Пенсионная реформа в России

Пенсионная реформа в 2020 году — последние новости

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.

Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.

Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2018 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 9 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 13,8 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2018 года:

Проиндексированы фиксированные выплаты пенсионерам оставившим работу в сторону увеличения на 3,7%. Они стали равны:

  • 2 тыс. 491 руб. 45 коп. – тем, кто получает пенсию по инвалидности 3 группы и вследствие потери кормильца;
  • 4 тыс. 982 руб. 90 коп. – получателям пенсии по возрасту, а также инвалидам 2 группы;
  • 9 тыс. 965 руб. 80 коп. – для инвалидов 1 группы и пенсионеров достигших 80 лет.
  • 1 тыс. 660 руб. 97 коп. добавят пенсионерам, имеющим на попечении нетрудоспособных иждивенцев.

Следующая индексация страховых пенсий в размере 2,4% планируется на апрель 2018 года.

С 1 февраля социальные денежные выплаты ветеранам, инвалидам, сиротам, героям и другим лицам из Пенсионного фонда России проиндексированы на 2,5%.

Государственные пенсии для всех получателей также вырастут на 4,1% за счет индексации с 1 апреля 2018 года.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2018 года:

  • С 1 января 2018 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 81 рубля 49 копеек.
  • В 2018 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидят новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию будет увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

«Автор пенсионной реформы» подвел ее первые итоги

Экономист Владимир Назаров объяснил, почему пенсионный возраст повышали в такой спешке

05.01.2020 в 09:00, просмотров: 214780

Экономиста Владимира Назарова, директора научно-исследовательского финансового института Минфина, многие именуют «автором пенсионной реформы». Самому Назарову до пенсии далеко — ему 37 лет. В его послужном списке -институт Гайдара, членство в Комитете гражданских инициатив Кудрина, коллегии Минфина и экспертном совете при правительстве. Мы побеседовали с Назаровым о первых итогах пенсионной реформы и о том, почему она стартовала так неожиданно для россиян. Насколько слова г-на Назарова соответствуют реальной жизни, каждый может оценить сам.

— В некоторых СМИ вас называют «автором» и даже «злым гением» пенсионной реформы. А Википедия сообщает: «Принимал участие в качестве эксперта в работе рабочей группы по пенсионной реформе». Продолжаете ли вы сотрудничать с правительством в этом направлении?

— Самым активным мое взаимодействие с правительством по пенсионной тематике было до 2012 года, когда я сформулировал идею необходимости разных пенсионных систем для разных поколений. Эти идеи не секретны и каждый может с ними ознакомиться, например, в журнале «Вопросы экономики» за 2012 год.

Потом это были эпизодические встречи с экспертами на разных площадках. Сейчас в таком же режиме обсуждается развитие добровольных пенсионных накоплений.

Но автором пенсионной реформы я себя не считаю. Я, скорее, один из первых в российском экспертном сообществе, кто обратил внимание на необходимость модернизации самой философии классической распределительной пенсионной системы.

С переходом в постиндустриальное общество ослабевает связь между достижением пенсионного возраста и потребностью в социальной поддержке, которая может возникнуть гораздо раньше или гораздо позже общеустановленного пенсионного возраста. В ряде случаев эта потребность может выражаться не в регулярной выплате денег, а в услугах по уходу и присмотру, в обеспечении лекарствами, в помощи в трудной жизненной ситуации и так далее.

Читать еще:  Оплата ночных рабочих часов. Правовое регулирование

Долгое время именно пенсионная система была в центре общественной повестки, а важнейшие для нашей страны проблемы борьбы с бедностью, обеспечения граждан доступными лекарствами, помощи в уходе за пожилыми людьми оставались за рамками основной дискуссии.

Сейчас фокус внимания начинает понемногу смешаться в сторону решения конкретных проблем граждан в различных жизненных ситуациях. Я верю, что по этим вопросам рано или поздно будет достигнут значительный прогресс, что мы будем жить в обществе, где каждому вне зависимости от его возраста будет гарантирован минимальный доход и оказана необходимая помощь с лекарствами.

— Как вы оцениваете промежуточные итоги реформы?

— Основной итог на данный момент – это индексация пенсии для неработающих пенсионеров в начале 2019 года на 7,05%, то есть, почти вдвое выше прошлогодней инфляции.

Такая же ситуация повторится и в 2020 году: с 1 января пенсии вырастут на 6,6% при инфляции около 3%. Без повышения пенсионного возраста индексация пенсий едва-едва успевала бы за ростом цен. Таким образом, только за два года реформы рост пенсий обгонит инфляцию более, чем на 6%. Говорить о других итогах реформы, например, о стабилизации расходов Пенсионного фонда или влиянии на рынок труда, пока еще слишком рано.

— За счет повышения пенсионного возраста правительство предполагало урегулировать дефицит государственной пенсионной системы. Как с этим обстоят дела?

— Основной целью было сохранение размеров пенсий в условиях сокращения числа работников, за счет страховых взносов которых и выплачивались пенсии. Например, в 2019 году численность занятых, по данным официальной статистики, снизилась почти на миллион человек. Согласно демографическим прогнозам, такое снижение будет происходить еще как минимум 5-10 лет.

Речь о снижении дефицита бюджета Пенсионного фонда не шла, в текущих непростых демографических условиях практически ни одной развитой стране не удается добиться превышения доходов пенсионного фонда над расходами. Но и увеличивать дефицит пенсионной системы также невозможно – от этого могут пострадать расходы на другие направления социальной политики. Некоторые развитые государства пошли даже на снижение размера пенсий.

В России такой подход был и остается неприемлемым. В итоге повышение пенсионного возраста позволило одновременно увеличить индексацию самым уязвимым категориям пенсионеров – пожилым неработающим людям, и при этом не допустить неконтролируемого роста дефицита.

— Предполагалось, что число занятых на официальном рынке труда граждан будет расти. Какова ситуация сейчас?

— Повышение пенсионного возраста сможет в лучшем случае замедлить темпы снижения численности рабочей силы, но ожидать роста количества занятых не стоит. Именно поэтому реформа создает сейчас меньше рисков для населения старшего возраста, которое дольше остаётся на рынке труда, чем если бы эта мера осуществлялась десять-пятнадцать лет назад, когда численность занятых росла.

— Вопросы вызывает реализация пенсионной реформы. В развитых странах о таких вещах принято предупреждать заранее, например, в Германии уже сейчас известно, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году. Почему у нас это судьбоносное решение было принято в такой спешке? Люди не получили возможности адаптироваться к новой ситуации. Не лучше бы было пойти по пути референдума, как, например, в Швейцарии?

— В развитых странах сама идея повышения пенсионного возраста также не подвергается сомнению: пенсионный возраст за последние двадцать лет повышали как в Европе, так и практически во всех странах СНГ. Однако и там это не вызывает восторга населения, достаточно вспомнить недавние протесты во Франции. Причем острота общественной реакции далеко не всегда зависит от продолжительности подготовительного периода.

Действительно, в России реформа была проведена значительно быстрее, но это цена того, что решение откладывалось столь долгое время. Времени на раскачку уже не было, ведь повышение пенсионных возрастов — процесс длительный, основные результаты появляются через 5-10 лет после начала реформы.

Что касается референдума, то он в России неприменим, поскольку повышение пенсионного возраста безальтернативно, это единственный способ надежно, в долгую сохранить размеры пенсии в условиях старения населения. А пойти на их сокращение невозможно – пенсии и так относительно невысоки, а у государства есть определенные обязательства: выплаты должны индексироваться не ниже, чем инфляция, размеры пенсий не могут быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Замечу также, что референдум требует четкой постановки вопроса. Если спросить «Хотите ли вы повышения пенсионного возраста?», основная масса граждан во всех странах ответит «нет».

Если же спрашивать «Что вы предпочитаете: повысить пенсионный возраст, повысить налоги, снизить пенсии или урезать другие расходы?», — набор возможных комбинаций окажется столь велик, что вынести его на референдум не представляется возможным.

Поэтому в большинстве стран мира референдум по такому вопросу не проводят. Просто в какой-то момент политики берут на себя ответственность за своё решение и стараются по возможности снизить свои электоральные потери, убеждая людей в том, что альтернативы были хуже. А в большинстве случаев они действительно хуже.

— Сейчас, по прошествии года, можно ли говорить, что какие-то последствия пенсионной реформы были не просчитаны? Или технически все было сделано правильно?

— Сейчас мы не видим каких-то серьезных просчетов в самой пенсионной реформе, но есть ряд проблем в сфере соцзащиты населения.

Это, во-первых, введение уголовной ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста. Очевидно, что такая мера приведет к увеличению дискриминации по возрасту при найме сотрудников: работодатель лишний раз подумает, стоит ли ему нанимать такого работника, увольнение которого может повлечь для него уголовную ответственность.

Во-вторых, новые меры по сохранению населения старшего возраста на рынке труда (например, по переобучению) направлены почему-то только на лиц в предпенсионном возрасте, то есть за пять лет до выхода на пенсию. Но ведь абсолютно ясно, что повышение пенсионного возраста может увеличить риски на рынке труда и у более молодых групп населения – в возрасте 45-50 лет. Как мне кажется, новые программы должны включать большее широкий круг возрастов.

В-третьих, и это главное — по-прежнему остается актуальной проблема отсутствия в России двух важнейших программ, позволяющих значительно снизить социальные риски для наших семей: гарантированный минимальный доход и лекарственное страхование в амбулаторно-поликлиническом звене.

По обоим направлениям в последнее время были сделаны важные шаги: введена выплата на первого и второго ребенка для семей, у которых среднедушевой доход не превышает 2 прожиточных минимума, а с 2020 года стартует пилотный проект по обеспечению лекарствами граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания. Но, несмотря на эти шаги, мы еще далеки от создания универсальных общенациональных программ по поддержке доходов семей и обеспечению нуждающихся лекарствами.

— Одна из главных проблем российского рынка труда – большой теневой сектор, из-за которого бюджет и внебюджетные фонды (включая ПФР) недополучают значительные деньги. Создает ли правительство условия для нормального роста «белого» сектора?

— Я бы не стал относить большой теневой сектор к числу главных проблем российского рынка труда. Существует довольно четкая связь между уровнем экономического развития и неформальной занятости. И, если сравнивать Россию с близкими по ВВП на душу населения странами СНГ, Восточной и Южной Европы, то выяснится, что уровень неформальной занятости у нас близок или даже ниже, чем в этих странах.

Тем не менее, потенциал для снижения доли теневого сектора существует. Важный фактор, определяющий его размеры на рынке труда — административные барьеры в «белом» секторе экономики: чем больше налоги на труд и жестче трудовое законодательство, тем больше будет неформальная занятость.

Совокупные издержки по налогам на труд достаточно велики (вместе с НДФЛ – это около 40% от фонда оплаты труда), а трудовое законодательство зарегулировано. Поэтому некоторые работодатели предпочитают не заключать с работниками официальный трудовой договор, а нанимать на основании устных договоренностей или платить большую часть зарплаты в конверте.

Если ставить задачу снизить уровень неформальной занятости помимо ужесточения налогового администрирования, неплохо было бы снизить налоги на труд и создать государственную программу гарантированного дохода, чтобы предпринимателям было проще расторгнуть трудовые отношения с работникам, но те при этом оставались под защитой государственной помощи. Только совокупность этих мер позволит вывести заработные платы из тени, не убьет бизнес и сохранит занятность и доходы граждан.

— Сейчас почти 30% граждан (около 14 млн человек) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. Речь идет о военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих. Ничего подобного нет в других странах мира.

Многие из этой категории лиц, как правило, не имеющих хронических проблем со здоровьем и сохраняющих возможность работать, получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета. Справедливо ли это? Ведь досрочные пенсии дают немалую нагрузку на ПФР, кроме того, за них платят все граждане.

— Действительно, около трети граждан выходят на пенсию досрочно, вот только большую часть из них составляют вовсе не военные и полиция, а работающие во вредных и опасных условиях (например, шахтеры, работники химической промышленности), работающие на Крайнем Севере, учителя, врачи, инвалиды, многодетные матери – суммарно их как раз около трети от всех пенсионеров по старости. А вот пенсии по выслуге лет в России получают не более 5% всех пенсионеров.

По учителям, врачам и жителям крайнего Севера уже приняты решения о повышении возраста выхода на пенсию, но при этом режим их выхода на пенсию останется льготным по сравнению с большинством граждан. Что касается гражданских госслужащих, то они в России всегда выходили в общеустановленном пенсионном возрасте, никаких льготных возрастов у них нет. Напротив, пенсионный возраст для них начали поднимать еще в 2017 году, причем новый пенсионный возраст для женщин данной категории составляет 63 года, для мужчин – 65 лет.

Заголовок в газете: «Злой гений» реформы
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28166 от 10 января 2020 Тэги: Пенсии, Налоги, Экономика, Финансы, Бизнес Персоны: Алексей Кудрин Организации: Пенсионный фонд Места: Россия

Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Читать еще:  Оборотные средства предприятия. Использование и управление оборотными средствами

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.

Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).

Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Новая пенсионная реформа: Накопления на старость больше не будут сгорать

В Минфине и Центробанке определились с новой системой пенсионных накоплений. Об этом « КП » рассказали сразу два информированных источника, близких к разработке проекта. Система будет называться гарантированный пенсионный план. «Комсомолка» ознакомилась с проектом и приводит основные тезисы.

ТЕ ЖЕ НАКОПЛЕНИЯ, ВИД СБОКУ?

Новые предложения чиновников крайне похожи на то, что было заморожено 6 лет назад. По крайней мере, база останется без изменений. Наши накопления будут лежать в частных пенсионных фондах. Те будут вкладывать их в ценные бумаги и выплачивать инвестиционный доход. А при выходе на пенсию мы будем получать прибавку к пенсии. Но, как говорится, есть нюансы.

В целом, новая реформа выглядит гораздо более проработанной. Чиновники учли прежние ошибки и попытались их исправить. Система должна стать более надежной и более выгодной для граждан. Тем не менее заплатить за все это удовольствие придется нам. Гарантированный пенсионный план — это личные сбережения граждан. То есть копить на нашу будущую обеспеченную старость придется самостоятельно. Отщипывая по чуть-чуть от каждой своей зарплаты. Пойдет ли на это большинство россиян — большой вопрос.

Но давайте все же разберемся в нюансах.

ПРИНУДИТЕЛЬНО ИЛИ ДОБРОВОЛЬНО?

Новую реформу накопительной части пенсии в правительстве обсуждают несколько лет. Сначала чиновники хотели сделать систему добровольно-принудительной. То есть всем бы автоматом включали дополнительные отчисления на пенсию. А чтобы отказаться, пришлось бы писать заявление. Но потом от такой идеи «пенсионного рабства» решили отказаться. Теперь система полностью добровольная. Вот основные принципы:

1. Хочешь — откладываешь, хочешь — нет.

2. Сумма может быть любая. Хоть 1 рубль, хоть миллион. Главное, чтобы это было с официальной зарплаты.

3. Взносы можно в любой момент прекратить.

— Вдруг вы поняли, что вам эти отчисления критически важны, можно написать заявление и снизить взносы до нуля. Со следующего месяца работодатель перестанет их вычитать из зарплаты, — объясняет осведомленный источник «КП».

ВЫШЕ НАДЕЖНОСТЬ — ОДНО ОКНО

К нынешней накопительной системе (хоть и «замороженной») у большинства граждан есть недоверие. Негосударственные пенсионные фонды сами ведут реестр будущих пенсионеров и те информационные системы, в которых фиксируются наши сбережения. Центробанк, конечно, надзирает за фондами. Но возможность «смухлевать» и подтасовать отчетность все же есть.

Да и риск банкротства фонда никто не отменял. Система гарантирования хоть и работает, но по закону вернуть государство обязано только номинал. То есть те деньги, которые мы сами перечислили в фонд. А весь накопленный инвестиционный доход, увы, пропадает бесследно.

Читать еще:  Плюсы и минусы бизнеса на дому

Новая система такие риски должна снизить до нуля. Для этого появится специальный Пенсионный оператор. Его функции будет выполнять Национальный расчетный депозитарий. Он станет посредником между человеком и частным пенсионным фондом. То есть сначала работодатель будет отчислять деньги оператору, а уже тот будет перенаправлять их в выбранный НПФ.

— У Пенсионного оператора будет финальная версия правды или «золотая запись». То есть при любых спорах между клиентом и фондом, последнее слово будет за государственным администратором, — утверждает источник «КП».

Кроме того, теперь каждые пять лет на наших индивидуальных счетах будет фиксироваться несгораемая сумма. То есть при банкротстве фонда мы сможем получить не только номинал, но и часть наросших процентов.

СЧЕТ СТАНЕТ ОСЯЗАЕМЫМ

Сейчас подавляющее большинство россиян даже не знают, сколько у них пенсионных накоплений. Вроде бы переводил будущую пенсию в какой-то фонд. А в какой именно, уже не помню. И в личный кабинет на его сайте, естественно, не заходил.

— По нашей задумке пенсионный счет должен стать осязаемым. Например, когда вам приходит зарплата, то вы получаете смс о том, сколько вы получили и сколько у вас осталось на счете в банке. С пенсионными накоплениям будет точно так же. Каждый месяц вам будет приходить сообщение и вы будете видеть, как они растут, — объясняет источник «КП».

По его словам, в Федеральной налоговой службе для большего удобства обещали создать личный кабинет. В нем будет видно, сколько накопилось на счете. Плюс можно будет подгрузить дополнительную информацию. Например, о тех же пенсионных баллах. И сделать примерный расчет, какая пенсия вас ждет в будущем. С учетом как государственных выплат, так и собственных накоплений.

— Пенсионный оператор будет выполнять механизм одного окна, — объясняет источник «КП».

НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ

Естественно, чтобы народ стал откладывать себе на пенсию, его нужно замотивировать. И лучше всего деньгами. Новую программу софинансирования (была раньше «тысяча на тысячу») в правительстве запускать не хотят. Поэтому решили ограничиться налоговыми вычетами.

НАКОПЛЕНИЯ НЕ СГОРЯТ

Это, наверное, одно из самых главных и важных новшеств, до которого додумались чиновники.

— Мы проводили опросы среди населения. И выяснилось, что людей больше всего волнует вопрос наследуемости. Они хотят быть уверены, что накопленные деньги останутся в семье, а не перейдут государству, — говорит источник.

Нынешняя система действует так. Если человек не дожил до выплаты первой пенсии, то всю сумму получают наследники. Но если так случилось, что на пенсию он выйти успел, но умер через короткий срок после этого, то по закону вся оставшаяся довольно приличная сумма сгорает и семья не получает ничего. Это был самый главный минус старой системы.

— Новая система гибридная. Она, с одной стороны, бессрочная. А с другой, наследуемая, — объясняет источник «КП». — Формула довольно сложная. Мы делали различные расчеты и стресс-тесты. Все работает.

Примерную схему можно посмотреть на графике. Ее суть в том, что ту или иную сумму наследники получат в любом случае — не важно, когда произойдет смерть. То есть пенсионные накопления не будут сгорать, а останутся в семье.

ЗАЩИТА ОТ СОБЛАЗНОВ

При этом вытащить деньги до пенсии будет нельзя. Право на прибавку можно получить либо при наступлении пенсионного возраста, либо через 30 лет с момента первого взноса.

— Люди слабы. У вас есть пожизненный риск взять и потратить все накопления: на новую машину, квартиру или шубу. А сейчас государство даст техническую возможность противостоять соблазну залезть в кубышку, — говорит источник «КП».

При выходе на пенсию можно будет даже получить всю сумму сразу. Но тогда придется заплатить подоходный налог — 13%.

Исключение из правила тоже есть. Вытащить часть суммы получится, только если деньги понадобились на дорогостоящую операцию, при инвалидности и других сложных жизненных ситуациях (их перечень еще будут определять).

ПЕРИОД ОХЛАЖДЕНИЯ

Еще один плюс новой системы — на начальном этапе можно будет передумать и вернуть деньги. Период охлаждения чиновники хотят поставить приличный — шесть месяцев. То есть можно написать заявление, пять месяцев переводить часть зарплаты, а потом решить, что вам это не нужно и забрать все деньги.

— Никаких комиссий не предполагается. Вы просто приходите и говорите: «Ребята, сорри, я не тяну». И вам должны без вопросов вернуть все взносы, которые вы успели перечислить, — объясняет эксперт.

При этом приостановить платежи можно в любой момент.

ЛЬГОТЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

В проекте новой накопительной системы есть и преференции для ответственных работодателей. Если они захотят помогать своим сотрудникам больше накопить на пенсию, то получат налоговые льготы. В частности, они смогут снизить налогооблагаемую базу.

При этом введение гарантированного пенсионного плана не станет обузой для компаний. Ее обещают «вшить» в бухгалтерские системы, в первую очередь 1С. И тогда отчисления будут идти автоматически.

— Эта структура максимально снижает затраты как работодателей, так и пенсионных фондов. Грубо говоря, им не придется ради этого расширять штат кадровой службы, — объясняет источник.

Кроме того, за счет перевода средств из старой накопительной системы в новую, частные пенсионные фонды получат шанс заполучить новых клиентов, готовых возобновить ежемесячные платежи.

— У пенсионных фондов сейчас нет входящего потока. Они крутят только те деньги, которые у них остались после 2013 года. Поэтому им будет выгодно заманить людей на гарантированный пенсионный план. А уже потом убедить их, чтобы те стали делать ежемесячные взносы, — объясняет источник «КП».

НЕ ПОНЯЛ, ТАК МНЕ УЧАСТВОВАТЬ ИЛИ НЕТ?

Во-первых, это только проект, который еще будет проходить общественное обсуждение и согласование в правительстве и Госдуме . По опыту еще многое может поменяться. Поэтому выводы можно делать только предварительные. Во-вторых, даже если все будет согласовано, систему запустят лишь с 2021 года. Есть время подготовиться.

Тем не менее пошаговый план на первом этапе может выглядеть так:

— В любом случае лучше перевести деньги с обычного накопительного счета на гарантированный пенсионный план. Так будет надежнее и наследники будут благодарны.

— Затем на первом этапе можно поставить минимальный взнос — хоть 100 рублей в месяц. Главное, не больше 6% от официальной зарплаты. Нет смысла отдавать больше суммы, с которой можно получить вычет.

— А дальше, может, и втянетесь. И на приличную прибавку к пенсии сможете накопить.

ВАЖНАЯ РЕМАРКА

Стандартное государственное пенсионное обеспечение останется в полном объеме. На его размер новая реформа никак не повлияет. Напомним, сейчас из нашей зарплаты 22% отправляется в Пенсионный фонд России . Эти деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам. А работающим россиянам они записываются в виде пенсионных баллов. Их количество зависит от стажа и официальной зарплаты. Эти баллы будут конвертированы в рубли при выходе на пенсию.

Средний размер государственной пенсии по старости (страховой пенсии) сейчас составляет 15 тысяч рублей. К 2024 году власти обещают его поднять до 20 тысяч рублей. Собственные накопления будут прибавкой к этой выплате.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В России введут «пенсионный продукт». Что за фрукт?

Не прошло и года после повышения пенсионного возраста, а в Минфине снова решили поменять законы в этой сфере. Теперь чиновники хотят «улучшить» накопительную систему. И рассчитывают снова убедить нас, что мы будем жить, как европейские пенсионеры. Ну-ну. «КП» попыталась разобраться, что опять выдумали в Минфине и как нас будут мотивировать самим копить на старость. (подробности)

Кричевский: В гарантированном пенсионном продукте не уверены даже разработчики

Народный экономист Никита Кричевский в эфире Радио «Комсомольская правда» разобрал недавние предложения по пенсиям, частным СИЗО и наращиванию сельхозэкспорта , из-за которого россияне, возможно, станут меньше есть (подробнее)

Читайте также

«Роснефть» увеличит «зеленые» инвестиции на четверть

В ближайшие пять лет общий объем трат на экологию составит 300 млрд рублей

Почему Центробанк не сделает кредиты в России дешевыми, как в Европе

Можно ли одним простым решением запустить маховик российской экономики?

Бизнес-омбудсмен об отмене уголовной статьи за невыплату зарплаты: «До суда доходит четверть таких дел»

По словам Бориса Титова, следователям часто не удается доказать злой умысел, а причины задержек почти всегда объективны

В топку — проще?

Наш обозреватель Андрей Дятлов — о том, почему новость про сожжение очередных 1,5 тонн «санционки» в Петербурге вызывает недоумение

Госсовет предложил отменить уголовную статью за невыплату зарплаты

Больше того, следователей начнут наказывать за необоснованные экономические дела, а судей — за аресты по ним

Исследование: в Москве живет в два раза больше людей, чем по официальной статистике

Народ пересчитали по сим-картам

Черный сыр, съедобные ложки и алкогольное мороженое: Что придумывает бизнес, чтобы завлечь покупателя

Корреспондент «КП» продегустировала самые необычные новинки на рынке российского продовольствия

При производстве этого мяса ни одно животное не пострадало: как мы пробовали искусственную еду

Мир завоевывает синтетическая пища. Корреспонденты «КП» рискнули ее продегустировать

Олег Дерипаска заставил США рассекретить основания санкций

Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) по распоряжению суда представило список ранее «совершенно секретных» оснований для включения российского промышленника Олега Дерипаски в санкционный список

Центробанк расширил список оснований для блокировки банковских счетов

Бизнесу нужно быть еще осторожнее, считают эксперты

Почему не растут зарплаты: Заговор начальства или мы не умеем работать

«Комсомолка» узнала у экспертов, как можно в России поднять стоимость рабочей силы

Посылки из Китая запрещать не будут

Ученые уверены, что на бандеролях вирус не выживает

Может ли Россия прожить без китайских товаров

В гостях на Радио «Комсомольская правда» — экономист и публицист, а в прошлом зампред Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. Вместе с журналистом «КП» Алексеем Ивановым он обсудил, насколько Россия стала зависеть от импорта дешевых азиатских товаров

Почти половина мужчин недовольны, что женщины выходят на пенсию раньше

«Тему сближения пенсионных возрастов трогать нельзя», считают в Совете Федерации

Власти: Рынок первичного жилья в Крыму тормозят банки

Финучреждения затягивают рассмотрение заявок застройщиков и выдвигают дополнительные требования

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector