5 главных отличий креативных людей от некреативных - sk-mcity.ru

5 главных отличий креативных людей от некреативных

Креативное мышление. Развитие креативного мышления ч.2

Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

— Умение мыслить логически.

— Умение формулировать предположения.

— Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

— Умение преодолевать стереотипы.

— Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

— Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

• компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

• творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

• мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно здесь:

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения. Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать здесь:

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются. Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться. В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений. Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков. Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте». «О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

7). Далее каждый из элементов гирлянды синонимов комбинируется с элементами гирлянд свободных ассоциаций, что даёт новые идеи для решения задачи.

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

Читать еще:  12 золотых правил создания и развития успешного бизнеса

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков». Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы. Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить. Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке. В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на тренажерах для мозга онлайн .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

Креативное мышление это как? Его настоящий смысл

Здравствуйте, друзья. Давайте поговорим о наших неявных способностях. К ним можно отнести уже довольно избитое понятие креативности. Как умение мыслить как-то иначе. Креативное мышление это что? Почему это словосочетание стало так часто повторяться в современном обществе?

Нынешний русский язык достаточно хорошо замусорен различными английскими словечками и фразами. Я считаю, что креативность из того же разряда. Но стоит выяснить его значение, коль скоро оно так распространилось. Особенно интересно будет узнать, почему это западное клише так часто проскальзывает в нашей речи.

Определение

Точной формулировки этого понятия до сих пор не существует. Даже Википедия не использует этот термин, а заменяет его «творческими способностями». Но, тем не менее, я постараюсь его сформулировать с помощью высказывания Маслоу.

Креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Абрахам Маслоу (известный американский психолог)

Таким образом под креативностью можно понимать применение творческих способностей в повседневной жизни. Почему в повседневности, станет понятно несколько позже. А в русском языке способность находить выход из безнадежной ситуации, необычно использовать предметы и обстановку называется просто «смекалкой».

Это я к тому, что все новое, это хорошо забытое старое. И в этом смысле понятие «креативность» никакого иного содержания не имеет. Не нужно думать, что англосаксонская цивилизация может чему-то научить славян. Разве, что порабощать и грабить тех, кто послабее.

Кто создал это понятие

Его впервые ввел в научную лексику американский психолог, профессор Джой Пол Гилфорд в 60-х годах прошлого века. А само слово позаимствовал из латыни. Появлению значения «креативность» предшествовали его исследования в области психологии. Точнее, в изучении способностей человеческого интеллекта.

Результатом этих исследований стало открытие у людей двух типов мыслительных процессов.

  1. Конвергентное, когда для решения различных жизненных проблем используются общеизвестные знания и способы, основанное, как правило, на элементарной логике.
  2. Дивергентное, мыслительный процесс, находящий совершенно необычные способы и приемы в решении задач, который в конечном итоге выдает не одно готовое решение, а целый набор из них, как альтернатива каждому в отдельности.

В свою очередь, дивергентное мышление основывается на четырех способностях:

  • оригинальность (то, что присуще только тебе и этим отличает тебя от других);
  • быстрота (появление за определенный отрезок времени большого количества идей);
  • гибкость (способность вырабатывать идеи с разных позиций и в разных плоскостях, противоположность понятию «линейность»);
  • законченность (умение формулировать результат в конечном виде, уже к применению).

Вот поэтому креативное мышление — это прежде всего оригинальность. Т.е. та же самая смекалка, которой обладает, в той или иной степени, любой человек.

Читать еще:  47 способов, как можно зарабатывать деньги, сидя дома, в декрете

В чем отличия

Я приведу отличия креативности от творчества, как созидательного процесса, и логики, как его противоположности.

Креативное мышление подразумевает какую-то особенность в самом процессе думания. Перевод слова «креативный» с латинского языка означает «творческий». Но в русском языке творчество понимается, как созидательное действо на основе душевного порыва, вдохновения.

Оно имеет обязательный эмоциональный заряд. И он, конечно же, положительного знака.

В нашем понимании креативное мышление — это творческий процесс в смысле оригинальной приспособляемости к решению практических задач. Другими словами, «креативность» гораздо более приземленное понятие, нежели «творчество».

Применение своей оригинальности для решения какой-то жизненной задачи вдохновения не требует. По сути, креативный (смекалистый) подход означает способность необычно смотреть на обычные вещи и явления.

С логикой можно привести сравнение на противопоставлениях.

Логическое:

  • цель процесса: искать ответы;
  • подход к решению: однообразный;
  • на что опирается: правильные общепринятые позиции;
  • способ действия: использует отработанные структуры;
  • отношения к идеям: объясняет где идея не работает;
  • способ мышления: логическое пошаговое продвижение;
  • основа размышлений: устоявшиеся общепринятые взгляды;
  • область используемых знаний: закрытое пространство.

Креативное:

  • цель процесса: искать вопросы;
  • подход к решению: разнообразный;
  • на что опирается: на любые взгляды;
  • способ действия: реструктурирует и расщепляет на себе понятные части;
  • отношение к идеям: ищет пути применения идей;
  • способ мышления: дискретные скачки;
  • основа размышлений: различные неожиданные события;
  • область используемых знаний: открытость всему.

Откуда такая популярность

Я считаю, что это связано, в первую очередь, с социально-экономическим укладом общества. Нам уже почти 30 лет пытаются привить капиталистический способ отношений во всем. А родиной капитализма является западный мир. Если точнее, то англосаксы.

Недаром основоположником теории свободного рынка на основе человеческого эгоизма является Адам Смит. Родом из Шотландии, но уже во второй половине XVIII-го века член Лондонского королевского общества. Все очень напоминает ситуацию в России более, чем столетней давности.

Наша псевдоэлита всегда была падка на подражательство. И если в конце XIX-го века высшее общество Москвы и Петербурга умилялось от всего французского, то нынешнее боготворит все англоязычное.

Поэтому такое засилье русского языка модными иностранными словечками, преимущественно английского происхождения. А средством доставки этого нерусского «барахла» являются современные средства коммуникаций (под дурацким названием «гаджеты»). Все довольно просто.

Можно, конечно, считать креатив каким-то «ноу хау» (еще одна английская бяка). Но в моем понимании само словосочетание «креативное мышление» — это самый настоящий психологический штамп и дань извращенной моде.

Почему оно не работает

Довольно много материала на эту тему выложено в интернете. Начиная от советов молодым мамам по развитию креативности в своих детях и заканчивая платными курсами для офисного планктона. Но что-то новых Ломоносовых и Менделеевых за последние 20 лет в стране не появилось.

Я соглашусь с тем, что какие-либо навыки в себе можно развивать. Но без внутреннего интереса к этому процессу далеко не уедешь. В любом случае, стремление к развитию в себе креативного мышления должно подпитываться естественным желанием. Да и времени это займет очень много.

На самом деле выражение «креативное мышление» — это современная модная фишка нынешних хозяев мира. Неотъемлемая часть современного делового сленга. Такой общепринятый фетиш. Но в нем есть некий скрытый смысл.

Частое использование этой фразы в нашем языке подразумевает ее применение, как руководство к действию. Т.е. мир капитализма нам говорит: «Нам уже мало того, что вы на нас вкалываете физически и умственно, мы хотим эксплуатировать и ваши сверхспособности, мы хотим еще больше денег».

Другими словами, многими креативность мышления воспринимается преимущественным бонусом в конкурентной борьбе за рабочее место. Но это иллюзия. Во-первых потому, что креативность (смекалистость) природой дана каждому, а развивается только у очень одаренных особей.

Во-вторых количество рабочих мест все равно будет сокращаться. Это предусмотрено логикой движения экономических норм. Об этом уже открыто говорит создатель самого большого в России портала по поиску работу (Superjob) Алексей Захаров.

Заключение

В общем получается. что выражение «креативное мышление» — это пустая фраза. Теоретически оно имеет под собой основание, но практического смысла в ней нет. Своеобразная дань моде на выдергивание слов из английского языка. Такая же, как лайфхаки, триггеры, парсинг и другой словесный мусор.

Конечно же содержание этой статьи является моим субъективным взглядом на раскрытие этого понятия. И я, именно так, отношусь к предметному назначению словосочетания «креативное мышление». Каждый имеет свое представление об этом. А если кто-то с этим не согласен, то мы можем поспорить.

На этом все. Всем удачи и хорошего настроения. До скорой встречи.

Кто такие креативные люди и как их определить?

Если верить вакансиям, творческих людей везде ждут с распростертыми объятиями. Им «открыты двери» для работы или сотрудничества. Но, как ни странно, к этому критерию в резюме наибольшее недоверие со стороны работодателей. Выходит так, что они сами не знают, что значит креативный? Зачем требовать от претендентов то, в чем сомневаешься? Как распознать творческие задатки? Как понять, что перед нами креативный человек?

Кто такой креативный человек?

Креативный человек — это личность, способная принимать креативные идеи, благодаря развитому творческому мышлению. Не стоит думать, что такой человек «с другой планеты». Не обязательно он будет выглядеть вызывающе. Не всегда разукрашенный панк, от которого с воплями разбегаются дети и крестятся старушки, оказывается креативным человеком. Совершенно нет. Креативность выражается в поступках и умении генерировать креативные идеи – нестандартные решения.

Благодаря такому навыку совершаются научные открытия, появляются технологические новшества, создаются произведения искусства. Но изобретатели ценны не только в планетарном масштабе. Творческий подход важен и на бытовом уровне, при решении нестандартных ситуаций в обычной жизни. Актуально это для выходцев из постсоветских республик, среди которых, в связи со сложными социально-экономическими условиями, каждый второй – практически Кулибин. Но, все-таки, как распознать, что перед нами творческая личность?

Что означает слово креативный, вроде бы, разобрались. Как выявить это качество в собеседнике или потенциальном работнике? Существуют признаки, которые характерны творческим личностям:

  • Пренебрежение стереотипами, правилами;
  • Способность фантазировать;
  • Наблюдательность;
  • Невосприятие рутины;
  • Умение видеть возможности в неожиданных направлениях;
  • Ранимость перед критикой;
  • Поиск новых эмоций, впечатлений.

По этим критериям достаточно легко удостовериться, что собеседник имеет творческий потенциал.

Креативные люди — кто они?

1. Пренебрежение стереотипами и правилами.

Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к творчеству не в полной мере.

Читать еще:  5 основных мифов о фондовом рынке

2. Способность фантазировать.

Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать вдохновение, как бы подзаряжая свой творческий потенциал. В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

3. Наблюдательность.

Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

4. Невосприятие рутины.

Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

5. Умение видеть возможности в неожиданных направлениях.

Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

6. Ранимость перед критикой.

У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может обидеться даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.

7. Поиск новых эмоций и впечатлений.

Творческие люди ищут новые эмоции. Это одна из основных причин, из-за которой они так нетерпимы к обыденности. Ведь рутина не дает им возможности вдохновиться на создание очередного шедевра. Поэтому, если человек креативный, то он, скорее всего, склонен к путешествиям, оригинальным хобби. Также, творческие личности отличаются повышенной любознательностью. Они хотят все узнать и попробовать. Склонны они и к различным видам зависимости, например от алкоголя или азартных игр. Безусловно, далеко не каждый креативный человек отличается вредной привычкой, но в любом случае, у него имеется источник вдохновения.

Можно сделать вывод, что креативный человек – это реформатор в лучшем смысле данного слова. Всегда идет против стандартов и правил. В связи с этим он и генерирует время от времени креативные идеи. Универсальной формулы творчества не существует. Каждый черпает вдохновение по своему. Важен итог – абсолютно новое решение, которое позволяет выполнить определенное задание в необычный способ.

«Креативный» НЕ равно «Творческий». Вы не знали? Ч.3. Скука рациональности или хаос творчества

«Креативный» НЕ равно «Творческий». Вы не знали? Ч.3. Скука рациональности или хаос творчества

Да какая разница?! — может воскликнуть «человек обычный» 🙂 . О, если б только в понятии! Иногда эта разница (а точнее, ее незнание) бьёт по кошельку и заканчивается разочарованием. Как? Читайте дальше.

В Ч.2 «Что спасает во время трансформации личности?» мы вышли на понятие «ТВОРЧЕСТВО». Способность к творчеству обеспечивает человеку:

  • успешное самовыражение,
  • всесторонняя самореализация
  • эффективная адаптации в современном мире.

Его ошибочно ставят в ряд с модным словом «креативность», особенно, когда рекламируют тренинги личностного развития. (Или в случае приема на работу). Давайте разберемся: Вы творческий человек или креативный?

По определению С.Л. Рубинштейна:

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание НОВЫХ материальных и духовных ЦЕННОСТЕЙ.

При этом внутренним ресурсом, потенциалом, без которого процесс творчества невозможен, является креативность.

Как думаете, фото ниже — это творческий акт или креативная идея?

Подходы к определению КРЕАТИВНОСТИ — разные:

  • (По Роджерсу) Это способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживатьновые способы решения проблем или новые способы выражения.
  • (Из психоанализа) Это способность принимать материал из подсознания в сознание.
  • (Современный словарь по психологии) Это творческий потенциал , который проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных процессах, в коммуникации с другими, а также в различных формах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием тех или иных предметов.

А что на этом фото: креатив или творчество?

По определению К. Роджерса:

ТВОРЧЕСТВО — это СОЗДАНИЕ с помощью действия НОВОГО ПРОДУКТА, с одной стороны, вырастающего из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

Можно ли, по-вашему, (исходя из этого определения) назвать творчеством серию фото-инсталяций «Найди женскую фигуру»?

В общем, КРЕАТИВНОСТЬ понимают как способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить оригинальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда.

К примеру, пришло бы вам в голову «обвязать деревья» (или другие конструкции)?

А польская художница по текстилю Агата Олек вдохновилась и останавливаться не собирается. Вот уже и локомотив обвязала 🙂 Большой проект — 7 лет! По вашему, это творчество или креатив?

Как проявляется креативность?
В особенностях мышления:

  • быстрота,
  • гибкость,
  • точность,
  • оригинальность,
  • богатое воображение,
  • чувство юмора,
  • приверженность высоким эстетическим ценностям,
  • умение детализировать образ проблемы.

И тогда на уровне «hand-made» возникает нечто подобное 🙂 …

А на уровне производственно-монументальном люди способны задумать вот это (библиотека в Канзас-сити, США):

Креативный человек способен:

  • быть участником процесса перемен,
  • отказываться от фиксированных представлений о порядке вещей и событий,
  • ясно воспринимать актуальное положение дел,
  • создавать условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей.

Кроме особенностей мышления важной чертой «человека креативного» являются самообладание и уверенность в себе. А потому любые преграды он воспринимает примерно так 🙂 :

Креативность — это составляющая творческого процесса, который в итоге оформляется в некий продукт (информационный, материальный, социальный).

Те, кто задумывался над своими ресурсами, креативными способностями и личностным ростом, стремятся совершенствовать свою результативность.

От чего зависит ТВОРЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ?
Она определяется:

  • качеством мыслительных операций,
  • личностными характеристиками,
  • способностью объединить ресурсы правого и левого полушария

Дж. Гилфорд считал:

Для ИСТИННОГО творчества необходима интеграция КОНВЕРГЕНТНОГО (логического, последовательного, линейного) и ДИВЕРГЕНТНОГО (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.

Какие условия нужны для активного творческого самовыражения?
Как преодолеть внутренние барьеры, которые мешают проявить креативность?
Как научиться управлять творческим процессом?
ПрактикаЗДЕСЬ .

А теорию читайте в следующем посте этой серии «Ч.4 «Творческая дружба ПРАВОГО и ЛЕВОГО»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector