Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых

Консультация «Как развить нестандартное мышление старших дошкольников»

Людмила Николаевна Каций
Консультация «Как развить нестандартное мышление старших дошкольников»

Для того, чтобы воспитать творческих, компетентных, успешных детей, которые в дальнейшем будут отвечать за судьбы своей страны, мы должны научить детей решать проблемы с разных сторон, согласно ФГОС в современной науке,-это называется нестандартное мышление.

Развивать его нужно как можно раньше и продолжать на протяжении всего дошкольного периода.

Нужно создавать как можно больше проблемных ситуаций, одобрять и поощрять творческую активность каждого ребенка при сверстниках, показать детям, что каждый из них в чем-то лучший, индивидуально нужно подходить ко всем детям, подбирать для каждого задание и игры в зависимости от особенностей и способностей детей.

На первых занятиях по развитию нестандартного мышления нужно давать детям не сложные задания, но очень интересные и увлекательные.

Мы должны создавать положительное настроение у детей, объяснять детям, что они должны постараться, что бы их ответы были необычными, не такими, как у всех.

Каждое занятие мы начинаем с загадок, со временем загадки усложняем. Первые простые загадки:

Коготки востреньки (Кошка)

Дальше загадка посложнее, загадываем предмет, а детям надо отгадатьчто мы загадаем, при этом они задают любые вопросы, чем больше вопросов, тем быстрее можно догадаться, что это за предмет. Спрашивать можно обо всем, нельзя только интересоваться, как этот предмет называется.

Игру «Угадай, что я загадала» можно повторять на каждом занятии, она очень нравится детям. Еще они любят игру «Конструирование предмета». Перечисляем несколько признаков (например: большой, мягкий, круглый, легкий) и предлагаем назвать предмет, у которого все эти признаки есть. Один ребенок называет предмет, и мы при помощи вопросов интересуемся какие из перечисленных признаков есть у данного предмета. Первые задания простые и дети их выполняют с большим воодушевлением.

На каждом занятии мы используем проблемные вопросы. К примеру вопрос: «Как можно в решете принести воду Нужно постараться, что бы дети сами дали правильный ответ, подвести их к этому. Дети предлагают положить в решето лист бумаги, но потом бумага может намокнуть, кто-то предлагает заклеить клеем дырочки, кто-то налить воду в пакет и положить в решето. Налить воду в пакет очень интересное решение, это и есть проявление нестандартного мышления.

Дальше можно детям предложить небольшую помощь, самую маленькую подсказку. Какая бывает вода? Один ребенок догадывается, что воду можно заморозить, а кусочек льда положить в решето и принести воду, но вариант с пакетом понравился всем больше всего.

Для развития творческого нестандартного мышления нужно предлагать детям побольше творческих игр и упражнений. Задание «Придумай сказку». Детям раздаем предметные картинки и просим сочинить сказку про героев из картинок.

Можно предложить детям придумать начало или конец сказки, если картинка сюжетная.

Главное создать интерес к таким заданиям. Творческие задания и игры нужно сочетать с играми «На что похоже?», и «Во что с этим можно играть?», «Чудесные превращения», «Перевертыши».

В игре «На что это похоже?» детям показывают кубик и они отвечают, что он похож на телевизор, домик, тумбочку, компьютер, стиральную машину, ответы становятся разнообразными.

Чем больше занятий проводим, тем больше дети начинают мыслить творчески и неординарно, находить выход из создавшейся ситуации. Загадки берем потруднее, где не просто дается описание предмета, а говорится о нем в переносном значении.

«Желтая курица под тыном дуется» (тыква).

«Рук много, а нога одна» (дерево).

«Стоит Алена-платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

Можно подобрать такие загадки, у которых может быть два и более варианта ответов.

«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз, карандаш).

«Без рук, без ног, а ворота открывает» (ключ, ветер, собака)

«Висит на стене и пищит» (будильник, телефон, телевизор)

«Без рук без ног, без лестницы, без веревки в небо подымается» (дым, вертолет, фейерверк, воздушный шар)

Часто дети сами предлагают загадки, а иногда даже придумывают их, но их загадки очень простые.

Игры типа «Отгадай, что я загадал» используются практически на каждом занятии. Необычные вопросы стимулируют нестандартное мышление.

Дети разбиваются на пары. Один задумывает предмет, а напарник задавая вопросыотгадывает его. Чтобы эффект был больше можно использовать игру «Необычные вопросы».

Например: называем или показываем какой-либо предмет, к примеру игрушечный слон, они спрашивают: «Почему слоны не летают?», «Может ли слон хоботом достать луну?». Можно привести еще один пример, называем или показываем детям какой либо предмет, например лестницу. Детям нужно составить как можно больше вопросов о ней, чем необычнее вопросы тем лучше. Например: «Правда ли, что лестницы могут быть бесконечными?», «Почему лестница не может, подобно птице, взлететь?»Вопросы были немного наивными, нелепыми. Но наиболее оригинальные вопросы находили оригинальные ответы. После каждой игры по итогам обсуждения выбираем победителя. Проблемные вопросы и задания теперь содержат несколько вариантов решений.

«Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (уроки, пересоленную кашу).

«Курица живет 3 года, сколько живет пол курицы?» (пол курицы жить не может).

«Что никуда не запрешь?» (луч солнца, ложь).

«Что с земли не поднимешь?» (тень, город).

«Что с пола за хвостик не поднимешь?» (слона, клубок ниток).

«У чего зубы есть, а рта нет?» (у пилы, у расчески).

Дети еще ответили, что из земли нельзя поднять дождь, тень, пыль. Это и есть проявление нестандартного мышления.

Аналогичная игра «Во что с этим можно играть» Эта игра дает возможность в одном предмете видеть признаки других предметов.

На первых занятиях можно использовать игру «Сочиним рассказ про букву». Для начала детям дают задание пофантазировать, на что похожа та или иная буква. Затем предлагаем придумать про нее рассказ. Необходимо придумать как можно больше вариантов ответа. Зачитываем первые две-три фразы рассказа, например: «Вернувшись домой, буква Ы решила первым делом помыть руки и вдруг…». Детям необходимо придумать, как можно больше разных вариантов окончания рассказа.

Можно еще использовать игру «Про что сочинили».Предлагаем детям сочинить сказку. Выбираем персонажа-зайчика. Зайчик может быть в роли трусишки или храбреца, может жить в лесу или быть игрушечным. Через несколько минут каждый рассказывает свою сказку. Из всех выбираем самую оригинальную историю.

Игра «Превращение» побуждает детей придумать тот или иной образ и изобразить его на бумаге. Ребенку предлагаем «взять» воображаемый предмет и «превратить» его во -что то другое. Например: стакан-в вазу, в которую ставят цветы, носовой платок-в скатерть, ручку-в нож и так далее. Ребенок должен это изобразить при помощи мимики, имитации действий. Когда окружающим становится понятно во что превратился используемый предмет его берет другой участник и превращает во что -то другое. Игра продолжается до тех пор, пока все не поучаствуют в превращении.

В преддверии нового года детям можно предложить игру «Елочка с подарками». Рисуем большую елку и вырезаем из цветной бумаги несколько мешочков и кладем их на елку, детям предлагаем угадать какие игрушки находятся в мешочках. Ребенку нужно описать игрушку, из чего сделана, какого цвета, какой величины, как с ней можно играть. Получались целые рассказы про игрушки. В конце назначали победителя за самую оригинальную историю.

На основном этапе можно ввести новую игру «Поиск сравнений». Описывая предмет или явление, нужно подобрать как можно больше сравнений, чем необычнее тем лучше. Например, при описании радуги были сравнения с мостом, зеброй, светофором. Другой вариант, «Лежащая на столе меховая шапка». Нужно придумать, за что моно принять эту шапку в полумраке, тумане. Дети решили что это может быть кошка или на половину спущенный волейбольный мяч и т. д.

Игра «Почему это произошло?». Описываем ситуацию, например: в детском саду пропали все игрушки. Детям нужно назвать как можно больше причин этого события. Другое событие: «Дома вечером перегорели все лампочки». Дети предлагают пойти купить новые, зажечь свечи, пойти гулять на улицу, лечь спать. Побеждает тот, кто назовет наибольшее число разнообразных последствий.

Читать еще:  Что делать при потере водительских прав

Очень интересная и всем известная игра «Что придумать этому фанту» дети ее очень любят, в этой игре они проявляют такую фантазию и воображение. Задают друг другу необычные задания и получают от этого большое удовольствие.

На последних занятиях подводим итог, закрепляем достигнутые умения, группа становится более сплоченной, дети с вниманием выслушивают чужие мнения, решения, ответы. Все игры проигранные на предыдущих занятиях проводим в более усложненном варианте.

Например игру: «Придумай сказку», можно усложнить в игру «Шкатулка со сказками». Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку. У нас получилась групповая работа, дети придумали про один и тот же кружочек разные вещи. На последних занятиях можно предложить игру «Поиск промежуточных событий». Берутся два не связанных друг с другом события и нужно найти между ними связь. Побеждает тот, кто предложит наибольшее количество цепочек.

Игра «Необычные вопросы». Называем два предмета, например: «газета и верблюд». Нужно составить как можно больше разнообразных вопросов в которых присутствуют эти слова, вопросы должны быть необычными, смешными. Например: «Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?», «Почему ты читая газету, сидишь как верблюд?», «Почему ты верблюд, грустишь с газетой в руках?».

Особенность личности, которая проявляется в готовности искать разные варианты решение проблемных ситуаций и задач, в позитивном отношении к трудностям, умении находить оригинальные решения-есть нестандартное мышление в старшем дошкольном возрасте.

Спасибо за внимание.

Нестандартное оборудование как средство оптимизации двигательной активности дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье.

Новое педагогическое мышление воспитателя в полоролевом воспитании дошкольников Законом РФ «Об образовании» предусмотрено внедрение в практику работы дошкольных учреждений авторских развивающих программ. Они создаются.

Примерный план-конспект родительского собрания в старшей группе по теме «Словотворчество старших дошкольников» Задачи:- ознакомление родителей с понятием «словотворчество», его ролью в развитии познавательных психических процессов и становлении личности.

Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой. «Прогулки по Москве для дошкольников» (1 часть) Более 15 лет работала по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Подобрала и разработала рекомендации для родителей.

Статья «Как происходит процесс общения у дошкольников» Интерес детей к сверстнику просыпается гораздо позднее, чем к взрослым, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом.

Статья на тему «Формирование безопасного поведения дошкольников» «ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 83» г. Чебоксары Соловьева И. В. Чебоксары,.

Статья «О патриотическом воспитании дошкольников» Статья «О патриотическом воспитании дошкольников» Кутенева Анна Ильинична Основной задачей дошкольных педагогов является воспитание эмоционально.

Статья о пластилинографии для младших дошкольников Статья о пластилинографии. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании.

Статья «Презентация как средство развития дошкольников» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость. Современное образование тоже нельзя представить.

Статья «Этнокультурное образование дошкольников» Этнокультурное образование дошкольников. Марийский край родной на карте мира Ты даже меньше, чем кленовый лист. У нас в сердцах, мой край.

ТОП 10 способов как развить нестандартное и неординарное мышление

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Ещё Стив Джобс говорил о том, что нестандартное мышление или креативность – это просто умение находить связи между обыденными вещами. Именно из-за этого творческие люди иногда не могут принять тот факт, что их считают гениями, порой испытывая чувство вины, ведь они, по их мнению, всего на всего заметили очевидное и уже существующее, просто нашли этому более необычное применение. И сегодня мы рассмотрим способы, с помощью которых каждый сможет развить в себе неординарное мышление.

Топ 10 способов

1. Стереотипы

Знаете, чего напрочь лишены неординарные личности? Шаблонов и стереотипов. Опыт – прекрасная вещь, на него можно опираться в сложных и не очень жизненных ситуациях, но если человек не выходит за его границы, то формируется стереотип, какой-то определённый механизм, который помогает принимать решения.

И, с одной стороны, он снимает тревогу и напряжение, ведь если я действую однообразно, я уже знаю, какие будут последствия и результаты, отчего испытываю спокойствие. А с другой – ограничивает, потому что я не исследую, то есть, не задаюсь вопросом о том, а как будет, если я поступлю иначе, что случится, если немного изменю ход действий?

Этот закостенелый способ уже может не работать, перестанет быть актуальным, а я буду дальше им пользоваться, не получая удовлетворения и ожидаемого результата, не находя в себе силы с ним распрощаться. Так что, первое, что вам необходимо сделать – преобразовать своё мировоззрение в нешаблонное, свободное от стереотипов и границ. То есть, взгляните на привычные вещи под непривычным углом.

Например, как можно использовать ручку, помимо того, чтобы писать? Набросайте варианты, пусть даже совсем нелогичные, ведь именно так появились, допустим, аудио книги или магазины самообслуживания. Просто кто-то когда-то задался вопросом, а что ещё можно сделать с книгой? Как узнать, что в ней изложено, не читая?

2. Сумасшедший архитектор

Интригующее название, не так ли? Задание не менее интересное, и состоит в том, что вы попробуете себя в роли архитектора, то есть спроектируете дом и приусадебный участок. Для этого выпишите первые 10 слов, что пришли вам в голову. Допустим, ананас, подушка, жаба и т.д. После чего, используя свой ассоциативный ряд, начинайте создавать.

Кстати, уровень ваших художественных способностей совсем не имеет значение, как и логичность, реальность задумок. Используя предложенные мной слова, давайте сделаем стены постройки жёлтого цвета, как у спелого ананаса, а внутри, вместо обоев, будут по всему периметру подушки, с вышитыми на них лягушками. Таким образом, если у вас есть дети, можно совместно провести весело время, причём с пользой для каждого участника.

3. Перевёртыш

Попробуйте какое-то слово произнести наоборот. Непросто, правда? Особенно, если оно длинное. Но есть маленькая хитрость, начинайте с чтения вывесок и названий магазинов, тогда ваш мозг перестроится, и вы научитесь переворачивать слова самостоятельно.

Думаю, не стоит напоминать, что необходима ежедневная тренировка, даже если у вас стало получаться, закрепите новоприобретённое умение, чтобы оно превратилось в навык. Если кто-то из близких людей будет практиковаться с вами, то со временем вы сможете спокойно разговаривать на улице или в транспорте, не переживая, что вас подслушают. Вернее, слышать вас будут, но понимать – вряд ли.

4. Спец. сигналы

Видели картины, где спец агенты на задании во время какого-то боя обмениваются информацией с помощью жестов? Так вот, договоритесь с членами семьи или близкими друзьями о том, что в течение часа вы будете общаться только жестами, можно подключать и мимику, главное, удержаться, чтобы не проронить ни слова. Проигравший, к примеру, будет оплачивать обед в ресторане или подготовит сюрприз. Это для мотивации, если просто победы и понимания того, что развиваешься, недостаточно.

Только это всё должно происходить в процессе какой-то совместной деятельности, иначе может и не быть повода что-то сказать друг другу. Можно вместе приготовить ужин, какое-то новое и незнакомое для участников блюдо, или собрать конструктор, найти потерявшуюся вещь, обсуждая, где кто смотрел и, набрасывая варианты её местонахождения.

5. Задом-наперед

Хотите необычный способ чтения книги? Приступите к её изучению с конца. Ведь как развить креативность, если мыслить привычным образом, используя обыденные предметы? А я отвечу – никак.

Читать еще:  Соглашение о залоге

Поэтому набираемся терпения, выбираем совсем незнакомый рассказ (начинайте с маленьких объёмов, иначе, достав, к примеру, «Войну и мир», можно навсегда перехотеть быть неординарной личностью), и читаем, начиная с самой последней страницы. Ваш мозг очень активно включится в работу, ведь нарушенная последовательность событий не позволит вам заскучать, замечтавшись о чём-то отдалённом.

6. «Каракули»

Бывало такое, что, во время длительного разговора по телефону, вы на первом попавшемся листике начинали рисовать всякие вензеля и линии, тщательно их зарисовывая и разрисовывая?

Так вот, задание состоит в следующем, подготовьте шаблон, например, на одинаковом расстоянии друг от друга в несколько рядов изобразите маленькие крестики или нолики, после чего, пофантазируйте, и добавьте им ножки-ручки и прочие атрибуты, превратив в какие-то фигурки, взяв за основу изображённый символ. Можно распечатать текст с китайскими иероглифами, чтобы усложнить задачу. Это, кстати, ещё и неплохо расслабляет, помогая справиться со стрессом и ощутить спокойствие.

7. Ассоциации

Ну, куда же без них? Невозможно получить неординарное мышление, не позволяя потоку мыслей литься свободно и естественно, без границ и включения логики. Оглянитесь прямо сейчас, что вы видите? Выберите лишь один предмет. Теперь следует взять лист и начертить две колонки. В первую вы будете выписывать прилагательные, которые описывают вашу ассоциацию, а во второй свойства, ну которые совсем нельзя применить по отношению к выбранному объекту.

Мне первой бросилась в глаза бутылка минеральной воды. Бутылка стеклянная, пластиковая, маленькая и т.д. Или пушистая, жидкая. Старайтесь написать не менее 20 пунктов в каждой колонке, чтобы мозг хорошенько включился в работу.

8. Сложно не по детски

По поводу не шаблонности, вот надеть свитер может каждый здоровый человек на планете, верно? Родители или другие взрослые ещё в детстве научили этому процессу, который кажется таким простым. А что, если завязать глаза? Или использовать только одну руку, балансируя при этом на одной ноге?

Попробуйте что-то нарисовать, вставив карандаш в пальцы ног, или почистить зубы без помощи рук. Задачи не из простых, но вполне посильные, особенно, если пробовать снова и снова. Возможно, тогда мы будем более терпимыми к детям, когда они долго копошатся или не справляются, с, вроде бы, совершенно несложным делом?

9. Схожести

Опять-таки настало время придумывать ассоциации. Ну что поделать, если развитие благодаря им более быстрое и эффективное? Итак, как обычно, берём лист бумаги и выписываем 5 первых пришедших в голову существительных. После чего выписываем общие признаки всего ассоциативного ряда.

Не обязательно выкладываться в одно слово, да ещё и прилагательное, можно подумать о том, что можно сделать одинаковое действие с помощью каждого из них. Может, именно благодаря этому упражнению взяла начало традиция пить из туфельки невесты на свадьбе? Кто знает, вдруг и вы сможете изобрести что-то, что прославит вас и принесёт успех?

10. Я миллионер

Самое приятное задание для тех, кто мечтает об успехе – представьте, что выиграли или получили в наследство миллион долларов с одним условием – необходимо его потратить до последнего доллара. Детально распишите, куда и на что именно. Только вот незадача, тратить нужно не впустую, а вкладывая в то, что принесёт прибыль.

Отличное упражнение для бизнесменов и предпринимателей. Постарайтесь не придумывать банальные способы, облегчая задачу, к примеру, приобрести дом за миллион и сдавать в аренду звёздам для вечеринок или продать немного позже за более высокую цену.

Рекомендация

Как всегда я рекомендую сайт викиум . Там кроме памяти еще и много интересных задачек в разделе мышление. Посмотрите, я частенько практикуюсь в занятиях на этом сайте. Вроде и отдохнул, играя. В тоже время — польза для мозга.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вам интересно узнать, насколько вы неординарно мыслите, рекомендую пройти онлайн — тестирование «Тест на определение уровня творческих способностей» . Успехов Вам и свершений!

Упражнения на развитие креативного мышления

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Психологический настрой на творческую работу

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Упражнения для тренировки и развития творческого мышления

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Читать еще:  Путевой лист грузового автомобиля (форма №4-С и 4-П)

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов». Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое». Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот». По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка». Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка. Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это». При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею, даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор. Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

Развитие нестандартного мышления

Все мы понимаем, сколь важно уметь отойти от стереотипного, шаблонного мышления, но как, отбросив общепризнанные пути разрешения определенной задачи, научить ребенка мыслить нестандартно?

Отойти от шаблонного мышления сразу очень сложно, тем более что существует множество операций, которые выполняются механически, «по инерции».
Вспомните такую банальную ситуацию: при ремонте квартиры настенные часы и выключатель перенесли на новые места. Но еще долгое время мы будем искать глазами часы на старом месте или пытаться нащупать выключатель там, где его уже нет. Действительно, не задумываемся же мы, когда надо завязать шнурок на ботинке или нарезать хлеб к ужину.

Сам процесс обучения в школе — это и есть выработка определенных стереотипов мышления.
Но одно дело математика или русский язык, где дважды два — всегда четыре, а «цыпленок» — всегда пишется через «ы». Совсем иная ситуация в творчестве. Здесь шаблонное мышление (другими словами — психологическая инерция) не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения. не отвечающие обще признанным стандартам.

Давно замечено: чем больше у человека знаний, опыта, регалий, тем труднее ему оторваться от укоренившихся стереотипов.
Лишь немногие взрослые обладают детским, раскрепощенным мышлением, умением нестандартно подойти к решению каких-либо задач и ситуаций.

Попробуйте решить простенькую задачу: «Как бросить мяч так, чтобы он вернулся к Вам по одной и той же линии (траектории), никого и ничего не коснувшись?» А теперь предложите решить эту задачку детям четырех-шести лет, и не удивляйтесь, если они это сделают быстрее Вас.

Дело в том, что психологическая инерция у дошкольника практически отсутствует. Школа, безусловно, этот «пробел» восполнит, отучив ребенка абстрагировать, фантазировать при решении какой-либо задачи. Но сейчас ребенок видит все просто, как на ладони.

В теории решения изобретательских задач большое если не основное, внимание уделяют тому, как научить детей мыслить творчески, используя необычные приемы и ресурсы. Воображение, фантазия — это основные инструменты для развития творческих способностей и мышления ребенка.

Известен следующий эксперимент.
Трехлетних близнецов развели в разные группы и предложили увлекательное занятие — складывать из кубиков различные фигуры. Задания были одинаковы, но в одной группе ребятам для ориентировки дали рисунок-схему, а в другой они должны были полагаться исключительно на свое воображение. Когда, спустя месяц, дети получили контрольное задание — сложить незнакомую фигуру без помощи рисунка-схемы, малыши из первой группы не смогли с ним справиться, их творческие способности развивались менее активно. А ребятам из второй группы это оказалось по плечу.

Предложите своим детям игру под названием «Робинзон Крузо». Она развивает нестандартное мышление, приучает находить и использовать различные ресурсы для решения задач.

Все вы, конечно, помните замечательного Робинзона, который волей случая попал на необитаемый остров. По даже гениальный Даниель Дефо не смог оставить своего героя в экстремальных условиях, не дав ему хоть что-нибудь для того, чтобы выжить. Автор «подбросил» Робинзону с разбитого корабля все необходимое для существования: ружье, порох, инструменты — орудия труда.

Детям предлагается аналогичная ситуация: «Плыли на корабле. Кораблекрушение. Ребенок (он же Робинзон) попадает на необитаемый остров». На берег выбрасывается содержимое трюмов (какое, подскажет Ваша фантазия). В пашем случае это были коробки с жевательной резинкой. Масса коробок. Не ограничивайте ребенка в ресурсах. Предоставьте детям возможность самим определить, что необходимо в первую очередь для выживания на острове. Интуитивно они выберут самое главное: дом, еда, вода, огонь, одежда. Теперь предложите построить (сделать, добыть) все это, используя (в данном случае) лишь коробки с жевательной резинкой. (Маленькая подсказка: для начала выберите разнородные предметы, постепенно сужая их крут. Мы в первый раз предложили детям удочки и зонтики как содержимое трюмов).

Итак, прежде всего решили построить дом.
Основанием послужили коробки, скрепленные для большей надежности и защиты от ветра «раствором» из жевательной резинки. Для защиты от дождя крышу накрыли непромокаемыми вкладышами и фольгой от оберток. Мебель была также изготовлена из коробок. Для удобства коробки-кровати предварительно наполнялись измятыми фантиками. Кто-то предложил «застеклить» окна пленкой, растянутой из надутых жевательных резинок. Из итого же материала малыши «сплели» сеть для ловли рыбы.
Дети постарше (5-6 лет) изобрели что-то наподобие удочки-закидушки. Роль лески выполняла все та же растянутая жевательная резинка, поплавка — надутый пузырек из жевательной резинки поярче: даже червячок был сделан из нее. Из скрепок, найденных в коробках, смастерили крючки. Задача усложнилась, когда стали выяснять, что же делать с сырой рыбой. Поступило множество предложений: высушить ее, запечь в горячем песке, сварить уху.
Но как разжечь костер? Самым интересным решением было добыть огонь с помощью увеличительного стекла, сделанного, естественно, из жевательной резинки (пузырь, наполненный водой). Проблему отсутствия пресной воды тоже решили быстро: было предложено но всему острову выкопать ямки и обмазать их изнутри жевательной резинкой. Оставалось лишь дождаться дождя.

Масса оригинальных решений касалась изобретения одежды. От самых простых: проделать в коробках отверстия для головы и рук — до более оригинальных — скрепить фантики жевательной резинкой или скрепками: получились прекрасные штанишки и платьица.

Эта игра хороша еще и тем, что попутно дети могут изучать свойства предметов и явлений, моделировать, проводить эксперименты. А ведь взрослые зачастую боятся предложить малышам сложные задачи, считая, что они не под силу детскому уму. Конечно, ребенок может не понимать некоторых тонкостей, известных взрослым, но часто он высказывает идею, которая приводит к искомому результату.

В заключение необходимо заметить, что не следует чересчур придирчиво оценивать предложения детей. Главное, чтобы они мыслили, фантазировали, применяли необычные приемы для решения поставленных задач, используя различные, невидимые на первый взгляд, ресурсы.

Владимир БОГАТ, преподаватель ТРИЗ, Молдова
Журнал «Психолог»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector