Цитаты Платона

МУДРЫЕ МЫСЛИ (МудМыс)

Апрель 15, 2014

Остроумные шутки, лаконичные афоризмы, красивые цитаты, яркие изречения, интересные высказывания, мудрые мысли, советы, притчи, стихотворные крылатые фразы мудрецов всех времен на сайте «МУДРЫЕ МЫСЛИ»

Платон (ок. 428 — ок. 348 до н. э.) — древнегреческий философ.

Мудрые афоризмы Платона

“Бог в нас самих.”

“Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.”

“Книга — немой учитель.”

*
“Сколько рабов, столько врагов.”

*
“Любимое часто ослепляет любящего.”

*
“Основа всякой мудрости есть терпение.”

“Быть обманываемым самим собой — хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.”

*
“Судьба — путь от неведомого к неведомому.”

*
“Гимнастика есть целительная часть медицины.”

“Не удивляйся происходящему, ибо ничто не происходит случайно, всё идёт так, как должно идти.”

*
“Всеми силами души надо стремиться к истине.”

*
“Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.”

*
“Никто не становится хорошим человеком случайно.”

*
“Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.”

*
“Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.”

*
“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.”

*
“Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине.”

*
“Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.”

*
“Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед.”

*
“Бесстыдство — терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.”

“Почти все то, что зависит от человека, может развратиться от золота.”

*
“Помощь — препятствие для существующего или возможного зла.”

*
“Хороший человек — тот, кто способен платить другому добром.”

*
“Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением.”

*
“Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.”

*
“Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.”

“Женский пол — это другая часть нашего человеческого рода: правда, ввиду своей слабости он уродился более скрытным и лукавым.”

*
“Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.”

*
“Рассудительность — это умение обуздывать свои вожделения и страсти.”

*
“Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таковым.”

“Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.”

“Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит.”

*
“Человек — игрушка Бога. Этому — то и надо следовать. Надо жить играя.”

*
“Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.”

*
“Говорить без усталости, ничего не сказав, — это всегда было высшим даром ораторов.”

“Любовь — это серьезное психическое заболевание.”

*
“Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависти от веселых, живых игр.”

*
“Рождение — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу.”

“Надежды — сны бодрствующих.”

*
“Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.”

*
“Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.”

“Стыд — страх перед ожидаемым бесчестием.”

*
“Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими.”

*
“Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.”

*
“Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.”

*
“Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.”

“Хорошее начало — половина дела.”

*
“Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.”

*
“Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?”

*
“Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю.”

“Необходимость — мать всех изобретений.”

*
“Первые детские ощущения — это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.”

*
“Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.”

“Смерть – это не самое худшее, что может произойти с человеком.”

*
“Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному.”

*
“Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.”

*
“Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшаться как бы в сознании, что она — величайшее зло.”

*
“Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.”

*
“Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому.”

“Справедливость — вот добродетель душ великих.”

*
“Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать.”

“Мужество – своего рода спасение.”

*
“Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается.”

“Ничто в мире не заслуживает больших усилий.”

*
“Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья.”

*
“Не на приданное, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.”

АФОРИЗМЫ ПО АВТОРАМ

427-347 д.н.э. Древнегреческий философ.

Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.

Без смешного нельзя познать серьезного.

Без смешного нельзя понять серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного.

Бог в нас самих.

Быть ниже самого себя — это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя — не что иное, как мудрость.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё, что угодно, но только не самих себя.

Величайшая дружба существует между крайними противоположностями. Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного.

Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением.

Всё, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Дельцы — скучная компания, ведь у них нет никаких мерил, кроме денежной стоимости.

Добродетель составляют три качества: справедливость, умеренность и храбрость.

Дурака можно узнать по двум приметам: он много спрашивает о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Душа – своего рода гармония, слагающаяся из натяжения телесных начал.

Если ты хочешь исцелить тело, исцели сначала душу.

Если человек сам не убедился, ты его не убедишь.

Заботясь о счастье других,мы находим свое собственное.

Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.

Красноречие есть искусство покорять умы.

Любимое часто ослепляет любящего.

Любящий божественней любимого, потому что вдохновлен Богом.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Мы можем легко простить ребенка, который боится темноты. Истинная трагедия жизни — это когда взрослый боится света.

Надежды — сны бодрствующих.

Начало – самая сложная часть любой работы.

Не верь тому учению, которое все противоположности сводит к единству.

Не стоит винить ребенка за то, что он боится темноты. Настоящая трагедия – это когда взрослый человек боится света.

Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Читать еще:  Секреты успешных женщин

Бог в нас самих.

Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.

Боимся же мы нередко и общественного мнения, как бы нас не сочли за дурных людей, если мы совершаем или говорим что-либо нехорошее. Этот вид страха мы называем стыдом.

Быть ниже самого себя — это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя — не что иное, как мудрость.

Быть обманываемым самим собою — хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.

В истинном знании находится источник добродетели, в невежестве и фальшивом знании — источник зла.

В любви доступность и готовность не приличествует тем, кого домогаются.

В области языка народ превосходный наставник.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё, что угодно, но только не самих себя.

Война есть естественное состояние народов.

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Врачам позволительно лгать сколько угодно, ибо наше выздоровление зависит от их щедрых и обманчивых посулов.

Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и частной жизни, и каждый с самим собой.

Всё, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Глухие уши, не способные услышать неземную музыку кифары Орфея, легко улавливают приказы командира.

Государство справедливо, если оно здорово, сильно, едино, то есть стабильно.

Государство справедливо, если правители правят, рабочие работают, а рабы остаются рабами.

Граждан государства необходимо заставить признать то, что мы им говорим.

Для пользы людей часто бывает необходимо их обманывать.

Добродетель составляют три качества: справедливость, умеренность и храбрость.

Если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, если бы возникновение шло по прямой линии, только в одном направлении и никогда не поворачивало вспять, всё, в конце концов, приняло бы один и тот же образ, приобрело бы одни и те же свойства и возникновение прекратилось бы.

Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное.

Звать на пиры певцов и музыкантов — обычай простонародья, не способного вести занимательной беседы и складно говорить.

Из рассудительности и скромности, смешанных с мужеством, может возникнуть третья добродетель — справедливость.

Истинная философия — это твёрдость, верность и добросовестность; прочие же знания и всё, что направлено к другой цели, — не более как румяна.

Когда кто влюблен, он вреден и надоедлив, когда же пройдёт его влюбленность, он становится вероломен.

Кому удаётся отойти от общественных дел, не замарав себя самым отвратительным образом, тот чудом спасается.

Крайность всегда стремится перейти в собственную противоположность.

Красноречие есть искусство покорять умы.

Кто притязает очистить законы от непоследовательностей и неудобств, тот пытается отрубить голову гидре.

Легче угодить слушателям, говоря о природе богов, чем о природе людей; и бо невежество слушателей даёт полнейший простор и неограниченную свободу для описания таинственного.

Любимое часто ослепляет любящего.

Массы народа неспособны управлять сами собою и невозможно требовать, чтобы им когда-нибудь было доступно и понятно истинное искусство управления.

Материя — это правдоподобная ложь.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Надежды — сны бодрствующих.

Не удивляйся происходящему, ибо ничто не происходит случайно, всё идёт так, как должно идти.

Неблагоразумно мудрого правителя стеснять законами.

Невежественными бывают только те, которые решают такими оставаться.

Невежество тем-то и тяжко, что невежда, не будучи ни прекрасным ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чём он, по его мнению, не нуждается.

Неправда достигает предела, когда несправедливое почитают справедливым.

Нет другого права, кроме интереса сильнейшего.

Нет царя, что не произошёл бы от раба, и нет раба не царского рода.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Первая и лучшая победа — это победа над собой.

Под руководством истины мы никогда не согласимся следовать порочным влечениям.

Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения.

Правильность речи разделяется на четыре рода: говорить то, что нужно, сколько нужно, перед кем нужно и когда нужно. «То, что нужно» — это значит то, что на пользу говорящим и слушающим.

Простота или надменность в обхождении — вернейший признак душевной доброты или злобности.

Разумный наказывает не потому, что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Речь истины проста.

Рождение — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу.

Самомнение — признак одиночества.

Сократ считал себя слишком порядочным, чтобы остаться целым, участвуя в общественной жизни города.

Счастье состоит из разумных желаний, здравых чувств и невредимого тела, удачи, доброй славы и достатка.

Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.

Только тогда государства будут благоденствовать, когда или философы станут царствовать, или цари станут философами.

Хорошее начало — половина дела.

Человек — игрушка богов.

Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Четыре главных добродетели: мудрость, мужество, самообладание и нравственность.

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Платон

(427—347 гг. до н.э.)
афинский философ, ученик Сократа

Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз.

Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.

Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы и что тело – наша могила.

[Единоличных правителей] власть толкает (…) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (…) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных.

Трудно (…) и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.

Не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим.

Если первое благо – быть справедливым, то второе – становиться им, искупая вину наказанием.

Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам – не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства.

Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять.

Мусическое [музыкальное] искусство (…) всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает.

[В государствах] заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.

Не бывает потрясения в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов.

В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети – тоже, да и все их воспитание будет общим.

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо (…) нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, (…) до тех пор (…) государствам не избавиться от зол.

… Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. (…) Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине (…). Разве ты думаешь, что (…) люди что-нибудь видят, (…) кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? (…) Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, – это подъем души в область умопостигаемого.

Есть два рода нарушения зрения (…): либо когда переходят из света в темноту, либо из темноты – в свет. То же самое происходит и с душой.

Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви.

Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.

Когда появляется тиран, он вырастает (…) как ставленник народа.

Первой его [тирана] задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. (…) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю.

Читать еще:  Что мешает развитию предпринимательства в России

Самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов.

Какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными; это-то и обнаруживается в сновидениях.

Нет более жалкого государства, чем управляемое тиранически, и более благополучного, чем то, в котором правят цари.

Нельзя ценить человека больше, чем истину.

[О поэзии, не приносящей пользу государству:] Мы выслали ее из нашего государства.

Добродетель не есть достояние кого-либо одного, почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это – вина избирающего, бог не виновен.

Несправедливые люди при всей их ловкости действуют как те участники забега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает; сперва они бегут очень резво, а под конец делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками; не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми?

В жизни (…) всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом – высшее счастье человека.

Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.

Победа над собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыдней и хуже.

Хороший законодатель (…) станет устанавливать законы, касающиеся войны, ради мира, а не законы, касающиеся мира, ради военных действий.

Закон – владыка над правителями, а они – его рабы.

Любящий слеп по отношению к любимому.

Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.

В серьезных делах надо быть серьезным, а в несерьезных – не надо.

Человек (…) это какая-то выдуманная игрушка бога (…). Этому-то и надо следовать (…). Надо жить играя.

Без смешного нельзя познать серьезного.

Как говорят каменщики, большие камни не ложатся хорошо без малых.

Человека [совершившего преступление из-за страстей] правосудие постигнет не за совершенное деяние – ведь свершившееся никогда уже не сможет стать несвершившимся, – но ради того, чтобы в будущем он (…) возненавидел несправедливость, – а также чтобы возненавидели ее все те, кто видел суд над ним.

С ума сходят многие и по-разному.

Поэт – существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка. (…) Ради того бог и отнимает у них рассудок и делает своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает свой голос.

О, если бы (…) большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало.

Воздавать злом за зло, как этого требует большинство, (…) несправедливо.

Бесстрашное существо и существо мужественное – это не одно и то же. (…) Мужеству и разумной предусмотрительности причастны весьма немногие, дерзкая же отвага и бесстрашие, сопряженные с непредусмотрительностью, свойственны очень многим – и мужчинам, и женщинам, и детям, и животным.

Величайшая дружба существует между крайними противоположностями. (…) Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного.

[Об отцах и матерях павших воинов:]
Надо (…) не причитать вместе с ними, ибо не надо ничего добавлять к их печали (…), а, наоборот, следует ее исцелять и смягчать, напоминая им, что (…) молили они богов не о том, чтобы дети их стали бессмертными, но о том, чтобы они были доблестными и славными.

Судьба – путь от неведомого к неведомому.

Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.

Стыд – страх перед ожидаемым бесчестием.

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.

Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину.

По мнению большинства, боги прощают нарушение клятвы только влюбленному, поскольку, мол, любовная клятва – это не клятва.

Любить – значит искать свою половину.

Соитие мужчины и женщины есть (…) дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном.

Рожденье – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. (…) А значит, любовь – это стремление и к бессмертию.

… Самое главное – исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает.

Трудно становиться хорошим, хотя это и возможно, но быть хорошим – невозможно.

Быть человеку хорошим, то есть постоянно хорошим, невозможно, стать же хорошим можно; но тот же самый человек способен стать и дурным.

Мужественные бывают смелыми, но не все смелые мужественны.

Никто (…) не выберет большего [зла], если есть возможность выбрать меньшее.

Как раз философу свойственно испытывать (…) изумление. Оно и есть начало философии.

Число составляет всю суть каждой вещи.

[Время] – движущееся подобие вечности.

Время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно.

Поэт – если только он хочет быть настоящим поэтом – должен творить мифы, а не рассуждения.

Есть люди, которым лучше умереть, чем жить, и, размышляя о них, (…) ты будешь озадачен, (…) почему они обязаны ждать, пока их облагодетельствует кто-то другой.

Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью.

Истинные философы много думают о смерти, и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди.

Если иные (…) мужественно встречают смерть, то не из страха ли перед еще большим злом? (…) Стало быть, все, кроме философов, мужественны от боязни, от страха.

[Знание – это своего рода припоминание. (…) Те, о ком мы говорим, что они познают, на самом деле только припоминают, и учиться в этом случае означало бы припоминать.

Нужно достигнуть одного из двух: узнать истину от других или отыскать ее самому либо же, если ни первое, ни второе не возможно, принять самое лучшее и самое надежное из человеческих учений и на нем, точно на плоту, попытаться переплыть через жизнь; если уже не удается переправиться на более устойчивом и надежном судне – на каком-нибудь божественном учении.

Я рискую показаться вам не философом, а завзятым спорщиком, а это уже свойство полных невежд. Они, если возникнет разногласие, не заботятся о том, как обстоит дело в действительности; как бы внушить присутствующим свое мнение – вот что у них на уме.

Когда кто влюблен, он вреден и надоедлив, когда же пройдет его влюбленность, он становится вероломным.

Кто (…) без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.

Во влюбленном, словно в зеркале, он [любимый] видит самого себя.

… Во всей трагедии и комедии жизни (…) страдание и удовольствие смешаны друг с другом.

Платон увидел одного человека за игрой и кости и стал его корить. «Это же мелочь», – ответил тот. «Но привычка не мелочь», – возразил Платон.

Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать, потому что был в гневе. А какому-то из рабов он и сам сказал: «Не будь я в гневе, я бы тебя выпорол!»

Платон, говорят, (…) сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать».

[Кинику Диогену:]
Какую же ты обнаруживаешь спесь, притворяясь таким смиренным!

Читать еще:  Соглашение о передаче прав

Платон, умирая, восхвалял своего гения и свою судьбу за то, что, во-первых, родился человеком, во-вторых, эллином, а не варваром и не бессловесным животным, а также и за то, что жить ему пришлось во времена Сократа.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.

Бог в нас самих.

Кто не совершает несправедливости – почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.

Крайняя несправедливость – казаться справедливым, не будучи таким.

Сократ – друг, но самый близкий друг – истина.

Хорошее начало – половина дела.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил.

Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

В шутку, а не всерьез.

Речь истины проста.

Книга – немой учитель.

Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.

Сколько рабов, столько врагов.

Любимое часто ослепляет любящего.

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.

Не прибавляй огонь к огню.

Быть обманываемым самим собою – хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.

Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Платон — цитаты

Платон (Настоящее имя – Аристокл) – древнегреческий философ. Годы жизни: 428 или 427 — 348 или 347 до н. э. Платон был учителем Аристотеля и учеником Сократа. Почти вся философия Платона касается проблемм этики. Интересно (одно из первых) определение Платоном сущности человека: «Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях».

Платон — цитаты, фразы, афоризмы и высказывания:

Бог в нас самих.

Первая и лучшая победа — это победа над собой.

Самая лучшая победа для человека — это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.

Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.

Каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям.

Книга — немой учитель.

Крайняя несправедливость — казаться справедливым не будучи таким.

Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному.

Любимое часто ослепляет любящего.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.

Не прибавляй огонь к огню.

Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Рожденье — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. А значит, любовь — это стремление и к бессмертию.

Самая лучшая победа для человека — это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.

Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.

Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям.

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии.

Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Чтобы при обрести расположение друзей и приятелей при житейских отношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых.

Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.

Быть обманываемым самим собою — хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно приcyтcтвует при обманываемом.

Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением.

Время — движущееся подобие вечности.

Всеми силами души надо стремиться к истине.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Духовное зрение улучшается по мере ухудшения зрения физического.

Если человек одарен щедростью, то он благороднее всех других.

Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.

Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.

Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил.

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.

Мужество — стойкость в исполнении должного.

Надежды — сны бодрствующих.

Невежественными бьвают только те, которые решаются такими оставаться.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

Первые детские ощущения — это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.

Речь истины проста.

Самая великая победа — победить себя.

Сколько рабов, столько врагов.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.

Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.

Хорошее начало — половина дела.

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector