Акт проверки - sk-mcity.ru

Акт проверки

Страна Советов

Страна Советов Советы на все случаи жизни

Акт проверки, образец и пример оформления акта

18.03.2018 admin Комментарии Нет комментариев

Поскольку основной целью ревизии является проверка, то ее проведение целесообразно доверить комиссии.

Заранее сформированный коллектив распределяет обязанности, и выполняет определенные действия. Члены коллегиального органа уполномочиваются на это специальным распоряжением или приказом начальства.

Акт ревизии, бланк, образец, пример

Перед началом осуществления ревизии председатель должен обозначить повестку мероприятия и перечислить участников. После этого, каждый из присутствующих вправе сделать какие-либо замечания и заявления. При их отсутствии сразу начинается исследование.

Обязательные пункты акта ревизии

  • Виза начальника, наименование учреждения, печать в верхнем правом углу;
  • Название локального акта, номер и дата;
  • Основание проведения исследования, состав комиссии;
  • Перечисление фактов, установленных коллегиальным органом;
  • Фиксация недостачи и других результатов;
  • Фактический остаток наличности;
  • Сопроводительное письмо руководству и бухгалтерии, приложения;
  • Подписи и расшифровка каждого участвующего.

Каждая компания и учреждение по-разному строит регламент деяний ревизии.

Одно учреждение просто считает деньги на месте и записывает в журнал учета, приобщая кассовую ленту. Другое уделяет этому весь день, закрывая организацию и вывешивая объявление с надписью «Ревизия». Бумага о ревизии составляется в простой письменной форме в необходимом количестве экземпляров. По итогам проведенной работы каждый присутствующий должен поставить личную подпись и ФИО. Имеющиеся разногласия и несоответствия обозначаются отдельными пунктами.

Фиксация проведения проверочного мероприятия означает составление и утверждение такого документа, как акт проверки. Причем если проверка проводится органом государственной власти (МВД, Роспотребнадзор и т.п.), акт имеет строго утвержденную форму и порядок заполнения. Нарушения в процедуре проведения проверочного мероприятия могут привести к отмене санкций посредством подачи административного иска.

В той статье мы расскажем о том, как самостоятельно оформить акт проверки в целях внутреннего контроля. Например, в отношении обособленного подразделения, работы отдела и т.п. Здесь же можно узнать о нюансах документа и узнать, где найти порядок проведения проверочных мероприятий.

Акт проверки (15,0 KiB, 14 256 hits)

Пример акта проверки

Общество с ограниченной ответственностью «Звезда Авроры»

ИНН 495396164 ОГРН 64125414645,

юр. адрес: 628424, Россия, г. Сургут, пер. Магистральный, 18, оф. 16

Акт проверки

15 апреля 2017 г. город Сургут

Время составления акта: 12 час. 30 мин. (местное время)

Время начала проверки: 11 час. 15 мин. (местное время)

Время окончания проверки: 12 час. 25 мин. (местное время)

15 апреля 2017 года комиссией в составе:

Председатель комиссии: заместитель Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Звезда Авроры» (далее – Общество) Параманов Александр Дмитриевич

Члены комиссии: начальник отдела кадров Общества Усманова Вероника Аркадьевна, специалист финансового отдела Общества Дьякова Ольга Валерьевна,

на основании приказа Генерального директора Общества от 10.04.2017 г. № 168

проведена проверка работы обособленного подразделения Общества по адресу: Россия, г. Сургут, ул.

Акт проверки

Привокзальная, 49 (ТЦ «Магистраль»).

Присутствовали: руководитель обособленного подразделения Зиновьев Константин Сергеевич, продавец Криворученко Валентина Васильевна.

На момент проведения проверки установлено:

  1. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора в обособленном подразделении оформлен уголок потребителя, ценники, проведена маркировка товаров
  2. Трудовая дисциплина соблюдается всеми работниками в полном объеме, медицинские книжки в наличии на каждого работника
  3. В соответствии с приказом Генерального директора № 48 от 09.01.2017 г.

и доверенностью на подписание документов № 49 от 09.01.2017 г. оформлен договор аренды помещения, соответствует санитарным требованиям.

  • Работа с кассовым аппаратом соответствует требованиям законодательства РФ.
  • По итогам проверки комиссией сделан вывод о надлежащем состоянии работы в обособленном подразделении Общества и готовности к плановой проверке Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре.

    Акт составлен в 2 экз., 1-й экз. направлен Генеральному директору, 2-й экз. вручен руководителю обособленного подразделения.

    Председатель комиссии Параманов Александр Дмитриевич

    Усманова Вероника Аркадьевна

    Дьякова Ольга Валерьевна

    Когда составляется акт проверки

    Формы актов поверки и порядок проведения мероприятий органами государственной власти Вы найдете в ведомственных приказах, а также нормах Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок обжалования таких документов закреплен в приказах (административных регламентах). Рекомендации по составлению административного иска об оспаривании решения органа власти размещены на нашем сайте.

    Если требуется составить акт проверки деятельности работника, то необходимо обратиться к нормам Трудового кодекса РФ. Большинство актов в отношении работников составляются в рамках служебных проверок с соблюдением требований ст.

    193 ТК РФ. На сайте можно найти образец Акта об отсутствии на рабочем месте, об отказе от подписи, от получения и др.

    Учтите также, что акт инвентаризации и акт списания материальных ценностей имеют строго регламентированную законодательством РФ форму (информация о составлении таких документов также есть на сайте). Во всех остальных случаях, когда требуется фиксация факта проведения проверки того или иного обстоятельства, документирование результатов и выводов комиссии, составляйте акт проверки.

    Содержание акта проверки

    Акт – документ, который составляется комиссией. Она может быть утверждена приказом руководителя, может быть образована на месте. Основанием проверки чаще всего служит распорядительный акт руководителя, который и указывается в основании.

    Издается документ на официальном бланке организации, содержит наименование (акт проверки), дату, место и время составления. Целесообразно указать дату начала и окончания проверочного мероприятия.

    Основное содержание документа представляет собой указание на ф.и.о. и должности членов комиссии, основание проведения проверки, присутствующие лица, что установлено, выводы комиссии и подписи.

    Акт проверки может стать проведением служебной проверки в отношении отдельных работников и привлечении по ее итогам к дисциплинарной ответственности.

    Акт ревизии

    Вернуться назад на Ревизия

    Акт ревизии — письменный документ составляемый контролируемыми органами по результатам проведения проверки деятельности подконтрольных структур.

    Этот документ необходим для контроля за деятельностью лиц, имеющих право распоряжаться материальными ценностями (ценными бумагами, бланками строгой отчетности, денежными средствами, иного имущества).

    Условия осуществления проверки

    Как правило, ревизия проводится комиссионно, в присутствии лица, ответственного за хранение или использование проверяемых материальных объектов.

    В исключительных случаях допускается проведение ревизионной проверки без лица, которому вверены материальные ценности.

    Проведение проверки санкционируется должностным лицом, в рамках полномочий которых находится данный вопрос. Состав комиссии закрепляется приказом, в некоторых случаях, полномочия члена комиссии могут быть подтверждены выданной доверенностью.

    Законодательством нашей страны не установлен единый вид акта, по этому, участвующие в проверке лица вправе составлять документ в произвольной форме.

    Тем не менее любой такой составленный документ, а также бланк акта ревизии, скаченный из Интернета должен содержать следующие данные:

    1. Дата, время и место проведения.
    2. Основания проведения проверки.
    3. Состав ревизионной комиссии.
    4. Указываются иные лица, присутствующие при ревизии.
    5. Полномочия ревизионной комиссии, их права и обязанности, а также пределы осуществления проверки.
    6. Результаты проверки и выявленные нарушения, недостача.
    7. Подписи участвующих в проверке лиц.

    Правила осуществления проверки

    Проверка должна проводиться лицами, имеющими соответствующий опыт в такой работе. По итогам составляется акт ревизии, пример которого размещен на данной странице. Если ревизионная проверка длится более одного дня, то, при окончании рабочего дня, необходимо обеспечить сохранность результатов проверки, чтобы нельзя было внести изменения и дополнения, которые исказят результаты проверки.

    В рамках ревизии, проверяемыми сотрудниками могут даваться пояснения по обнаруживаемым фактам. Письменные объяснительные записки приобщаются к материалам проверки и ссылка на них указывается в ревизионном акте.

    Формы документов, которые содержатся в альбомах унифицированных бланков Госкомстата РФ, перестали быть обязательными к применению.

    ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ позволил предприятиям утверждать собственные формы бланков.

    При составлении некоторых актов, к примеру актов инвентаризации (наличных денежных средств в кассе, материальных запасов и другого имущества организации, ее кредиторской и дебиторской задолженности), должны быть соблюдены обязательные требования и присутствовать необходимые реквизиты. В таком случае можно воспользоваться готовыми бланками из альбомов Госкомстата РФ или разработать собственные формы. Например, форма акта инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-15 (по ОКУД 0317013) утверждена постановлением Госкомстата РФ№ 88.

    Как правильно составить акт ревизии (образец)?

    Если определенных требований нет, акт ревизии можно составить в произвольной форме. Но и при этом следует руководствоваться принятыми правилами. Это необходимо для того, чтобы готовый акт ревизии имел юридическую силу.

    Общие требования к составлению акта ревизии

    Составление акта ревизии начинается с указания причины его оформления. Например, основанием для составления акта является приказ директора ООО «Загадка» «О проведении ежегодной инвентаризации» № 245.

    Каждый акт, независимо от его формы, подписывается членами комиссии, которая назначается приказом руководителя проверяющей организации. Она может быть назначена как 1 раз, так и на постоянной основе. При подписании акта ревизии членами комиссии проставляются их должности, фамилии, инициалы в алфавитном порядке. Председателя комиссии обычно выделяют и указывают на 1-м месте. Если 1 из членов комиссии не согласен с выводами, изложенными в акте ревизии, подписать документ ему все-таки придется. Свои замечания он должен изложить в письменной форме в виде приложения к акту.

    Если предусмотрена унифицированная форма акта ревизии и предприятие ее применяет, акт оформляется в соответствии с установленными требованиями. Следует также обратить внимание на заполнение обязательных реквизитов. Текст акта ревизии, составленного в свободной форме, можно разбивать на абзацы, выделять ключевые моменты. Результаты сравнения данных, например текущего года с предыдущим, лучше оформить в виде таблиц. Это позволит обеспечить легкое восприятие информации, содержащейся в акте ревизии, и продемонстрирует наглядность результатов проведенной работы.

    Составлению актов инвентаризации обычно предшествуют инвентаризационные работы и оформление описей.

    Сроки проведения инвентаризации указываются в акте. Также необходимо ознакомить всех заинтересованных лиц, например, материально-ответственных, с результатами и выводами ревизионной комиссии. Они должны проставить отметку: «С актом ознакомлен» с личной подписью.

    Некоторые виды актов ревизии требуют грифа руководителя «Утверждаю» и его подписи на 1-й странице. Акт ревизии составляется в нескольких экземплярах, необходимых для всех пользователей и заинтересованных лиц.

    Инвентаризация
    Учет готовой продукции и её реализации
    Учет денежных средств
    Первичное наблюдение, документация. Учётные регистры, инвентаризация

    Назад | | Вверх

    ©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

    Составление актов в общем и кадровом делопроизводстве

    Бывают рабочие моменты, когда приходится документально подтверждать или доказывать, что какое-то событие действительно состоялось: документы переданы новому работнику, проверка проведена, старые печати уничтожены, а слесарь Иванов явился на работу нетрезвым. Как это сделать? Очень просто: нужно актировать событие, т.е. составить акт, в котором несколько человек своими подписями подтвердят, что тот или иной факт имел место быть. Мы расскажем, как составить акт правильно и придать этому документу юридическую силу, чтобы в случае спора он мог выступить в качестве доказательства случившегося.

    Акт составляется группой лиц (или специально созданной комиссией) с целью документально зафиксировать какой-либо факт: результаты проверки, прием-передачу дел, дисциплинарное нарушение и т.д. Документ содержит как минимум подробное описание фиксируемого факта и подписи установивших его лиц, как максимум (помимо перечисленного) – выводы и рекомендации по изменению ситуации.

    Государственные стандарты по делопроизводству не жалуют этот вид документов своим вниманием и дают только самые общие правила составления. Возможно, это связано с тем, что видов актов существует великое множество, и подогнать каждый из них под унифицированную форму просто невозможно.

    Извлечение
    из Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 [1]

    4.10. Акт [2] составляется несколькими лицами (комиссией) и подтверждает установленные факты или события. Текст акта состоит из двух частей: вводной и основной (констатирующей).

    В вводной части акта указывается распорядительный документ, на основании которого актируется факт, событие или действие (в именительном падеже), его номер и дата. При перечислении лиц, участвовавших в составлении акта, указываются наименования должностей с обозначением организаций, фамилий и инициалов (в именительном падеже). Первым указывается председатель комиссии. В необходимых случаях допускается приводить сведения о документах, удостоверяющих личность и полномочия лиц, участвовавших в составлении акта, и их адреса. Фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке. Слова «Основание», «Председатель», «Члены комиссии», «Присутствовали» пишутся с прописной буквы.

    В основной части акта излагаются установленные факты, а также выводы и заключения. Текст акта заканчивается сведениями о количестве экземпляров акта и месте их нахождения. Количество экземпляров акта определяется количеством заинтересованных сторон или нормативными документами, регламентирующими составление акта. Например:

    Составлен в 3 экземплярах:

    1-й экземпляр ‑ бухгалтерия,

    2-й экземпляр ‑ коммерческий отдел,

    3-й экземпляр ‑ покупатель.

    Формы актов зачастую содержатся в нормативных документах, регламентирующих тот или иной вид деятельности. Например, форма акта о несчастном случае на производстве утверждена постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73. Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, содержат формы:

    • акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;
    • акта о выдаче дел во временное пользование;
    • акта проверки наличия и состояния дел;
    • акта о миграции и перезаписи электронных документов;
    • акта приема-передачи документов на государственное хранение;
    • акта о необнаружении документов, пути розыска которых исчерпаны, и др.

    Если для определенной ситуации нет унифицированной формы акта, организация сама может разработать ее с учетом собственной специфики и внести в альбом локальных унифицированных форм документов.

    Что такое комиссия и кто такие присутствующие?

    Комиссия представляет собой специальный орган, созданный в организации с определенной целью: проверка деятельности подразделения, экспертиза ценности документов и т.п.

    Комиссия может быть постоянной. В этом случае ее состав закреплен в соответствующем локальном нормативном акте (например, положении об экспертной комиссии) и не меняется годами. Так, если в положении об экспертной комиссии написано, что экспертиза ценности документов осуществляется начальником канцелярии, начальником юридического отдела и главным бухгалтером, то каждый год именно они определяют, какие документы оставить в архиве, а какие уничтожить. То, что люди, занимающие эти должности, могут меняться, значения не имеет.

    Комиссия может создаваться разово. Например, если в компании за несколько лет деятельности скопилось много испорченных фирменных бланков и требуется их уничтожить, издается приказ, в котором работники, составляющие комиссию по уничтожению, перечисляются не только по должностям, но и пофамильно (Пример 1). Эта комиссия соберется только один раз, выполнит свою работу, зафиксирует ее результат в акте и прекратит свое существование.

    Фрагмент приказа об уничтожении испорченных фирменных бланков

    Создать комиссию в составе:

    Председатель комиссии: начальник службы ДОУ Петрова И.П.

    специалист службы безопасности Нуриев С.Д.,

    секретарь-делопроизводитель Коченкова Ю.А.

    Обратите внимание: председатель комиссии тоже назначается «сверху». Самого себя назначить председателем комиссии нельзя.

    Кроме того, в комиссию могут войти работники, случайно оказавшиеся свидетелями какого-то происшествия. Обычно это касается актов, составляемых относительно дисциплинарных проступков работников. Например, если требуется документально зафиксировать факт опоздания одного из сотрудников отдела, комиссия может состоять в т.ч. из его коллег, чье рабочее место находится в том же кабинете (подробнее см. раздел «Акты в кадровом делопроизводстве»).

    Существуют разновидности актов, не требующие присутствия комиссии (например, акты передачи дел, которые составляются работником, передающим дела, и работником, принимающим их) (Пример 2).

    Акт приема-передачи дел канцелярии

    Открытое акционерное общество

    «Завод молочных продуктов»

    АКТ

    приема-передачи дел канцелярии

    В связи с освобождением Румянцевой А.П. от должности начальника канцелярии ОАО «Завод молочных продуктов» 20.09.2013 и назначением на должность Федоровой О.В. в соответствии с трудовым договором от 16.09.2013 № 432-13 Румянцева А.П. передает, а Федорова О.В. принимает следующие документы:

    1. Приказы по основной деятельности за 2013 год (подлинники).
    2. Журнал регистрации приказов по основной деятельности за 2013 год (подлинник).
    3. Журнал регистрации входящих документов за 2013 год (подлинник).

    Документы передала Документы приняла

    Румянцева А.П. Румянцева Федорова О.В. Федорова

    В качестве присутствующих при составлении акта обычно перечисляют тех, в чьем отношении проводится проверка или составляется акт о дисциплинарном проступке. Присутствующий не может быть членом комиссии, равно как и член комиссии не может участвовать в проверке относительно самого себя.

    Реквизиты акта

    Юридическую силу акту придают следующие реквизиты:

    • наименование организации;
    • наименование вида документа (АКТ);
    • дата события [3] ;
    • место составления документа;
    • заголовок к тексту;
    • текст документа;
    • подписи.

    Если какое-то событие актируется не в первый раз, акт получает регистрационный номер. Это касается, например, актов уничтожения печатей и штампов, актов необнаружения документов, актов уничтожения документов с истекшим сроком хранения и т.п., т.е. документов, которые регулярно составляются внутри структурного подразделения (в данном случае – службы ДОУ). При этом каждый вид актов регистрируется отдельно.

    Акты, требующие утверждения должностным лицом, содержат гриф утверждения.

    В актах, составляемых на основании другого (обычно организационно-распорядительного) документа, содержится ссылка на регистрационный номер и дату этого документа.

    Если к акту прикладывают какие-то документы, на нем проставляется отметка о наличии приложения.

    В случае если акт составляется в отношении кого-то из работников (что характерно для кадрового делопроизводства), документ содержит визы ознакомления.

    В случаях направления в организацию без сопроводительного письма акт, рассмотренный руководителем компании-адресата, проходит путь входящего документа и может содержать реквизиты «Резолюция», «Отметка о контроле», «Отметка об исполнении».

    После того как работа над актом завершена, на нем проставляется отметка о помещении в дело.

    Шаблон акта

    Формы для актирования каждого случая, который может произойти в процессе деятельности организации, создать невозможно. Тем не менее на основе информации, представленной в государственных стандартах по делопроизводству, можно создать универсальный шаблон акта, который в зависимости от ситуации можно будет изменять. Рекомендуем использовать этот шаблон (Пример 3) при актировании событий, для которых нормативные документы не предлагают образца или формы акта.

    Акт проверки

    Возражать или не возражать на акт проверки? Это первый вопрос, который возникает после получения акта. Как правило, ответ на этот вопрос лежит в экономической плоскости. Зачастую субъекты хозяйствования предпочитают не подавать возражения, так как «цена вопроса» невелика. Вместе с тем независимо от размера причисленных сумм по результатам проверки в первую очередь необходимо обращать внимание на законность выводов проверяющих.

    Обжаловать не надо уплачивать

    Основным законодательным актом в Республике Беларусь, регламентирующим порядок проведения проверок и, соответственно, их обжалования, является Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее — Положение). Проверка также может быть проведена в соответствии с НК. Однако сроки подачи возражений по акту проверки как в соответствии с Положением, так и в соответствии с НК одинаковые — 15 рабочих дней с даты подписания акта проверки. Возражения подаются в контролирующий орган, проводивший проверку, который, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней рассматривает их и составляет заключение.

    Справочно

    В соответствии с нормами п. 71 Положения и п. 6 ст. 78 НК при наличии возражений по акту проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган. Однако отсутствие такой записи не лишает проверяемого субъекта права на подачу возражений по акту проверки.

    Кроме того, проверяемый субъект вправе отказаться от подписания акта проверки, что также не лишает его права на подачу возражений в порядке и сроки, установленные законодательством.

    Итак, что нужно знать при подаче возражений по акту проверки? Важно правильно исчислить срок, в течение которого могут быть поданы возражения. Необходимо понимать, что срок начинает течь со дня подписания акта, то есть день подписания акта проверки не учитывается при исчислении срока на подачу возражений по акту (п. 19-1 Положения). Зачастую субъекты предпринимательской деятельности, неправильно рассчитав срок на подачу жалобы, пропускают его без уважительной причины, что делает невозможным его восстановление. Обращаем внимание, что Положением не установлена норма, исключающая возможность при наличии уважительных причин принять возражения проверяемого субъекта. В то время как в соответствии с п. 6 ст. 78 НК по истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

    Практика свидетельствует о том, что субъекты предпринимательской деятельности в ходе проведения проверки, так или иначе общаясь с проверяющими, к моменту подписания акта проверки уже имеют представление о выявленных нарушениях и могут оценить свои шансы на обжалование выводов по акту. Учитывая этот факт, видится целесообразным при подписании акта проверки выразить свои намерения явным способом, то есть подписать акт с возражениями, без возражений или отказаться от его подписания вообще.

    Справочно

    В силу подп. 1.4 п. 1, п. 2 ст. 49 НК исполнение налогового обязательства и уплата пеней обеспечиваются в том числе приостановлением операций по счетам в банке. Налоговые органы и их должностные лица в соответствии с полномочиями, определенными подп. 1.8 п. 1 ст. 81 НК, и согласно подп. 2.1 п. 2 ст. 53 НК независимо от подачи возражений по акту проверки вправе приостановить операции плательщика по его счетам в банке до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке.

    Поэтому, принимая решение о подаче возражения по акту проверки, в соответствии с которым исчислены к уплате в бюджет налоги, сборы, пошлины, крайне важно правильно оценить перспективы их рассмотрения, поскольку приостановление операций по счетам парализует хозяйственную деятельность. Вместе с тем в практике встречается и обратное понимание уплаты проверяемым субъектом допричисленных сумм по акту проверки: уплатил — признал вину. Здесь приходится признать единство мнений как контролирующих органов, так и суда, которые оценивают факт уплаты сумм по акту проверки как признание вины.

    Проверяем акт на соответствие законодательству

    Порядок оформления результатов проверки регламентирован гл. 8 Положения и нормами ст. 78 НК. Названные акты содержат схожие нормативные предписания в отношении оформления результатов проверки. В частности, по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, составляется акт проверки.

    В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включать в акт проверки различного рода не подтвержденные документально факты и данные о деятельности проверяемого субъекта. Необходимо понимать, что данное требование является самым существенным процессуальным требованием к содержанию акта проверки. Это означает, что в акте проверки должны быть отражены только те факты, которые были установлены в ходе проведения проверки законными способами и обеспечены добытыми законным способом доказательствами. Данный вывод полностью корреспондирует с требованиями п. 4 Положения, согласно которому проверяющие вправе в том числе истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости — проводить встречные проверки.

    При этом п. 6 Положения к обязанностям проверяющих отнесена в том числе обязанность проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством, а также обязанность требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке.

    Справочно

    Включение в акт проверки объяснений физических лиц, данных в ходе иных мероприятий (не в ходе проведения проверки юридического лица, в отношении которого составлен акт проверки), неправомерно, хотя и является весьма распространенным способом вменения нарушения, связанного с неуплатой налогов.

    Приведенные нормы Положения являются процессуальными требованиями законодательства о проведении проверок, которые должны соблюдаться. Следовательно, несоблюдение таких требований является нарушением и основанием для обжалования акта проверки.

    Вместе с тем приходится констатировать, что на практике в акты проверок включаются любые сведения, которые, по мнению контролирующего/надзорного органа, имеют отношение к предмету проверки, независимо от того, как и когда они получены.

    Пример

    За полгода до назначения и проведения проверки соблюдения налогового законодательства предприятием «А» были проведены опросы должностных лиц предприятия «Б». Последние объяснили, что они не имели взаимоотношений с предприятием «А» и не подписывали первичные учетные документы на получение от него ТМЦ. Однако сведения о движении денежных средств по расчетным счетам обоих предприятий говорят об обратном. Документы на отгрузку товара, имеющиеся у предприятия «А», также однозначно свидетельствуют о факте совершения хозяйственной операции, как подтверждают этот факт и данные бухгалтерского учета предприятия «Б». Однако, несмотря на фактическое передвижение ТМЦ, бухгалтерский учет, действительность бланка первичного учетного документа, в акте проверки в качестве единственного доказательства содержится объяснение должностных лиц предприятия «Б», которое было взято не в ходе проведения проверки предприятия «А». Обстоятельства получения таких объяснений для проверяемого субъекта неизвестны.

    Безусловно, такой подход к применению норм п. 3 Положения, согласно которому проверки проводятся исходя из принципа презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта, а также принципа законности их проведения, является нарушением этих принципов, а также прямых требований норм пп. 4, 6, 60 Положения.

    Формулируем возражения по акту проверки

    При формулировании возражений по акту проверки рекомендуем учитывать вышеприведенные нормы Положения. Например, возражения могут быть построены следующим образом:

    «При проведении проверки и составлении акта проверки в отношении предприятия «А» нарушены требования п. 3 Положения, что выразилось во вменении вины за неуплату налога на прибыль по хозяйственной операции, отраженной в первичном учетном документе, который признан не имеющим юридической силы лишь на основании опросов должностных лиц контрагента. При этом опросы, как проверочные действия, проводились не в рамках проверки нашего предприятия, а задолго до ее назначения, что нарушает требования пп. 4, 6, 60 Положения.

    Кроме того, проверяющими не исследовались и, соответственно, не учитывались в выводах по акту иные доказательства фактического совершения хозяйственной операции, а именно: действительность бланка первичного учетного документа, данные бухгалтерского учета, фактическое наличие и перемещение ТМЦ как между контрагентами, так и в дальнейшем их реализация иным субъектам предпринимательской деятельности, что однозначно свидетельствует о фактических хозяйственных операциях.

    Данные банковских выписок оборотов по счетам контрагентов также не учтены, что является неотъемлемой составляющей сделки и хозяйственной операции.

    Таким образом, при проведении проверки предприятия «А» за период с … по … по вопросам … и составлении акта проверки проверяющими в результате несоблюдения требований Положения не доказан вменяемый в вину предприятию факт недействительности первичного документа, что повлекло доначисление налога на прибыль.

    Кроме того, при отражении в акте проверки выводов о недействительности первичного учетного документа проверяющим нарушен один из основных принципов бухгалтерского учета, установленный п. 7 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», а именно принцип преобладания экономического содержания, означающий, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания».

    Возражения по акту или жалоба на решение

    Возражения по акту проверки подаются в тот контролирующий орган, который проводил проверку и чьи должностные лица составили акт проверки. Согласно требованиям п. 71 Положения и п. 7 ст. 78 НК обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.

    При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

    Если подача возражений по акту проверки не дала желаемого результата, то у проверяемого субъекта есть право подать жалобу на решение по акту проверки. При этом важно помнить, что подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд, то есть действует альтернативное право обжалования решений по актам проверок.

    Жалоба на решение по акту проверки может быть подана в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения. Обращаем внимание, что здесь срок исчисляется календарными, а не рабочими днями. Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом в месячный срок со дня ее получения.

    При подготовке жалобы на решение по акту, как и возражений по акту проверки, важно понимать, что обжалование строится на двух важных составляющих:

    • нарушение процессуальных требований, регламентирующих проведение и оформление акта проверки;
    • нарушение норм материального права, когда в отношении субъекта предпринимательской деятельности не применены либо применены неправильно нормы, регламентирующие саму суть вменяемого нарушения.

    Cоставляя жалобу на решение по акту проверки, целесообразно разделять эти две составляющие и акцентировать внимание на каждой отдельно, апеллируя к фактам и документам.

    Резюмируя вышеизложенное, отметим, что результат действий как при подаче возражений по акту проверки, так и при подаче жалобы на решение напрямую зависит от «стартовых» фактических обстоятельств (нарушал или не нарушал субъект требования законодательства), а также юридически правильной оценки соответствия требованиям законодательства действий проверяющих и содержания акта проверки, что, в свою очередь, является основой возражений по акту проверки.

    К сожалению, судебная практика обжалования решений по актам проверок складывается не в пользу проверяемых субъектов. При этом вероятность хотя бы частичного удовлетворения жалоб, поданных в контролирующие органы, гораздо выше, чем при подаче жалобы в суд.

    Читать еще:  Акт о выявленных дефектах оборудования
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector