Что такое дедукция, или Метод Шерлока Холмса

Как научиться основам дедуктивного метода Шерлока Холмса

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы будем изучать дедуктивный метод мышления, так как он помогает делать грамотные и верные выводы, опираясь на проверенные источники и факты. А тем, кто хочет достичь успеха, это очень пригодится, хотя бы потому, что с его помощью становится возможным продумывание своих действий, предвосхищая события и будучи впереди остальных на несколько шагов, а ещё даёт понимание поступков и мотивов окружающих.

Что такое дедукция?

Дедуктивным методом пользовался знаменитый и многими любимый шерлок холмс, повергая периодами в шок своей проницательностью и внимательностью. Но так ли сложно научиться размышлять как он? Совсем нет, особенно, если понять принцип этого метода. А он состоит в том, что изначально начинается с гипотезы, которую человек считает истинной и верной, и проверяет её с помощью наблюдения. Обычно какое-либо умозаключение, следуя законам логики, формируется от общего к частному.

Чтобы вас не путать, приведу пример, тогда станет понятнее: Все живое имеет свою конечность, человек живой, соответственно, люди умирают. Чаще всего в дедукции пользуются силлогизмами, то есть, когда есть несколько суждений и на их основе вводится новое суждение, которое называется заключением. Может быть категорическим: «Мужчины бабники неверные мужья, мой муж бабник, значит — он изменяет». Или условным: «Если депутаты лгут, мы в них разочаровываемся, а, как известно, депутаты лгут, следовательно, мы разочаровываемся в них». И последняя форма – разделительный силлогизм: «Начальник является либо лжецом, либо глупым, но начальник правдивый, следовательно, он неумный».

Как развить?

  1. Для начала необходимо научиться отличать и разграничивать субъективное мышление от объективного. Потому что у каждого из нас есть своё мнение, взгляды, образы и прочее, и порой, встречая кого-то, в голове возникают ассоциации с этим человеком, приписывающие ему какие-то характеристики. Приведу простой пример: Мужчина не пришёл на свидание, сразу же возникла идея, что он лжец, обманщик и вообще нехороший человек. Необходимо сразу же удалить его номер, заблокировать и никогда не общаться. Это если субъективно. А вот если разобраться в ситуации, узнать мнение других людей, чтобы узнать, совпадает ли оно с вашим, то прояснится, что на самом деле, по дороге к вам он услышал крики о помощи и бросился спасать тонущих детей, которых потом развозил по домам к родителям. Психологи называют этот процесс тестированием реальности. Поэтому каждый раз, когда засомневаетесь в своей объективности, попробуйте с кем-то обсудить этот вопрос.
  2. Также важно развить внимательность, особенно ценно научиться замечать детали и нюансы. А для этого нужно тренировать как произвольное, так и непроизвольное внимание.

Произвольное внимание – это наша сосредоточенность

Помните, порой Шерлок Холмс казался совсем безучастным, когда ему рассказывали о какой-то трагедии? Он был с каменным лицом, порой даже не смотрел на собеседника. И не потому, что не умеет сопереживать, он просто сосредотачивался и отодвигал свои субъективные оценки, эмоции в сторону. Помните, в статье про тайм-менеджмен т я рассказывал про различные методы, чтобы не отвлекаться на разные раздражители?

Ну, к примеру, метод «по помидору». Начните практиковать, тогда вы сможете, как Шерлок, автоматически фокусироваться на необходимых вещах. Считается, что человек максимально может быть сосредоточенным примерно 20 минут, но с помощью тренировок вполне возможно значительно увеличить этот показатель. Начните прямо сейчас, установив, к примеру, на компьютер программу «Freedom», она ограничивает доступ к социальным сетям и почте на указанное вами время.

Поищите, так называемые, «занимательные таблицы», в них хаотично разбросаны числа от 1 до 90, и необходимо поочерёдно найти каждое. Если будете ежедневно практиковаться, то результат не заставит себя ждать. Вот на этом сайте есть такие упражнения.

Непроизвольное – пассивное и не требует усилий

Проще говоря – естественная реакция на раздражитель, который вызвал интерес. Чтобы его развить, вам придётся наблюдать за чем-то привычным, меняя при этом фон. К примеру, осмотрите свой кабинет сначала в тишине, потом под приятную музыку и неприятный шум. Суть задания в том, что со временем вы сможете акцентироваться на необходимых деталях, не выпадая из-за какого-то внешнего раздражителя. Также, когда на улице или в общественном месте, наблюдайте за людьми, присматриваясь к незначительным деталям, пытаясь для себя логически объяснять их. Посмотрите статью про медитацию , в ней описан прекрасный способ концентрации с помощью свечи.

И это, кстати, не всё. Такого колоссального успеха Холмс достигал благодаря развитию способности послепроизвольного внимания. То есть, когда какая-то задача становится обыденной, а фокус внимания сохраняется на предмете автоматически. Это очень полезная способность. Проводились исследования, которые показали, что при послепроизвольном внимании психика получает возможность отдыха и разгрузки.

Так происходит потому, что мозгу не требуется тратить энергию на удержание фокуса на задаче, и поиски её решения. Чтобы было понятнее, приведу пример: Ученик первого класса прилагает максимум усилий, чтобы выполнить домашнее задание. Силой воли приходится удерживаться за столом с не интересными уроками вместо того, чтобы играть в мяч с друзьями. Но со временем этот процесс входит в привычку и становится обыденным. И только в редких случаях ему приходится подключать активное внимание.

Рекомендации

  1. Расширяйте свой кругозор. Для того чтобы познать основы дедукции и начать успешно их применять, очень важно, чтобы вы были всесторонне развитой личностью. Согласитесь, сложно будет создавать суждения, не имея общей информации. Секрет великих сыщиков состоял в их любознательности и любопытности. Свободное время они посвящали познанию чего-то нового, усовершенствованию своих умений. Не знаю как вы, но я точно не припомню ни одной сцены, где детектив тратит свое время на просмотр бессмысленных сериалов, валяясь на диване. Если вы будете читать книги, то будете развивать не только кругозор, но и память, фантазию и мышление. Подробнее о пользе в статье в этой статье.
  2. Решайте ребусы, задачи, головоломки. Это поможет держать мозг в тонусе, и, конечно же, научит креативно подходить к сложностям. Только выбирайте то направление, которое вам интересно. Умеете решать математические задачи? Отлично, тогда запаситесь учебниками по арифметике или геометрии. Любите задания, где требуется логика и нестандартный подход? Существует масса заданий для начинающих детективов с инспектором Варнике, Людовиком, Пуаро… Даже есть онлайн игры, где предоставлена возможность полностью вжиться в роль скептического и наблюдательного следователя.
  3. Тренируйте способности по распознаванию невербальных проявлений эмоций других людей. Это будет давать больше пищи для их понимания, поиска мотивов действий и поможет предвосхищать их поступки. Подробнее узнаете из статьи «Что такое невербальное общение и как распознать эмоциональное состояние человека».
  4. В нашей жизни очень важно доверие, оно помогает нам чувствовать себя в безопасности. Но как научиться дедукции, если всё воспринимать на веру? Вы просто обязаны критически относиться к происходящему. Ведь, если будете свои суждения формировать исходя из ложной информации – они будут неверными. Поэтому всегда сопоставляйте, насколько достоверно то, что вам говорят.
  5. Порой не всегда удаётся удержать огромный объём информации в голове, поэтому обязательно заведите блокнот, в который будете выписывать свои наблюдения и умозаключения. Поверьте, когда-то настанет момент, когда он вам пригодиться.
Читать еще:  Техники и приемы эффективных продаж

Заключение

Дедуктивный метод полезен не только тем, кто хочет развить логическое мышление, он просто необходим каждому человеку независимо от профессии и образа жизни. Мы все делаем какие-то выводы, считая их истинными, но так ли это, если мыслим слишком субъективно или действуем сгоряча, руководствуясь эмоциями? На сегодня всё, до скорых встреч.

Научный метод Шерлока Холмса: наблюдай, аргументируй, оценивай

Поделиться:

На Универсариуме идет набор на онлайн-курс

Самый простой ответ на вопрос, как стать Шерлоком, мог бы звучать так: «Для начала купите себе шляпу». Но дело, как всегда, не только в ней.

Мышление non-fastfood

Полмира сегодня живет в режиме нон-стоп и быстрой обработки информации. Но для того, чтобы думать, как Шерлок Холмс, нужно использовать другую систему мышления— «медленную». Именно она отвечает за преднамеренное и осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок. Любимая «дедукция» сыщика как раз и есть вид «медленного мышления».

Слово «дедукция» образовалось от латинского deductio, что означает «выведение». Дедукция ― метод мышления, при котором логическим путем, в результате цепочки умозаключений, из общего положения выводится частное. То есть это вид рассуждений от общего к частному. Шерлок Холмс, отталкиваясь от общего ― полной картины преступления с возможными его участниками, шел к частному ― рассматривал каждого, кто мог его совершить, изучал мотивы, возможности, поведение, и путем логических умозаключений определял преступника, предъявляя ему неоспоримые доказательства. Простейший пример дедуктивного умозаключения:все металлы способны проводить ток; серебро ― это металл; следовательно, серебро тоже проводит ток.

Методу дедукции противостоит метод индукции ― когда вывод делается на основе рассуждений, идущих от частного к общему. Например:реки Енисей Иртыш и Лена текут с юга на север; реки Енисей, Иртыш и Лена ― сибирские реки; следовательно, все сибирские реки текут с юга на север.

Естественно, это упрощенные примеры дедукции и индукции. Умозаключения должны опираться на опыт, знания и конкретные факты. В противном случае не удалось бы избежать обобщений и сделать ошибочные выводы. Например, «Все мужчины ― обманщики, значит ты тоже обманщик».

Ничего личного

Шерлок Холмс не просто мыслит медленно — он понимает, что нужно разделять объективное и субъективное. Когда вы видите человека, у вас неизбежно возникают связанные с ним ассоциации, и вы быстро решаете, хороший он или плохой. Упражнение, которое использовал бы для борьбы с этим Шерлок, — это спросить: «Что в том, что я думаю и ощущаю, является моей субъективной оценкой? Я всего лишь буду иметь это в виду, составляя свое настоящее мнение».

Также можно завести блокнот с двумя или тремя колонками: «Объективные наблюдения», «Субъективные оценки» и «То, что может оказаться субъективной оценкой». Холмс держал все это в уме, но нам, до того, как это станет привычкой, лучше делать записи.

Тренировка внимания Произвольное внимание, или, попросту, сосредоточенность тоже играет огромную роль в том, чтобы воспитать в себе способность ясно мыслить. В среднем, благодаря волевому усилию человек способен удерживать внимание на объекте всего 20 минут. Чтобы повысить этот показатель, подойдут тренировки с так называемой «Занимательной таблицей» и ее аналогами. Каждая такая таблица представляет собой структуру с хаотически расположенными и по-разному изображенными цифрами от 1 до 35 или от 1 до 90. Задача состоит в том, чтобы найти все числа по возрастанию или убыванию, затратив на это наименьшее количество времени. Еще упражнения для прокачки мозгов

  • Займитесь нейробикой (аэробика для мозга), суть которой – менять себя и все вокруг себя. Конкретных упражнений нет, вы их можете создавать сами, следуя основным правилам:

— задействовать несколько органов чувств; например, когда бреетесь, закройте глаза и полностью погрузитесь в осязание;

— вовлекать все виды внимания; отлично подойдет смена раскладки клавиатуры с «QWERTY» на алфавитную, и при этом вслушиваться в слова песни орущего рядом радио;

— менять течение событий дня: например, новый маршрут.

  • Медитация «Тратака». Это древнее йоговское упражнение помогает достичь полного сосредоточения сознания. Техника: нужно пристально, не моргая, вглядываться в стоящий на уровне глаз яркий предмет (традиционно это зажженная свеча). Потом нужно закрыть глаза и мысленно воспроизвести образ этой свечи, в точности восстанавливая все детали: расплавившийся воск, колышущееся пламя… При правильном исполнении все фоновые мысли отсекаются, сознание становится кристально чистым.
  • Научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?», придумайте каждый раз новые фразы – откажитесь от стереотипов, запоминайте анекдоты, придумывайте сами новые шутки, занимательные истории – и обязательно блесните ими в разговоре.
  • Как ни банально, но учитесь, расширяйте кругозор! Читайте, ходите в музеи, путешествуйте! Сейчас в большой моде онлайн-курсы, их можно слушать где угодно: на пробежке, на пляже, в автомобиле, во время готовки обеда. К тому же они бесплатны!

Еще больше о Шерлоке и его методах Вы узнаете из курса «Научный метод Шерлока Холмса: наблюдай, аргументируй, оценивай» . А пока курс не начался, можно перечитать рассказы Артура Конан Дойля, я их просто обожаю:) Или пересмотреть советскую классику, кто что больше любит.

Проект на тему: «Метод Шерлока Холмса».

В работе рассматриваются методы расследования Шерлока Холмса

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект на тему: «Метод Шерлока Холмса».

Введение . Недавно мы посмотрели фильм « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — режиссёра Игоря Масленникова. Нам понравилось, как главный герой Шерлок Холмс приходит к ошеломляющим выводам, анализирую мелочи. Нас заинтересовал метод расследования преступлений Шерлоком Холмсом. Он называл его дедуктивным методом.

Метод дедукции . Дедукция (от лат. deduction — выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений . Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций. Рене Декарт.

Свои представления о методе Р. Декарт изложил в работе «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума». Им предлагаются четыре правила . Первое правило. Принимать за истинное все то, что воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к какому-либо сомнению , т.е. вполне самоочевидно. Второе правило. Делить каждую сложную вещь на более простые составляющие, не поддающиеся дальнейшему делению умом на части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, т.е. до того, что непосредственно дается интуицией. Иначе говоря, такой анализ имеет целью открыть исходные элементы знания. Третье правило. В познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания. Здесь дедукция выражается в выведении общих положений из других и конструировании одних вещей из других. Четвертое правило. Оно состоит в энумерации , что предполагает осуществлять полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В самом общем смысле это правило ориентирует на достижение полноты знания. В настоящее время в современной науке чаще всего действует гипотетико-дедуктивный метод. Это метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому гипотетико-дедуктивный метод получает лишь вероятностное знание. Гипотетико-дедуктивные рассуждения анализировались ещё в рамках античной диалектики. Пример тому Сократ, который в ходе своих бесед ставил задачу убедить противника либо отказаться от своего тезиса, либо уточнить его посредством вывода из него следствий, противоречащих фактам.

Читать еще:  Характерные черты отложенного ордера Buy Limit

Плюсы: 1.Помогает экономить время и уменьшать объем излагаемого материала . 2.Можно использовать даже, когда нет предварительных знаний в конкретной области. 3.Дедуктивные умозаключения способствуют развитию логичного, доказательного мышления. 4.Дает общие знания, понятия и умения. 5.Помогает проводить проверку исследовательских гипотез, как правдоподобных объяснений. 6.Улучшает причинное мышление практикующих людей . Минусы: 1.Человек в большинстве случаев получает знания в готовом виде, то есть не занимается изучением информации. 2.В некоторых случаях сложно конкретный случай подвести под общее правило. 3.Нельзя использовать для открытия новых явлений, законов и формулирования гипотез.

Пример дедуктивного мышления. «. Я протянул ему часы, признаться, не без тайного удовольствия, ибо, на мой взгляд, задача была неразрешима, а мне хотелось немножко сбить спесь с моего приятеля, чей нравоучительный и не допускающий возражений тон меня иногда раздражал. Он подержал часы в руке, как бы взвешивая их, внимательно рассмотрел циферблат, потом открыл крышку и стал разглядывать механизм, сперва просто так, а потом вооружившись сильной двояковыпуклой лупой. Я едва удержался от улыбки, когда Холмс, щелкнув крышкой, с разочарованным видом протянул мне часы. — Почти ничего нельзя сказать, — проговорил он. — Часы недавно побывали у мастера. Он их тщательно почистил. Так что я лишен возможности утверждать что-нибудь наверняка. — Вы правы, — ответил я. — Перед тем как попасть ко мне, они действительно побывали у часовщика. Мысленно я упрекнул моего приятеля за то, что он свою неудачу объяснил такой неубедительной отговоркой. Интересно, что можно прочесть по нечищенным часам? — Хотя я и не могу похвастаться результатами, но все-таки я в них кое-что увидел, — сказал он, устремив в потолок отрешенный взгляд. — Если я ошибусь, поправьте меня, пожалуйста, Уотсон. Так вот, часы, по-моему, принадлежали вашему старшему брату, а он унаследовал их от отца. — Вас, конечно, навели на эту мысль буквы «Г. У.», выгравированные на крышке? — Именно. Ваша фамилия ведь начинается на «У», не так ли . »

«..Часы были сделаны полстолетия назад, инициалы выгравированы почти в то же время. Из этого я заключил, что часы принадлежали человеку старшего поколения. Семейные драгоценности, насколько мне известно, переходят от отца к старшему сыну. Вполне вероятно, что вашего брата звали так же, как вашего отца. А ваш отец, если мне не изменяет память, умер много лет назад. Стало быть, до вас ими владел ваш брат. — Да, пока все правильно, — заметил я. — А что еще вы увидели в этих часах? — Ваш брат был человек очень беспорядочный, легкомысленный и неаккуратный. Он унаследовал приличное состояние, перед ним было будущее. Но он все промотал, жил в бедности, хотя порой ему и улыбалась фортуна. В конце концов он спился и умер. Вот и все, что удалось мне извлечь из часов…»

Метод индукции. Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок.

Аристотель. Фрэнсис Бэкон.

Бэконовская индукция основывается на признании: 1.материального единства природы; 2.единообразия ее действий; 3.всеобщей причинной связи . Опираясь на эти общие мировоззренческие посылки, Бэкон дополняет их ещё двумя следующими: 4.у каждой наличной «природы» непременно имеется вызывающая ее форма; 5.при реальном наличии данной «формы» непременно появляется свойственная ей «природа». Главной проблемой полной индукции является вопрос о том, насколько основательно, правомерно такое перенесение знания с отдельных известных нам случаев, перечисляемых в отдельных предложениях, на все возможные и даже еще неизвестные нам случаи.

Метод математической индукции. В основе метода математической индукции лежит принцип математической индукции . Он заключается в следующем: некоторое утверждение справедливо для всякого натурального n , если 1.оно справедливо для n = 1 и 2.из справедливости утверждения для какого-либо произвольного натурального n = k следует его справедливость для n = k+1 . То есть, доказательство по методу математической индукции проводится в три этапа: 1.во-первых , проверятся справедливость утверждения для любого натурального числа n (обычно проверку делают для n = 1 ); 2.во-вторых , предполагается справедливость утверждения при любом натуральном n=k ; 3.в-третьих , доказывается справедливость утверждения для числа n=k+1 , отталкиваясь от предположения второго пункта.

Пример решения математической индукции. 1. Доказать , что 1+2+3+. +n=n(n+1)2, где nєN Доказательство. 1. Для n=1 1=1(1+1)2=1 равенство выполняется. 2. Пусть равенство выполняется для некоторого n=k 1+2+3+. +k=k(k+1)2 3. Докажем, что равенство выполняется для n=k+1. Запишем равенство для n=k+1: 1+2+3+. + k k(k+1)2 +(k+1)=(k+1)((k+1)+1)2 k(k+1)2+(k+1)=k(k+1)+2(k+1)2=(k+1)((k+1)+1)2, что и требовалось доказать. 2. Доказать , что для любого натурального n значение выражения 4n +15n-1 кратно 9. Доказательство. 1. При n=1 : 22 +15-1=18 — кратно 9 (т.к.18:9=2) 2. Пусть свойство выполняется для n=k: 4k+15k-1 кратно 9. 3. Докажем, что свойство выполняется и для следующего числа n=k+1 4k+1+15(k+1)-1=4k+1+15k+15-1=4•4k+60k-4-45k+18=4(4k+15k-1)-9(5k-2) 4(4k+15k-1) — кратно 9 (смотреть пункт 2) -9(5k-2) — кратно 9 Следовательно и все выражение 4(4k+15k-1)-9(5k-2) кратно 9. Что и требовалось доказать.

«. Нисколько! — горячо запротестовал я. — Мне все это в высшей степени интересно, особенно потому, что я своими глазами видел практическое применение ваших знаний. Вот вы упомянули сейчас умение наблюдать и умение делать выводы. А мне казалось, что это — почти одно и то же. — Нет, это разные вещи, — ответил Шерлок Холмс, с наслаждением откидываясь на мягкую спинку кресла и выпуская из трубки толстые сизые кольца дыма. — Вот, например, наблюдение показало мне, что утром вы были на почте на Уигмор -стрит, а умение логически мыслить позволило сделать вывод, что вы ходили туда посылать телеграмму. — Поразительно! — воскликнул я. — Вы правы. Но должен признаться, я не понимаю, как вы догадались. Я зашел на почту случайно и не помню, чтобы кому-нибудь говорил об этом. — Проще простого, — улыбнулся Шерлок Холмс моему недоумению. — Так просто, что и объяснять нечего. Хотя, пожалуй, на этом примере я смог бы показать вам разницу между умением наблюдать и умением строить умозаключения. Наблюдение показало мне, что подошвы ваших ботинок испачканы красноватой глиной. А у самой почты на Уигмор -стрит как раз ведутся земляные работы. Земля вся разрыта, и войти на почту, не испачкав ног, невозможно. Глина там особого, красноватого цвета, какой поблизости нигде больше нет. Вот что дало наблюдение. Остальное я вывел логическим путем. » Пример индуктивного мышления.

«. А как вы узнали, что я посылал телеграмму? — Тоже просто. Мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я все утро сидел напротив вас. А в открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый лист марок. Для чего же тогда идти на почту, какие за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина. «

Читать еще:  Расписка в получении денег

Как развивать логику? Интересуетесь, как развить логику? Значит понимаете, что без нее вам не прожить. Умение логически мыслить – незаменимо, ведь благодаря ему можно находить выход из трудных ситуаций, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, предугадывать вражеские ловушки, находить быстрый путь на пути к успеху. Игры, которые помогут развить логику : 1.Шахматы . 2.Шашки. 3.Нарды. 4.Ребусы , сканворды , головоломки . 5.Ассоциации. 6.Реверси или отелло . 7.Эрудит или скрэббл . Ежедневные упражнения: 1.Разгадывание анаграмм . 2.Решение специальных логических задачек. 3.Подбор слов, которые связывают два словосочетания. 4.Составление кроссвордов или головоломок. 5.Придумайте 5 способов использования любого предмета

Полезные советы. Если вы ленитесь ежедневно выполнять упражнения и не являетесь безнадежным человеком в плане логического мышления, то развивать логику можно простыми способами, незаметно даже для самого себя: 1.Чтением детективов. 2.Выполняя какое-то действие. 3.Научитесь писать и выполнять другие действия левой рукой, если вы правша и правой – если левша. 4.Возьмите за привычку ежедневно проводить на свежем воздухе не менее часа. 5.Не выполняйте одно действие дольше, чем 1 час, постоянно меняйте виды деятельности.

Загадки и ребусы,как способ развития логики . Не стоит забывать, что лучшие загадки – это загадки с подвохом. Они позволяют развивать логику и дедукцию намного эффективнее, чем простые. Примеры загадок на логику и мышление: 1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как? 2. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает ?

Загадки и ребусы,как способ развития логики.

Вывод. Что же все-таки использовал Шерлок Холмс? Дедукцию? Индукцию? Нам кажется, что он использовал и то, и другое . В общем метод Шерлока — логический метод, позволяющий от общего приходить к частному и обратно. На вопрос, в чём суть его дедуктивного метода, Шерлок Холмс отвечал: «Установите все возможности, относящиеся к исследуемому событию, затем исключите последовательно все их, кроме одной, тогда это последнее и будет служить ответом на интересующий вас вопрос!» Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.

Метод Холмса

Дедуктивный метод

Дедуктивный метод Шерлока Холмса:

  • На основе всех фактов и улик строится полная картина преступления.
  • Отталкиваясь от полученной картины преступления, ищется единственно соответствующий ей обвиняемый.

С точки зрения терминологии, Холмс, скорее, пользовался «индуктивным методом» (общее суждение делается на основе частностей: окурок-оружие-мотив-личность, следовательно, мистер X — преступник). Дедукция, в этом случае, выглядела бы так: мистер Х — единственный человек с темным прошлым в окружении потерпевшего, следовательно, это именно он совершил преступление.

При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.

По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену.»

— «Этюд в багровых тонах»

«Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья — и предшествующие, и последующие. Но чтобы довести искусство мышления до высшей точки, необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты, а для этого ему нужны самые обширные познания…»

— «Пять апельсиновых зёрнышек»

Ключевыми моментами метода являются наблюдательность и экспертные знания во многих практических и прикладных областях науки, зачастую относящихся к криминалистике. Здесь проявляется специфический подход Холмса к познанию мира, сугубо профессиональный и прагматичный, кажущийся более чем странным людям, малознакомым с личностью Холмса. Обладая глубочайшими познаниями в таких специфических для криминалистики областях, как почвоведение или типографское дело, Холмс не знает элементарных вещей. К примеру, Холмсу не известен тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что эти сведения совершенно бесполезны в его работе.

Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак.

— «Этюд в багровых тонах»

Далее, используя свой метод, который Холмс называет дедуктивным, он вычисляет преступника. Обычный ход его рассуждений таков: «Отбросьте все невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался.»

Например, при расследовании дела о пропаже сокровищ Агры, Холмс сталкивается с ситуацией, когда преступник, по приметам и оставленным уликам, оказывается человеком невысокого роста с ногой, которая никогда не знала обуви. Отбросив все варианты, Холмс останавливается на единственном: это малорослый дикарь с Андаманских островов, — каким бы парадоксальным ни выглядел этот вариант.

Необычная способность Холмса по мельчайшим признакам совершать поразительные догадки вызывает постоянное изумление Уотсона и читателей рассказов. Сыщик использует и тренирует эту способность не только в ходе следствия, но и в быту. Как правило, впоследствии Холмс досконально разъясняет ход своих мыслей, который постфактум кажется очевидным и элементарным.

В большинстве случаев Холмс сталкивается с тщательно спланированными и сложно исполненными преступлениями. При этом набор преступлений достаточно широк — Холмс расследует убийства, кражи, вымогательства, а иногда ему попадаются ситуации, которые с первого взгляда (или в конечном итоге) вообще не имеют состава преступления (происшествие с королём Богемии, случай с Мэри Сазерленд, история человека с рассечённой губой, дело лорда Сент-Саймона).

Шерлок Холмс предпочитает действовать в одиночку, в одном лице выполняя все функции следствия. Ему помогают Джон Хэмиш Уотсон и персонал Скотланд-Ярда, но это не носит принципиального характера. Холмс находит улики и, как эксперт, оценивает по ним причастность фигурантов преступления. Допрашивает свидетелей. Кроме того, зачастую Холмс непосредственно действует как агент сыска, занимаясь поиском улик и фигурантов, а также участвует в задержании. Холмс не чужд различных уловок — использует грим, парики, меняет голос. В некоторых делах ему приходится прибегать к полному перевоплощению, что требует искусства актёра.

В некоторых делах на Холмса работает группа лондонских беспризорных мальчишек. В основном Холмс использует их в качестве соглядатаев, оказывающих ему помощь при расследовании дел.

Холмс ведёт подробную картотеку преступлений и преступников, а также пишет монографии в качестве учёного-криминалиста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector