Что может проверить полиция

Энциклопедия решений. Полицейские проверки

Такого юридического термина, как «полицейские проверки», не существует. Вне правового поля под ним понимают разнообразные мероприятия, которые полиция проводит в отношении организаций и ИП, если эти мероприятия имеют хоть сколько-нибудь проверочный характер. При этом законодательство содержит немало разных поводов для визита полицейских. И по каждому из этих поводов проверочные мероприятия будут отличаться — и по срокам, и по характеру, по оформлению, способам обжалования и т.п. В связи с этим написание одного материала по полицейским проверкам «вообще» невозможно. Тем не менее, все законные поводы для появления полицейских на Вашем пороге можно свести к нескольким группам — в зависимости от того, главного, федерального закона, которым полицейские будут руководствоваться при проведении своего мероприятия.

Кроме того, существуют и некоторые общие черты, характерные для любых «полицейских проверок».

Самое главное — на «полицейские проверки» совершенно не распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Закон N 294-ФЗ*(1). На это указывает сам закон: его положения не применяются при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ), производстве дознания, проведении предварительного следствия, при проведении административного расследования (п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 1 Закона 294-ФЗ). Следовательно, информация об этих проверках не появится в Едином реестре проверок и им не присваивается учетный номер указанного реестра.

Следовательно, все эти визиты полицейских (условно назовем их проверками) не могут быть заранее Вами спрогнозированы даже при должной осмотрительности и добросовестности*(2). Все они априори внеплановые.

На полицейские проверки не распространяется трехлетний мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов малого бизнеса ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

Далее, полиция не обязана заранее уведомлять о своем скором появлении (а во многих случаях и вовсе должна до поры действовать скрытно). Более того, не всегда полицейские и на входе предъявляют свои удостоверения, предупреждая о своих намерениях. Иногда они проходят на предприятие, в офис и т.д. под видом курьеров, клиентов или посетителей. И уже когда разговор с таким «посетителем» не клеится по обычному сценарию, сотрудники проверяемой фирмы с ошеломлением узнают, что перед ними полицейский. Эффект внезапности, как правило, оглушает и парализует сотрудников проверяемой организации, и полицейские вовсю пользуются психологическим преимуществом. К сожалению, противодействовать этому можно только путем ужесточения проходного режима в организации.

Действия полиции не подлежат согласованию с прокуратурой. Зато для проведения некоторых полицейских мероприятий необходимо судебное решение.

Наконец, проведение «полицейской проверки» — это повод для получения квалифицированной юридической консультации. Особенно это касается индивидуальных предпринимателей и небольших фирм: «своими силами», как при иной проверке, здесь не обойтись, потому что может возникнуть срочная необходимость принимать важные процессуальные решения. Да и обжалование действий полиции (во многих случаях) предполагает достаточно сложную процедуру и проработанную доказательственную базу.

Количество конкретных поводов к проверке достаточно велико. Однако все они, в конечном итоге, сводятся к четырем типам действий:

1. деятельность в рамках уголовного процесса (то есть раскрытие преступлений, предусмотренных УК РФ, в рамках возбужденного уголовного дела),

2. деятельность в рамках оперативно-разыскной деятельности, или ОРД (которая, по идее, тоже должна обслуживать исключительно уголовный процесс),

3. деятельность в рамках доследственной проверки сообщения о преступлении (это «стык» уголовного процесса и ОРД),

4. деятельность в рамках административного процесса (пресечение и наказание за проступки, предусмотренные КоАП РФ и аналогичными законами субъектов РФ).

Из этих четырех первый и последний виды деятельности регламентированы УПК РФ и КоАП РФ, сопровождается составлением процессуальных документов установленный формы и вообще всякими проволочками. У каждого действующего лица тут есть свой статус, свои права и обязанности, с которыми они, как правило, должны быть и ознакомлены. На этом поле действия полиции могут быть (и должны быть) проконтролированы заинтересованными субъектами, и здесь имеется возможность для эффективного обжалования нарушений.

Что же касается оперативно-разыскной деятельности, то таковую в принципе нельзя формализовать (а потому эффективно обжаловать). Эта деятельность есть не что иное, как быстрое, даже мгновенное, реагирование власти на непосредственные угрозы. Если полицейский, условно, видит драку, он вмешивается тут же, не дожидаясь указания сверху, без оформления рапорта и спецдонесения. Такая быстрота является необходимой в борьбе с преступностью, и, конечно, она легализована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). А ее теневой стороной и является превышение полномочий или использование их не по назначению. Однако правовых средств борьбы с этим явлением крайне мало — потому что широкие возможности для обжалования оперативно-разыскной деятельности выбивали бы почву из-под ног и «хороших» правоохранителей, чего государство допустить не может. Тем не менее, требовать соблюдения режима законности необходимо и от полицейских.

Как узнать в рамках какого вида деятельности к вам пришла полиция? Очень просто — их нужно прямо об этом спросить. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) при обращении к гражданину полицейский обязан представиться (то есть назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение), после чего сообщить причину и цель обращения. Если из услышанного Вы не уяснили причину и цель визита, обязательно переспросите, просите объяснить Вам подробнее и понятнее. Согласно части 5 упомянутой статьи Закона о полиции, полицейский обязан внимательно Вас выслушать и «принять соответствующие меры в пределах своих полномочий» (то есть дать пояснения) либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Удобнее всего сразу уточнить у полицейских, на основании какого правого акта проводится (будет проводиться) полицейское мероприятие: на основании КОАП РФ, на основании УПК РФ или же на основании Закона об ОРД? После уяснения этого ключевого момента Вы можете с помощью таблицы обнаружить и вполне конкретную причину для визита полицейских.

Что делать, если к вам в офис пришла полицейская проверка?

Ведущий юрисконсульт юридической фирмы Alta Via

Ведущий юрисконсульт юридической фирмы Alta Via Олег Харечко рассказывает, что делать, если к вам в офис пришла полицейская проверка.

Разбираемся, что это значит и как себя вести.

1. Во-первых, почему она может прийти?

  • Когда уголовное дело уже возбуждено: чтобы провести обыск (выемку);
  • Когда уголовное дело еще не возбуждено: чтобы проверить информацию о правонарушении.
Читать еще:  Что делать, если пристает начальник

Информация, которую полицейские должны проверить, может поступить к ним по заявлению от любого источника: конкурентов, недовольных сотрудников, банков или налоговых органов и так далее.

Если компания участвует в госзаказах, проверка может последовать после заявления участника, проигравшего конкурс (тендер). Простое любопытство полицейских не может быть основанием для их визита к вам в офис.

2. Полиция может прийти к нам в офис без предупреждения?

Закон не обязывает предупреждать полицию о предстоящем визите, поэтому эффект неожиданности почти всегда используется проверяющими. Конечно, они могут позвонить заранее, но это скорее исключение, чем правило.

3. Какими должны быть наши действия во время такой проверки?

  1. Прежде всего попросите сотрудников полиции представиться. Выясните их имена, фамилии, должности, звания.
  2. Попросите предъявить служебные удостоверения, сотрудники полиции обязаны это сделать.
  3. Зафиксируйте дату, время и цель посещения полицейских в журнале проверок.
  4. Перепишите данные сотрудников полиции: ФИО, должность, звание.
  5. Расскажите им, что в соответствии с законом о защите прав малого предпринимательства такой журнал в компании должен быть, и в нем фиксируются все посещения проверяющих для вышестоящих организаций над самими проверяющими и для прокурора.
  6. Попросите копию постановления или распоряжения о проведении проверки. Если постановление не дадут, то уточните дату этого документа и кем он подписан. А вот распоряжение (копию) вам обязаны выдать. Такое указание есть в самом бланке распоряжения.
  7. Прикрепите к каждому полицейскому сотрудника компании. Стоит внимательно следить за действиями проверяющих, чтобы исключить фальсификацию.

4. Как убедиться, что полицейские действуют законно?

Позвоните в орган, выдавший постановление или распоряжение о проверке, чтобы убедиться, действительно ли выдавался такой документ. Может, это частная инициатива проверяющих, и никто им распоряжения или постановления на проверку не выдавал.

Кстати, сверьте данные пришедших полицейских с данными сотрудников, указанных в распоряжении (постановлении). Если указаны одни, а пришли другие, попросите исправить ситуацию.

5. А они точно к нам пришли?

Позвонив в орган, выдавший постановление или распоряжение о проверке, сверьте наименование компании, в которой должны проводиться оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Вполне возможно, что к вам могли зайти по ошибке. Например, вы недавно переехали в новый офис, а ранее по этому адресу находилась другая компания. Или даже никогда никто кроме вас здесь не находился, но просто по этому же адресу зарегистрирована другая фирма.

6. Какие права у полицейских, что мы обязаны им предоставить?

Посмотреть в распоряжении, какие именно ОРМ сотрудники полиции могут выполнять. Перечень оперативно-розыскных мероприятий должен быть указан в распоряжении (постановлении).

Ваш офис — не зона отдыха. Чай, кофе предлагать не стоит. Полицейские тоже люди, чем быстрее устанут, тем быстрее уйдут.

Если есть сомнения в законности требования сотрудника полиции, спросите, на основании чего вы должны так поступать. Где установлен перечень действий, считающийся законным? Ведь если сотруднику полиции вздумается потребовать от вас тот же чай или сходить в магазин, станцевать, это не значит, что его требование законно.

Если требование сотрудника полиции законное, у него есть право реализовать это требование собственными силами, не спрашивая согласия и без уговоров.

Например, во время обыска можно проверять личные вещи сотрудников, поэтому полицейские могут это сделать. А при обычной проверке (вне рамок обыска) такого права нет.

Важные документы храните в запирающихся шкафах или вне офиса. Вскрывать запертые помещения и закрытые шкафы полицейские могут только во время обыска. Во время обычной проверки такого права у них нет. Но лучше хранить документы по спорным контрагентам вне офиса и вне дома.

7. То есть полицейская проверка и обыск — это разные вещи?

Именно так, это не одно и то же. Обыск (выемка) проводится только в рамках уголовного дела на основании постановления следователя, то есть когда уголовное дело уже возбуждено и расследуется. Обследование проводится до возбуждения уголовного дела при проверке сообщения о правонарушении. То есть когда полицейские выясняют, действительно ли было правонарушение, о котором сообщили их источники.

До возбуждения уголовного дела полицейская проверка — это обычное оперативно-розыскное мероприятие, как наблюдение, опрос.

Соответственно, обыск (выемка) и обследование проходят по-разному. Во время обыска полиция может осматривать не только открытые помещения, но и запертые кабинеты, шкафы, личные вещи сотрудников, даже вскрывать полы и стены. Во время ОРМ у проверяющих нет прав на подобные действия.

8. А какие права есть у нас?

Вы имеете право при наличии замечаний к действиям сотрудников полиции заносить их в протокол. Полицейские составляют протокол, затем дают вам с ним ознакомиться. Если у вас есть какие-то замечания, заносите их в специальную графу. При подписании протокола можно сделать пометку «с замечаниями».

Даже если сомневаетесь, что ваше замечание обосновано, лучше все равно занести его в документ. По окончании мероприятия требуйте копию протокола.

9. Что делать после такой проверки?

Если полицейские нарушили ваши права, обжалуйте это в суде. Доказательства, полученные незаконно, не могут применяться.

Полицейские проверки: правила поведения

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки — в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена. Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут.

Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции.

Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13).

Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:

— сбор образцов для исследования;

— осуществление проверочной закупки;

— проведение оперативного эксперимента;

— исследование предметов и документов;

— обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;

— контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение. При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений. В отличие от негласных — гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ.

Читать еще:  Развиваем левое полушарие головного мозга

Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления — получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным.

Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния. Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Исходя из данной нормы запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке – номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования. Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания — сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования — поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации.

Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ — без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе.

Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ. В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно. Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение. Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений. Этим опрос отличается от такого следственного действия — как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции:

— обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение. При необходимости следует переписать такие данные или сделать копии документов. — важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ. Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют. важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела. Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска.

— если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов. Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте. То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д.

— также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно. Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник. Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий.

Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.

Полицейские проверки: правила поведения

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки — в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена. Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут.

Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции.

Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13).

Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:

Читать еще:  Самые богатые люди в истории человечества

— сбор образцов для исследования;

— осуществление проверочной закупки;

— проведение оперативного эксперимента;

— исследование предметов и документов;

— обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;

— контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение. При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений. В отличие от негласных — гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ.

Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления — получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным.

Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния. Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Исходя из данной нормы запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке – номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования. Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания — сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования — поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации.

Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ — без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе.

Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ. В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно. Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение. Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений. Этим опрос отличается от такого следственного действия — как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции:

— обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение. При необходимости следует переписать такие данные или сделать копии документов.

— важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ. Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют.

важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела. Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска.

— если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов. Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте. То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д.

— также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно. Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник. Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий.

Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector