Анализ рынка мобильных приложений в России - sk-mcity.ru

Анализ рынка мобильных приложений в России

Рынок мобильных приложений: легкие деньги?

Каждый год консалтинговое агентство Interbrand составляет рейтинг ста самых дорогих мировых брендов. По оценке аналитической компании Distimo, в списке Interbrand от 2012 года только у двенадцати компаний нет своих приложений для iPhone. Остальные фирмы, в числе которых IKEA, Gap, Harley-Davidson, Johnson & Johnson и многие другие, уже используют мобильные приложения, в том числе в качестве инструмента продвижения бренда.

Главная причина, по которой все эти компании стремятся выйти на новый для себя рынок, — конечно, доступ к аудитории. На протяжении последнего десятилетия все говорили о постоянном увеличении пользователей интернета, и наличие представительства в сети давно уже стало обязательным для любого успешного бизнеса. Если в декабре 2008 года, по данным ComScore, мировая аудитория интернета составляла 1 млрд человек, то, уже согласно информации Internet World Stats, на июнь 2012 она достигла 2,4 млрд.

Однако вместе с ростом интернет-аудитории увеличивается и количество пользователей, которые выходят в интернет не через настольный компьютер, а с помощью мобильных устройств: смартфонов и планшетов. Удобные небольшие девайсы позволяют быстро проверить почту, пробежаться по заголовкам новостных лент, перекинуться словами в социальных сетях. Только в 2010 году, по оценке TNW, на мобильный интернет приходилось 3,8% всего трафика, в нынешнем году это цифра доросла до 10%.

По сообщению IBM, во время прошлогоднего рождественского сезона около 18,3% всех продаж на сайтах ритейлеров было совершено со смартфонов и планшетов. Для сравнения, два года назад таких покупателей было всего 8,4%. По статистике Google, 79% пользователей мобильных устройств используют их для сравнения цен и поиска продуктов.

Рынок смартфонов и планшетов

По данным аналитической компании Strategy Analytics, сейчас в мире используется 1 млрд смартфонов. Их число, как и число планшетов, стремительно растет. Только за нынешний год, по последнему прогнозу Gartner, будет реализовано суммарно 821 млн смартфонов и планшетов. Это 70% от всех компьютеров, которые будут проданы до конца декабря 2012 года. В будущем году количество проданных мобильных устройств составит, по предварительным прогнозам, не меньше 1,2 млрд.

Говоря о росте, наглядней будет привести следующие цифры: по данным IDC, за третий квартал 2011 года в мире было отгружено порядка 123,7 млн смартфонов, за аналогичный период нынешнего года поставки увеличились на 45,3%, составив 179,7 млн устройств таких производителей как Apple, Samsung, RIM, HTC и многих другие.

Рынок планшетов также значительно вырос. Если в третьем квартале прошлого года компании отгрузили 18,6 млн подобных устройств, то в только что завершившемся квартале этого года их число составило 27,8 млн, что на 49,5% больше.

На этом фоне становится вполне понятным желание брендов быть там, где они напрямую смогут взаимодействовать со своими клиентами – в их смартфонах и планшетах. Более того, прямым следствием быстрого роста рынка мобильных устройств стал еще более впечатляющий рост рынка мобильных приложений – программ, разработанных специально для девайсов.

Рынок мобильных приложений на сегодняшний день является одним из самых — если не самым — динамично развивающимся. Еще пять лет его в современном понимании не существовало, но уже по итогам прошлого года его объем достиг 8,5 млрд долл. По приблизительным оценкам специалистов компании ABI Research, к 2016 году эта цифра составит уже 46 млрд долл. Большая часть этой суммы придется на развлекательный сегмент, в том числе игры.

Уже сегодня некоторые небольшие компании, специализирующиеся на разработке и издании мобильных игр, зарабатывают на своих проектах по несколько сот тысяч долларов в день. Одной из них, к примеру, является финская студия Supercell. Две ее игры — Clash of Clans и Hay Day зарабатывают в день порядка полумиллиона долларов. Британцам из небольшой компании Boss Alien проект CSR Racing принес только за один месяц порядка 12 млн долларов.

И мы пока говорим только о небольших компаниях, оставляя в стороне более именитые, вроде Rovio, которая смогла за один только 2011 год заработать на бренде своей игры Angry Birds больше 100 млн долларов, при том что в 2010 году эта цифра составила «всего» 10 млн долларов. Результаты этого года могут составить более 1 млрд долларов, учитывая, что только плюшевые игрушки принесут финской компании, по предварительным оценкам ее партнеров из Commonwealth Toys & Novelty, 400 млн долларов.

Рынок мобильных приложений Калининградской области

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Зонин Н. А., Терре М. А. Рынок мобильных приложений Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/31/968/ (дата обращения: 18.02.2020).

Статья посвящена анализу российского и регионального рынка мобильных приложений. В работе рассмотрены тенденции развития рынка мобильных приложений Калининградской области. Кроме того, сделан анализ рынка мобильных приложений Калининградской области, выявлены узкие места рынка и их причины.

Ключевые слова: мобильное приложение, магазин мобильных приложений, брендированные приложения.

Развитие IT-технологий и массовое распространение мобильных устройств позволили сформировать новый рынок — рынок мобильных приложений (МП). Мобильные приложения являются одним из главных трендов последних лет в сфере IT. Растет количество разработчиков, увеличивается количество приложений и пользователей, а также все больше и больше компаний понимают необходимость создания собственных приложений для повышения конкурентоспособности. На рисунке 1 показан график доли пользователей мобильного интернета [1]. Такой динамичный рост мобильных пользователей, а также постоянное развитие технологий указывают на то, что российский (как и мировой) рынок мобильных приложений находится в фазе активного роста. Это один из наиболее перспективных рынков, который открывает широкие возможности для IT-компаний.

Читать еще:  16 практических способов самомотивации

Рис. 1. Увеличение числа пользователей мобильного интернета.

Прежде всего, необходимо определить само понятие «мобильное приложение». «Мобильное приложение» – это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone) [3]. Многие мобильные приложения предустановлены на самом устройстве или могут быть загружены на него из онлайновых магазинов приложений, таких как App Store, Google play market, Windows Phone Store, Яндекс.store – и других, бесплатно или за плату. Мобильные приложения распространяются призваны облегчить жизнь пользователей мобильных устройств, а также ее разнообразить.

На данный момент к компаниям в самых разных сферах деятельности приходит осознание того, что в ближайшем будущем разработка мобильного приложения будет необходима. По данным, опубликованным компанией «Яндекс» [1] в ежегодном исследовании «Развитие интернета в регионах России» за 2016 год, 83 миллиона россиян старше 12 лет постоянно пользуются интернетом, более 60 миллионов выходят в сеть каждый день (осень 2015). Из них 84% пользуются мобильным интернетом хотя бы 1 раз в месяц. Такой динамичный прирост мобильных пользователей и тенденция клиентоориентированных стратегий ведения бизнеса должны заставлять собственников и управленцев думать о развитии нового коммуникационного инструмента – брендированного мобильного приложения. Мобильное приложение обладает рядом преимуществ по сравнению с мобильной версией сайта:

 более удобный и понятный интерфейс;

 программы лояльности онлайн;

 постоянная коммуникация с пользователем;

 наиболее точный сбор данных о целевой аудитории.

Рынок мобильных приложений сформировался относительно недавно. Датой появления рынка мобильных приложений принято считать запуск Apple AppStore 10 июля 2008 года. Вскоре после этого, в октябре 2008, был запущен Android Market, а после него магазины приложений других ОС и производителей мобильных устройств. К настоящему моменту для рынка мобильных приложений уже сформировались ключевые игроки. Аналитическая компания J’son &Parthers Consulting выделяет в своем исследовании 2013 года следующих игроков рынка мобильных приложений: пользователи; магазины приложений (AppStore, PlayMarket, Yandex.Store, MTS.Store); разработчики приложений; операторы связи; рекламные площадки. В статье Малаховской Е.К. «Продвижение мобильных приложений: управление рисками» мы находим более полную классификацию игроков этого рынка: государство; IT-рынки (мобильные устройства, операторы связи и пр.); пользователи; магазины приложений; разработчики приложений; конкуренты.

По прогнозам экспертов, российский рынок мобильных приложений, несмотря на общий спад в экономике страны, будет расти. К 2016 году прогнозируется, что рынок мобильных приложений в России достигнет $1300 млн, увеличившись в 8 раз по сравнению с 2012 годом [2]. Основными драйверами роста рынка МП в России будут:

 Распространение мобильного интернета;

 Продажи мобильных устройств;

 Совершенствование технологий разработки мобильных приложений;

 Развитие электронной коммерции.

Барьерами роста для рынка мобильных приложений в России останутся низкая осведомленность пользователей, боязнь оплаты через интернет, боязнь инноваций.

В Калининградской области рынок мобильных приложений только начинает развиваться. На данный момент в регионе существует несколько компаний занимающихся разработкой мобильных приложений на заказ (KODE, Cibirlan Studio, iQuatro, CodyArt, КенигАрт). Также есть крупные игроки российского и мирового рынка ПО, которые разрабатывают собственные мобильные приложения, как отдельный продукт и/или дополнение основного продукта (WSM Group, 1C Битрикс, Системные технологии). Также в регионе достаточно популярна разработка игр (мобильных в том числе). Разработкой игр занимаются – KranxProductions, G5 Entertainment, Хирокрафт, DailyMagicProductions и другие компании. Кроме этого существует большое количество web-студий и интернет-маркетинговых агентств, которые постепенно переходят к разработке и продвижению мобильных приложений. Помимо этого, регион обладает большим ресурсом дизайнеров, программистов, маркетологов, которые работают самостоятельно или удаленно.

Несмотря на большой потенциал для развития, рынок мобильных приложений в Калининграде не насыщен. По запросу «Калининград» магазин приложений «PlayMarket» выдает 240 приложений, «AppStore» – 17. Анализ приложений «PlayMarket» показал, что в основном это приложения по заказу такси и доставки еды. Большая часть приложений разработана всероссийскими сетями. Есть несколько новостных приложений, но они не выдерживают конкуренции с российскими и мировыми приложениями, а также с местными пабликами (группами в социальных сетях). Приложений о культуре и истории региона очень мало, и они не продвигаются. Практически отсутствуют приложения сферы досуга (театр, местные мероприятия). Полностью отсутствуют приложения сегмента G2C (Government-to-Client), такие как запись на прием в поликлинику, налоговую и т.д. Количество загрузок (пользователей) одного приложения не превышает 50 000. Приложения разработаны в основном не местными разработчиками, а крупными игроками рынка или независимыми разработчиками.

Магазин приложений для платформы iOS “AppStore” показывает еще более печальную картину. Всего 17 приложений, в то время как аудитория обладателей устройств марки Apple считается одной из наиболее платежеспособных. В основном это приложения для навигации и карты.

Калининградский рынок характеризуется низкой осведомленность пользователей о существующих на рынке мобильных приложениях, которая препятствует повышению уровня загрузок приложений и дохода разработчиков. Это может говорить о проблеме продвижения МП и/или недостаточном уровне квалификации подрядчика. Соответственно, даже если компания или государство заказывают приложение, в дальнейшем с ним ничего не происходит. А учитывая динамичность рынка, без разработки стратегии продвижения и последующей ее реализации разработка приложения становится пустой тратой денег.

В связи с экономическим спадом в стране в целом и в регионе в частности появляется тенденция урезания рекламных бюджетов. Так как разработка мобильного приложения дорогое удовольствие, а выгода от его разработки не прозрачна (для брендированных приложений), компании отказываются от разработки мобильных систем лояльности, магазинов, бонусных программ и промо-приложений.

Местные разработчики мобильных приложений не работают с региональными компаниями. Взаимодействие местных разработчиков с калининградскими компаниями могло бы снизить цены на разработку, повысить уровень доверия к разработчикам, увеличить уровень осведомленности как о разработчике, так и о приложениях за счет «сарафанного маркетинга».

Государство не спонсирует разработку мобильных приложений для государственных учреждений. Все государственные учреждения обязаны иметь web-сайт в интернете. В более развитых регионах (Москва, Санкт-Петербург) больницы и налоговые службы уже разрабатывают мобильные приложения или как минимум мобильные версии сайтов. С тенденцией роста мобильных пользователей в ближайшем времени государству придется выделять деньги на разработку МП для бюджетных организаций.

Читать еще:  12 самых востребованных мужских профессий в Москве

Регион не рекламируется для туристов с помощью мобильных приложений. Как правило, туристы скачивают приложения – карты, гиды, экскурсии заранее. Наличие качественных приложений на иностранных языках улучшит имидж города и области в глазах иностранных туристов. В преддверии ЧМ 2018 года перед Калининградом стоит задача повысить уровень привлекательности для туристов. Мобильные приложения могут в этом помочь.

Не разрабатываются приложения в поддержку мероприятий культурного и спортивного отдыха. Приложения данного вида положительно влияют на социально-культурную сторону жизни населения региона. Возможность купить билет в театр со смартфона, уведомления об интересных мероприятиях города – подобные функции будут мотивировать людей чаще посещать мероприятия, а значит, кроме полезного эффекта, будут приносить и прибыль.

Регион обладает большим профессиональным потенциалом для разработки мобильных приложений, однако все компании работают на более платежеспособные регионы или на другие страны. Также большая часть разработчиков области занимается разработкой игровых приложений, оставаясь на рынке с большей конкуренцией. Фрилансеры предпочитают работать удаленно на крупных игроков бизнеса, вместо того, чтобы предлагать свои услуги по разработке мобильных приложений местным компаниям.

Как мы видим, развитие рынка мобильных приложений региона характеризуется рядом проблем. Для того, чтобы успешно работать на нем компаниям необходимо обозначить приоритеты в своей маркетинговой стратегии. В этом смысле может помочь понимание структуры рынка (см. табл. 1) и ее типа.

Структура рынка мобильных приложений

Анализ рынка мобильных приложений в России

Разработка приложений для мобильных устройств – это процесс, при котором приложения разрабатываются для небольших портативных устройств, таких, как КПК, смартфоны или сотовые телефоны. Эти приложения могут быть предустановлены на устройство в процессе производства, загружены пользователем с помощью различных платформ для распространения ПО или являться веб-приложениями, которые обрабатываются на стороне клиента (JavaScript) или сервера.

Какие мобильные приложения заказывают в России

К нам приходит множество запросов на разработку мобильных приложений. На основе последних 500 заявок мы провели исследование по сегментам, получилось что-­то такое:

Каталоги в данном случае имеют самый широкий смысл: это интернет-­магазины, списки продукции, услуг, т. е. те случаи, когда основной механикой приложения является выбор каких-­либо сущностей из множества. Исключением являются приложения для ресторанного бизнеса и доставки еды, они вынесены в отдельную секцию.

Мессенджеры так же популярны. Как правило, это аналоги уже существующих решений на рынке с небольшими отличительными чертами. Под утилитами подразумеваются приложения, выполняющие какую­-то узкую задачу, например заметки, диктофоны, журналы ссылок, календари и т. п.

Пищевая промышленность включает в себя вышеупомянутые приложения для ресторанного бизнеса, доставку пиццы, суши и другие каталоги еды. Автомобили ­это мойки и такси. Вернее сначала такси, а потом мойки, т. к. заявка на создание приложения этой тематики приходили, наверно, из каждого города.

Интересными с точки зрения популярности являются именно автомобильные приложения и мессенджеры: каждую неделю поступает минимум одна заявка в этих направлениях. Скорее всего это связано с кажущейся простотой реализации этих продуктов: оба типа приложений выглядят довольно несложно, а огромный успех существующих аналогов на рынке постоянно подогревает интерес в этой области.

Кто заказывает мобильные приложения и зачем?

Около 60% от всех заказов это существующий бизнес. Под этим подразумевается не ведение какой-­то вообще предпринимательской деятельности авторами идеи, с создание мобильного приложения как инструмента к уже работающему делу.

Как правило, целью в этом случае является частичный переход в мобильный сегмент: за последние годы количество клиентов, получающих свои услуги и приобретающие товары через мобильное приложение в процентном отношении устойчиво растет, поэтому приходится перемещать свое медиа­присутствие в те информационные области, куда идет движение.

Иногда целью является и расширение клиентской базы, однако эта причина редка: у большинства компаний пользовательский портрет более или менее четко выражен, реализация же других каналов рекламы практически всегда подразумевает получение других групп аудитории, под которых нужно адаптировать предлагаемые товары и услуги. Получить дополнительный сегмент клиентов можно, но конкурировать с теми, для кого этот сегмент является основным и кто присутствует на этом рынке долго, тяжело.

Начать свой бизнес с мобильного приложения хотят соответственно около 40% заказчиков. Опять же, это может быть (в большинстве случаев это именно так) не первый их бизнес, но сама идея является частью отдельного бизнес-­плана. Как правило, это интернет­-магазины, каталоги услуг, и, также, вышеупомянутые такси и мессенджеры. Цель в создании мобильного приложения заключается в сокращении дистанции до пользователя, в персонификации указываемых ему услуг и, как следствие, в его удержании на протяжении более длительного времени.

Насколько это выгодно?

Если приложение разрабатывается для существующей клиентской аудитории, то приложение при должной реализации и продвижении может ощутимо улучшить позиции вашего бизнеса. Хорошие перспективы расширить клиентскую базу и повысить качество оказываемых услуг есть тогда, когда значительная часть вашей аудитории уже использует мобильные приложения.

Например, если у вас есть сайт и он играет важную роль в привлечении клиентов, крайне важно ознакомится со статистикой захода через мобильные устройства. Если же их практически нет, то можно говорить о том, что мобильное приложение не принесет большой пользы.

Если же мобильное приложение задумывается как новый бизнес, то важно понимать ваши конкурентные преимущества, полезность приложения и стоимость привлечения клиентов. Среди наших клиентов в 85% случаев старт нового бизнеса происходит в существующей конкурентной среде. В 15% в чистом поле.

Если конкуренты у приложения уже есть, то отличительные стороны у новой задумки должны быть достаточно сильны чтобы перевесить инерционность пользователей. Особенно, это актуально для мессенджеров и других социальных приложений: пользователи в них общаются тесными группами и мотивация в переходе должна быть сильной.

В том случае, если конкурентов нет, то в первую очередь следует задатся вопросом почему. Как бы ни было это грустно признавать, однако, как правило, причина заключается в том что это просто не работает.

Читать еще:  Бизнес на выращивании и продаже живых елок на Новый год

Так же необходимо иметь в виду тот факт, что стоимость привлечения нового пользователя в мобильное приложение в среднем в 5 раз выше чем стоимость одного нового посетителя на сайте. Т. е. с тем же бюджетом через сайт вы приведете в пять раз больше клиентов, чем через приложение.

Таким образом мобильное приложение для существующего бизнеса с аудиторией, активно использующей мобильные устройства в своей повседневной жизни, имеет хорошие перспективы для развития, и, как правило, не встречает серьезных препятствий на пути своего роста. Реализация же новых идей часто связано со многими рисками и требует тщательного профессионального анализа, но в случае успеха позволяет занять прочные позиции в существующих или только открывающихся нишах.

Рынок мобильных приложений в России: итоги 2015 года

В студии разработки мобильных приложений AppCraft мы занимаемся не только проектированием и разработкой мобильных приложений, но и анализом текущей ситуации на этом рынке в России. Мы подготовили небольшую статью с интересными ключевыми цифрами по итогам 2015 рабочего года.

Какие мобильные приложения заказывают?

К нам приходит множество запросов на разработку мобильных приложений. На основе последних 500 заявок мы провели исследование по сегментам, получилось следующее:

Каталоги в данном случае имеют самый широкий смысл: это интернет-магазины, списки продукции, услуг, т.е. те случаи, когда основной механикой приложения является выбор каких-либо сущностей из множества. Исключением являются приложения для ресторанного бизнеса и доставки еды, они вынесены в отдельную секцию.

Мессенджеры также популярны. Как правило это аналоги уже существующих решений на рынке с небольшими отличительными чертами.

Под утилитами подразумеваются приложения, выполняющие какую-то узкую задачу: например, заметки, диктофоны, журналы ссылок, календари и т.п.

Пищевая промышленность включает в себя вышеупомянутые приложения для ресторанного бизнеса, доставку пиццы, суши и другие каталоги еды.

Автомобили – это мойки и такси. Вернее сначала такси, а потом мойки, т.к. заявки на создание приложения этой тематики приходили, наверное, из каждого города.

Интересными с точки зрения популярности являются именно автомобильные приложения и мессенджеры: каждую неделю поступает минимум одна заявка в этих направлениях. Скорее всего, это связано с кажущейся простотой реализации этих продуктов: оба типа приложений выглядят довольно несложно, а огромный успех существующих аналогов на рынке постоянно подогревает интерес к этой области.

Кто заказывает мобильные приложения и зачем?

Около 60% от всех заказов – это существующий бизнес. Под этим подразумевается не ведение какой-то вообще предпринимательской деятельности авторами идеи, а создание мобильного приложения как инструмента к уже работающему делу.

Как правило, целью в этом случае является частичный переход в мобильный сегмент: за последние годы количество клиентов, получающих свои услуги и приобретающих товары через мобильное приложение, в процентном отношении устойчиво растет, поэтому приходится перемещать свое медиаприсутствие в те информационные области, куда идет движение.

Иногда целью является и расширение клиентской базы, однако, это редкость: у большинства компаний пользовательский портрет более или менее четко выражен, реализация же других каналов рекламы практически всегда подразумевает получение других групп аудитории, под которых нужно адаптировать предлагаемые товары и услуги. Получить дополнительный сегмент клиентов можно, но конкурировать с теми, для кого этот сегмент является основным и кто присутствует на этом рынке долго, тяжело.

Начать свой бизнес с мобильного приложения хотят соответственно около 40% заказчиков. Опять же, это может быть (в большинстве случаев это именно так) не первый их бизнес, но сама идея является частью отдельного бизнес-плана. Как правило это интернет-магазины, каталоги услуг, и, также, вышеупомянутые такси и мессенджеры.

Цель в создании мобильного приложения заключается в сокращении дистанции до пользователя, в персонификации указываемых ему услуг и, как следствие, в его удержании на протяжении более длительного времени.

Насколько это выгодно?

Если приложение разрабатывается для существующей клиентской аудитории, то приложение при должной реализации и продвижении может ощутимо улучшить позиции вашего бизнеса. Хорошие перспективы расширить клиентскую базу и повысить качество оказываемых услуг есть тогда, когда значительная часть вашей аудитории уже использует мобильные приложения.

Например, если у вас есть сайт и он играет важную роль в привлечении клиентов, крайне важно ознакомится со статистикой захода через мобильные устройства. Если же их практически нет, то можно говорить о том, что мобильное приложение не принесет большой пользы.

Если же мобильное приложение задумывается как новый бизнес, то важно понимать ваши конкурентные преимущества, полезность приложения и стоимость привлечения клиентов.

Среди наших клиентов в 85% случаев старт нового бизнеса происходит в существующей конкурентной среде. В 15% – в чистом поле.

Если конкуренты у приложения уже есть, то отличительные стороны у новой задумки должны быть достаточно сильны чтобы перевесить инерционность пользователей. Особенно, это актуально для мессенджеров и других социальных приложений: пользователи в них общаются тесными группами и мотивация в переходе должна быть сильной.

В том случае, если конкурентов нет, то в первую очередь следует задастся вопросом почему. Как бы ни было это грустно признавать, однако как правило причина заключается в том что это просто не работает.

Так же необходимо иметь в виду тот факт, что стоимость привлечения нового пользователя в мобильное приложение в среднем в 5 раз выше, чем стоимость одного нового посетителя на сайте. Т.е. с тем же бюджетом через сайт вы приведете в пять раз больше клиентов, чем через приложение.

Таким образом мобильное приложение для существующего бизнеса с аудиторией, активно использующей мобильные устройства в своей повседневной жизни, имеет хорошие перспективы для развития, и, как правило, не встречает серьезных препятствий на пути своего роста. Реализация же новых идей часто связана со многими рисками и требует тщательного профессионального анализа, но в случае успеха позволяет занять прочные позиции в существующих или только открывающихся нишах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector