Туристический онлайн рынок России выходит из детского возраста

Я работаю в турагентстве.

Я такой человек, к которому обращаются люди, которые хотят отправиться в путешествие, но при этом им не хватает знаний, чтобы организовать поездку самостоятельно, либо их время ценее моего, и они готовы оплатить мои услуги, при этом оставшись в плюсе. Есть еще те, кто понял, что приобретать пакетный тур в определенную страну будет выгоднее, чем собирать самостоятельно (не всегда, не во все страны, но поверьте моему опыту — такое бывает) — но они не так часто приходят.

Но кому интересны рабочие моменты такого сотрудника? Я подумал, что полезнее будет поделиться информацией о том, как недобросовестные агентства «разводят» клиентов на побольше денег — уж это может кому-нибудь пригодиться.

Я давно понял, что люди, в принципе, не разбираются в формировании цены на тот или иной продукт. Туризм — не исключение.
Люди до сих пор думают, что в разных агентствах цена на турпакет будет различаться, да и наличие одного и того же тура в различных агентствах тоже не представляется им возможным. Я говорю примерно про 80% клиентов. К сожалению, некоторые мои коллеги/конкуренты вместо просвещения населения занимаются пактически подтверждением этих доводов.

Чтобы было проще понять, вкратце опишу систему туристического рынка в России. Есть туроператоры — это заводы, производящие турпродукт (берем два стакана авиаперелета, добавляем проживание в отеле, кидаем щепотку трансфера и приправляем страховкой — продукт готов), они создают его для последующей продажи с помощью турагентов, потому что сами не могут продавать. Турагенты — это магазины, продающие продукт туроператора («продвижение и реализация» — так и написано в законе), они не могут производить, они только продают. Это как автозавод и автодилеры: количество производителей авто ограничено (но рынок не запрещает появляться новым), как и количество туроператоров, а вот количество дилеров, продающих их продукцию может быть любым. Поэтому любой турагент может продать вам турпродукт любого туроператора.

А какой тогда смысл иметь большое количество агентств?
Они все разные, либо по видам туризма (кто-то занимается, например, только пляжными турами в Турцию и Египет, другие — образовательные туры, третьи — свадебные туры, четвертые продают только санатории, а пятые и вовсе организуют тематические поездки для геев, в общем, кто во что горазд), либо по категориям туристов (есть агентства, работающие с VIP-туристами, есть те, кто организовывают поездки для детских групп, другие выбрали в качестве целевой аудитории пенсионеров и так далее), либо по другим признакам. Однако, подавляющее число на рынке — универсальные турагентства, предоставляющие все услуги. Я работаю как раз в таком, но у нас нет большого потока и мы имеем возможность тщательно подходить к любому туру. (не реклама:))

Главное различие всех, независимо от профиля работы, в общем-то, как и в любой другой сфере — уровень кадров.
Видел тему, где обсуждали типы продавцов, мол есть те, кто круто консультируют, есть те, кто круто впаривают и так далее. Тут ситуация примерно такая же.

Ладно, ближе к сути.

Вы помните, что ассортимент туров у всех одинаков, и что один и тот же тур вы можете купить в представительстве большой сети агентств, в независимом агентстве на соседней улице или, например, в агентстве, которое занимает стойку в булочной (да, такие случаи бывают: купи булочку и поездку в Турцию заодно — кто же откажется?)
Так почему цена может различаться?
Рассмотрим два варианта — цена ниже, чем у других, и цена выше, чем у других.

Цена ниже.
Давайте на примере. Имеем тур от туроператора ВасяТуристик во Вьетнам на двоих взрослых продолжительностью 10 ночей, отель 2 звезды,без питания. Допустим, он стоит 100 000 рублей — это официальная цена от ВасяТуристик, заявленная на его сайте (пусть в ней будут учтены уже все возможные доплаты: топливные сборы и прочее). Турагент не является посредником и не накручивает сверху этой цены — он является агентом и его вознаграждение уже включено в стоимость тура. Допустим, в данной ситуации его вознаграждение составит 5 000 рублей. Итак, все агентства при продаже конкретно этого тура за 100 000 получат вознаграждение в размере 5 000. Как агент может снизить стоимость тура, чтобы сделать цену привлекательнее для туриста? Помните, он не формирует продукт, он не может повлиять на стоимость перелета или размещения в отеле.

Способ первый: он может пожертвовать своей комиссией и из 5 000 рублей, например, 2500 отдать туристу в качестве скидки. Он решит, что лучше заработать 2500, чем не заработать ничего, в случае если турист уйдет к конкуренту, который решит отдать часть своей зарплаты. Туриста такой поворот только обрадует, турист не знает о негативных последствиях такого поступка со стороны агентства (вариантов куча: ухудшение уровня сервиса, ограничение времени на работу с туристом, нехватка денег на оплату счетов, строительство финансовой пирамиды, банкротство и прочее). Как правило, демпинг среди агентств не приводит ни к чему хорошему в итоге (вспомним банкротства туроператоров в 2014 году). Но мы сейчас не об этом. Это не обман и не развод, турист останется довольным, если его отдых состоится — ведь он еще и сэкономил.

Способ второй: агент называет вам цену ниже, чем у конкурента (не берем во внимание сумму комиссии, в данном случае она не влияет ни на что), вы приходите, бронируете, довольные экономией идете домой и радуете любимого человека покупкой. На следующий день вам звонят из турагентства и сообщают, что отель не подтвердили, давайте забронируем по такой же цене другой, мол он тоже вам подойдет. Вы соглашетесь. А агент и не планировал бронировать то, что вы заказывали. Он просто бронирует отель дешевле, на который вы соглашаетесь впоследствии. Проверять цену на сайте ВасяТуристик бесполезно — недобросовестный агент придумает кучу причин («цены вчерашнего спецпредложения не отображаются сегодня», «добавились еще сборы» и прочее — поверьте, неосведомленного человека легко надуть), почему у вас ничего не сходится в голове.
А возможен вариант, когда вам даже не предложат забронировать альтернативный отель, а сделают это изначально без вашего ведома и вы будете ожидать поездку в Роза 2*, а приедете в Гвоздика 2*, который гораздо хуже и дешевле. Доказать на курорте вы никому ничего не сможете, потому что бронь ваша была именно на Гвоздику 2*, а агент сможет поведать вам про овербукинг и прочие прелести гостиничного бизнеса и предложит идти в суд после возвращения. Народ у нас такой, что не идет в суд, а просто забивает болт (а зря). Но путевка вышла дешевле, чем в других агентствах. Агент, кстати, может не только не потерять в своей комиссии, но и навариться.

Способ третий: При стоимости тура в 100 000, вам называют стоимость в 50 000. Безумно заманчиво: 50 тысяч, которые можно сэкономить и потратить уже на курорте — что может быть слаще?
Тут работает принцип финансовой пирамиды, ведь фактическая стоимость тура все равно 100 000 (ну ок, 95 000 если агент решит ничего не заработать), значит вторую половину вашего тура оплатить следующий покупатель, а недостающую часть его путевки оплатить следующий за ним и так далее. Зачем это делается? В один прекрасный момент директору агентства не хватило денег на аренду офиса / новый кайен / зарплату сотрудникам / ремонт дома / потратил в игровых автоматах — нужное подчеркните, вот он и запустил руку в деньги туристов, но чтобы не срывать их отдых и не идти в полицию, он решит создать постоянный денежный поток (вспоминаем анекдот про мужика, который продавал рубль за 99 копеек), которым и перекроет все потребности, пока за счет снижения скидки не выйдет на нормальные стоимости туров и не за счет комиссии не выскочит в ноль. Или пока просто не соберет сумму, достаточную для переезда и проживания в Лондоне. Если вам повезет, вы успеете улететь и вернуться. Хуже, если вы приедет в аэропорт и вас откажутся регистрировать на рейс и вместо Вьетнама вы отправитесь в полицию. Еще хуже, если у вас будет оплачена половина пакета, например, без обратного билета (такие случаи бывали).

Пока в голову пришил эти три способа, которые я реально встречал на практике. Директор моего агентства практиковал первый способ на старте, но потом решил, что такими темпами агентство долго не протянет и отказался от него. Клиентов, кстати, меньше не стало, но это позволило улушить работу агентства.
Второй и третий способ периодически встречаю в СМИ в темах об агентствах, которые перестают выполнять свои обязательства (в 2014 таких было много, которые под шумок решали изобразить из себя туроператоров и свалить с деньгами), но это совссем другая история.

Читать еще:  Соглашение между физическими лицами

Теперь то, почему цена выше.
А тут все проще некуда. Но сразу скажу, что в отличие от понижения стоимости тура, это не скажется отрицательно на вашем отдыхе. А причина проста, несмотря на то, что агент не должен накручивать деньги свыше стоимости тура на сайте ВасяТуристик, некоторые это делают. Во сколько они оценят свои услуги — вопрос их личной оценки и совести. В основном это делается менеджерами-пофигистами (прокатит/не прокатит), либо является целенаправленой политикой агентства. Один из моих клиентов рассказывал, как пришел в агентство с вывеской, где было слово «горящие»* (что якобы подразумеваает самые дешевые туры, даже не так — самые честные цены на туры:)), а там тур, за который он вез деньги мне, ему предложили на 10к дороже (при условии, что менеджеру назвали параметры тура, даты, отель, оператора и прочее и ему не нужно было морочить с подбором подходящего варианта).

*»горящий» тур появляется за несколько дней до вылета, когда оператор понимает, что не полностью загрузил самолет/блок «своих» мест на самолете и эти места — «горят», если он не успеет их продать, то они так и улетят пустыми — «сгорят» и он не получит с них прибыли, а только убыток, потому что авиакомпании он за место заплатил — вот он и снижает цену, на сколько это для него возможно. Это понятие стало нарицательным для дешевых туров. Маркетологи турагентсв решили, что народ

Онлайн-туризм, Online-Travel (рынок России)

Содержание

Участники рынка

Бронирование билетов

  • Ticket.yandex.ru
  • Skyscanner

Бронирование отелей

  • Booking.com
  • Ostrovok.ru
  • Oktogo.ru

Универсальные

740 млрд руб (+34%) — объем онлайн-продаж туристических услуг в РФ

В структуре рынка более 50% объемов продаж приходится на авиабилеты, следующим по значимости стал сегмент железнодорожных билетов, продажи которых через онлайн-каналы составили 20%. На бронирование и покупку номеров в отелях через интернет приходится 16% рынка, еще 3% составили продажи туров.

В числе наиболее быстро растущих сегментов рынка по итогам 2016 года оказались продажи железнодорожных билетов.

За 2016 год доля электронных продаж билетов у РЖД и ФПК (оценивается сегмент дальнего сообщения) увеличилась на 38%, всего было реализовано 41 млн билетов. Объем онлайн-продаж составил 120 млрд рублей, показав рост на 53%. Всего по итогам 2016 года компаниями было продано билетов на сумму 203 млрд рублей. Впервые с 2012 года увеличилось число перевезенных пассажиров в поездах дальнего следования, составив 101,4 млн пассажиров.

В сегменте продажи авиабилетов наиболее успешно чувствовали себя не онлайн-агентства, а сами авиакомпании. Так, по данным исследования, объем продаж Biletix составил по итогам 2016 года 19 млрд рублей, показав падение на 7%, Ozon Travel — 23 млрд рублей, показав падение на 8% по сравнению с 2015 годом. При этом группа «Аэрофлот» в 2016 году увеличила прямые продажи билетов на 41% (всего те составили 122 млрд рублей), авиакомпания S7 — на 65% (41 млрд рублей).

Авиаперевозчики быстрее расширяют онлайн-аудиторию, чем системы бронирования, отмечают в Data Insight. Кроме того, полагают в исследовательской компании, доверие именно к перевозчикам у покупателей выше, к тому же, ОТА не выдерживают конкуренцию по цене из-за агентского вознаграждения.

Несмотря на то, что продажи туров онлайн пока еще составляют небольшую долю рынка онлайн-тревел, в будущем этому сегменту прочат большой рост.

По данным исследования, в начале 2016 года наблюдалась рекордная доля внутрироссийских перевозок: последние составили 65% от общего объема пассажиропотока российских авиакомпаний. Однако затем тенденция пошла на спад. По сравнению с 2015 годом на 33% выросло число пассажиров, путешествующих за границу (без учета сообщения со странами СНГ).

Сократился по итогам 2016 года и въездной туристический поток: падение составило 6% (суммарно по топ-50 странам дальнего зарубежья), в том числе на 4 квартал года пришлось падение в 16%.

При этом в России по-прежнему путешествует лишь незначительная часть населения. По данным совместного исследования PayPal и DataInsight «Рынок онлайн-коммерции и платежей в России: тренды, аналитика, перспективы» (февраль 2016 г.), проводившегося среди активных интернет-пользователей, за прошедшие 12 месяцев 36% участников опроса никуда не ездило, а еще 38% ездили только по России.

Tutu.ru лидирует по охвату

В 2016 году в России конкуренция за онлайн-потребителя туристических услуг еще только развивается. Уровень концентрации на рынке онлайн-сервисов пока невысок, и есть место для новых игроков, которые смогут предложить потребителю уникальный опыт.

Онлайн-сервисы в сфере путешествий в России (по охвату):

Источник: Данные кросс-медийной панели GfK, сент. 2016

В июне 2014 года агентство eDreams, входящее в состав группы Odigeo, вышло на российский рынок.

Ограничения рынка

По мнению исследователей PhoCusWright (май 2012), отличительно особенностью рынка в целом являются двойные экономические стандарты. С одной стороны, во многих отраслях экономики успешно внедряются западные модели продуктов, но в тоже время у нас сохраняются остатки плановой экономики, оплата труда и технологии во многом ниже стандартов ЕС.

Также на рынок плохо влияет монополия и консерватизм государства в транспортной сфере, визовые ограничения и недоверие россиян к использованию кредитных карт. Существующий визовый режим существенно сдерживает как выездной так и въездной туризм. Для примера, Франция принимает 80 млн. туристов в год, Испания 60 млн., Россия 2 млн. Если российские власти в ближайшее время не предпримут более активные усилия по изменению визовой политики, то значительные инвестиции во внутренний туризм будут окупаться значительно дольше, чем планировалось.

К внутренним проблемам можно отнести некредитоспособность населения в регионах (наибольшая часть потенциальных путешественников сосредоточена в крупных городах) и большой процент населения предпенсионного и пенсионного возраста.

Политическая нестабильность в регионе — например, предполагаемая фальсификации выборов в России, также негативно влияет на развитие туристической отрасли.

Основной вывод, которые делают исследователи PhoCusWright относительно России – «динозавры до сих пор правят рынком». Состав участников российского рынка глобально не изменился с момента его зарождения. Правовая система носит ограничительный характер, и не поддерживает туристический бизнес.

Что касается инфраструктуры рынка, то исследователи PhoCusWright говорят о том, что на внутреннем рынке не хватает отелей, исключение составляют Москва и Санкт-Петербург. Рынок размещения неразвитый, у нас пока плохо приживаются инновационные интерпретации западных моделей аренды домов и квартир.

Возможности рынка

По сравнению с другими странами, в России есть ряд положительных предпосылок для развития рынка online travel:

  • сильное проникновение интернет,
  • кризис на рынке пакетного туризма,
  • более стабильная экономическая ситуация, чем, например, в Греции или Испании.

К положительным факторам исследователи PhoCusWright относят политическую изоляцию региона в прошлом, которая, по их мнению, стимулирует как желание россиян выезжать за рубеж, так и интерес к России со стороны иностранных туристов. В целом, по оценке PhoCusWright, прогноз развития ранка можно оценить как положительный. Исследователи говорят высоких темпах роста в ближайшем будущем.

На 2011 год глобальная доля российского туристического рынка составляет 2,6%.

Объем туристического рынка Восточной Европы в 2011 году составил $81,5 млрд., доля сегмента online travel составляет 7% или $5,7 млрд. Из направлений по-прежнему лидируют Египет, Турция, Китай и Финляндия, сильно возросло количество бронирований по Европе и России. В последующие несколько лет общий рост туристического рынка замедлится. Но, по прогнозам аналитиков, интернет-продажи вырастут на 27% и 26% соответственно.

Россия представляет собой 60% от Восточно-Европейского туристического рынка и 38% online travel рынка, к 2013 году доли увеличатся до 63% и 50%.

По мнению PhoCusWright, в России средний класс составляет 17% или 25 млн. человек, еще 10% — это растущий средний класс. 15 млн. семей имеют годовой доход 20 000 долларов США и выше. Всего выехать за границу могут себе позволить 7% населения.

По другим оценкам (апрель 2012 г) объем российского рынка онлайн-туризма к 2015 г. вырастет в 2,5 раза по сравнению с 2011 г., до $10 млрд. Драйверами развития станет увеличение количества интернет-пользователей в России и рост доверия к электронной коммерции. Пока доля интернет-сервисов путешествий на отечественном туристическом рынке составляет только 7%.

Такой прогноз представил директор по развитию и вице-президент онлайн-турагентства Amargo Артем Пуховский на пресс-конференции весной 2012 года, посвященной итогам российской отрасли онлайн-туризма в 2011 г. Ежегодно рынок онлайн-путешествий растет на 30-50%, что делает его одним из наиболее динамичных секторов электронной коммерции, заявил Артем Пуховский.

«В 2011 г. рынок онлайн-туризма в России, по оценке Amargo, вырос до $4,2 млрд, в этом году объем увеличится на 40% и достигнет $6,09 млрд, — сообщил Артем Пуховский. — По прогнозу Mangrove Capital, рынок российского онлайн-туризма к 2015 г. увеличится до $10 млрд». Более скромный прогноз на аналогичный период озвучивает Российский союз туриндустрии — $8 млрд.

Читать еще:  Стратегия торговли на «Гэпах»

По словам Артема Пуховского, туристический онлайн-рынок быстро развивается благодаря увеличению количества интернет-пользователей в России. Другие факторы – растущее доверие к электронной коммерции и большая готовность использовать пластиковые карточки для покупок в Интернете.

«Туристические и транспортные услуги продолжают оставаться основным источником роста для всей интернет-торговли. В структуре платежей банковскими картами доля туристических услуг занимает более 40%. При этом люди не просто стали доверять платежам в Интернете — они все более охотно совершают покупки именно в Интернете, поскольку это всегда выгоднее», — прокомментировал в разговоре с репортером ComNews (Медиа-бизнес) ситуацию на рынке электронной коммерции основатель процессинговой компании ChronoPay (Хронопэй) Павел Врублевский.

Вице-президент Amargo привел статистику по Европе: региональный объем рынка онлайн-туризма в 2011 г. составил 44 млрд евро ($58 млрд). При этом около 45% европейского туристического рынка приходится на сетевые турагентства, 55% — на традиционные офлайновые. В России сегмент онлайн-туризма, львиную долю в котором составляют услуги бронирования авиабилетов и отелей, пока занимает только 7% туристического рынка страны.

Артем Пуховский отказался назвать финансовые показатели Amargo. Однако в материалах пресс-службы интернет-туроператора значится, что в 2011 г. средний ежедневный оборот Amargo составлял 3 млн руб., то есть годовой оборот компании — примерно 1,1 млрд руб.

Яндекс работает в тесном контакте с OTA (онлайн травел агентства), но еще не готов запустить свой собственный сервис путешествий, хотя домен Yandex.travel уже зарегистрирован. Самым популярным метасечем является Skyscanner. При этом 25% трафика из России в Skyscanner приходит с мобильных устройств. Россия является третьим по величине рынком после Скандинавии и США для еще одного крупного поисковика билетов – компании Momondo.

В 2011г. на российском туристическом интернет рынке доли распределяются следующим образом:

  • ОТА (онлайн травел агентства) 36%,
  • прямые поставщики (авиакомпании, ЖД перевозчики и отели) 64%.

Из них доля авиабилетов составляет 45%, отелей 25%, железнодорожный транспорт 14% и доля пакетных туров — 16%.

Российский рынок оказался достаточно сложным для мировых OTA, локальные игроки доминируют на рынке. Эта тенденция будет сохраняться до конца 2012 года. OTA продолжают ориентироваться на потребителей, для которых основным фактором является цена, при этом последние не имеют четких привязанностей к определенному бренду.

Продолжит сохраняться рост небольших туристических агентств. Основными сегментами развития останутся продавцы авиабилетов и отелей. Сегменты железнодорожного транспорта, аренды машин и т.д. будут развиваться слабо.

Ведущими компаниями на российском рынке названы:

  • Anywayanyday и Ozon.travel как глобальные операторы,
  • VIP Service и Agent.ru в сегменте авиабилетов,
  • Oktogo.ru в сегменте бронирования отелей.

На долю Booking.com приходится 60% всех онлайн бронирований в России.

Портрет путешественника

Средний возраст 38 лет, высшее образование, занимает руководящие должности, хочет попробовать что-то новое, в среднем один отпуск за границу в год, в среднем всего две поезди в год, использует Интернет как огромный каталог товаров и услуг, хочет иметь смартфон.

Большая часть туристических поездок в России продается через туроператоров, около половины используют интернет для планирования путешествий, при этом покупают все равно в офлайне. Причиной является низкая кастомизация сервисов при высоких технологиях. Для неопытного пользователя пока трудно самому через онлайн сервис сконструировать себе путешествие. Нет возможности гибкого поиска или возможности поиска по неточным данным. По данным исследования Oktogo.ru, 50% бронирований требуют участия службы поддержки.

Еще одной причиной является низкий процент использования кредитных карт при оплате через интернет. В России 13 млн. активных кредитных карт (из 140 млн. человек). К 2013 году количество пользователей карт возрастет до 22 млн. человек.

Каналы электронных платежей распределены следующим образом:

  • 40% кредитных карт,
  • 20% электронных денег,
  • 40% денежные переводы, в том числе через специальные терминалы (QIWI).

Как развивается рынок онлайн туризма?

Рынку онлайн туризма предрекают дальнейший рост в ближайшей перспективе. О том, как развивается этот сегмент сейчас, главных тенденциях, прогнозах на будущее и работе с турагентствами портал TRN беседует с региональным директором сервиса KAYAK в России и Польше Верой Першиной.

— Какие главные тенденции на российском рынке вы могли бы выделить в этом году?

— Главным и наиболее обсуждаемым трендом в этом году, несомненно, является резкий скачок популярности внутренних и региональных направлений среди российских туристов, причиной которому послужил обвал рубля и последовавшая за ним продолжительная нестабильность на валютном рынке. По сравнению с 2014 годом количество поисковых запросов по направлениям внутри страны увеличилось на 30%, что, в свою очередь, привело к значительному падению спроса на некогда излюбленные россиянами заграничные курорты, в числе которых Испания, Португалия, Франция, Италия и Черногория. Тем не менее, Турция и Египет по-прежнему очень популярны среди россиян.

Благодаря ослаблению национальной валюты, Россия сама по себе должна была стать очень привлекательным туристическим направлением для иностранцев. Однако, по нашим данным, на март 2015 года, этого так и не произошло. Напротив, мы наблюдали падение спроса по сравнению с показателями 2014 года.

В июне 2015 года мы провели еще одно интересное исследование и увидели, что спрос на иностранные направления среди российских туристов снова возрос. Так, в рейтинге наиболее популярных направлений на июньские праздники лидером оказалась Барселона. Рим, Париж и Прага также вошли в первую десятку.

— Сколько готовы россияне в среднем потратить на поездку? Какие направления отдыха наиболее популярны этим летом?

— Недавно мы провели исследование, в котором сравнили рейтинги самых популярных и самых дешевых направлений в июне 2015. Оказалось, выбор россиян не обусловлен ценой на билет. Как я уже говорила ранее, самым популярным направлением оказалась Барселона, авиаперелет в которую обойдется в 18 476 рублей. Интересно, что за ней следуют Мюнхен (16 852 рубля) и Дюссельдорф (14 501 рубль). Рим, Прага и Стамбул также попали в рейтинг, как Париж и Нью-Йорк.

Самыми популярными внутренними направлениями оказались Адлер (11 757 рублей) и Санкт-Петербург (11 477 рублей).

— Насколько активно сейчас развивается сегмент онлайн туризма, каков рост онлайн продаж и насколько они могут вырасти в ближайшей перспективе?

— Рынок онлайн бронирования путешествий занимает около 18% всего рынка туристических услуг в России. Мы наблюдали увеличение активности на фоне кризиса и последовавшего за ним банкротства нескольких довольно крупных туристических оффлайн агентств. Однако некоторые неразрешенные вопросы, связанные с онлайн сегментом, не позволяют пока говорить о быстром процессе развития отрасли. Так, участившиеся случаи мошенничества и некоторые пробелы в нормативно-правовой базе отбрасывают тень на всех игроков рынка онлайн услуг и подрывают пользовательское доверие. Тем не менее, мы надеемся, что как только эти препятствия удастся преодолеть, рыночная доля сегмента будет стремительно расти.

— На какого клиента вы ориентируетесь?

— Мы хотим, чтобы нас позиционировали как международный трэвел-поисковик, предназначенный, в первую очередь, для тех, кто хочет планировать путешествия быстро и легко. Наша главная задача – помочь российским туристам с выбором наиболее выгодных туристических предложений. Поэтому мы находим не только лучшие ценовые предложения, но и такие, которые бы отвечали любым запросам и предпочтениям наших пользователей.

— Как будет развиваться, на ваш взгляд, российский рынок туризма в ближайшие несколько лет?

— Думаю, в дальнейшем самостоятельный туризм в России будет активно развиваться. Популярность туров постепенно снизится.

Это будет способствовать значительному росту доли онлайн сегмента на российском рынке. Кроме того, благодаря растущему числу пользователей смартфонов и мобильных устройств – наше недавнее исследование показало, что 81% россиян используют именно их для поиска путешествий — туристические приложения смогут занять свою нишу.

Если падение рубля не остановится, внутренний туризм продолжит свое стремительное развитие. Но мы видим в этом преимущества для отрасли в целом: растущий спрос повысит качество сервиса, предоставляемого местными поставщиками услуг.

— Сотрудничаете ли вы с турагентствами, не планируется ли запустить в2в проект для агентств?

— Да, мы сотрудничаем с ОТА и включаем их предложения в результаты поиска на KAYAK.ru. Что касается оффлайн агентств, у нас действительно был опыт сотрудничества в прошлом, и мы интегрировали некоторые предложения в немецкую версию сайта.

Сейчас у KAYAK нет b2b проектов, но это как раз та самая область, над которой мы упорно трудимся.

Тренды в туризме в 2020 году

Про тренды в туристической сфере в 2020 году для Welcome Times рассказал Артем Чернышов, директор выставки MITT ‒ Hyve Россия.

1. Однозначно продолжится глобальная консолидация рынка, когда более крупные бренды (например, такие как Priceline, Expedia, CTrip и т.п.) будут все больше подтягивать под себя различные развивающиеся нишевые тревел-сервисы, а также возникающие перспективные стартапы.

Читать еще:  Самые неудачные бизнес идеи в мире

2. Еще больше усилится роль так называемых гейткиперов ‒ метапоисковиков, OTA и социальных сетей ‒ в принятии решения о покупке конечным клиентом. И это логично, ибо подрастает новое поколение клиентов, для которых большое значение при выборе имеет позитивный или негативный опыт, полученный другими пользователями продукта.

3. Поставщики услуг (в частности, авиакомпании и отели) продолжат свою трансформацию в сторону становления непосредственными продавцами услуги, так как для них все более и более актуальным становится понимание потребностей каждого конкретного путешественника и все большую важность приобретает персонализация предложения. И как один из вариантов ‒ качественно дотянуться до этого они видят в прямой продаже конечному клиенту.

4. Продолжит расширяться ниша в сегменте интеграции VR/AR технологий в механику процесса продаж туристических услуг, когда, надев VR-очки, клиент сможет получить визуально впечатление о продукте, которое, как мы знаем, зачастую заменяет большое множество сказанных слов.

5. Big Data все больше и больше будет использоваться при планировании структуры туристского продукта и анализе факторов, влияющих на динамику продаж.

6. А в самом процессе продажи туристических услуг среди каналов продаж все большую долю будут занимать мессенджеры. Разумеется, будет также расти доля тревел-услуг, которые бронируются через мобильные устройства.

А вот Анна Андросова, путешественница, тревел-консультант, блогер, говорит, что на сегодняшний день в туризме сформировалось два противоположных тренда.

С одной стороны, большое количество путешественников начало стремиться к самостоятельности. В интернете регулярно обновляется актуальная информация о курортах, перелетах, визах и др. Отчеты на русском языке появляются даже по экзотическим странам, что уж говорить о популярных. Сегодня любой человек может изучить интересующее его направление и забронировать поездку, не выходя из дома.

С другой стороны, люди начинают ценить свое время. Сайтов и отзывов ‒ тысячи, на изучение и анализ информации уходит далеко не один день. И туристы, для которых структурирование данных не является легким и приятным делом, все чаще принимают решение делегировать эту задачу. Ведь вместо того, чтобы после работы сидеть у монитора, можно провести время с семьей.

Если говорить о типах отдыха, то есть интересная особенность. Классический пляжный и экскурсионный отдых по-прежнему пользуется спросом у всех категорий туристов: и у рядовых сотрудников, и у крупных бизнесменов, которым необходимо без лишних заморочек снять накопившийся стресс.

Однако, на фоне общей любви к морю увеличивается и доля изобретательных путешественников, которые стремятся к получению необычного опыта. К примеру, приготовление блюд зарубежной кухни под руководством местного повара или погружение к затонувшим кораблям.

Не может не радовать, что сейчас для каждого человека вполне реально создать поездку по своим критериям или найти специалиста, который его услышит, а не просто будет продавать тур в Турцию.

По прогнозам ExpediaRus о том, как будет развиваться рынок внутреннего туризма в России в будущем 2020 году россияне все больше внимания будут обращать на поездки выходного дня внутри страны, то есть те, что не требуют много времени и денег, как в случае с выбором заграничных туров.

В 2019 году каждый пятый турист (21%) путешествовал по России, в то время как заграничные курорты посетили только 8%.

По многочисленным опросам средняя стоимость поездки для россиянина не превышает 40 тысяч рублей, именно в рамках этой суммы и будут планироваться межсезонные поездки и поездки выходного дня. Больше всего такие туры выбирают жители крупных городов, Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников. Рассказывает генеральный директор онлайн-платформы по бронированию отелей и билетов по России Expediarus.ru Вера Адаманюк.

Кроме того, жителям России станут интересны такие виды отдыха как событийный туризм, то есть поездки на кратковременные мероприятия: соревнования, фестивали или концерты по стране. И, конечно, с учетом развития современных соцсетей российские путешественники, будут и дальше активно популяризировать посещение самых прекрасных мест в стране: необычные маршруты, природные уникальные ландшафты и заброшенные тропы будут привлекать всех любителей селфи и фотоохоты, вызывая особую гордость за свою страну.

Что касается пляжного отдыха, то и здесь преимущество отдается индивидуальным турам, где есть элемент «позитивной непредсказуемости» и поиска новых положительных впечатлений от поездки. Основным драйвером в сфере путешествий будет поиск новых эмоций и впечатлений. Есть основания и для роста медицинского туризма, ведь качество услуг платной медицины в стране растет, а гостиничная отрасль непрерывно развивается.

Кроме того, медицинские процедуры в России стоят меньше, чем в Европе, и поэтому крайне популярны у жителей СНГ и соотечественников из-за рубежа. Ростуризм ожидает, что в 2025 году поток медицинского туризма превысит 3,4 млрд человек, а оборот составит от 1,3 до 3 трлн долларов. Сюда относят спа-курорты и горячие источники с минеральными водами южной части России.

Леонид Мармер – генеральный директор Amadeus в России говорит, что сфера туризма сейчас находится на этапе глобальной трансформации с точки зрения приобретения услуг туристами и их обслуживания. Цифровые технологии, повышение доступности путешествий и стремление к уникальному опыту формируют беспрецедентный уровень спроса и вынуждают поставщиков инвестировать средства в новые направления.

Леонид Мармер выделяет такие тренды в туризме в 2020 году:

1. Максимальный выбор при минимальных усилиях – так можно охарактеризовать стремление путешественников сравнивать и выбирать из массы предложений те, которые подходят именно им. Будучи пользователями технологий во всех сферах жизни, туристы ожидают соответствующего удобства на этапе выбора поездок. Им важно иметь полную информацию о всех доступных вариантах с помощью одного нажатия кнопки на любом устройстве. При этом сохраняются высокие требования к результату – персонализация и надежность источника играют решающую роль. Поставщики туристических услуг, в свою очередь, вынуждены искать способы оставаться конкурентоспособными и предоставлять высокий уровень сервиса.

2. Стремление к digital характерно не только для путешественников, но и для поставщиков туристических услуг. Повышение эффективности рабочих процессов и минимизация ошибок и сбоев – основная цель компаний, стремящихся к увеличению прибыли. Сейчас в нашей отрасли все больше внимания уделяется big data, машинному обучению, автоматизации, Интернету вещей и другим инновациям, внедрение которых позволит отвечать растущим запросам клиентов.

3. Все большее значение имеет персонализированный подход: современные путешественники ожидают предложений с учетом их индивидуальных предпочтений и предыдущего опыта. Для этого авиакомпании, отели, туристические агентства и другие участники рынка ищут способы извлекать максимальное количество информации о своих клиентах. Важно иметь возможность предвидеть потенциальные нужды туристов, учитывать прежние проблемы и предупреждать их возникновение. Это становится возможным благодаря системной бизнес-аналитике и большим данным.

4. Мультимедийный контент выходит на первый план. В эпоху бума социальных сетей и видео-сервисов путешественники хотят заранее знать, что их ожидает в путешествии. 3D-тур по салону самолета, возможность увидеть свое кресло до того, как ты приобретешь билет, – все это помогает управлять ожиданиями клиентов. Новые решения для предоставления туристическим компаниям мультимедийного контента обеспечиваются в том числе через технологический стандарт NDC (New Distribution Capability), который уже осваивается авиакомпаниями, гостиницами и другими поставщиками туристических услуг во всем мире.

5. В последнее время отраслевые эксперты все чаще говорят о тренде на совмещение бизнеса и отдыха. Концепция bleisure (business&leisure) характерна для миллениалов, которые привыкли извлекать максимум пользы из текущих условий. По прогнозам Boston Consulting Group, в 2020 году половину туристического рынка будет представлять поколение Y. Кроме того, по данным исследования Amadeus и Lonergan 2018 года, 44 % деловых путешественников хотят уйти с работы из-за неудачной политики в отношении командировок, а половина респондентов ответила, что это определяет их выбор места работы.

6. Консолидация усилий всех игроков туристического рынка необходима для того, чтобы обеспечить путешественникам единый положительный опыт на протяжении всей поездки. Задержка рейса или проблемы на пути из аэропорта в гостиницу оставляют у туриста плохие впечатления не от отдельно взятого сервиса, но от картины в целом. Сотрудничество поставщиков и предоставление совместных «благ» будут способствовать развитию всей отрасли.

7. Если говорить о долгосрочной перспективе, то можно отметить предпосылки к появлению «умных городов». Потребительский мир будущего будет сложным и комплексным, а взыскательный спрос путешественников, пресытившихся традиционными турами, будет нацелен на уникальные источники впечатлений. Всеобъемлющая аналитика, мультимодальные перевозки и другие особенности «умных городов» выделят новое направление движения в индустрии.

Пока еще рано говорить о том, как будет выглядеть отрасль через 20 лет. Но такие тенденции, как объединение и обогащение контента, цифровизация и оптимизация всех этапов поездок, особый акцент на персональном подходе к путешественникам, – формируют канву, в которой туризм будет развиваться в самое ближайшее время.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector