из Федеральной миграционной службы.
  • Неверные сведения с точки зрения налогового органа об адресе местонахождения Общества. Налоговый орган проверяет новый регистрируемый адрес местонахождения, указанный в заявлении на регистрацию на правомерность его использования в качестве местонахождения. Представленные заявителем от собственника документы на адрес решающей роли не играют. Проверка ведется таким способом: Налоговый орган выходит на собственника арендуемого помещения, указанного в заявлении на регистрацию, для подтверждения того, что данный адрес действительно им предоставляется для данного Общества.
  • Не постановка в известность кредиторов при ликвидации или реорганизации юридического лица. Уведомление кредиторов производится опубликованием сообщения, касающегося ликвидации, реорганизации юридического лица или уменьшении его уставного капитала. По законодательству ликвидируемое Общество должно после регистрации начала реорганизации, ликвидации, уменьшения его уставного капитала должно опубликовать об этом в Журнале «Вестник государственной регистрации» соответствующие сведения о своей ликвидации со сроком 60 дней, с опубликования сообщения, для предъявления требований кредиторов. Реорганизуемое юридическое после начала реорганизации 2 раза по 1 публикации в месяц (всего 2 публикации), должно опубликовать сведения о своей реорганизации в Журнале «Вестник государственной регистрации» со сроком 30 дней со дня последней публикации для предъявления требований кредиторов. В том же журнале публикуются сведения и об уменьшении уставного капитала.
  • Наименование юридического лица нарушает требования законодательства. Данная ситуация понимает под собой использование специального наименования (это наименования содержащие слова и словосочетания: Россия, Российская Федерация) без разрешения на то компетентных органов. Никакие другие юридические лица не должны применять в своем наименовании слово «Банк», за исключением создания банка. Наименование не должно содержать и наименование других организационно-правовых форм.
  • Непредставление документов при ликвидации или реорганизации документов во внебюджетные фонды необходимых документов, предусмотренных Законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  • Поступление возражения от лица о предстоящем внесении в отношении него сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Решение об отказе в государственной принимается в срок равный сроку выделенным для принятия решения о регистрации юридического лица. Решение об отказе должно содержать причину и основание, послужившее принятием решения.

Как Налоговые органы, так и заявители несут ответственность, если они отступили от требований законодательства Российской Федерации.

Должностные лица регистрирующего органа несут гражданскую, административную и уголовную ответственность.

Гражданскую ответственность несет за отказ, вынесенный без основательных причин, за неосуществление регистрации в срок и за иное нарушение порядка регистрации, за отказ или предоставление не в срок сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. По закону о государственной регистрации органы должны возместить убытки заявителю причиненные необоснованным отказом в регистрации или за задержку представления сведений из ЕГРЮЛ заявителю.

Административную ответственность несут должностные лица налоговых органов за несвоевременное, неточное внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

К уголовной ответственности могут быть привлечены должностные лица (чиновники) за препятствование предпринимательской деятельности. Воспрепятствованием предпринимательской деятельности является незаконный отказ в регистрации или уклонения от регистрации юридического лица, а также безосновательная блокировка налоговыми органами открытых расчетных счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Заявитель за нарушивший законодательство Российской Федерации несет уголовную и административную ответственность в зависимости от тяжести последствий.

Читать еще:  Пассивный доход в виде ценных бумаг

Административная ответственность заявитель несет при неоднократной подаче документов с ложными или недостоверными о себе для внесения в единый государственный реестр юридических лиц. За данное деяние предусмотрен штраф, составляющий до 50 МРОТ или лишение возможности на 3 года занимать высшую руководящую должность или быть учредителем коммерческой организации.

Уголовную ответственность несет заявитель за создание юридического лица, не имея намерений вести предпринимательскую деятельность, за создание юридического лица на посторонних лиц, не имеющих никакого отношения к деятельности юридического лица, для неуплаты налогов и проведения других махинаций. К уголовной ответственности лицо привлекается не только за регистрацию, но и за приобретение паспортных данных подставных лиц и подготовку с их данными документов на регистрацию. За данное преступление предусмотрен крупный штраф или лишение свободы, срок которого может составлять 8 лет.

Обжалование отказа в регистрации юридического лица

Содержание статьи

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» государственным органом, который осуществляет регистрацию коммерческих юридических лиц, является Федеральная Налоговая Служба (далее – ФНС). Некоммерческие юридические лица проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.

Процедура государственной регистрации юридического лица проводится в следующих случаях:

  • при создании организации;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • для внесения изменений в учредительные документы;
  • при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Но как обжаловать решение органа, который отказал в государственной регистрации юридического лица?

Основания для отказа в регистрации юридического лица

Перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). К таким основаниям в частности Закон №129-ФЗ в п.1 ст. 23 относит:

Данный перечень является исчерпывающим, то есть государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, не может в решении об отказе в регистрации юрлица ссылаться на основания, не предусмотренные в законе.

Однако зачастую сотрудники ФНС расширяют перечень оснований для отказа в регистрации. Так, неправильное заполнение какого-либо пункта заявления о государственной регистрации юридического лица, может быть истолковано как непредоставление документов.

Срок для принятия решения об отказе в регистрации не может превышать срок, установленный для регистрации юридического лица, который в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ составляет 5 рабочих дней со дня предоставления документов в государственный орган, который осуществляет такую регистрацию.

Не является основанием для отказа в государственной регистрации наличие спора, как судебного, так и третейского разбирательства:

Решение об отказе в государственной регистрации выдается заявителю либо законному представителю в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Обратите внимание!

Если в судебном порядке будет установлено, что незаконный отказ в регистрации юрлица либо уклонения от нее повлек за собой убытки, то в соответствии с п. 7 ст. 51 ГК РФ такие убытки компенсируются за счет средств казны РФ.

Таким образом, анализ Закона № 129-ФЗ решения об отказе в регистрации юридического лица условно делит на две группы:

  1. первая группа — решение об отказе в государственной регистрации юридического лица — например, подача документов для регистрации нового юрлица лицом, которое не имеет на это права;
  2. вторая группа — решение о государственной регистрации юридического лица — например, подача документов для внесения изменений в устав уже существующего юридического лица.

Разделение решений об отказе в регистрации юридического лица на группы имеет значение для правильного выбора способа обжалования решения налоговой инспекции.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

В соответствии со ст. 25 Закона № 129-ФЗ предусмотрено три способа обжалования решения об отказе в регистрации юридического лица:

  • подача жалобы в вышестоящий регистрирующий орган (инспекцию ФНС России по субъекту РФ);
  • подача жалобы в федеральный регистрирующий орган (ФНС России);
  • судебное обжалование.

Ранее подобные решения нужно было обжаловать в суде, теперь же в некоторых случаях предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования.

Общий порядок обжалования решений об отказе в регистрации юрлица происходит следующим образом:

  • если обжалуется решение об отказе в государственной регистрации юридического лица — направление жалобы в вышестоящую налоговую инспекцию. Если в удовлетворении жалобы будет отказано, то с жалобой следует обратиться или в ФНС России, или в суд. В суд можно обратиться только после того, как вам отказала областная налоговая инспекция;
  • если обжалуется решение о государственной регистрации (например, в проведении реорганизации юрлица или внесении изменений в учредительные документы) — жалоба подается по выбору заявителя или в вышестоящую налоговую инспекцию, либо в ФНС России, или в суд.

Однако из общего порядка Закон 129-ФЗ предусматривает исключения. Жалоба напрямую в ФНС России может быть подана с учетом условий:

  • вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, который отказал в регистрации является ФНС России;
  • вышестоящей инспекцией нарушен срок рассмотрения жалобы.

Порядок подачи жалобы установлен ст. 25.3 Закона №129-ФЗ. Составленную в письменном виде жалобу можно подать как непосредственно в вышестоящий налоговый орган, так и через налоговую инспекцию, чье решение обжалуется.

Подать жалобу можно как лично, так и почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением о доставке). Предусматривает закон и подачу в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сроки подачи жалобы на отказ в регистрации юридического лица

Закон ограничивает срок подачи жалобы на решение налоговой инспекции, который составляет три месяца с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется).

Если решение налоговой инспекции обжалуется в судебном порядке, то с соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление в суд подается в течении 3-х месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и интересов.

Если срок на подачу жалобы пропущен, то вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока, к которому необходимо приложить документы, подтверждающие уважительные причины пропуска срока.

В случае, когда жалоба принята к рассмотрению, то решение по ней должно быть принято в течение 15 дней со дня ее получения. Срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней (п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ).

Законодательство РФ не предусматривает специальных требований к форме жалобы, однако устанавливает ряд сведений, которые обязательно должны быть указаны в тексте:

  • Ф.И.О., место жительства заявителя либо наименование и адрес юрлица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

На практике нередки ситуации, когда при одних и тех же обстоятельствах выносятся противоречивые по смыслу решения. Это может повлечь за собой потерю времени, а в некоторых случаях и значительных денежных средств. Поэтому при подаче заявления о регистрации юрлица либо при обжаловании решения об отказе в регистрации в суд или в вышестоящие налоговые органы желательно привлечь квалифицированных специалистов. Наши юристы имеют обширную и успешную практику ведения таких дел, помогут разобраться с возникшей проблемой в краткие сроки независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Читать еще:  Открытие бизнеса и иммиграция в Канаду

Отказ в регистрации юридического лица ООО

При регистрации ООО многие зачастую сталкиваются с проблемой вынесения налоговым органом официального отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации ООО получают довольно часто, и всегда этот факт очень неприятен, так как вынесение отказа влечет за собой приличные материальные убытки (повторная оплата госпошлины и услуг нотариуса), трату времени, нерв и сил на выявление допущенных ошибок и их исправление при повторной подаче документов.

  • Онлайн подача в налоговую — 1 000 руб.
  • Наши услуги — 5 000 руб. (включая подготовку всех требуемых документов, открытие расчетного счета, изготовление печати, приказы, коды статистики и т.д.)

Причины отказа в регистрации ООО

Основные причины отказа при регистрации ООО — это допущенные ошибки в подготовке комплекта документов, в заполнении заявления по форме № Р11001, устава и протокола и договора, а также на результат регистрации влияет массовость юридического адреса и количество фирм зарегистрированных на участников или генерального директора.

Согласно статье 23 закона №129-ФЗ налоговая инспекция вправе отказать вам в следующих случаях:

  • Не предоставлен полный пакет документов, требуемых при регистрации ООО; Регистрационные документы заполнены с нарушением требуемых правил (допущены ошибки при заполнении формы № Р11001, договора об учреждении, устава общества, протокола №1, решения единственного учредителя, такие как: неверно указанные данные, неверные коды ОКВЭД, сокращения не соответствуют общепринятому регламенту, пропущены ячейки и неверно заполненные ячейки заявления. Также необходимо знать и учитывать как правильно нумеровать документы, как правильно писать коды ОКВЭД, и многое другое чтобы не получить отказ в регистрации)
  • Заявление о регистрации и документы предоставлены в налоговую инспекцию, территориальная ответственность которой не соответствует адресу постоянного проживания заявителя;
  • Недостоверность юридического адреса (юрадрес находится в списке массовых юридических адресов, документы на юрадрес не отвечают требованиям налогового органа, нет связи с собственником юрадреса или собственник не подтвердил факт аренды, не указаны детальные ориентиры: этаж, офис и т.д.);
  • Массовый учредитель или генеральный директор;
  • Задолженность участника или гендиректора по уплате налогов в ранее зарегистрированной фирме.

Инспектор налоговой инспекции, который принимает ваши документы при подаче на регистрацию не проверяет правильность их заполнения и наличия всех требуемых документов, а просто составляет перечень и вручает Вам расписку. Далее полученные документы передаются в отдел контроля, где их проверят и вынесут вердикт, то есть статус вашей регистрации. При обнаружении ошибок в заполнении документов, будет вынесен отказ в регистрации в регистрации юр лица.

В случае если Вам отказали в регистрации ООО необходимо получить решение об отказе, которое будет содержать основание отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 закона №129-ФЗ.

Обжалование отказа в регистрации ООО

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 ФЗ 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано путем подачи жалобы в порядке, установленным главой VIII.1 указанного ФЗ, в вышестоящий орган, в Москве это — Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве: 125284, г. Москва, Хорошёвское шоссе, дом 12А.

Если вы считаете что отказ вынесли неправомерно, то необходимо написать жалобу, образцы присутствуют в налоговых инспекциях на стендах и подать в канцелярию или отправить по почте в управление. Подать может заявитель или любое другое лицо по доверенности. Срок рассмотрение жалобы 20 дней, в случае отмены отказа документам будет присвоен входящий номер и будут повторно рассмотрены.

Повторная регистрация ООО

Получив на руки решение об отказе необходимо точно выявить допущенные ошибки, повлиявшие на отказ, чтобы при повторной подаче документов на регистрацию не допустить подобного. Выявить нарушения можно из полученного решения, если этого будет недостаточно, необходимо обратиться к инспекторам для получения подробной информации о допущенной ошибке, в противном случае допущенная ошибка повторится и Вы повторно получите отказ.

Учтите, в случае допущенной ошибки при регистрации ООО и вынесения отказа оплаченная госпошлина в размере 4 000 не возвращается, при повторной регистрации необходимо повторно ее оплачивать, а также оплачивать услуги нотариуса, стоимость услуг нотариуса для заверения подписи в среднем 1 200 — 1 500. Также налоговая не возвращает пакет документов, который тоже придется вновь формировать и подавать на регистрацию.

Помощь в создании ООО

Учитывая возможные риски, повторные расходы и затраты личного времени советуем Вам обращаться в специализированные компании. Например в компанию БУХпрофи, где опытные юристы регулярно отслеживают все изменения в законодательстве, что позволяет создать ООО с гарантией от отказов. Стоимость 6 000 рублей, включая все расходы, онлайн-подачу на регистрацию, печать и подготовку полного пакета документов для налоговой и банка, без дополнительных платежей.

Чтобы приступить к регистрации ООО скачайте анкету , заполните и пришлите нам. Наш специалист подберет требуемые коды ОКВЭД и пришлет вам на согласование, далее подготовит все требуемые документы и согласует с вами время встречи. Получить консультацию можно по телефонам: 8(495) 150-34-22 или 8(985) 727-83-30

Минимум Вашего участия, без дополнительных платежей и всего за пять дней мы откроем Вам ООО.

Образец печати на автоматической оснастке, кликнуть для увеличения.

Что получите после регистрации, кликнуть для увеличения .

При поддержке надежных партнеров!

Для наших клиентов открытие расчетного счета в банках партнерах осуществляется по упрощенной схеме.

Юридические лица: основания отказа в государственной регистрации

В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» называет исчерпывающий перечень оснований для возможного отказа в регистрации юридических лиц:

— непредставление определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.

На практике учредителям и заявителям приходится сталкиваться с требованием регистрирующих органов представить дополнительные документы для государственной регистрации. Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены перечни документов, необходимых для осуществления государственной регистрации. Иные документы регистрирующие органы не вправе требовать. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации по мотивам непредставления дополнительных документов может быть признан незаконным.

Об этом говорит и арбитражная практика — Постановления Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Западно-Сибирского округа от 4 июля 2005 года по делу №Ф04-4119/2005(12651-А70-33), от 9 ноября 2004 года по делу №Ф04-7229/2004(5295-А67-37), Постановление ФАС Московского округа от 11 апреля 2005 года по делу №КГ-А41/1311-05, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2003 года по делу №А43-3017/2003-26-102. Как видно суды исходят из того, что перечни документов представляемых для государственной регистрации исчерпывающе установлены соответствующими статьями Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В случае отказа регистрирующего органа на основании того, что документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган в решении об отказе должно быть указано в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его адрес;

Читать еще:  Обходные листы: практика применения

— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать указание на основание отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее срока, установленного статьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации может быть признано недействительным в случае вынесения его с нарушением установленного пятидневного срока (Постановление ФАС Московского округа от 1 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9377-03).

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд – часть 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

Ответственность регистрирующего органа.

Ответственность регистрирующего (налогового) органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц предусмотрена статьей 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка регистрации, а также за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно положению пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Согласно пункту 1 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений (документов) либо иных, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц, документов заинтересованным лицам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 2 статьи 14.25 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» – неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения — влечет для «чиновника» наступление уголовной ответственности.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия (непредставление или несвоевременное представление сведений необходимых для включения в государственный реестр, а равно предоставление недостоверных сведений) предусмотрена пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 1 статьи 14.1 КоАП РФ).

Непредставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50-ти минимальных размеров оплаты труда (пункт 3 статьи 14.25 КоАП РФ).

Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50-ти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет (пункт 4 статьи 14.25 КоАП РФ).

В соответствии с поправками, внесенными в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное предпринимательство», осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, влечет за собой уголовную ответственность.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В случае исправления допущенных грубых нарушений закона в требовании регистрирующего органа о ликвидации юридического лица может быть отказано (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2005 года по делу №Ф03-А16/05-1/1793).

В каждом конкретном случае должно быть установлено, в чем проявилось нарушение закона, а также имеют ли нарушения неустранимый характер.

Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (Постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2005 года по делу №КГ-А40/3899-05).

Более подробно с вопросами, касающимися юридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector