Преодоление трудных жизненных ситуаций

Трудная жизненная ситуация – что это в психологии. Поддержка и помощь, оказываемая в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация – значимые в настоящее время для личности условия, вызывающие негативные эмоции и угнетающие состояния. Трудные условия всегда носят субъективный характер, который выражается индивидуальной тяжестью переживания. Это всегда опасная ситуация. Она требует от личности адаптации к новым условиям. В противном случае это может вылиться в личностные, поведенческие, психические нарушения и расстройства.

Что такое трудная жизненная ситуация

Современное российское законодательство определяет термин «трудная жизненная ситуация» как «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».

Термин «жизненная ситуация» начал употребляться в психологии с начала XX века. Жизненная ситуация – это определенные в отношении конкретного человека условия, обстоятельства, потребности, ценности и представления, в совокупности влияющие на поведение и мировоззрение человека на этом конкретном этапе его жизни.

Трудной жизненной ситуацией называют условия:

  • не удовлетворяющие потребности личности;
  • противоречащие его убеждениям;
  • создающие негативные переживания.

Трудной ситуацией может быть смерть значимого человека, увольнение, потеря материального или социального статуса, болезнь, малообеспеченность, насилие и жестокое обращение, незапланированная беременность, развод и другие личностно значимые события.

Трудные условия могут возникнуть под влиянием как внешних факторов, так и внутренних. Суть в том, что человек не может решить проблему привычными способами. Для трудной жизненной ситуации характерно:

  • напряженность;
  • требование к решению личностью какой-то задачи;
  • необходимость изменения привычного поведения и жизнедеятельности.

Субъективно это осознается через состояние стресса, невозможность соответствовать новым требованиям, неопределенность перспектив. Трудная жизненная ситуация отличается от кризисной или экстремальной ситуации, которые более травматичны для психики.

Как правило, трудная жизненная ситуация вызывает противоречие интересов личности или интересов ее и общества. Человеку приходится выбирать новые пути достижения цели. Это критичная и в определенной мере переломная ситуация, для которой характерна социальная нестабильность человека.

Факторы трудной жизненной ситуации

На осознание человеком трудных условий влияют такие факторы:

  • поведенческий (понимание невозможности следования привычным образцам);
  • когнитивный (осознание нехватки знаний, умений и навыков для преодоления ситуации);
  • витальный (субъективное ощущение невозможности пребывания в этой ситуации);
  • экзистенциальный (осознание пустоты, переосмысление ценностей).

Структура трудной жизненной ситуации

Анализируя трудную жизненную ситуацию, нужно оценивать:

  • ее участников;
  • деятельность, которая развивается в рамках этой ситуации;
  • время и пространство развития событий;
  • переживания и личное видение ситуации главным участником.

Изучением трудных жизненных ситуаций занимается социальная психология. Работа с людьми, оказавшимися в таких условиях, ведется социальными психологами и работниками социальных служб.

Виды проблемных (трудных) ситуаций

Трудные жизненные ситуации принято классифицировать:

  • по возрасту субъекта (детские, подростковые, юношеские, взрослые);
  • по характеристикам (индивидуальные, групповые, семейные);
  • по реакции субъекта (адекватная или неадекватная, то есть активизирующая силы или тормозящая человека);
  • по уровню адаптации (активная, пассивная, приспособление).

Помощь в трудной жизненной ситуации

Цель работы в трудной жизненной ситуации – адаптация к новым условиям и стабилизация обстановки. В результате человек либо занимает активную жизненную позицию (благоприятная адаптация), либо становится приспособленцем (дезадаптация).

Возможны полезные (конструктивные) и неполезные (деструктивные) способы адаптации к ситуации. К конструктивным относится:

  • максимальное использование своего потенциала и ресурсов, помощи личностно значимого круга общения;
  • целенаправленное использование этих ресурсов и накопление социального опыта;
  • переоценка ситуации, поиск альтернатив и рассмотрение ее как множество возможностей, а не ограничений.

Деструктивными являются такие стратегии:

  • избегание, то есть игнорирование ситуации, попытки не замечать дискомфорта;
  • выбор стратегии без осмысления ее последствий;
  • поиск решения без достаточного осмысления ситуации (информации мало или она из некачественных источников);
  • использование чужих ресурсов без поиска собственных и тем более без их применения.

Преодоление трудной ситуации

Это активные действия человека по изменению ситуации. Например, если человек остался без работы, то он использует свои коммуникативные умения, связи, идет на курсы, любыми путями меняет ситуацию, стараясь избавиться от безработицы. Человек ищет информацию, раздумывает, вовлекает других людей, контролирует свои эмоциональные и психические реакции. Но такая стратегия не возможна в случае потери близкого человека. Тогда остается совладать с ситуацией.

Совладание с трудной ситуацией

Применяется в том случае, если для личности очевидно, что не все проблемы решаемы. Деятельность в этом случае направлена:

  • на сохранение самообладания, психического здоровья, устойчивости;
  • минимизацию вреда и стресса.

Такая стратегия актуальна в тех случаях, когда невозможно изменить ситуацию и приходится менять свое отношение к ней.

Совладание – это сознательные действия человека для достижения цели. Ни в коем случае не нужно путать с пассивным отношением и подсознательными механизмами психологической защиты.

Пассивное приспособление

Это вариант совладания, но оно направлено на изменение не ситуации, а личности человека. Такой стиль поведения может быть как основным, так и вспомогательным.

  • Приспособиться к ситуации можно с помощью принятия на себя чьей-то роли и соответствия ей. Актуально тогда, когда причинами трудной ситуации являются собственные нежелательные черты характера, например, неуверенность. Да, это подражание, но оно позволяет не занижать собственную самооценку и понемногу приобретать уверенность.
  • Определение границ своих возможностей – еще один вариант приспособления. Особенно актуально для ситуации болезни или инвалидности. Важно проанализировать, к чему организм готов, что способен делать, что может компенсировать, а что он безвозвратно утратил.
  • Предугадывание ситуации (проигрывание пугающего исхода) – еще один способ приспособления. Он помогает заранее проиграть трудную ситуацию и подобрать способы совладания с ней.

Переживание

С некоторыми ситуациями мы не можем совладать при всем желании, например, в случае болезни, старости, травли группой людей. Тогда остается переживать трудные моменты, меняя себя и видение мира.

Это всегда ломающие человека ситуации, которые никоим образом не могут удовлетворить потребности личности, соответствовать ее ценностям. Как правило, это необратимые условия, нарушающие гармонию личности. Ситуации, в которых человек не может изменить обстоятельства – самые сложные. После их преодоления жить как прежде точно не получится.

Преодолеваются они не с помощью действий и практик, а с помощью внутреннего эмоционального восстановления функционального равновесия жизни.

  • Это изменения внутреннего мира человека.
  • Это зашивание «дыр» души, поиски способов личностного развития в сложившихся условиях, создание новых смысловых связей между сознанием и жизнью, создание нового образа себя и мира.
  • Можно видеть это как испытание, проверку выносливости. Человек договаривается с самим собой, что пройдя все это, он сможет достичь самых нереальных вершин.

Начинается процесс переживания с включения защитных механизмов (вытеснение, избегание). Затем включается отрицание случившегося. После человек проходит остальные стадии и достигает конечной – принятие (признание и понимание ситуации).

Позитивное отношение

При любом варианте стратегии не помешает выработать позитивное отношение к ситуации. Как это возможно, и что под этим подразумевается? Существует две методики:

  • сравнивать свое положение с другими людьми («у меня еще не так плохо, как…»);
  • вспоминать свои предыдущие успехи («да, сейчас я, но зато…»).

Это не решит ситуацию, отчасти это пассивный метод, но он придаст уверенности и высвободит мысли для поиска новых решений либо позволит принять ситуацию, которую изменить невозможно.

Важно именно научить человека справляться с трудными жизненными ситуациями, а не предоставлять выход из конкретных условий. Ни один человек не застрахован от повторных проблемных ситуаций, потому нужно иметь развитую систему адаптации (адаптивную компетентность).

Фазы проживания трудной ситуации

Развивается адаптивная компетентность через несколько фаз:

  1. Бессознательная компетентность. Это образ мира и самой личности в ее представлении в нормальных, привычных условиях жизнедеятельности. Это сама собой разумеющая адаптация. Это опыт, который человек получил и использует в обычных, непроблемных ситуациях.
  2. Бессознательная некомпетентность. Это попытки человека применять привычные поведенческие модели в уже изменяющихся условиях, становящихся проблемными. Конечно, успешное применение усвоенных до этого стратегий уже невозможно. Сам человек еще не осознает серьезность и реальность изменений, потому и пользуется старыми техниками. Могут отмечаться непривычные, неадекватные реакции окружения на то, что человек делает. В силу того, что индивид еще не определяет ситуацию как новую, он упорно использует старые техники. По мере анализа и накопления информации, оценки поведения других людей, человек начинает осознавать ситуацию как трудную для себя. Первая реакция чаще всего – попытка приспособиться.
  3. Сознательная некомпетентность. Это стадия активных внутренних изменений, перестройка внутреннего мира, сбор информации, изучение своих ресурсов и поиск альтернатив.
  4. Сознательная компетентность. Человек выбрал тактику, но еще не может пользоваться ей на автомате. Чем больше он практикуется в применении техник на практике (с обязательной рефлексией и оценкой результатов), тем ближе становится фаза бессознательной компетентности, но уже для более широких условий. Тех условий, которые еще недавно были трудными для человека.

Как показывает практика, преодолеть трудную ситуацию без помощи специалистов и поддержки близких людей невозможно. Не стоит замалчивать проблему и бояться попросить о помощи.

Читать еще:  Основные правила и принципы ведения споров, переговоров

МНС Ромни. 2 Спеціальний регіональний центр швидкого реагування Оперативно-рятувальної служби цивільного захисту МНС

Наші поради

Абетка безпеки

Не секрет, что человек, находящийся в трудной жизненной ситуации или переживающий кризис, далеко не всегда имеет воз­можность обратиться за помощью к психологу. К каким же страте­гиям люди для того, чтобы совладать с трудностями или предотвратить эмоциональные нарушения?

Каковы основные резервы личности в преодолении сложных жиз­ненных ситуаций, которыми наполнена современная жизнь? От­веты на эти вопросы важны для сохранения внутренней гармонии человека.

Психологи, изучающие жизненный путь человека, обнаружи­ли, что на каждом этапе жизни есть свои трудные проблемы и тяжелые события, с которыми он (с большим или меньшим ус­пехом) справляется самостоятельно.

Основные способы и приемы преодоления трудных жизненных ситуаций можно объе­динить в следующие:

· преодоление и при­способление;

Человек может реагировать на тяжелые жизненные ситуации по-разному: безропотным смирением, по­давленностью, депрессией, а также избегать тяжелых ситуаций, подавлять мысли об источнике трудностей.

«Защищаясь» от внешнего мира, человек может прибегнуть к самопоражающему поведению — наркомании, алкоголизму, суициду, депрессии. Однако депрессия, подавлен­ность или употребление наркотических средств не могут считаться приемами преодоления трудностей, так как все они способству­ют сохранению прежней ситуации.

Способ №1 «Преодоление»

Действия, направленные на достиже­ние, на успех, на изменение трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень управления собой, поиск информации, интенсивные разду­мья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.

Активно преобразуя любую трудную ситуацию, человек зна­чительно изменяется, но изменения эти обычно он не осознает.

Порой жизнь ставит человека в такие ситуации, когда только изменение своей личности может привести к благополучию. В этом случае изме­нение своего характера и отношений к ситуации ста­новится основной моделью поведения.

Способ №2 «Приспособление»

(Приспособление к социальным нормам, общественным установкам, правилам дело­вых отношений и т.д.)

Овладев этим способом, человек легко вхо­дит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях, этот способ помогает при адап­тации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями мужа или жены и т. п. Однако способ имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в си­туации потрясений в обществе, когда резко изменяется образ жизни страны (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).

Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации общественных потрясе­ний. Данным способом чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно пользуются этим способом те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна тех­ника приспособления — забота об установлении и поддержании социальных контактов.

Способ № 3

«Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею»

Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные качества (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно приспособиться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т.д.).

Человек находит модель для подражания (это может быть знакомый, обладающий этим недостающим ка­чеством, герой кинофильма или книги, олицетворяющий уверен­ность) и в трудной ситуации принимает на себя роль этого персо­нажа: начинает иначе двигаться, по-другому говорить и даже по-другому себя чувствовать. Поскольку он не полностью отождеств­ляет себя с выбранной ролью, а лишь «играет ее», то все свои промахи и неловкость относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает не чувствовать смущения, не снижать при неудаче самооценку и быть более свободным от мнения окружающих.

Способ №4

«Мнение о себе как об удачливом человеке»

К такому приему прибегают люди, перенесшие много неудач и разочарований, причину кото­рых они обычно видят в отсутствии у себя качества «удачливости». Думая о себе как о преуспевающем человеке, «неудачники» как — бы дополняют себя особыми способностями, на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно.

Способ №5

Определение границ своих возможностей

Этот способ, как правило используется при резком изменении жизненных обстоя­тельств. Наиболее ярко она проявляется у тех, кто стал инвалидом. Эти люди вынуждены резко менять образ жизни. Но сначала они «определяют границы своих возможностей» (как человек, входящий в реку в незнакомом месте, или человек, идущий по боло­ту), прощупывают меру сохранившихся способностей и пытаются компенсировать потерянное. Отметим, что к таким же тактикам прибегают почти все люди, очутившиеся в новых или усложнив­шихся обстоятельствах.

Способ №5

Это прием, которым пользуются люди, имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступ­ления трудной ситуации (к примеру, смерти безнадежно больного родственника, собственной серьезной операции и др.). Этот способ имеет приспособительное значение: он позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наме­тить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы.

Пример эффективного использования со­владания — широко используемый в ряде зарубежных клиник опыт подготовки детей к предстоящей операции. Медсестры под руко­водством психолога организуют специальные ролевые игры, где имитируется вся ситуация операции (от предоперационной под­готовки до возвращения маленьких пациентов в палату, оконча­тельного выздоровления и выписки домой). Такая предваритель­ная психологическая подготовка позволяет снизить предопераци­онную тревогу детей и значительно ускорить их выздоровление

Яркий пример неэффективного совладания — «симптом святого Лазаря», который психологи обнаружи­ли при работе с семьями ВИЧ — инфицированных. Он состоит в том, что члены семьи начинают относиться к заболевшему так, словно он уже мертв и оплакан (вплоть до того, что избегают общения с больным, открыто готовятся к похоронам, собирая деньги на по­минки еще живого, отказываются оплачивать лечение зубов и т. п.).

Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К этим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения человека, негативными событиями

Прием №1 «Уход и бегство»

Уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психо­логической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуа­ции или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по служ­бе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становится у людей, переживших много разо­чарований и неудач, личностной особенностью). Такие люди сами определяют свой способ поведения как «последнюю линию за­щиты».

Прием №2 «Отрицание»

К распространенным приемам самосохранения относится от­рицание — отказ принять, что произошло ошеломляющее, трав­мирующее событие. Отрицание позволя­ет человеку перерабатывать трагические ситуации малыми доза­ми. После осмысления катастрофического события меняются созна­ние человека, его отношения к миру, появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в сознании человека.

Специфические способы преодоления

К ним принято относить следующие: «использовать шанс», «сопротивляться», «стать другим человеком», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «полагаться на других людей», «самоутверждаться», «проявлять агрессию в форме действия или критики», «отсрочивать удовлетворение своих потребностей» и др.

М етоды, применяемые в случае неудачи

Говоря о подобных методах, рассмотрим те из них, которые человек применяет в тех случаях, когда, не­смотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной и человек вынужден признать, что потерпел неудачу. Ведь если человек по­ставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был уверен в ее ре­шении и для совладания с ней собрал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

В такой ситуации он стремится любой ценой сохранить или восстановить позитивное отношение к себе, чувство личного бла­гополучия.

Приемы, обесцениваю­щие неудачу

Эти методы не требуют от человека болезненной перестройки отношения к себе и позволяют снизить тяжесть эмо­циональных переживаний. Среди этих приемов отметим сле­дующие.

Обесценивание объекта. Человек снижает значимость для себя того, к чему стремился, но не смог достичь (поступление в вуз, выход замуж, завершение диссертации и др.). Тем самым он обес­ценивает свою неудачу («Это не самое важное в жизни», «А оно мне надо?») и старается вписать печальную ситуацию в историю своей жизни как незначительный биографический эпизод.

Коррекции своих ожиданий и надежд. Поскольку неудача — это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от цен­ности, ради которой были собраны все силы, человек мо­жет прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это при­обретает форму уменьшение потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.

Принятие ситуации такой, как она есть. В прак­тической психологии эту технику порой называют «терпением» или употребляют для ее обозначения словосочетание «отпустить ситуацию» (смысл этого выражения — прекратить безуспешные действия по изменению ситуации). Это не пас­сивный ответ на тяжелые обстоятельства, а осознанное решение, которое человек принимает после анализа своей жизненной ситуа­ции и сравнения своего положения с положением людей, нахо­дящихся в еще более бедственном положении. Эта техника вполне уместна для ситуации тяжелой болезни или инвалидности, огра­ничивающей возможности человека.

Позитивное толкование своей ситуации. Этот метод схож предыдущим. Он состоит в том, что человек использует различ­ные варианты сравнения: сравнивает себя с теми, кто находится в еще более незавидном положении («идущее вниз сравнение»), или вспоминает о своих успехах в других областях и ситуациях примерно в такой форме: «Да, я не достиг этого, но зато. » («иду­щее вверх сравнение»). У многих в памяти такие защитные фразы одной из не слишком успешных героинь популярного фильма Э.Рязанова «Служебный роман»: «Я живу за городом, но зато ря­дом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т. п.

Читать еще:  Отчет о движении денежных средств (форма Ф-4)

Обе эти техники выступают как формы психологической пере­работки жизненной ситуации. Остается загадкой, почему люди несравнивают свое бедственное положение с положением людей, находящихся в несравненно лучших условиях.

Не смотря на то, что приспособление к об­стоятельствам свидетельствует о неспособности овладеть своей жизнью, о пассивной модели поведения. Однако в реальной жизни все не так однозначно: порой временное приспособление выступает как мудрая, учитывающая особенности ситуации и жиз­ненные перспективы переживания трудной для чело­века ситуации. Простейший пример этого — ситуация вхож­дения в новый коллектив: человек разумно отказывается от оп­ределенных форм поведения и самоутверждения, чтобы получить работу в престижной фирме и быть принятым в новом коллекти­ве. Более сложный вариант — приспособительное покорное пове­дение во имя свободы в будущем.

Оставим за каждым человеком право самостоятельно выби­рать из своего репертуара те стратегии и техники, которые по­могут ему справиться с жизненными трудностями. Далеко не все в своей жизни он может изменить. И боль исключить из челове­ческой жизни нельзя. И страдания. И потери. И многое другое. В лучшем случае человек может, трезво осмыслив ситуацию, на­править свои усилия на исправление того, что поддается изме­нению, и найти способы сосуществовать с тем, что изменить невозможно.

— Находясь в трудной жизненной ситуации, не замыкайтесь в себе. Рядом всегда найдется человек, способный выслушать и понять. Став на путь молчания, вы отказываете друзьям в возможности выслушать вас и разделить ваши чувства и обрекаете себя на еще большую изоляцию и одиночество.

— Постарайтесь найти свое место в мире, обозначьте новые интересные цели, продумайте пути их достижения.

— Переключиться на другие аспекты жизни. Во время переживаний человек поглощен негативными мыслями; ему кажется, что в будущем его ничего хорошего не ждет. На самом деле, возможность отпустить свои переживания дарует человеку чувство обновле­ния, духовного преображения, возможности изменения к лучшему.

— Проявляйте свои чувства, не скрывайте отчаяния, плачьте, если хочется, смейтесь, не игнорируйте свои эмоциональные потребности.

— Следите за своим здоровьем, по возможности хорошо питайтесь, ибо ваше тело после истощающего переживания нуждается в подкреплении.

— Уравновесьте работу и отдых.

— Пройдите медицинское обследование, если будет в этом необходимость.

— Проявите к себе терпение. Вашему телу, уму, вашей душе потребуется время и усилие для восстановления после переживания тяжелой ситуации.

— Можно искать утешение в религии.

— Делайте то, что необходимо, но отложите важные решения. Начните с малого. Это поможет вам восстановить чувство уверенности.

Рекомендации «Как выйти из трудной жизненной ситуации»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Рекомендации «Как можно выйти из трудной жизненной ситуации?»

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди обучающихся.

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации , и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает один из ФЗ РФ — « Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть ». В этом законе приводятся и несколько примеров трудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях преодоления трудных жизненных ситуаций .

Для начала предлагаю определить, от чего возникает трудная жизненная ситуация .

Это могут быть финансовые проблемы, связанные с кредитом

Проблемы с начальником, касающиеся сверхурочных работ

Отношения в семье или с новыми соседями

Отсутствие перемен в окружении

Да что угодно может загнать нас в трудную ситуацию.

Трудная ситуация выводит человека из равновесия. Для выхода из нее иногда бывает очень сложно найти решение. Это может быть связано с недостаточным количеством информации, которой располагает человек, или же наоборот с избытком, что затрудняет поиск решения. Эмоциональные переживания связанные с неприятными ситуациями оказывают влияние на активность мозга, повышая или понижая его, что тормозит принятию решения.

Трудные жизненные ситуации вызывают неприятные эмоции и поэтому становятся эмоционально труднопереносимыми. Примером этому может являться эмоциональное переживание человека, который идет на собеседование перед устройством на новую работу.

Иногда при известии о смерти близкого человека мы становимся не способны выполнять даже самые простые и привычные дела. В этом случае эмоционально трудная ситуация осложняет процесс ориентации и становится трудноразрешимой.

Однако есть люди, которых привлекают трудноразрешимые задачи, и к ним относятся шахматисты, ученые, изобретатели. Они сами активно ищут интеллектуальные и практические трудности, бросая вызов телу и мозгу.
Трудности познавательного характера рассматриваются как условие или результат этих ситуаций.

Есть несколько выходов, как поступить с той или иной трудностью:

Ничего не предпринимать

Борьба — естественная реакция организма, но так человек попадает в водоворот агрессии, и, в конце концов, он ломается.

Ничего не делать-то, как обычно и поступаем все мы. Сдержанно выносим все удары, просто потому что боимся показать себя и дать отпор.

Бегство бывает разным.?
Химическое бегство (таблетки, алкоголь, наркотики) позволяет забыть агрессию и при таком состоянии реальность перестает восприниматься.
Географическое бегство — смена декораций, но от себя и своих проблем не убежишь.
Бегство артистическое — вот что самое интересное. С помощью него создаются величайшие предметы искусства, когда агрессия трансформируется в чистую энергию и дает нам творить прекрасные вещи. Это выброс эмоций.

Рекомедации «Как можно выйти из трудной жизненной ситуации?»

Не вините себя.
Склонность винить себя во всех своих неудачах — это не выход, ведь вы можете быть ответственны за себя и свои поступки. А значит, только вы можете изменить свою жизнь, выбрать правильное решение, найти выход из ситуации.

Не торопитесь.
Трудные жизненные обстоятельства способны вызвать тревогу, панику, раздражение, а эти факторы могут выбить из колеи и не помогут сделать правильный шаг в сторону решения проблемы. Не принимайте решений «на горячую голову», сделайте передышку. Постарайтесь расслабиться — прогуляйтесь, полежите в ванной, выпейте травяной чай.

Найдите источник бед.
Необходимо точно определить, какие чувства вы испытываете. При сильной обиде, злости, ревности разум не позволяет воспринять действительность правильно. Необходимо помнить, что все пройдет и ваши трудности уже через некоторое время будут восприниматься как пустяки.

Поймите, в чем проблема.
Не помешает тут и ручка с бумагой, ведь за мыслями часто не угонишься — а тут все будет структурировано. Вам нужно полностью описать сложившуюся трудность, а потом выяснить ее самый плохой исход. Если вы уже знаете худший вариант — это лучше, чем неизвестность. Затем вам нужно написать самый хороший исход ситуации. В соответствии с ним уже напишите план действий, который поможет достичь этого благоприятного исхода.

Если же вы не знаете исход проблемы, то придумайте ее вероятные варианты, а затем по мере течения жизни у вас будет конкретизироваться факторы и может вы сможете повлиять на ситуацию. Не живите в подавленном состоянии, отвлекайтесь, займитесь тем, чем нравится, отдохните. Воспринимайте трудную ситуацию как важный жизненный опыт.

Поиск — вот что требуется при любой проблеме, ведь выходов всегда много. Превращайте агрессию и энергию трудностей в свое русло.

Читать еще:  Правила ведения деловой переписки по электронной почте

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Модификация опросника SVF 120 В. Янке, Г. Эрдман
Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС) Н. Водопьянова

Цель: диагностика типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг-стратегий).
Инструкция: Почтите внимательно каждое преодоление и оцените, поставив крестик в соответствующую графу, насколько то, что в каждом из них утверждается, соответствует тому, что вы обычно думаете, делаете, переживаете, когда кто-то или что-то вывело вас из состояния равновесия или вам что-либо вредит.

Когда мне кто-либо или что-либо вредит (наносит ущерб, стесняет), выводит из состояния психического равновесия, то я.

Пытаюсь сконцентрировать свою мысль на чет-то другом

Говорю себе: «не смиряйся», «бороться и побеждать»

Ищу того, кто бы поддержал меня

Говорю себе, что мне упрекать себя не в чем

Избегаю контактов с другими

Начинаю курить или курю намного больше обычного

Впредь избегаю подобных ситуаций

Постоянно спрашиваю себя, что я снова сделал(а) неправильно

Говорю себе: «Ничего страшного»

Тщательно обдумываю свое дальнейшее поведение

Повышаю свою физическую (мышечную) нагрузку

Жалею себе (чувствую жалость к себе), обиду на других

Пытаюсь уйти от решения проблемы

Говорю себе, что я преодолею

Не могу долгое время думать ни о чем другом

Быстрее, чем другие, справляюсь с ситуацией

Пытаюсь разобраться в деталях ситуации

Принимаю успокоительные средства

Начинаю заниматься чем-то другим (переключаюсь на другую деятельность)

Советуюсь с другими, как мне себя вести

Ем что-либо вкусное

После того, как что-то случилось, долгое время анализирую, почему это произошло

Думаю: «Надо как можно быстрее уйти из ситуации»

Говорю себе: «Ты должен(а) собраться с силами»

Стараюсь дышать совершенно спокойно и равномерно

В будущем при появлении первых же признаков ссоры избегаю подобной ситуации

Говорю себе: «Тебе нечего стыдиться»

Говорю себе: «Это забудется со временем»

Стремлюсь быстрее решить проблему

Стремлюсь к общению с другими людьми

Сознательно начинаю думать о своих успехах

Я не доволен(а) собой

Смотрю что-нибудь приятное по телевизору или читаю увлекательную художественную литературу

Думаю: «Только не сдавайся»

Радуюсь, что отношусь ко всему спокойнее, чем другие

Принимаю меры для того, чтобы устранить причину

Мне на ум приходят мысли о «побеге»

Завидую другим, с которыми такое не происходит

Должен(на) рассказать другим о случившемся

Говорю себе: «Я ничего не могу поделать»

Чувствую потребность чем-то ударить по стене или что-то бросить

Занимаюсь чем-либо, что меня отвлекает от случившегося

Не знаю, как себя вести в данной ситуации

Постараюсь преуспеть в чем-либо другом

Намереваюсь в будущем избегать подобных ситуаций

Изолирую себя от своего окружения

Говорю себе: «Время лечит»

Думаю, что судьба несправедлива ко мне

Говорю себе: «Другие не смогли бы так легко пережить»

Испытываю потребность в алкоголе

Пытаюсь перебороть свое возбужденное состояние

Это еще долго беспокоит меня

Говорю себе: «Ты ни в коем случае не должен сдаваться»

Упрекаю (обвиняю) себя

Пытаюсь расслабиться, отдохнуть от всех дел

Обращаюсь к делам, успех которых мне обеспечен

Мне кажется все безнадежно

Срываю зло (недовольство) на других людях

У меня одно желание: как можно быстрее «убежать» от этой проблемы

Прошу кого-нибудь помочь мне

Делаю что-либо приятное для себя

Думаю: «Я несу ответственность за сложившуюся ситуацию»

Подготавливаю план действий по преодолению трудностей

Говорю себе: «Все вскоре образуется»

Пытаюсь сохранить самообладание

Думаю: «В будущем не хочу опять попасть в такую ситуацию»

Хочу немедленно выпить что-нибудь спиртное

Говорю себе: «Только не падай духом»

Я еще долго думаю о случившемся

Пытаюсь избежать ситуации

Покупаю себе что-то, что я давно хо- тел(а) иметь

Говорю себе: «В конце концов, это была моя ошибка»

Не хочу никого видеть

Владею собой намного лучше, чем другие в такой ситуации

Пускаю в ход все лучшие качества, умения

Могу согласиться с тем, что всегда именно мне не везет

Ищу то, что может меня обрадовать

Отдыхаю и расслабляюсь

Решаю, какие у меня есть возможности для преодоления ситуации

Должен(а) услышать чье-либо мнение по этому поводу

Пытаюсь проконтролировать свое поведение

Ухожу с головой в работу

Пытаюсь понять, в чем моя вина

Думаю: «Завтра наверняка обо всем забуду»

Решаю, что все это не имеет никакого значения

Принимаю снотворные средства

Активно начинаю изменять ситуацию

Больше всего мне хочется побыть одно- му(ой)

Меня все раздражает

Думаю: «Не миновало меня ничего»

Пытаюсь разобраться в проблеме с использованием других источников

Говорю себе: «Ты справишься с этим»

Успокаиваюсь быстрее, чем другие

Внимательно слежу за тем, чтобы в такую ситуацию больше не попадать

Думаю о чем-то, что меня расслабляет

Вновь и вновь мысленно проигрываю всю ситуацию

Пытаюсь отвлечься от случившегося

Пытаюсь обсудить проблему с кем-либо

Исполняю какое-либо свое заветное желание

Думаю я не виновен(на)

Решаю покориться судьбе

Убеждаю себя, что все это не важно

Мне все мешают и раздражают

Принимаю какие-либо лекарства

Говорю себе: «Не теряй самообладания»

Никак не могу освободиться от мысли о случившемся

Каким-либо образом отвлекаю себя от произошедшего

Воспринимаю случившееся легче, чем другие

Закрываю глаза и пытаюсь расслабиться

Добиваюсь признания в других областях

Пытаюсь как следует выяснить причины, которые привели к данной ситуации

Спрашиваю себя: «Почему именно со мной должно было это произойти?!

Размышляю над тем, как я впредь смогу избежать подобного

Думаю: «Не во мне причина того, что произошло»

Мне больше всего хочется просто убежать

Анализ результатов проводится, с одной стороны, по отдельным шкалам (сумма набранных баллов), с другой — по вторичным оценкам (Установление общей суммы позитивных и негативных стратегий, а также оценок, которые относятся к группам: Положительный 1, Положительный 2, Положительный 3. Полученные результаты вносятся в протокол профиля.
В том случае, когда оценки необходимо сравнить с оценками других лиц или соответствующей группы, полезно использовать стандартизированные оценки. Для стандартных оценок может использовать протокол профиля стандартных оценок. Это подходит и для представления результатов в сравнении с составленными сами пользователем групповых данных

Протокол профиля

Шкалы 1-10 касаются действий, которые направлены на уменьшение (снижение) стресса и принципиально пригодны для этого. Они обозначены кратко как «позитивные стратегии»
Шкалы 13-18 касаются путей преодоления стресса, которые могут усилить стресс, кратко — «негативные стратегии».
Шкалы 11 — «социальная необходимость поддержки», 12 — «избегание», 19 — «агрессия», 20 — «прием лекарств» не могут быть отнесены однозначно к одной из этих категорий.
В то время как негативные стратегии в целом относительно гомогенны, внутри позитивных стратегий дифференцируются три диапазона.
Положительный 1 — охватывает шкалы 1-3, которые касаются когнитивных стратегий преодоления стресса в смысле снижения его значимости (защита),
Положительный 2 — шкалы 4-7, которые показывают тенденцию к отвлечению от стресса, то есть обращению к позитивным ситуациям, состояниям, исключающим стресс;
Положительный 3 — шкалы 8-10, которые касаются действий по контролю стрессовой ситуации, вызванных ею собственных реакций и необходимого в этом случае приписывания себе способностей для его определения.

Ключ и характеристика шкал (стратегий)

Снижение значения стрессовой ситуации
Вопросы: 10, 31,50, 67, 88, 106

Снижать значение силы, продолжительности или тяжести напряжения

Самоодобрение
Вопросы: 17, 38, 52, 77, 97, 113

Приписывать себе меньший стресс по сравнению с другими

Самооправдание
Вопросы: 5, 30, 65, 89, 104, 119

Подчеркивать отсутствие личной ответственности

Отвлечение
Вопросы: 1, 20, 45, 59, 101, 111

Отказываться от связанной со стрессами активности, отвлекаться от ситуаций

Замещение
Вопросы: 22, 36, 64, 74, 80, 103

Обращаться к позитивным ситуация, к активности, делать себе что- либо приятное

Самоутверждение Вопросы: 32, 34, 47, 83, 91, 115

Обеспечивать себе успех, признание и самоутверждение

Психомышечная релаксация
Вопросы: 12, 28, 58, 81, 99, 114

Расслабление полное или отдельных частей тела, отдых

Контроль над ситуацией Вопросы: 11, 18, 39, 66, 95, 116

Анализировать ситуацию, планировать и исполнять действия по контролю (решения проблемы)

Самоконтроль/ Самообладание
Вопросы: 26, 54, 68, 78, 85, 109

Контролировать собственные реакции, свое поведение, сохранять самообладание

Позитивная самомотивация
Вопросы:2, 15, 37, 56, 71, 96

Приписывать себе компетенцию и способность контроля

Поиск социальной поддержки
Вопросы: 3, 33, 42, 63, 84, 102

Искать беседу (дискуссию), социальную поддержку и помощь

Антиципирующее избегание
Вопросы: 8, 29, 48, 69, 98, 118

Намереваться предотвращать подобные стрессовые ситуации в будущем или избегать их

Бегство от стрессовой ситуации
Вопросы: 14, 24, 40, 62, 73, 120

Безропотная тенденция ухода от напряженной ситуации

Социальная замкнутость
Вопросы: 6, 27, 49, 76, 86, 92

Уединяться от других

«Заезженная пластинка»
Вопросы: 16, 23, 55, 72, 100, 110

Не уметь отвлекаться мысленно, постоянно раздумывать над ситуацией («ломать голову»)

Беспомощность
Вопросы: 4, 21, 43, 46, 60, 105

Сдаваться с чувством беспомощности, безнадежности, разочарованности

Жалость к себе
Вопросы: 13, 41, 51, 79, 94, 117

Сочувствовать самому себе, завидовать другим

Самообвинение
Вопросы: 9, 25, 35, 57, 75, 87

Приписывать напряжение собственным ошибочным действиям, обвинять во всем происходящем себя

Агрессия
Вопросы: 44, 61, 82, 93, 107, 112

Реагировать раздраженно, сердито, агрессивно

Прием лекарств
Вопросы: 7, 19, 53, 70, 90, 108

Принимать психотропные средства (лекарства, алкоголь, табакокурение)

Необходимо определить доминирующие копинг-стратегии, а также соотношение позитивных и негативных стратегий. Разработать рекомендации по коррекции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector