Развитие логического мышления у ребенка

Как развивать логическое мышление ребенка?

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Детям от 3 до 5 лет будет интересно почитать загадки и ребусы. Обучение нужно проводить в игровой форме. Некоторые к 5 годам уже могут самостоятельно читать, поэтому им вдвойне полезнее будет поработать над загадками.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Каждый человек умеет думать, анализировать различные ситуации и события, а также логически мыслить. Но чтобы эти навыки были достаточно развитыми, над ними нужно работать с детства.

Формировать логическое мышление можно с самого раннего возраста. Но первые результаты будут видны только в 14-15 лет. Поэтому, когда вы будете заниматься с малышом, помните о его возрасте. Если дите еще маленькое, то не стоит ожидать от него серьезных продвижений в этой области. Максимум чего вы сможете добиться – это формирования первоначальных навыков.

Мы расскажем, как научить чадо логически мыслить.

Формируем логику у детей от рождения до двух годиков

В столь ранний период жизни ребенок постоянно узнает об окружающем его мире. Он делает это с помощью физического контакта: трогает вещи, берет их в рот, и, таким образом, исследует.

Если вы решили заниматься с ребенком, то делать это нужно так, чтобы ему было весело. Играйте с ним, и представляйте ему наглядные примеры.

Рекомендуем начать с игрушек. Они должны быть небольшими по размеру, чтобы ребенок смог с ними взаимодействовать. Купите их малышу, и расскажите, что нужно делать.

Можете выбрать для обучения следующие элементы:

  1. Различные рамки. Желательно, чтобы они были представлены в виде вкладышей.
  2. Детские пирамиды. Можно приобрести в магазине.
  3. Матрешки. Можете попросить их у своих родственников. Такие предметы хранятся дома практически у всех.
  4. Стаканы. Могут быть разными по величине и объему.
  5. Купите какую-нибудь игру, в которой предметы нужно выкладывать по очереди так, чтобы это было последовательно.

Начните с матрешки. Дайте ее ребенку, и объясните, что с ней нужно делать. Можете даже показать на примере, как матрешка раскручивается, и вкручивается обратно. Малыш увидит то, как это нужно делать, и сможет без проблем повторить за вами.

Занятия с матрешкой будут полезны для ребенка. Он научится различать элементы по размеру. И постепенно сможет собирать матрешку в правильном порядке.

Малыш также научится ориентироваться в пространстве. Например, когда он будет пытаться засунуть большую матрешку в маленькую, он поймет, что у него это не получится сделать из-за несоответствия размеров. А когда ребенок возьмет маленькую матрешку, и засунет ее в большую, то проблем не будет. Потому, что с «соответствием размеров» все в порядке. На основе этого малыш поймет истину: большое в маленькое поместить нельзя. А маленькое в большое – можно.

Читать еще:  Что такое клиринг и клиринговая компания

Примечательно, что в период с 0 до 2 лет малыш узнает много нового о мире, в котором живет:

  1. В возрасте от семи до девяти месяцев дите узнает, что если оно больше не видит определенный объект, то он никуда не пропал. Чтобы малыш смог понять это как можно скорее, поиграйте с ним в «Ку-ку» и «Прятки».
  2. Когда малыш повзрослеет, и достигнет возраста двух годиков, он уже будет разговаривать. Вместе с этим, ребенок сможет изучать предметы визуально. Чтобы ребенок рос умным, рекомендуем вам заниматься с ним. Читать книжки, в которых есть картинки и рисунки, а также обсуждать то, что там изображено. А еще, это поможет увеличить словарный запас ребенка, и научить его общаться. Также, можете приобрести малышу любые другие игрушки, и придумать с ними какое-то занятие. Малышу будет не только интересно, но и весело с ними играть.

Формируем логику у детей от двух годиков до семи лет

В этот период малыш продолжает совершенствовать свои навыки разговора. Ребенок уже имеет хорошее воображение. Чтобы представить происходящее в сказке или книге, ему уже не нужно использовать картинки.

Самым эффективным упражнением на формирование логики в этом возрасте является обсуждение книги. Это нужно делать сразу же после того, как вы ее прочитали.

Можете попросить малыша:

  1. Пересказать прочитанное.
  2. Ответить на вопросы. Спросите у него об определенных ситуациях, пусть объяснит, почему они случились. И что было бы, если бы эти события не произошли.
  3. Пофантазировать. Предложите ему придумать различные варианты развития сюжета. Пусть скажет, что было бы, если бы конкретный персонаж поступил иначе. И то, как бы это отразилось на основном сюжете.

В этом возрасте ребенок уже ориентируется во временных рамках. Он различает, что такое прошлое, а что такое – будущее. С помощью этих знаний ребенок сможет понять, что такое причинно-следственные связи. Но только если вы ему это объясните на примере.

Расскажите малышу, что у каждого поступка есть причина. И что люди поступают определенным образом не потому что они плохие или хорошие. А из-за того, что их вынудила сделать это конкретная ситуация.

Но в периоде с двух до семи лет есть один минус. Мышление ребенка в этом возрасте развито недостаточно хорошо. Он пока не может проявлять эмпатию (сочувствовать), и ставить себя на место других людей. Ребенок может воспринимать определенное событие только опираясь на свой жизненный опыт.

Если вы хотите развить у ребенка эмпатию, то рекомендуем уделить этому вопросу как можно больше времени. Начните играть с дитем, и моделируйте различные ситуации. В них малыш должен играть роль другого человека. И учиться подстраиваться под возникшую ситуацию, испытывая те эмоции, которые испытал бы человек, которого они «играют».

В период от двух до семи лет ребенок уже может решать некоторые задачи. Но когда он это делает, то основывается не на логике. А поступает по интуиции. И это плохо.

Давайте разберем на примере. Возьмите 20 кубиков и разложите их на две кучки по 10 штук в каждой. Одну из них разместите на полу равномерно, а вторую – навалите друг на друга. И дайте задание ребенку решить, какая из них больше. Скорее всего, он остановит свой выбор на тех кубиках, которые свалены в кучу. Потому что со стороны кажется, что их больше за счет размера.

Также, вы можете воспользоваться различными обучающими печатными материалами. Их обычно публикуют в журналах для детей.

Какие упражнения будут эффективны для развития логического мышления?

Каждую из этих игр вы можете найти в интернете:

  1. Найди пару. В этой игре малышу предоставляется определенный предмет. К примеру, ключик. Его задача – найти пару этому объекту (замок). И так далее.
  2. Съедобное-несъедобное. Эту игру тоже можно найти в интернете, но все можно сделать проще. Возьмите мячик, посадите ребенка, и начните играть с ним. Для этого бросайте мяч ребенку, и говорите названия съедобных и несъедобных предметов. Малыш должен ловить съедобное. И отбивать несъедобное. К примеру, если вы говорите «ананас», то ребенок должен поймать мяч. А если «ботинок», то отбить. Так ребенок сможет развить знания в области того, что можно есть, а что – нет. Помимо этого, он натренирует логику и быстроту реакции. Причем, не только физическую, но и интеллектуальную (потому что ему нужно быстро сориентироваться, съедобный предмет или нет).
  3. Найди десять отличий. В интернете представлено огромное количество таких игр. В них ребенку показывают две статичные картинки. Одна из них – главная. Та, на которой изображено множество объектов. А на второй ребенок должен найти недостающие или лишние предметы. Довольно полезная игра для общего развития. Примечательно, что в нее иногда играют даже взрослые.

Настольные игры на развитие логики

В период с двух до семи лет ребенок уже может играть в настольные игры, и решать головоломки. В первое время для него это будет сложновато, однако, с вашей помощью, он справится.

Рекомендуем вам приобрести следующие игры на развитие логики:

  1. Судоку. Эта головоломка тяжелая даже для взрослых. Она помогает развивать логику. Чтобы малышу было немного проще, купите для него детскую версию. Там квадраты являются цветными.
  2. Крестики-нолики. Это не только простая, но и интересная игра, в которую вы сможете играть с малышом вдвоем. При этом, покупать ничего не надо. Вам понадобится только лист бумаги и карандаш. Все остальное вы сможете начертить сами.
  3. Паззлы. С помощью этой игры вы сможете развлечься вместе с малышом, и расслабиться. А еще, паззлы затягивают и развивают интеллект.

Рекомендуем вам также загадывать малышу загадки. Они тоже являются эффективными для развития логического мышления.

Разгадывать загадки можно с трех годиков.

Рекомендуем вам найти пять-шесть загадок, и отгадки к ним. Загадайте их ребенку и попросите решить их. После чего, покажите правильный ответ, и сравните его с тем, что сказал ребенок. Желательно, чтобы отгадка была представлена в виде изображения.

Если не хотите тратить много времени на поиск загадок, купите соответствующую книгу. Она продается в любом книжном магазине.

На платформе Vikids вы можете:

Как развивать логическое мышление ребёнка


Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?

Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости.

Умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг. К таким тренировкам относятся занятия по Эйдетике и Мнемотехнике, Скорочтению и Спортивному запоминанию. На наших тренингах дети и взрослые значительно улучшают память, развивают мышление, повышают скорость чтения и концентрацию внимания!

Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением, зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.

Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления



Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта! Для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест: он состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип: исходя из условий задачи, надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. В конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у вас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.

Позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!

Читать еще:  Служба курьерской доставки как бизнес

Тест на проверку уровня логического мышления

1.Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.

2.Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.

3.Только плохие люди обманывают или крадут. Катя – хорошая.

4.Цветы – это зеленые звери. Цветы пьют водку.

5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.

3 – Ни одно из вышеперечисленных

4 – Некоторые зеленые звери пьют водку

5 – Ни одно из вышеперечисленных

Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику.

Простой тест, чтобы определить уровень детского логического мышления



Три задания, которые помогут выяснить, почему у ребёнка не получается решать задачки.


Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.

Тест на определение уровня логического мышления ребёнка

Задание №1 – Простые аналогии

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.

Цель:
исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

а) жители, б) ступеньки, в) каменный

Результаты:
о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 5, о низком – менее 5.

Задание №2 – Исключение лишнего

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Цель:
изучение способности к обобщению, классификации.

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
  6. Очки, глаза, нос, уши.
  7. Трактор, комбайн, машина, сани.
  8. Лондон, Киев, Волга, Минск.
  9. Шум, свист, гром, град.
  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  11. Береза, сосна, дуб, роза.
  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Результаты:

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” – это посуда, а остальное – еда).
  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов: высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.


Задание №3 – Изучение скорости мышления

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Цель:
изучение умения видеть картину в целом, тренировка скорости мышления.

п-ра д-р-во п-и-а п-сь-о

п-ле к-м-нь ф-н-ш з-о-ок

к-са п-с-к х-кк-й к-ш-а

т-ло с-ни у-и-ель ш-ш-а

р-ба с-ол к-р-ца п-р-г

р-ка ш-о-а б-р-за ш-п-а

п-ля к-и-а п-е-д б-р-б-н

с-ло с-л-це с-ег к-нь-и

м-ре д-с-а в-с-а д-р-в-

Результаты: 25-30 слов – высокая скорость мышления; 20-24 слова – хорошая скорость мышления; 15-19 слов – средняя скорость мышления; 10-14 слов – ниже средней; до 10 слов – инертное мышление.

Методика правильного решения школьных задач

Проблема в решении задач, чаще всего заключается в том, что ребенок не умеет представлять себе задачу. В этом возрасте у них лучше всего развито зрительное восприятие. Поэтому все условия задачи нужно зарисовывать или чертить в виде таблицы. Сейчас я покажу вам методику, как решаются подобные задачи, которых очень много в школьных учебниках.

Задача

Три девочки – Валя, Наташа и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в сером, третья в черном. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в черном и не в сером, Катя – не в черном.

Как развивать логическое мышление у дошкольников

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир. Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в абстрактные понятия, которые составляют основу логики.

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика — это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.
Читать еще:  Семья или карьера, профессия или материнство?

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

«Играем в ассоциации»

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива – фрукты, помидор, огурец, перец – овощи, кресло, диван, шкаф – мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» — ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» — ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д.,
3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч.
Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками — помогут сформировать понятия; мозаиками — разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно. Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку. Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector